Игорь Бурдонов

О русофобии

 

Последнее время что-то много пишут о русофобии.
Как те, так и другие.
Скажу и я кое-что.
Русофобию человека, не имеющего и не имевшего отношения к России и СССР, объяснить легко. Это либо от невежества и бескультурья, либо профессиональное.
Другое дело, человек выросший и воспитанный в русской культуре.
Он может быть русофобом по малолетству, так сказать, из чувства юношеского противоречия. Это не страшно, это с годами проходит.
Ещё он может быть русофобом, если можно так выразиться, в качестве оправдания. Например, уехал из России или раньше, из СССР, и этот поступок следует оправдать чем-то «возвышенным», чтобы никто не подумал, что он уехал «за колбасой», как говорили в советское время.
Наконец, человек может стать русофобом по убеждению, как результат большого опыта в зрелом или даже преклонном возрасте. По сути, это тоже вариант оправдания: только не в «пространственном» смысле – уехал, а во «временном» – жизнь не удалась. Такие обычно говорят: «Угораздило же меня родиться в России (или в СССР). Родился бы в другом месте, всё было бы по-другому». Это, конечно, правильно: в другом месте всё было бы по-другому. Но тогда это был бы другой человек, не тот, о котором мы говорим.
Русский человек (в широком смысле, не только и не столько национальность) становится русофобом, когда теряет связь со своим детством. По сути, это означает, что он теряет себя. А поскольку это очень некомфортное состояние, он ищет альтернативу: если не русофил, значит, русофоб. Дело в том, что человек никогда не винит себя в потере себя, в этом виноват должен быть кто-то другой. Или другие – народ. Или другое – государство.
Конечно, любой нормальный человек разделяет понятия народ, страна и государство, тем более, действующая власть. Но одно дело разделять, а другое дело – разрывать и противопоставлять, отрицая все связующие нити.
Человек, употребляющий к месту и не к месту слова «совок», «совковость», «ватник», быдло и т.п., сделал первый шаг к русофобии. Потому что СССР – это часть истории России, её нельзя просто взять и выкинуть. Можно очень по-разному относиться к советскому периоду, но глупо считать, что в этот период не было русских и не было России. А в смысле трагичности и неоднозначности этот период не уникален, просто мы болезненнее воспринимаем то, что рядом, а то, что далеко, нам как-то по фигу. И ещё – это был преинтереснейший эксперимент, но хорошо это или плохо, почему эксперимент не удался и т.п. – об этом сейчас я писать не буду.
Ещё ближе к сегодняшнему дню «лихие девяностые». Здесь ещё меньше серого (или цветного, если угодно): либо чёрное, либо белое. Для одних это «царство свободы», для других – «крушение всего». Первым я бы сказал, что больше всего свободы на краю пропасти, а ещё больше – в процессе свободного падения в неё. Вторым я бы сказал, что крушиться может лишь то, что для этого созрело, точнее, перезрело и гниёт. «Чтоб тебе жить в эпоху перемен» – проклинают китайцы, но именно у китайцев главная книга – «Книга Перемен».
Наконец, ныне действующая власть. Я ни разу не голосовал (и не собираюсь голосовать)  за Путина (тем более, за Медведева). Я наблюдаю чудовищное переплетение каких-то замшелых советских традиций, глупейших до идиотизма останков «лихих девяностых», нарождающегося мракобесия и разгульного «разрушим до основанья». Мы всё ещё живём в «эпоху перемен». Вот только, мне кажется, что и в такое время нужно жить. А жизнь, в том числе, жизнь народа, страны и государства – сложная штука. Меня удручает, что чем дальше, тем больше рецепты улучшения жизни становятся всё более простыми: как от власти, так и от оппозиции. Поэтому я не хожу ни на какие митинги: ни за, ни против. Я достаточно находился на митинги в конце восьмидесятых и начале девяностых, но тогда это хоть как-то можно было оправдать тем, что никто не верил, что советская власть не «крепка», только-только начинали догадываться. А сейчас я знаю: никакая власть не крепка, и ни о какой смене власти нельзя сказать «это к лучшему».
Вот я всё это написал, а чувствую, что без толку. Всё равно слишком много людей руководствуются простейшей логикой: 1) у нас в стране жить плохо, совсем не так, как в Европе или в Штатах, 2) в этом виновата действующая власть, 3) эту власть надо поменять, а для этого народ должен подняться, 4) народ почему-то не поднимается, значит, он быдло, 5) хрен с ним, с народом, все революции делались прогрессивным меньшинством, 6) не получается революция, почему? потому, что Россия – «страна рабов», ничего в ней хорошего не было, нет и не будет, русский народ – «генетический мусор», а территорию надо поделить и заселить другими.
Вот как-то так.
А я задаюсь вопросом: а разве большая часть мира не живёт совсем не так, как Европа или Штаты? Кто-то лучше, большинство хуже. И что? Они должны возненавидеть свой народ и свою страну? И почему все должны жить так же, как в Европе или Штатах? Мало ли кому что нравится, мне вот нравится японская и китайская культуры, но я вовсе не хотел бы жить в Китае или Японии, или как в Китае или Японии. Равно как в Англии, Германии или Штатах. Просто потому, что я русский. Как-то вот на старости лет я осознал это более отчётливо. У любой медали есть оборотная сторона, и ни одна не лучше и не хуже другой. Но есть своя «медаль», а есть чужие.
Ну, и чтобы завершить тему: есть ещё такое понятие – «человек мира». Тут, как водится, два смысла. Либо «манкурт» «без роду-племени», либо настолько уже русский, что ему по фигу где жить, всё равно русским до мозга костей остаётся. Хотя в последнем случае, конечно, имеет место быть ностальгия, но это уже личные проблемы этого человека.
«Русский русофоб», к сожалению, не оксюморон. Но и волноваться особо не следует: это было, есть, и будет. Аминь.

13 июня 2017