5
ОТ АКВАРЕЛИ К КОМПЬЮТЕРУ И ОБРАТНО
В примечаниях к статье М.Волошина "Индивидуализм в искусстве", воспроизведённой в "Литературных памятниках", К.М.Азадовский
мимоходом замечает: "Однако его попытка доказать,
что главный враг современной живописи - масляные
краски, неубедительна и может быть без труда
опровергнута."
Ой ли!
Боюсь, не всё так просто.
Я думаю, что
актуальность этой "попытки" сегодня много возросла
в сравнении с началом века.
Появились такие "машинные" техники живописи, что об "интимном
общении с материалом" уже не может быть и речи.
Человек с аэрографом в руке неизбежно и радикально
отличается в своём мироощущении от того, кто
держит в руках кисть.
Что же говорить о том, кто
сидит перед экраном компьютера?
Пока это скромно
называется "компьютерной графикой".
Но непрерывное
совершенствование компьютеров и программ уже в
ближайшем будущем породит совершенно необычное
явление - "компьютерную живопись".
Я хорошо представляю себе связанные с этим
технические и математические трудности.
Во много
раз нужно увеличить количество и плотность точек
на экране, число оттенков цветов и градацию
яркости.
Нужно создать математические модели и их
программные реализации для имитации фактуры
носителя (холст, картон, бумага, дерево и т.п.),
рельефа красочного слоя - далеко не всегда картина "плоская" - а также таких сложных явлений как
растекание краски по поверхности, смешение красок,
движение кисти или мастихина - ведь их след часто
остаётся в картине.
Нужно суметь найти такое
свечение экрана, чтобы казалось, будто картина на
нём лишь отражает падающий на неё свет, а не сама
светится.
Нужно изобрести новые технические
средства ввода команд человеком и управления
процессом живописания.
И так далее, и так далее.
Но все эти трудности преодолимы.
Кроме того,
вопрос об имитации будет актуален лишь поначалу.
Разве пишущая машинка имитирует движение гусиного
пера?
Гораздо более важные и трудные проблемы,
которые возникают в связи с современной живописью
вообще и в связи с будущей компьютерной живописью
в особенности, - это проблемы не технические, и не
научные.
Здесь затрагивается, или даже потрясается
до основания, сама сущность искусства и его место
в жизни человека.
Перед нами снова встают вечные
вопросы: что такое искусство? для чего оно
существует? кто такой творец?
Можно легко уклониться от ответа на эти
вопросы простым заявлением, что дело не в
средствах, применяемых творцом, а в его таланте.
Разве Пушкин великий поэт потому, что он писал
гусиным пером?
Конечно, нет!
Ответ очевиден и потому - неверен.
Смею
утверждать, что если бы Пушкин вводил свои стихи с
клавиатуры компьютера, он бы не был Пушкиным и
стихи его были бы совсем другие.
Может быть, тоже
гениальные - но другие.
И "Мона Лиза" принципиально не могла быть написана акриловыми
красками.
Самое удивительное, что в некоторых
искусствах невозможность модернизации средств для
всех очевидна.
Можно ли представить себе чайную
церемонию, во время которой вода нагревается в
электрическим чайнике, и каждому в чашку кладут
порционный бумажный пакетик с чаем?
Разве, при
всём уважении к технике звукозаписи, люди не
предпочитают слушать певцов и музыку "живьём"?
На самом деле модернизация приводит часто к
появлению новых видов искусства, оставляя старые в
покое и сохранности.
Кинематограф не отменил
театр, а телевидение не отменило кинематограф.
Может быть, и компьютерная живопись станет ещё
одним видом искусства, оставляя в покое и
сохранности и масло, и темперу, и акварель?
Наверное, так и будет - и овцы целы и волки сыты.
И всё же это ещё одно уклонение от ответа на
вопросы.
Произведение искусства - это то, что людям
нравится.
Нравится смотреть, слушать, нюхать,
трогать руками.
Но человека совсем не трудно
приучить любоваться самой низкопробной пошлятиной,
даже гадостью.
Если приучать с детства.
Препятствием здесь может оказаться только природа,
откуда красота в конечном счёте и заимствуется.
Но
для большинства современных людей контакт с
природой ограничен и тем самым вторичен.
Уже очень
многим дикая природа наносит психологический удар,
вызывая состояние дискомфорта, тревоги и
неудобства, а вовсе не эстетическое наслаждение.
