День третий. Метеоры - "Висящие в воздухе". Эту книгу можно купить в Греции. Down | Back | Home | Next
МЕТЕОРЫ

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Это удивительное место - лучезарное монастырское государство, основанное на гигантских обрывистых скалах, величественно устремленных в небо в северозападной части Фессалийской равнины, создает непередаваемое парадоксальное чувство, соединяющее в себе страх и восхищение.

Путешественник, любующийся этим великолепным местом, то диким и величественным в зимнее время, когда северный ветер свистит в хаосе между каменными массивами, то тихим и вызывающим благочестивое настроение в солнечные дни, напоенные горными ароматами дикорастущих цветов и свежей растительности, которая обрамляет скальные трещины, ощущает ничтожность человеческого бытия в бесконечности и становится паломником. Он находится рядом со своим Создателем, вокруг него простирается пейзаж, полный тишины и одиночества, нарушаемых только стремительным полетом птиц и мелодичным перезвоном монастырских колоколов. Эта небесная тишина уже века сосуществует с высочайшими серыми скалами, уходящими в небо, усеянными орлиными гнездами, а на вершинах скал разместились большие монастыри, скромные церквушки и, безлюдные в настоящее время, старые скиты.

Это единственное в своем роде монашеское государство, возникшее среди величественного каменистого пейзажа. Этот поразительный геологический феномен стал с давних пор объектом изучения многих греческих и иностранных исследователей и геологов. Наиболее убедительное объяснение этому феномену дал немецкий исследователь Ал. Филиппсон (1897 год) в своей книге "Фессалия и Эпир". Он доказывает, что это скопление, высоко устремленных в небо скал, является по происхождению дельтой какой-то великой реки, которая в течение тысячелетий несла свои воды в узкий, но глубокий участок моря, которое заполняло когда-то всю современную Фессалийскую долину.

Это место, на вершинах высочайших скал, между небом и землей избрали для себя местом обитания многие отшельники для того, чтобы быть ближе к Богу все оставшиеся годы их жизни, отрекшись от земных благ, посвятив себя молитвам и духовной сосредоточенности.

По преданию первые отшельники поднялись на эти каменистые массивы задолго до 10 века н.э.. Они обитали в пещерах и в скальных углублениях, а рядом основывали небольшие площадки, так называемые, "молельные места" для исполнения молитв и изучения старых православных текстов.

Однако их религиозные обязанности требовали исполнения церковной службы и причастия, проводимых священнослужителями. Для выполнения этих церковных канонов отшельники вынуждены были ходить в старую церковь Архангелов, а позднее во вновь построенную церковь Богородицы. Наконец был построен Первый Скит в Дупиани, который вошел в Епархию Стаги.

Основание Скита в Дупиани около 11 в н.э. положило начало организованному монашескому государству (общине) -Метеоры и общинной монастырской жизни. Общее присутствие по воскресеньям на Божественной Литургии и на Святом Причастии привело первых отшельников к духовному братству, с течением времени к основанию первого монастыря Дупиани, а затем церкви "Протатон", по образцу одноименной церкви на святой горе Афон, именно там и назначался в качестве "первого лица" - игумен Скита, который осуществлял религиозную власть во всей общине и жил в монастыре.

В течение двух - трех веков Метеоры жили в атмосфере мира и спокойствия, а в 13 веке начались вторжения франков, сербов, каталонцев, албанцев и турок, стремившихся захватить Фессалию.

С 1328 года по 1344 год при Византийском императоре Андронике Младшем король Сербии Стефан Душан был объявлен царем сербов, греков (ромеев), албанцев и болгар. Он захватил Фессалию и соседние области. Наместником Фессалии он назначил Григория Прелюба, а властителем Этолии своего единокровного брата Симеона.

В 1334 году, изгнанный из Святых Гор нашествием корсаров, прибыл в Метеоры монах Афанасий, сопровождаемый своим духовным пастырем Григорием. Они обосновались на Столпе Стаги (Столп Капель) и прожили там около 10 лет.

