День третий. Метеоры. Монастыри Преображения (слева) и Варлаама (справа). Down | Back | Home | Next

СВЯЩЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ

ВАРЛААМА

Монастырь Варлаама.
(Рисунок Б. Барского 1745 год).

Up | Back | Home | Next

Мы посетили этот мужской монастырь

 

В середине 14 века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церквушку, которую посвятил Трем Иерархам. Там он обитал до конца своих дней в полном одиночестве, одетый в лохмотья и погруженный в молитвы.

После его смерти все помещения оставались необитаемыми долгие годы. В конце 16 века два брата, монахи Нектарий и Феофан, происходившие из знатной семьи Апсарадов из города Яннина (до этого они уже провели семь лет на столпе Предтечи, в монастыре Великого Метеора) поднялись на скалу с единственной целью отреставрировать превратившуюся в руины церковь Трех Иерархов, построенную Варлаамом.

Братья так описывают в своем завещании восхождение на скалу:

"Мы обнаружили широкую, высокую и уединенную скалу, названную- Варлаам, в честь монаха Варлаама, который жил здесь много лет тому назад, она имеет обширную территорию и подходит нам для проживания, хотя и была заброшена долгие годы, в 1518 году мы начали восстанавливать и возводить постройки на холме, чтобы сделать его обитаемым."

Шло время, количество монахов увеличивалось, достигло 30 человек, и тогда два брата построили вторую церковь с просторным католиконом (главным храмом) с двумя куполами, которую посвятили Всем Святым (1542 год).

Развитие общинной жизни в монастыре и его духовный расцвет привели к обогащению монастыря, которое пришло благодаря двум братьям и дарам верующих, которые отдавали монастырю земельные угодья, виноградники, оливковые плантации и хутора.

Но и после смерти братьев - Феофана в 1544 году, а Нектария в 1550 году - монастырь продолжал процветать. Прибывали другие монахи, которые свято следовали указаниям основателей монастыря, сделанному ими в их завещании: " Все, кто пришел в лоно монашеской жизни, должны пользоваться всем и исполнять все сообща, будь то трапеза, одежда, обувь, принятие решений, проживание".

Вот описание монастыря, которое дает Й.Бьернстааль, посетивший монастырь Варлаама в 1779 году.

"Игумен монастыря, отец Анатолий, являющийся одновременно ризничим и библиотекарем, принял меня со всем почтением. Здесь имеются две церкви. Число монахов не превышает 9 или 10 человек, всех же людей, проживающих на вершине этой скалы, не более 24 человек вместе с работниками монастыря. С момента основания монастыря ни одна женщина не поднималась наверх, так же как и в Метеор. Игумен проводил меня в церковь, которая не так велика, как в Метеоре, но намного красивее. Она имеет два небольших красивых свода и довольно светлая. Повсюду внутри ее видны настенные росписи, сделанные в манере этого края, без перспективы, без светотени. Монастырь Святого Варлаама был построен в 2044 от сотворения мира, что соответствует 1535 году от Рождества Христова, о чем свидетельствует надпись на камне, находящемся у лебедки с помощью которой Вас втаскивают наверх".

Церковь Трех Иерархов, которая была первой построена на скале, имеет в алтарном своде замурованную черепицу с датой восстановления церкви (1627 год). Эта церковь с деревянной крышей- одно-нефная базилика с богатой, великолепной настенной росписью. Посетителей особенно восхищает непревзойденная техника и эстетика двух фресок, украшающих внутреннее пространство церкви. Первая фреска "Жития Святых Эфраима Сирийского - одного из самых известных схимников и наиболее плодотворного из церковных авторов. Вторая фреска "Успение Иоанна Златоуста".

Также имеется много изображений Святых, например, основатели монастыря Нектарий и Феофан, Рождество Богородицы и Святой Николай из Метцово, который был замучен в Триккале.

Для церкви Всех Святых, построенной в 1542 году, основатели монастыря Феофан и Нектарий описывают в своей автобиографии, как проходило сооружение храма на протяжении 20 лет.

