Это удивительное место - лучезарное монастырское государство, основанное
на гигантских обрывистых скалах, величественно устремленных в небо в
северозападной части Фессалийской равнины, создает непередаваемое парадоксальное
чувство, соединяющее в себе страх и восхищение.
Путешественник, любующийся этим великолепным местом, то диким и величественным
в зимнее время, когда северный ветер свистит в хаосе между каменными
массивами, то тихим и вызывающим благочестивое настроение в солнечные
дни, напоенные горными ароматами дикорастущих цветов и свежей растительности,
которая обрамляет скальные трещины, ощущает ничтожность человеческого
бытия в бесконечности и становится паломником. Он находится рядом со
своим Создателем, вокруг него простирается пейзаж, полный тишины и одиночества,
нарушаемых только стремительным полетом птиц и мелодичным перезвоном
монастырских колоколов. Эта небесная тишина уже века сосуществует с
высочайшими серыми скалами, уходящими в небо, усеянными орлиными гнездами,
а на вершинах скал разместились большие монастыри, скромные церквушки
и, безлюдные в настоящее время, старые скиты.
Это единственное в своем роде монашеское государство, возникшее среди
величественного каменистого пейзажа. Этот поразительный геологический
феномен стал с давних пор объектом изучения многих греческих и иностранных
исследователей и геологов. Наиболее убедительное объяснение этому феномену
дал немецкий исследователь Ал. Филиппсон (1897 год) в своей книге "Фессалия
и Эпир". Он доказывает, что это скопление, высоко устремленных в небо
скал, является по происхождению дельтой какой-то великой реки, которая
в течение тысячелетий несла свои воды в узкий, но глубокий участок моря,
которое заполняло когда-то всю современную Фессалийскую долину.
Это место, на вершинах высочайших скал, между небом и землей избрали
для себя местом обитания многие отшельники для того, чтобы быть ближе
к Богу все оставшиеся годы их жизни, отрекшись от земных благ, посвятив
себя молитвам и духовной сосредоточенности.
По преданию первые отшельники поднялись на эти каменистые массивы
задолго до 10 века н.э.. Они обитали в пещерах и в скальных углублениях,
а рядом основывали небольшие площадки, так называемые, "молельные места"
для исполнения молитв и изучения старых православных текстов.
Однако их религиозные обязанности требовали исполнения церковной службы
и причастия, проводимых священнослужителями. Для выполнения этих церковных
канонов отшельники вынуждены были ходить в старую церковь Архангелов,
а позднее во вновь построенную церковь Богородицы. Наконец был построен
Первый Скит в Дупиани, который вошел в Епархию Стаги.
Основание Скита в Дупиани около 11 в н.э. положило начало организованному
монашескому государству (общине) -Метеоры и общинной монастырской жизни.
Общее присутствие по воскресеньям на Божественной Литургии и на Святом
Причастии привело первых отшельников к духовному братству, с течением
времени к основанию первого монастыря Дупиани, а затем церкви "Протатон",
по образцу одноименной церкви на святой горе Афон, именно там и назначался
в качестве "первого лица" - игумен Скита, который осуществлял религиозную
власть во всей общине и жил в монастыре.
В течение двух - трех веков Метеоры жили в атмосфере мира и спокойствия,
а в 13 веке начались вторжения франков, сербов, каталонцев, албанцев
и турок, стремившихся захватить Фессалию.
С 1328 года по 1344 год при Византийском императоре Андронике Младшем
король Сербии Стефан Душан был объявлен царем сербов, греков (ромеев),
албанцев и болгар. Он захватил Фессалию и соседние области. Наместником
Фессалии он назначил Григория Прелюба, а властителем Этолии своего единокровного
брата Симеона.
В 1334 году, изгнанный из Святых Гор нашествием корсаров, прибыл в
Метеоры монах Афанасий, сопровождаемый своим духовным пастырем Григорием.
Они обосновались на Столпе Стаги (Столп Капель) и прожили там около
10 лет.
