0230.
индекс назад вперед

Сад радости

На юго-западе исторической части Шанхая - в левобережной зоне реки Хуанпуцзян - находится сад Юйюань ("Сад отдохновения" - старейший и самый значимый памятник китайского садово-паркового искусства). По легенде, его создал сановник Пань Юаньдуань, живший во второй половине ХVI века. Отправляясь на службу в далекие от родных мест края, он решил, что такой сад сможет хоть как-то утешить его престарелых родителей, вынужденных расстаться с сыном.

Искусство пейзажного сада утвердилось в Китае в IV-VI веках под влиянием даосских верований и философских представлений. Такой сад воспроизводит на земле обитель божеств и бессмертных (китайцы верили, что они живут в малодоступных для человека местах - среди гор, на островах). Поэтому каждый элемент его композиции не случаен и обладает особой символикой. Строительство "Сада отдохновения" ("Сада радости") началось в 1577 году и продолжалось в течение двадцати с лишним лет. Оно стоило Пань Юаньдуню всего его состояния. В 1760 году гильдия шанхайских купцов выкупили сад у разорившегося семейства Пань и превратила его в подобие частного клуба. Новые владельцы бережно сохраняли прежний облик ансамбля. В первоначальном виде "Сад отдохновения" просуществовал почти сто лет.

В середине XIX века он оказался в водовороте политических событий. Первая "опиумная война" спровоцировала волны восстаний против правящего режима. В 1853 году на юго-востоке страны вспыхнул мятеж, подготовленный тайной сектой "Общество малых ножей". Повстанцы захватили Шанхай и устроили в "Саду отдохновения" штаб-квартиру. Через два года правительственные войска совместно с французскими отрядами завладели городом, и в ходе боев сад был почти полностью разрушен. Однако сохранились его изображения на гравюрах и планы, и вскоре после образования КНР администрация Шанхая приступила к реставрации. Работы продолжались с 1956 по 1961 год. С тех пор он остается одной из главных достопримечательностей Шанхая.

"Сад радости" занимает площадь около 4 га. Он делится на две части - Внутреннюю и Внешнюю. Первая - это "Лотосовый пруд", раскинувшийся перед входом в сад. Он действительно напоминает по форме стилизованное изображение распустившегося лотоса - цветка, который символизирует внутреннюю чистоту и стремление к духовному совершенствованию. Посреди пруда возвышается двухэтажное здание на сваях - павильон "Сердце озера" (Хусиньтин). Он состоит из трех строений, центральное имеет прямоугольную форму, а два боковых восьмиугольную, тяготеющую к кругу. Такое сочетание геометрических фигур (квадрат - символ Земли, круг - неба) передает гармонию мира. А число "три" означает единство трех главных уровней системы мироздания: небо-человек-земля.

Перед садом проложен канал, берега которого выглядят как скальные нагромождения. Это имитация горной реки как преграды между человеческим и высшим мирами. Через канал перекинут белокаменный мостик - "Лунный мост" - С невысокой резной балюстрадой. Она, кстати, включает в себя шесть столбиков - еще одно магическое число, передающее шесть координат мира: земля, небо, четыре части света. Выгнутый мост вместе со своим отражением образует полный круг, ассоциировавшийся в сознании китайцев и с лунным диском, и с взаимодействием мировых начал инь и ян.
Для того чтобы передать многообразие и изменчивость природы, сад разбит на отдельные участки, каждый из которых собственную композицию. Всего в саду шесть участков, обнесенных белой стеной. Участки, в свою очередь, образованы композиционными сегментами (всего более 40), некоторые из них окружены живыми изгородями (заросли бамбука, декоративного кустарника) и имеют собственные названия. Каждый сегмент смоделирован таким образом, что он постоянно меняется в зависимости от времени суток, погодных условий и угла зрения. Поэтому по "Саду отдохновения" можно гулять хоть целый день, и постоянно будет ощущение, что попадаешь в новые и новые места.

Обязательными элементами являются водное пространство (прудик, искусственный ручей), композиции из камней, деревьев или цветов, а также здания - павильоны, беседки, галереи. Методы и способы расстановки камней чрезвычайно многообразны: одиночная глыба (воспроизводит горный пик), несколько глыб, целый ансамбль, имитирующий горную гряду, скалистый берег или каньон. Они могут располагаться у стены, образовывать проход к строению или тропинку, ведущую через ручей, возвышаться над водной гладью.

Названия сегментов радуют европейское ухо. "Величественная гора" (Дацзяшань) и "Нефритовое изящество" (Юйлинлун) находятся соответственно в восточном (слева от входа)' и западном участках парка. В первом из них воспроизводится настоящий горный мaccив СО скалистыми отрогами, гpoтaми и пещерами. Считается, что он был создан прославленным мастером пейзажного сада ХVI века Чжан Наньянем. Эта композиция 14 метров высотой, для ее возведения потребовалось 2000 тонн камней, специально привезенных из нескольких горных районов. "Нефритовое изящество" - композиция из трех глыб, установленных как бы на скалистом берегу. Самая высокая (4 метра), помещенная в центре, относится к особой разновидности декоративных камней. Они поднимались со дна озера Тайху (недалеко от Шанхая). Затейливо источенные водой, такие камни имеют множество пустот и отверстий и часто внешне напоминают людей, животных и фантастических существ. Считается, что во всех пейзажных садах Китая есть только две подобные глыбы. Но камень из "Сада отдохновения" уникален еще и тем, что был поднят со дна Тайху в VII или VIII веке и в течение долгого времени хранился в императорской сокровищнице - настолько китайцы ценили его красоту.

В "Саду отдохновения" есть древние деревья, каменные скульптуры (львы перед входом в здания), изваянные 300-400 лет тому назад, традиционные китайские интерьеры, тоже бережно воссозданные в садовых строениях, произведения каллиграфии. Так в одном месте объединились самые разные традиции культуры и искусства Китая. И благодаря проверенной веками гармонии душа здесь действительно отдыхает.

"Всемирный следопыт" N23/2006