Повествуя
около 700 г. до н.э. о божественной любви Зевса к Фийе, дочери прародителя
греков Девкалиона, Гесиод говорит, что девушка забеременела от бога
и родила двух сыновей Магнета и Македона, которые обитали в Пиерии близ
Олимпа. Священной местностью Зевса в этих землях был Дион в предгорьях
Олимпа. Город Дион упоминается впервые у Фукидида при описании маршрута
похода спартанского полководца Брасида через Фессалию в страну его союзника
царя Македонии Пердикки II. Это был первый город, который повстречал
в пути Бра-сид, перейдя границу летом 424 г. до н.э. К концу V века
до н.э., согласно тому же автору, на трон Македонии взошел Архелай,
который провел реорганизацию государства, усилил центральную власть,
построил дороги и крепости и реформировал армию. В Дионе, согласно Диодору
и другим писателям, тот же царь организовал в честь почитавшихся там
Зевса Олимпийского и Муз атлетические и театральные состязания продолжительностью
в девять дней. Среди постановок драматических произведений, несомненно,
были постановки трагедий "Архелай" и "Вакханки",
которые написал в последние годы своей жизни при македонском дворе Еврипид.
Дион Хрисостом сообщает, что Филипп и Александр имели обыкновение после
одержанных побед устраивать в Дионе праздники и приносить великолепные
жертвы Зевсу и Музам, также устраивать состязания Олимпийских игр. Согласно
Диодору, Александр отметил подготовку к своему великому походу торжествами
в Дионе, принеся пышные жертвы своему Олимпийскому отцу, устроив состязания
и пышный пир в шатре, где было установлено сто лож. Многие античные
писатели сообщают о шедевре Лисиппа, созданном по велению Александра
и установленном в Дионе. Это произведение изображало 25 конных гетеров,
павших в битве при Гранике. Позднее Метелл увез эти бронзовые статуи
в Рим. Об особой любви Александра к Диону свидетельствует и записанное
в его завещании пожелание воздвигнуть здесь величественный храм Зевса.
В годы Филиппа V произошло разрушительное вторжение в Дион этолийцев,
которое описывает Полибий. Стратег Скопас сровнял с землей крепостные
стены, дома и гимнасий города, сжег портики и другие сооружения в теменосе
Зевса и зарыл в землю статуи македонских царей. Город был восстановлен
и, когда в 169 г. до н.э. его захватил консул М.Филипп, он был восхищен
укреплениями, общественными зданиями и множеством статуй. Об этом сообщает
Тит Ливии, добавляя, что римский консул проявил особое почтение к святилищу
Зевса, лично позаботившись о его защите от солдат. Последнее упоминание
о Дионе относится к Х веку в произведении Константина Багрянородного
"О фемах". С эпохи Возрождения и позднее на картах имеется надпись Dium
или Stadia (от греч. eis ta Dia), что означает "в Дионе". Нынешние жители
называют укрепленный го-РОД "Кастро" ("Крепость"), что соответствует
действительности раннехристианской эпохи.