Эта церковь, по подобию Афонских церквей, крестообразная, четырехстол-пная, с одним куполом над главным собором и еще одним куполом над притвором. В алтарной нише имеется прекрасная фреска Богоматери Платитера в золотом одеянии, а немного ниже "Литургия Ангелов". На алтарном своде изображен Иисус Христос также в золотых одеждах. Главный собор завершается находящимися слева и справа двумя полукруглыми хорами с аналоем, украшенным мозаикой из слоновой кости и перламутра. Резной деревянный иконостас покрыт позолотой и имеет иконы "Распятие Христа", "Богоматерь" и икону одного из любимых Его учеников, а по обоим краям иконостаса находятся иконы в полный рост Молящейся Богоматери и Христа. На четырех парусах под куполом находятся изображения четырех Евангелистов. Великолепна композиция - "Евангелист Лука пишет образ Богоматери". Имеются также замечательные сцены из жизни и страстей Христа, "Богоматерь Скорбящая", а также изображения церковных песнопевцев Иоанна Дамаскина и Козмы. Над Царскими Вратами изображена сцена "Успение Богоматери" с облаками в виде животных и людей, несущих Апостолов к гробу с останками Богоматери.

Притвор церкви покоится на четырех четырехгранных колоннах. В восточной части имеется фреска "Второе Пришествие", а над внутренним дверным проемом находится изображение "Святой Сы-сой, размышляющий перед останками Александра Великого". В юго-западном углу притвора изображены сцены из жизни Иоанна Предтечи, а в северо-западном углу изображена сцена пытки Святого Пантелеймона. На левой колонне изображен первый отшельник Варлаам в светлом облачении. Захоронение двух основателей монастыря Нектария и Феофана находится в юго-восточном углу придела, а на стене изображены фигуры самих отшельников с белыми бородами, держащими в руках монастырь.

Выразительный Ангел - хранитель, выполненный в гармоничных тонах, изображен над их могилой, а на своде придела видна фигура Вседержителя (Пантокра-тора) в полный рост.

В надписи, которая находится в главном соборе и которая называет основателей монастыря, живописец не поставил своего имени. Однако допустимо, что настенная роспись алтаря и главного собора была выполнена Франгосом Кателаносом, великим живописцем критской школы, многие работы которого, находятся в Великой Лавре Афонского монастыря. Росписи придела были выполнены в 1566 году священнослужителем Георгием, относящимся к Сакелларию г. Фивы, и его братом Франкосом (не следует путать с Кателаносом).

Следует упомянуть также о митрополичьем троне в центральной части собора и о деревянной двустворчатой резной двери притвора.

В монастырской трапезной экспонируются бесценные реликвии, такие как деревянные резные кресты, облачения священнослужителей, трон Митрополита с инкрустацией, плащаница (1609 года) и переносные иконы поствизантийского периода, Евангелие императора Константина Порфироносного, церковная утварь и другие сокровища.

Этот выдающийся монастырь достиг процветания благодаря уникальной организации, которой он обязан двум своим основателям - Феофану и Нектарию, которые его сделали знаменитым и который с течением времени стал образцом общинной жизни.

 

СВЯЩЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ

ПРЕОБРАЖЕНИЯ

( ВЕЛИКИЙ МЕТЕОР )

Преображенский монастырь.
(Рисунок Б. Барского 1745 год).

 

Шестьдесят стрем (6 га) - такова площадь вершины отвесной скалы, на которой был построен монастырь Преображения Спасителя, известный также под названием "Великий Метеор".

Он находится на высоте 613 метров над уровнем моря и 400 метров от центра городка Каламбака. Его называли когда-то " Платис Литос" (широкий камень), но его первый основатель Афанасий, впослед ствии Святой Афанасий Метеорский переименовал его в "Метеорон" (висящий в воздухе) из- за того, что он располагался на самой высокой из всех скал вокруг.

В старину подъем осуществлялся посредством веревочной лестницы и сетки "вризони", в которой при помощи лебедки поднимали в монастырь посетителей, грузы и провизию. А с 1923 года небольшой тоннель и 146 ступеней, вырубленных в скале, облегчают подъем.

Католикон (главный собор монастыря), церковь Преображения, первоначально воздвигнутая Афанасием, были построены и восстановлены от самого основания, как сообщает нам соответствующая надпись на южной стороне алтаря: "Новый и Всепочитаемый собор нашего Господа Бога Иисуса Христа был сооружен тяжелым трудом и на средства наи-благославеннейших из наших отцов и основателей Афанасием и Иоасафом в 1388 году и был восстановлен и вновь расписан при попечении и благодаря стараниям братьев в 1484 году, второй эдикт, 20 ноября".

Собор построен по подобию Афонских, крестообразный в плане с двенадцатигранным куполом и абсидами по бокам.

Придел опирается на четыре колонны, все стороны которых, также как и потолок, покрыты фресками на религиозные сюжеты со сценами мучения Святых.

На левой абсиде можно различить Иоанна Предтечу, а над центральными вратами - Христа, Иоанна Предтечу и Богоматерь. На правой абсиде изображено Крещение Христа, олицетворяемое рекой Иордан, над правыми вратами изображен Архангел Гавриил, а над левыми - Архангел Михаил. Слева и справа на центральных вратах находится прекрасное изображение Благовещения Богородицы, которая с радостью принимает приветствие Архангела Гавриила.