Афанасий, впоследствии Св. Афанасий Метеорский, имел единственную цель
-создание хорошо организованного монастыря по подобию Афонских. В 1344
году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на "Платис
Литое" (широкий камень) - гигантская скала, высотой 613 метров над уровнем
моря, 413 метров над уровнем городка Каламбака, начав поистине титаническое
для той эпохи дело - строительство первых сооружений знаменитого впоследствии
монастыря "Великий Метеор". Этот благочестивый монах определил правила
и поведение, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской
жизни в Метеорах.
После смерти Стефана Душана и Прелюба Симеон сам провозгласил себя
правителем и царем и соединил Фессалию и Эпир, сделав их столицей город
Триккала.
Симеон был очень набожный человек, он оказывал большую помощь монастырям
в Метеорах как пожертвованиями, так и рядом различных привилегий, которые
он учредил в 1358 и в 1363 годах. По его указу монастырь Дупиани приобрел
полную независимость и прекратил с тех пор подчинение Епархии Стаги.
Он перешел в юрисдикцию Первого лица Скита, которым в то время являлся
монах Нилос.
В 1371 году Симеон скончался, оставив своим наследником сына - Иоанна
Уреша Палеолога, находившегося в то время в обучении на Святой Горе
Афон. По возвращении в Фессалию для принятия на себя управления этой
страной юный Иоаннис посетил Метеоры и познакомился с Афанасием. Молодой
правитель был глубоко поражен не только спокойствием монашеской жизни,
полным отречением монахов от всех земных соблазнов ради вечной жизни
духа на небесах, но также и самой личностью Афанасия. Он привязался
к нему узами настоящей дружбы, любви и глубокого почитания дела, которое
с такой мудростью, терпением и христианским рвением осуществлял Афанасий.
Иоаннис отказался от мантии монарха и избрал полную лишений и трудностей
дорогу смиренного монаха, приняв имя Иоасаф.
Через 11 лет безоблачного христианского сотрудничества с Иоасафом,
итогом которого был расцвет и возросшее влияние монастыря, Афанасий
скончался и был похоронен в монастыре. Игуменом монастыря стал Иоасаф,
продолжив дело, которое было начато совместно с Афанасием. Благодаря
вкладам благочестивых граждан, приносивших в дар монастырю земельные
угодья, а также умелому и мудрому управлению монашеской общины Иоасафом,
была отреставрирована церковь Преображения, построенная еще при Афанасии,
были достроены новые кельи и возведено здание больницы для монахов.
После смерти Иоасафа богоугодное дело было унаследовано его знаменитым
преемником и продолжателем, выходцем из Эпира - Симеоном.
Величие этого места и его естественная, природная безопасность от нашествий,
грабителей и разбойников, которую ощущали монахи, благодаря неприступной
высоте отвесных скал, позволило создать с течением времени некую крупную
и организованную монашескую общину (государство) с множеством монастырей,
которые росли и укреплялись, благодаря многочисленным дарам и вкладам
благочестивых правителей и архонтов. В результате многие известные и
неизвестные духовные лица основали следующие монастыри: "Святой Троицы",
"Святого Стефана", "Сретения", "Руссану или Арсану", "Святого Георгия
Мандиласа (Платочника)", "Святого Николая Ана-лафсаса", "Миканской Богоматери",
"Святых Феодоров", "Святого Николая Бандова или Кофина", "Святых Апостолов",
"Святого Григория", "Святого Антония", "Вседержителя", "Предтечи", "Святого
Монастыря", "Ипсилотерас или Каллиграфов", "Модеста", "Поклонения",
"Алисис", "Апостола Петра", "Святого Димитрия", "Кал-листрата", "Предтечи",
и "Архангелов".
Однако постепенно это богодержавное государство начало понемногу приходить
в упадок, и в настоящее время действуют только шесть монастырей: "Преображения",
"Варлаама", "Святого Николая Анапафсаса", "Руссану", "Святой Трои-цы","Святого
Стефана", другие же либо превратились в руины, либо вообще исчезли.