19. Категории Липовки:
Облака
 
 
Дорогу в Липовку можно найти по облакам.
 
  По облакам, плывущим в небе. По облакам, плывущим по воде Старицы. Старица - это часть бывшего русла реки Мокша. Это как озеро, но шириной и длиной как река. Вода не течёт вдоль Старицы. Но вода в Старице проточная - она течёт поперёк: втекает ручьями и вытекает ручьями, она течёт вширь: прибывает ключами и растекается по болотцам. Вода не течёт вдоль Старицы, но облака плывут вдоль Старицы. Облака плывут по воде. 

 Это нужно продумать: облака плывут по воде. Ведь облака - это тоже вода, как и снег. Три ипостаси воды. 

 Вода течёт по земле, хотя точнее было бы сказать: вода течёт под землёй, потому что свойство воды - стекать вниз; вода рек и озёр выступает из-под земли и остаётся всё ещё чуть ниже земли; если воды прибывает слишком много, она не поднимается вверх, а, стремясь вниз, растекается по поверхности земли, ища углубления. 
  
 Вода течёт под землёй, облака плывут над землёй (в небе), снег лежит на земле. Вертикальная триада воды: 
 

облака
-
над  землёй
снег
-
на  земле
вода
-
под  землёй
  
Это соответствует триаде Небо-Человек-Земля: 
  
облака
-
небо
снег
-
человек
вода
-
земля
 
Облака стремятся в небо, вода - в землю; между небом и землёй - снег и человек. Снег - сущность человека? 

 Небо - начало мужское, ян; земля - начало женское, инь. Облака - ян; вода - инь. 

 Действительно, в Китае вода считается женским, "иньским" началом. Тогда и снег, и человек - это единство ян и инь? Великий Предел? Человек в себе разделён на два пола и жизнь зачинается их соединением. Если снег сжать, он превращается в воду; если снег рассеять, он подобен облаку. Снег рождается в небе, падает на землю, проводит свою жизнь на земле и, умирая, уходит под землю талой водой. Человек проводит свою жизнь на земле и, умирая, уходит под землю. Человек рождается в небе? 

 Я говорю "облака", но, может быть, правильнее говорить "облако"? Вода и снег - это субстанции. Вода не единица вод, снег - не единица снегов. Нельзя увидеть воду как отдельное нечто, нельзя увидеть снег как отдельное нечто. Воды - не много вод, а много озёр и рек; снега - не много снегов, а много снежный полей. В сущности, воды - то же самое, что вода; снега - то же самое, что снег. Разница здесь как между субстанцией и её явленной наличностью. Воды - не много вод, а много воды; снега - не много снегов, а много снега. Не так с облаками и облаком: облака - это именно много облаков. Можно увидеть отдельное облако. Одинокое облако, плывущее в пустом небе. Облако подобно душе человека. 

 По принципу соответствия макро- и микро-косма, можно взглянуть на внутренний мир воды. Тогда вода - это живой организм. Облако - душа воды, вода - кровь воды, снег - кости воды. Или лучше сказать: 
 

облако
-
сердце воды
вода
-
кровь воды
снег
-
скелет воды
  
 Тогда будет точное соответствие рода: 
  
оно
-
облако, сердце
она
-
вода, кровь
он
-
снег, скелет
  
 Если сердце понимать так, как его понимают китайцы - как единство чувства и мысли - синь, то оно действительно среднего рода: единство мужского духа и женской души. Облако. 

 И в целом, объединяя внешнюю и внутреннюю вертикальные триады воды, мы получим: 
 

оно сердце облако небо ян
он скелет снег человек Великий Предел
она кровь вода земля инь
 
 Правда, здесь средний род оказывается наверху, а мужской - в центре, и соответствие инь, ян и Великого Предела женскому, мужскому и среднему родам также нарушено. Ян - средний род, Великий Предел - мужской род, а надо бы наоборот. И человек как единство инь-ян не соответствует сердцу как единству души и духа. Отчего возник этот разлад? 