В северной части придела располагается захоронение основателей монастыря Афанасия и Иоасафа, а рядом изображены их аскетические образы -слева Афанасий, а справа Иоасаф, держащие в руках монастырь. Имеются также многофигурные сцены, повествующие о мучениях различных Святых.

Алтарь собора имеет длину 10 метров и украшен фресками высочайшего художественного уровня. На его абсиде находится иконописное изображение Святых Воинов с сербскими поясами, шапками, возможно потому, что Иоасаф был сербского происхождения. Изображаются также Три Иерарха, а немного выше Святое Причастие и Вознесение, а еще выше Богоматерь Платитера.

На западной стене изображены основатели монастыря Преподобный Отец и Учитель Святого Метеора Афанасий и Преподобный Отец наш Иоасаф, как они образно подписываются. Напротив на двух колоннах находится изображение Святого Николая - "Истовый Покровитель" и "Богоматерь Молящая".

Главный собор имеет вид вписанного креста с куполом и боковыми абсидами, расписан чудесными фресками (1552 год) кисти неизвестного художника. Он имеет длину (без алтаря) 32 метра, а двенадцатигранный купол его имеет высоту 24 метра.

На куполе величественный Вседержитель, окруженный ангельскими силами. На хорах справа изображены следующие сюжеты: "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим" и "Тайная Вечеря", а слева "Сошествие во Ад" и сцены из "Явление Христа после Воскрешения".

Деревянный, резной трон Митрополита, украшенный перламутровой инкрустацией, создает впечатление великолепия. Он имеет надпись "1C ХС NIKA" (Иисус Христос побеждает) 1616 года.

Прекрасен также деревянный резной иконостас с позолотой, выполненный в 1791 году. Он украшен фигурками животных и растений.

У входа в монастырь находится полуразрушенный скит Святого Афанасия. Это маленькая постройка, затерянная в скале. В этой пещере жил Святой, а позади от входа находится маленькая часовня и склеп.

Другие здания монастыря представлены маленькой часовней Иоанна Предтечи, прижатой к южной стене Католикона. В ней имеется фреска Вседержителя и Ангелов вокруг Ветхого Завета и деревянный резной иконостас. Однонефная часовня Святых Константина и Елены, имеющая многогранный купол, находится западнее Католикона.

Кухня - одна из самых ранних монастырских построек, маленькое сводчатое строение. Внутри имеется огромный треножник, на который ставили большой котел для приготовления скудной монашеской пищи.

Рядом с кухней располагается трапезная, ее длина до 30 метров, а ширина 12 метров. Она завершается нишей с иконой Архангелов Михаила и Гавриила. До сих пор существует массивный стол, за которым трапезничал игумен и два длинных и узких стола, за которыми ели монахи. Монастырская больница, постройки 1572 года, располагается за трапезной. До нашего времени сохранился только ее нижний этаж, а на верхнем этаже до нас дошли лишь некоторые ее фрагменты. Основное помещение на нижнем этаже имеет в центре четыре колонны, на которых покоятся восемь небольших сводов, украшенных изразцами. На верхнем этаже когда-то существовала маленькая часовня "Святые Анаргири". Сегодня старая трапезная превращена в монастырский музей, где хранятся бесценные сокровища.

Над монастырским подвалом, где когда-то хранились бочки с вином, сейчас находятся монашеские кельи с низкими дверьми и маленькими окошками. Имеется также башня с "вризони" - лебедкой и с "маке-пио", где в старину, в эпоху расцвета монастыря, выпекали сотни хлебов для посетителей и монахов.

Первые отшельники поднялись на скалы с помощью переставляемых подмостков, укрепленных на балках, которые вбивали в отверстия внутри скалы. До наших дней сохраняются следы этих подмостков. Позднее подмостки были заменены огромными подвесными лестницами, которые вызывали головокружение у идущих по ним. Тех же, кто не осмеливался подниматься по подвесным лестницам, поднимали наверх в сетке. Полчаса занимал подъем. Полчаса волнения и страха. Холодный пот выступал у поднимаемого наверх "пассажира", когда сетка, покидая землю, вращалась в воздухе, а веревка на лебедке трещала, угрожая с минуты на минуту послать "пассажира" в бездну.

В 1922 году в скале прорубили ступени, и теперь посетитель поднимается легко и безопасно, а сетка до сих пор используется для подъема провизии и других, необходимых для жизни монастыря предметов.

 

Up | Back | Home | Next