День второй. Дион. Down | Back | Home | Next

Дион в Античных текстах

Повествуя около 700 г. до н.э. о божественной любви Зевса к Фийе, дочери прародителя греков Девкалиона, Гесиод говорит, что девушка забеременела от бога и родила двух сыновей Магнета и Македона, которые обитали в Пиерии близ Олимпа. Священной местностью Зевса в этих землях был Дион в предгорьях Олимпа. Город Дион упоминается впервые у Фукидида при описании маршрута похода спартанского полководца Брасида через Фессалию в страну его союзника царя Македонии Пердикки II. Это был первый город, который повстречал в пути Бра-сид, перейдя границу летом 424 г. до н.э. К концу V века до н.э., согласно тому же автору, на трон Македонии взошел Архелай, который провел реорганизацию государства, усилил центральную власть, построил дороги и крепости и реформировал армию. В Дионе, согласно Диодору и другим писателям, тот же царь организовал в честь почитавшихся там Зевса Олимпийского и Муз атлетические и театральные состязания продолжительностью в девять дней. Среди постановок драматических произведений, несомненно, были постановки трагедий "Архелай" и "Вакханки", которые написал в последние годы своей жизни при македонском дворе Еврипид. Дион Хрисостом сообщает, что Филипп и Александр имели обыкновение после одержанных побед устраивать в Дионе праздники и приносить великолепные жертвы Зевсу и Музам, также устраивать состязания Олимпийских игр. Согласно Диодору, Александр отметил подготовку к своему великому походу торжествами в Дионе, принеся пышные жертвы своему Олимпийскому отцу, устроив состязания и пышный пир в шатре, где было установлено сто лож. Многие античные писатели сообщают о шедевре Лисиппа, созданном по велению Александра и установленном в Дионе. Это произведение изображало 25 конных гетеров, павших в битве при Гранике. Позднее Метелл увез эти бронзовые статуи в Рим. Об особой любви Александра к Диону свидетельствует и записанное в его завещании пожелание воздвигнуть здесь величественный храм Зевса. В годы Филиппа V произошло разрушительное вторжение в Дион этолийцев, которое описывает Полибий. Стратег Скопас сровнял с землей крепостные стены, дома и гимнасий города, сжег портики и другие сооружения в теменосе Зевса и зарыл в землю статуи македонских царей. Город был восстановлен и, когда в 169 г. до н.э. его захватил консул М.Филипп, он был восхищен укреплениями, общественными зданиями и множеством статуй. Об этом сообщает Тит Ливии, добавляя, что римский консул проявил особое почтение к святилищу Зевса, лично позаботившись о его защите от солдат. Последнее упоминание о Дионе относится к Х веку в произведении Константина Багрянородного "О фемах". С эпохи Возрождения и позднее на картах имеется надпись Dium или Stadia (от греч. eis ta Dia), что означает "в Дионе". Нынешние жители называют укрепленный го-РОД "Кастро" ("Крепость"), что соответствует действительности раннехристианской эпохи.
Up | Back | Home | Next
Up | Back | Home | Next