 Посмотрим на наши триады в контексте пространственной схемы 8 триграмм китайской "Книги Перемен". Есть два расположения триграмм по 8 сторонам света: 
 

"ПРЕЖНЕЕ НЕБО"
 
 
озеро
 
 
небо
ветер
огонь
 
Ю
В
З
С
 
вода
 
 
гром
 
 
земля
гора
 
расположение Фу Си
 
"ПОСЛЕДУЮЩЕЕ НЕБО"
 
 
ветер
 
 
огонь
земля
гром
 
Ю
В
З
С
 
озеро
 
 
гора
 
 
вода
небо
 
расположение Вэнь-вана
 
 
 В "Прежнем Небе" центральную вертикаль юг-север занимала оппозиция Небо-Земля, то есть среднего и женского рода, а среднюю между Небом и Землёй горизонталь восток-запад занимала оппозиция Огонь-Вода, то есть мужского и женского рода. Человек между Небом и Землёй был единством мужского Огня и женской Воды. 

 Но при переходе к "Последующему Небу" Небо и Земля поменялись местами и сдвинулись к западу, а средняя горизонталь Огонь-Вода превратилась в центральную вертикаль юг-север. То есть вместо центральной вертикали среднего Неба и женской Земли стала вертикаль мужского Огня и женской Воды. 

 Может быть, вместо слова женского рода "Земля" будет лучше говорить слово среднего рода "Основание". Тогда в "Прежнем Небе" человек жил между вышним Небом и нижним Основанием, но сам был разделён на мужской Огонь и женскую Воду. Человек был живым единством инь-ян, а их абстрактное, неподвижное единство воплощалось в Небе и Основании: Небо - мужской средний род, Основание - женский средний род. 

 При переходе к "Последующему Небу" человек сам захотел занять космическую вертикаль: мужчина занял место Неба, женщина - место Основания (Земли). Сердце разделилось на дух и душу. Смешение представлений "Прежнего" и "Последующего Неба", их переход из одного в другое и дало то несоответствие, которое мы видели в триадах. 

 Здесь может возникнуть вопрос: корректно ли объединять китайские триграммы и грамматический род слов русского языка? Нужно заметить, что в китайском языке нет показателя рода, но "вода" действительно считается женским началом, "огонь" - мужским. В конце концов, и китайская оппозиция инь-ян и грамматический род русского языка имеют один исток. 

 8 триграмм - это универсальная классификационная схема. В таком качестве её можно применить для анализ мира воды: 
 

триграмма  вода  это  вода
триграмма  ОГОНЬ  это  пар
триграмма  НЕБО  это  облако
триграмма  ЗЕМЛЯ  это  снег
триграмма  озеро  это  озеро
триграмма  ГОРА  это  лед
триграмма  ГРОМ  это  дождь
триграмма  ВЕТЕР  это  роса
 
 
 
озеро
 
 
облако
роса
пар
Ю
В
З
С
вода
 
 
дождь
 
 
снег
лед
 
 
 Заменяя "воду" на "туман" (оппозиция пар-туман: горячий-холодный) и помещая "воду" в центр получаем все 9 клеток: 
 
 
 озеро
 
 
облако
 
 
роса
 
 
пар
 
 
вода
 
 
туман
 
 
 дождь
 
 
снег
 
 
лед
 
 
При этом сохраняются присущие триграммам оппозиции центрально-симметричных клеток 9-клеточного квадрата: 
  
облако  - снег  (небо-земля)
пар  - туман  (горячий-холодный)
дождь  - роса   (сверху-снизу)
озеро  - лед  (жидкий-твердый)
  
 Добавляя "град" и преобразуя квадрат "Ло шу" в крест "Хэ ту", получим: 
 
квадрат ЛО ШУ
 
4
9
 
2
 
 
 
 
3
 
5
 
7
 
 
 
 
8
 
1
6
 
 
крест ХЭ ТУ
 
 
 
7
 
 
 
 
2
 
 
8
3
 5/10
4
9
 
 
1
 
 
 
 
6
 
 
 
 
 
вода - жидкая, непрерывная
туман
град - твёрдый, дискретный
роса
 
дождь
пар

вода

град

озеро
облако
 
дождь -
пар
снег
туман -
роса
 
облако -
озеро
лёд
лёд -
снег

 

 Все десять ипостасей воды. 

