Игорь Бурдонов

ПРОБЛЕМА ЮБИЛЕЯ В ТЕОРИИ ПОДВАЛА #1

 

1.      Введение

Поскольку исследования подвала находятся в начальной стадии и предлагаемые модели далеки от формальных, мы считаем необходимым оставить открытым для обсуждения тот источник, который рождает подвальную жизнь и который обычно выносится за рамки строгой, полной и законченной теории. В духе китайской математики, мы будем изучать картину подвала как проявление тех или иных расположений единых черт мира и жизни. Согласно одному из определений, подвал - это островок тонких излучений [Хуан-ди, Сафо, Тютчев, Глеб Седельников, Валентин Загорянский и Вилли Мельников-Строквист в "Основах Муфталингвы"]. Речь идëт о реликтовом излучении, который остался после творения мира и суть разность между изначальным хаосом, в котором есть всë, и сотворëнной вселенной, которая есть лишь одна из возможных.

В терминах более узкой семантики, подвал расположен в фундаменте здания, но им не является. Тем самым, подвал нельзя отнести ни к несущим конструкциям мира, ни к пространствам для жизни. В известном смысле, подвал лишний, он относится к тем вещам, полезность которых не в наличии, а в отсутствии, подобно пустоте внутри втулки колеса, внутри сосуда и внутри дома. Для обычной жизни подвал не нужен, и стремление спуститься вниз выглядит странным. Вместе с тем подобная маргинальность не есть сущность подвала, хотя подвал безусловно маргинален. Некоторые авторы резонно полагают, что это обычная жизнь маргинальна по отношению к подвалу подобному тому, как маргинальна вселенная в потоке Божьего промысла. Если подвал - это язык, то на нëм никто не говорит, но все другие языки говорят благодаря ему [Хуан-ди, Аристотель, Гумбольдт, Витгенштейн, Александр Бубнов, СергейФедин и Вилли Мельников-Строквист в "Основах Муфталингвы"].

Формат китайской математики требует периодически говорить стихами, с них мы и начнëм.

Трель соловья на исходе весны,
Или волны, что лижут камни,
Или чая немой аромат,
Или люди, что чая ждут,
Или время, что вдруг исчезло,
В середине удара сердца...

Путник, идущий в этом направлении, неизбежно приходит в подвал, чтобы выпить чаю.

2. История вопроса

В мире сущестует много подвалов, но только один имеет #1. Согласно широко распространëнному заблуждению, это означает нечто возвышенное. На самом деле, это просто адрес: улица Космонавта Волкова, подвал #1. Причина, по которой исследователи уделяют особое внимание этому подвалу, на первый взгляд проста и кроется в истории: мы спустились в подвал #1 тогда, когда все остальные выходили из подвалов на гребне ложной понятой свободы. Многие опомнились и вернулись, многих унесли стремительные воды обычной жизни. Мы остались.

Одним из первых в подвал спустился философ Вадим Беров. В духе китайской математики, он принëс с собой теорию передвижения ледников, философию ëжиков и музыкальный язык невостребованных звуков. В то время в подвале уже находился художник Александр Белугин, маявшийся в жизни смыслом живописи и в живописи - смыслом жизни, пытаясь, в духе китайской математики, соединить несоединимое и различить тождественное. Вадима Берова привëл Игорь Бурдонов, в то время особо настрадавшийся от китайской математики, с помощью которой он исчислял свои стихи и акварели, и неосознанно искавший людей, на которых мог бы всë это выместить.

Как полагает большинство исследователей, тот факт, что основателей было трое не есть нечто особенное, а всего лишь проявление обычной магии числа три: от Троицы в Небесах до троих в подворотне [Хуан-ди, Пифагор, почти все китайцы,Владимир Еремеев и, само собой, Вилли Мельников-Строквист в "Основах Муфталингвы"]. Сделав своë дело, магия умыла руки: Вадим Беров ушëл из подвала. Зато появилось много людей, которых, по-видимому, привлекла таинственная сила китайской математики, говорящей стихами.

Слышу музыку - звуков не слышу,
Поэзию слышу, не слыша слов,
В танце умолкших дижений
Речь на ином языке,
Которого нет и не будет,
Который лишь в это мгновенье
Рождается и умирает,
Оставляя лишь привкус чая
И неловко застрявшую вечность
В середине удара сердца...

Путник, идущий в этом направлении, неизбежно приходит в подвал, чтобы выпить чаю.

3. Общая теория "Вечеров на Войковской"

Творчество рождается одиночеством [Хуан-ди, Робинзон, автор этих строк, все клубные Ольги: Бибикоа, Ильницкая, Прохорова, Романова, Седельникова и Сульчинская, а также, предположительно, Вилли Мельников-Строквист в "Основах Муфталингвы"]. Этот хорошо известный тезис переводит проблему творческих вечеров в разряд парадоксов. По правилам научного исследования в этом месте полагается сделать обзор теорий, пытающихся этот парадокс разрешить, и провести их сравнительный анализ. Такие теории действительно существуют. Это "теория радости при встречах друзей", восходящая к первому параграфу "Лунь юя" Конфуция, который говорил: "Встретить друга, прибывшего издалека, разве это не радостно?" Это теория подвального бизнеса, основанного на бартерном обмене творческими подарками. Это теория перекрëстного опыления вдохновением, учитывающая тонкие излучения.

Однако, канон китайской математики предписывает, наоборот, отвлечься от темы и сосредоточиться на чëм-нибудь постороннем вроде любования цветением хризантемы или полëтом кисти, пишущей бамбук. И пусть движение кисти не столь совершенно, и порой срывается и падает капля туши. Великий Ци-Бай-Ши нарочно ронял каплю, чтобы естественнее изобразить излом ветви сливы.