Афанасий, впоследствии Св. Афанасий Метеорский, имел единственную цель -создание хорошо организованного монастыря по подобию Афонских. В 1344 году он собрал 14 монахов из близлежащей округи и поднялся на "Платис Литое" (широкий камень) - гигантская скала, высотой 613 метров над уровнем моря, 413 метров над уровнем городка Каламбака, начав поистине титаническое для той эпохи дело - строительство первых сооружений знаменитого впоследствии монастыря "Великий Метеор". Этот благочестивый монах определил правила и поведение, которым должны были следовать монахи, соблюдая законы монастырской жизни в Метеорах.

После смерти Стефана Душана и Прелюба Симеон сам провозгласил себя правителем и царем и соединил Фессалию и Эпир, сделав их столицей город Триккала.

Симеон был очень набожный человек, он оказывал большую помощь монастырям в Метеорах как пожертвованиями, так и рядом различных привилегий, которые он учредил в 1358 и в 1363 годах. По его указу монастырь Дупиани приобрел полную независимость и прекратил с тех пор подчинение Епархии Стаги. Он перешел в юрисдикцию Первого лица Скита, которым в то время являлся монах Нилос.

В 1371 году Симеон скончался, оставив своим наследником сына - Иоанна Уреша Палеолога, находившегося в то время в обучении на Святой Горе Афон. По возвращении в Фессалию для принятия на себя управления этой страной юный Иоаннис посетил Метеоры и познакомился с Афанасием. Молодой правитель был глубоко поражен не только спокойствием монашеской жизни, полным отречением монахов от всех земных соблазнов ради вечной жизни духа на небесах, но также и самой личностью Афанасия. Он привязался к нему узами настоящей дружбы, любви и глубокого почитания дела, которое с такой мудростью, терпением и христианским рвением осуществлял Афанасий. Иоаннис отказался от мантии монарха и избрал полную лишений и трудностей дорогу смиренного монаха, приняв имя Иоасаф.

Через 11 лет безоблачного христианского сотрудничества с Иоасафом, итогом которого был расцвет и возросшее влияние монастыря, Афанасий скончался и был похоронен в монастыре. Игуменом монастыря стал Иоасаф, продолжив дело, которое было начато совместно с Афанасием. Благодаря вкладам благочестивых граждан, приносивших в дар монастырю земельные угодья, а также умелому и мудрому управлению монашеской общины Иоасафом, была отреставрирована церковь Преображения, построенная еще при Афанасии, были достроены новые кельи и возведено здание больницы для монахов. После смерти Иоасафа богоугодное дело было унаследовано его знаменитым преемником и продолжателем, выходцем из Эпира - Симеоном.

Величие этого места и его естественная, природная безопасность от нашествий, грабителей и разбойников, которую ощущали монахи, благодаря неприступной высоте отвесных скал, позволило создать с течением времени некую крупную и организованную монашескую общину (государство) с множеством монастырей, которые росли и укреплялись, благодаря многочисленным дарам и вкладам благочестивых правителей и архонтов. В результате многие известные и неизвестные духовные лица основали следующие монастыри: "Святой Троицы", "Святого Стефана", "Сретения", "Руссану или Арсану", "Святого Георгия Мандиласа (Платочника)", "Святого Николая Ана-лафсаса", "Миканской Богоматери", "Святых Феодоров", "Святого Николая Бандова или Кофина", "Святых Апостолов", "Святого Григория", "Святого Антония", "Вседержителя", "Предтечи", "Святого Монастыря", "Ипсилотерас или Каллиграфов", "Модеста", "Поклонения", "Алисис", "Апостола Петра", "Святого Димитрия", "Кал-листрата", "Предтечи", и "Архангелов".

Однако постепенно это богодержавное государство начало понемногу приходить в упадок, и в настоящее время действуют только шесть монастырей: "Преображения", "Варлаама", "Святого Николая Анапафсаса", "Руссану", "Святой Трои-цы","Святого Стефана", другие же либо превратились в руины, либо вообще исчезли.

Up | Back | Home | Next
Up | Back | Home | Next