 9 из этих "ликов" воды (кроме собственно воды) выстраиваются в три ряда по трём агрегатным состояниям вещества: 

 
облако туман
пар
газовое оно он он ОНО Тай-Цзи

лёд

снег град твёрдое он он он ОН ян
озеро дождь роса жидкое оно он она ОНА инь

 

Единица жидкой воды - капля дождя, росинка.

Единица твёрдой воды - снежинка, градинка.

Единицы газообразной воды нет, зато есть облако. Одинокое облако, плывущее в пустом небе. 

 Облако плывёт по воде Старицы и приводит в Липовку. Из облака может пойти дождь и луга станут мокрыми. Или из облака посыпется град и градинки будут подпрыгивать от земли. Зимою из облака опускается снег и укрывает землю. Вода Старицы превращается в лёд и теперь можно добираться в Липовку напрямую - по зимнику. Весною снег тает и талая вода уходит в землю. Тает лёд на Старице. Летом солнце прогревает воду и вечерами над Старицей поднимается пар. Ранними утрами в лугах выпадает роса и они становятся серебристыми. В августе по утрам и вечерам белый туман стелется по земле, завораживает лес, в исчезающих лугах одиноко витают редкие деревья, туман протягивает свои щупальца в деревню и дома один за другим тают в нём. Осенью туман сменяется дождями и ближе к зиме дожди незаметно превращаются в снег, а роса - в иней. 

 Вот он - одиннадцатый лик воды - иней. Добавляем иней и получаем одиннадцатичастный "мир воды". Кстати, одиннадцать - сакральное число китайской нумерологии, символизирующее единство Неба (6) и Земли (5): 11=6+5. 

МИР ВОДЫ
3 агрегатных состояния

триграмма

огонь

он
пар
ян

триграмма

вода

она
вода
инь
он
лёд
ян
8 природных обликов воды
в небе
ВЕЛИКИЙ

ПРЕДЕЛ

на земле
облако
озеро
оно
оно
с неба падают
у земли рождаются
дождь
он
ян
триграммы
ян
он
туман
снег
он
ян
НЕБО
ВОДА
инь
она
роса
град
он
ян
ЗЕМЛЯ
ОГОНЬ
ян
он
иней

 

Так рождается мир воды.

Вода - это одно.

Это одно рождает два: лёд и пар.

Эти трое рождают восемь: облако, озеро, дождь, снег, град, туман, росу, иней.

Эти восемь рождают всю тьму вещей мира воды. 

 Это градация облаков: слоистые, перистые, кучевые, дождевые, лёгкие, тяжёлые, густые, редкие, тучи. 
 Это градация дождей: проливные, моросящие, затяжные, грибные, муссонные. 
 Это не только озеро как репрезентант водоёма, но и река, ручей, ключ, родник, пруд, омут, лужа, море, океан. 
 Это не только снег, но и снежинка, снежок, снеговик, позёмка, метель, пурга, сугроб. 
 Ещё это сочетания: "облако плывёт по воде", "снег тает", "ручей впадает в озеро", "дождевая туча". 

 Так рождается мир воды. 

 Но сердце воды - облако. Облако - это душа, воспоминание, мечта, сон. Облако- сон. А поскольку сон - это инобытие времени, то облако и время связаны друг с другом. Время утекает как вода, не останавливаясь, - это бодрствование. Время плывёт как плывут облака в небе - это сон. 

 Облако - это сон воды и дождь - пробуждение. Облако, плывущее в небе, - это сновидение? 

 Мир облаков причудлив и грандиозен. Это прекрасно видно в иллюминатор самолёта. На облаках помещаются боги и ангелы. Можно часами лежать на траве в лугах Липовки и смотреть на облака.