Как бы глубоко не сидело в нас врождённое чувство
красоты (если оно врождённо), оно всё же не столь
безусловно и физиологично как дыхание, глотание,
мигание и зевота.
Красота условна, поскольку
является объектом свободного выбора человеком.
Если искусство всего лишь соответствует
своему времени и покорно следует за человеком в
его историческом пути, то возникает вопрос: куда
идёт человек? почему и зачем? что его толкает? или
что его зовёт?
Если искусство отказывается быть
причиной и целью человеческого движения, то что же
становится этой причиной и этой целью?
И зачем
вообще нужно искусство?
Мы живём в эпоху, когда из всех искусств одно
уже стремится ограничить свои средства и в
следующем веке, будем надеяться, достигнет в этом
успеха.
Это искусство войны.
Но разве эскалация
прогресса в технике живописи менее опасна?
То, что
происходит в сфере духа, не так заметно, но
потенциально более разрушительно.
Именно здесь
находится главная опасность на пути человека.
И
слава Богу, что первые проявления этой опасности
мы можем наблюдать в столь наглядной, в столь
вещественной форме - в форме ядерного гриба.
Ужаснувшись этому проявлению, нужно же задуматься
о том, что его породило?
Его породили история,
культура, литература и искусство.
На очереди ещё
одно глобальное и страшное порождение, требующее
нового самоограничения, - опасность экологической
катастрофы.
Искусство не может быть равнодушно к своим
средствам.
Тем более - художник.
Искусство может
существовать при любых средствах, но только если
художник эти средства "переварил", если они
осознаны во всей ретроспективе прошлого и
перспективе будущего, если художник стал выше
своих средств.
Бездумно и весело поспешая за
техническим прогрессом, художник превращается из
проводника в осла, которого ведут на верёвочке.
Самое большее, на что он способен в этом
положении, - упираться и мотать головой.
Не пора
ли во имя будущего отказаться от атомных,
водородных и нейтронных средств рисования картин?
Конечно, нас столько раз звали "назад - в
пещеры", грозя концом света, что это уже даже и не
смешно.
Но, чёрт возьми, почему чуть ли не каждый
второй из великих людей прошлого оказывался среди
любителей пещер.
Что это на них находило?
Разве
они не знали о неудачных и даже смехотворных
пророчествах своих предшественников?
Конечно
знали, и всё равно продолжали предостерегать.
Почему?
Ведь даже с точки зрения Волошина
преимущества компьютерной живописи очевидны.
Компьютерная картина может войти в каждый дом, а
не чахнуть в специальных выставочных залах "для
неизлечимо сумасшедших".
Художник и ремесленник
вновь воссоединятся в программисте и операторе.
Каждый человек становится пересоздателем и
со-творцом не только в смысле восприятия картины,
но и буквально: картину в своём домашнем
компьютере можно менять по своему вкусу, не
беспокоясь о сохранности оригинала.
Творчество
достигает высшей стадии индивидуализма, становясь
полностью анонимным: раз созданная, картина живёт
в тысячах и тысячах копий, каждая из которых может
изменяться и порождать новые тысячи копий.
Автором
становится "хоровая община" владельцев
компьютеров.
Исчезают сами понятия копии и
оригинала, как в вопросе о курице и яйце.
Куда уж лучше?!
Только почему-то подташнивает
от такой перспективы реализации Волошинской
программы.
Может быть, компьютерная картина слишком
совершенна, а настоящее искусство, превосходя
совершенство, нуждается в изъяне?
Может быть,
компьютер слишком облегчает труд художника, а без
грубых, физических трудностей искусства не бывает?
Может быть, сопричастность творчеству и его
анонимность невозможны без дистанции между творцом
и остальными?
Может быть, растекание акварели по
мокрой бумаге невозможно имитировать, а то, что
имитировать можно, не имеет отношения к искусству?
Может быть, доступность искусства должна быть
ограничена, в том числе и грубо физически?
Может
быть, компьютер плох тем, что не оставляет шанса
на ошибку, а искусство - это и есть ошибка?
Может
быть, компьютер - слишком хорошее средство, а
искусство рождается из неудобства и сопротивления?
Наверное, к концу века мы уже можем сказать: "старое, доброе масло".
Но я всё же предпочитаю
акварель.
Я просто не могу ждать, пока масляная
краска подсохнет, чтобы продолжать картину.
К тому
же вода - она такая живая.
А бумага - она такая
интимно близкая и белая.
