Игорь Бурдонов

Стрекоза и муравей

 

https://www.facebook.com/domrebenok/photos/a.132639863493017.29410.116780718412265/1018599821563679/?type=3

"А ведь и правда..."

Нет, не правда.

Отдельный человек, будучи свободен в своих поступках, конечно, может приютить и обогреть. Но басня обсуждает не свободу выбора человека, а моральные нормы поведения.

Моральная норма не может предписывать приютить и обогреть, поскольку она направлена на то, чтобы воспитывать в людях чувство ответственности. Без этого общество деградирует: сначала все захотят стать стрекозами, потом будут недоумевать, почему их не хотят приютить, далее потребуют, чтобы их обязательно приютили, и, наконец, применят насильственные меры к тому, чтобы их приютили.

Противоположная мораль, сколь бы привлекательной она ни казалась, имеет оборотную сторону. У мальчика это уже проявляется во фразе «муравьи, конечно, полезные животные, но...» Результатом будет деление людей на «полезных животных» и тех, кто создан для того, чтобы «порхать, просто так, для красоты». Конечно, парадоксальность истории в том, что именно разделение людей по этому принципу и создало цивилизацию. У животных вожак стаи не освобождается от каких-либо обязанностей за счёт других членов стаи. Но мораль, по Канту, – это то, что должно быть, а не то, что есть. Поэтому мораль всегда находится в некоторой оппозиции к устройству общества. И если в обществе есть деление на «порхающих» и «полезных», то мораль это осуждает.

15 января 2017