Поэтому просто придите в подвал пораньше, когда ещë никого нет, кроме хозяина мастерской Александра Белугина. Он будет ходить туда-сюда, готовясь к вечеру, убирая кисти и краски или что-то там по хозяйству. А вы послушайте тишину, которая уже рождает вечер. Разглядите картины на стенах, которые уже поворачиваются лицом к зрителям. Пройдите к дереву желаний, которое, подобно незавершëнной книге, уже дрожит от предчувствия новых страниц и колышет страницами написанными давно, но никем не прочитанными, кроме их авторов. Раздаëтся первый звонок, приходят первые гости. А вы забейтесь куда-нибудь в угол и смотрите, как они вслушиваются в предвечернюю тишину, оглядываются на картины на стенах, подходят к дереву желаний. Атмосфера вечера сгущается, это уже не вечер вообще, а именно сегодняшний, неповторимый. Расставляют стулья, регулируют свет, приходит много людей. А вы поднимитесь на второй этаж и смотрите сверху, как кто-то забился в угол и смотрит, как люди слушают надвигающийся шум вечера, поглядывают на картины на стенах, подходят к дереву желаний...

В этот момент китайская математика рекомендует излить свои чувства стихами.

Слышишь ветер, что спит, свернувшись клубком?
Чувствуешь небо в разрывах высот потолка?
Видишь реки - они утекают сквозь стены?
Под прозрачным бетоном трава шелестит.
У мужчин вдохновенно-задумчивый вид,
Когда женщина мимо на крыльях летит.
И во всëм отражаясь,
Какой-то неведомый Бог
Незаметно тасует миры
В середине удара сердца...

Путник, идущий в этом направлении, неизбежно приходит в подвал, чтобы выпить чаю.

4. Постановка и снятие проблемы юбилея

Кстати о юбилее. Поскольку тема настоящего исследования именно в этом, придëтся сказать несколько слов, хотя с большим удовольстием я послушал бы чьи-нибудь стихи или выпил чаю. Юбилей - это замыкание времени в кольцо. Согласно определению-перевëртышу Дмитрия Авалиани, "кольцевая линия - это винт в глазу" [Хуан-ди ещë туда-сюда, но Вилли Мельников-Строквист со своими "Основами Муфталингвы" не имеет к этому никакого отношения]. Отсюда следует, во-первых, виртуальность юбилея, который не дальше нашего глаза, то есть в нас самих, вероятно, где-то в середине сердца. Во-вторых, замыкание в кольцо есть лишь способ движения вперëд, согласно общей теории винтового движения. Таким образом, мы собрались на шестидесятый юбилей не для того, чтобы уйти на пенсию, а наоборот. Тем самым, проблема юбилея, согласно неуловимым законам китайской математики, должна быть не только твëрдо поставлена, но и не менее твëрдо снята. Чем, я надеюсь, мы и займëмся  конце вечера, после замыкания кольца выступлений.

5. Заключение

Всякое порядочное исследование должно заканчиваться выводами, которые мы опускаем за очевидностью [Хуан-ди, Хобо дважды, Элеонора Клирова трижды, но никак не Вилли Мельников-Строквист со своими "Основами Муфталингвы"]. Китайская же математика требует, как обычно, закончить стихами, желательно не вполне понятными. Поскольку сочинять мне уже лень, а "Вечера на Войковской" сами по себе слагаются в песню, остаëтся лишь прочесть это 60-строчное произедение.

Встреча с Конфуцием в декабре
Каллиграфия глубины.  Реальность мифа
Ян - Инь - Тай-цзи
Сдача Бреды. Путешествие в лето
Вечер года. Юбилей 2 года
Предсказатель пространства
Весна девяносто девятого. Март
Сказки лунной тропы
Музыка тонких излучений
последнее Лето девяносто девятого
Кармен-Жуан
Конфуций 2550. Кода 99
Белый Дракон. После зимы
Счастливые сны
ЦВЕТЫ ЦВЕТА. ТРАВЫ ТРАВЫ
След улетевшего. Притяжение Неба
Токи любви. Тотальный
Муфталингва. Философия
Свет улетевшего (2)
Десять тысяч шагов
Кукушка и петух. Закрытие сезона
Небо, Юбилей и другое...
Человек и автомобиль. Хоккуизмы и Хайкеры
Бег черного коня по кругу очерченному светящейся лампой
Январские сказки. Меньше чем хокку
Слов охапка. Дерево желаний
Тосты. Что дальше?
Не время сетовать
Пять лет. Квартальный отчет
Китайские окна. ПО-session-ПО
Святой Патрик и немного ветра
Вечер N 50. Отел Арт-ВАЗ. Девятая Луна
Кольцо существования. ЗОВ ВРАТ
GENIUS LOCI. Memento mori
ПРОБЛЕМА ОГIЕВА
Загадочный обыватель
Пальцы медуз
Шестидесятый Вечер на Войковской

В завершение, игнорируя позывы китайской математики, я всë же закончу традиционным Списком Литературы:

  1. Хуан-ди. Трещины на черепашьих панцирях. Где-то в районе реки Хуан-хэ. З-е тыс. до н.э.
  2. Вилли Мельников-Строквист. "Основы Муфталингвы". Москва - Берлин - Париж - Лондон - Нью-Йорк - Токио - Шанхай - Боабо в Западной Африке - Кольцоатль в Южной Америке - Тынгыз-Батыр в Северной Монголии и Боковой Майдан в Рязанской губернии. Год не указан.

23 мая 2004