А кисть - такая древняя и
мягкая.
Есть и ещё одно преимущество акварельной
живописи.
Небесспорное, даже сомнительное, но
вскрывающее важный аспект сущности искусства.
Бумага - недолговечна и непрочна.
Кэнко-хоси в "Записках от скуки" написал: "Когда кто-то сказал,
что обложки из тонкого шёлка неудобны тем, что
быстро портятся, Тонъа заметил в ответ: "Тонкий
шёлк становится особенно привлекательным после
того, как края его растреплются, а свиток,
украшенный перламутром, - когда ракушки
осыплются." С тех пор я стал считать его человеком
очень тонкого вкуса."
Именно тонкости вкуса не хватает даже в самой
лучшей масляной картине.
Акварель в живописи - то
же, что поэзия в литературе.
Поэзия в узком смысле
- стихи, и поэзия в широком смысле.
Но акварель - не любые стихи.
Отличительная
особенность акварели - невозможность исправлений.
Акварельную картину нельзя не только "записать",
но даже подправить.
Если что-то испорчено -
испорчено навсегда.
Акварелью нужно рисовать очень
быстро: 90% успеха определяется правильным
соотношением влажности бумаги и кисти.
Картину в
главном нужно успеть написать за то короткое
время, пока бумага сохнет.
Чуть раньше - краска
слишком расплывается, чуть позже - штрих
получается слишком жёстким.
Скорость рисования
акварелью определяет по существу импровизационный
характер письма.
И не случайно именно в китайском
мире, где живопись - вся - это акварель, такую
большую роль играло импровизационное
стихосложение.
Во времена расцвета японской
поэтической традиции, в эпоху Хэйан, стихи - все -
создавались как импровизации.
"Работа над стихом" считалась отступлением от самого духа поэзии и,
если поэт иногда всё же проделывал такую "работу",
он это тщательно скрывал, чтобы не быть уличённым
в дурном вкусе.
Импровизация легла в основу всей китайской
эстетики и была доведена до логического конца в
эстетике японской со всей свойственной японцам
способностью воспринимать и доводить до
логического конца.
Именно поэтому в танка - 31
слог, а в более поздней хайка - 17 слогов.
Именно
поэтому японская проза - наоборот - чрезмерно
многословна как "поток сознания" и не знает
черновиков.
А китайская и японская живопись даже
радикальнее акварели: если акварельная краска
может быть густой, то китайская тушь всегда
жидкая; если акварельная бумага толстая и рыхлая,
то китайская - тонкая и мягкая как туалетная
бумага.
В технике акварельной живописи, как ни в
какой другой, приходится сталкиваться со
своенравностью материала и инструмента: бумаги,
воды, краски и кисти, - с их самовольным,
независящим от художника взаимодействием друг с
другом.
Кисть сама танцует, краска сама льётся,
бумага сама впитывает.
Художнику остаётся лишь
следить и чуть-чуть направлять это естественное,
самопроизвольное творение картины.
Он ничего не
может приказывать, ему некогда думать.
Если он
хочет добиться успеха, он должен забыть о своём
замысле, о самом себе и стать кистью, краской и
бумагой.
В акварельной живописи, как ни в какой
другой, художник рисует своей душой, её
непосредственным и бессознательным движением.
Поэтому очень часто получается совсем не то, что
задумал, и не дай Бог пытаться "воплотить замысел" - замучаешь картину.
Не эта ли зависимость художника от материала
породила две, казалось бы противоположные и
противоречащие друг другу, составляющие китайской
эстетики: обширную и тщательно проработанную
техническую терминологию (все эти "кости и мясо",
влажность и сухость, твёрдость и мягкость,
классификацию штрихов и т.п.) и необычайную
насыщенность философской проблематикой?
Не эта ли
покорность художника естественной природной
сущности материала, который и материалом то уже
нельзя назвать, настолько эта среда живая, не эта
ли покорность природе создавала отличительную
особенность традиционной китайской живописи - на
неё всегда приятно смотреть?
Про неё никогда
нельзя сказать то, что довольно часто приходится
говорить о западной, особенно современной,
живописи: "Это ужасно и гадко - но это впечатляет
и воздействует."
Ведь это свойство самой природы:
её красота может быть страшной или необычной, но
никогда - внушающей отвращение.
И не случайно акварелью почти невозможно
написать гадкую картину - существо бумаги, воды и
кисти противится этому.
1995 г.
|