Знаменитое Дельфийское святилище находится в Фокиде, в одной из самых
живописных и впечатляющих местностей Греции. Античные развалины святилища
занимают южные склоны Парнасса под Федриадами - почти отвесными исполинскими
скалами, которые в древности назывались Гиампия и Навплия. Местность
эта столь впечатляюща и величественна, что, едва переведя взгляд от
масличных рощ долины Плиста к этим диким скалам, которые возвышаются
над археологическим заповедником на севере и на востоке, посетитель
сразу же исполняется благоговения и восторга.
История культа. Прорицалище. Характер бога.
В этой обладающей неповторимым обликом местности возник и достиг невиданного
ранее расцвета крупнейший религиозный центр Древней Греции - Дельфийское
святилище. Своей славой, распространившейся по всему Средиземноморью,
святилище было обязано оракулу - прорицалищу. Согласно традиции, предпосылкой
его возникновения явилась расселина в земле, из которой поднимались
естественные испарения, которые напускали дурман на людей, побуждая
их тем самым прорицать будущее. Первое прорицалище было посвящено богине
Гее-Земле - богине-матери, культ которой существовал здесь с доисторических
времен. Вместе с Геей здесь почитали ее супруга Посейдона и дочь Фемиду.
На смену этим древним властителям святилища явился затем Аполлон, сын
Зевса и Лето, прибывший в эти места с родного острова Делоса. Установление
господства нового бога не обошлась без целого ряда трудностей, что явствует
из мифа, который повествует о борьбе Аполлона со змеем Пифоном - стражем
святилища Геи. Чтобы очиститься от пролитой крови, после убийства Пифона
бог отправился с Олимпа в добровольное изгнание в Темпейскую долину,
где в течение восьми лет пас стада царя Фер Адмета. Только после этого
очищения Аполлон возвратился в Дельфы, явив этим своим поступком пример
высокой нравственности людям. Тем самым бог показал, что очищение от
убийства может происходить по-другому, а не новым пролитием крови, что
было в обычае тех времен.
Новый бог учит людей новым принципам, каковыми были смягчение нравов,
чистая совесть, стремление к гармонии, порядку и "мере", а также к примирению
противоречий. Именно об этом примирении и согласовании друг с другом
противоположных тенденций свидетельствует и существование на территории
святилища Аполлона культа Диониса. Бог Дионис, олицетворяющий совершенно
противоположный дух, владел святилищем в течение трех зимних месяцев,
когда Аполлон отправлялся в далекую легендарную страну гипербореев.
В Дельфах Аполлона почитали как бога света, музыки, гармонии и порядка.
Это был также бог, обладавший пророческим даром, который объявлял людям
посредством своих прорицаний "непогрешимую волю Зевса", помогая тем
самым в решении больших и малых вопросов.
С концов известного в те времена мира прибывали официальные представители,
чтобы получить от бога прорицание о делах большой государственной важности.
Прибывали сюда и простые люди, желавшие спросить о своих личных делах.
Они приносили жертвы и платили положенную плату, после чего ожидали
ответа бога, который изрекался устами пифии - жрицы-пророчицы, нечленораздельные
восклицания которой толковали надлежащим образом жрецы.
Глубокая вера людей и мудрые, зачастую противоречивые ответы жрецов,
явились причиной того, что это прорицалище стало самым важным в Греции
и пользовалось влиянием во всем мире. Даже занимаемая иногда святилищем
необъективная позиция, в особенности во время греко-персидских войн,
когда оно из страха стало проводить проперсидскую политику, не смогла
поколебать веру греков в решения бога.
Прорицалище оказывало решающее влияние на политическую и культурную
жизнь Греции. Дельфы становились третейским судьей во многих спорах
между греческими полисами, либо посредством дачи прорицаний, либо посредством
действий Амфиктионии, оказывая серьезное влияние на принятие важных
решений (например, определение в Средиземноморье местностей, куда греческие
города выводили свои колонии).
Пифия
Такие общеэллинские центры, как Дельфы, являлись своего рода соединительными
звеньями для греков, которые, будучи разделенными на небольшие города-государства,
испытывали необходимость в центрах, подчеркивающих их племенные связи.
Эти связи все греки ощущали особенно, когда раз в четыре года собирались
в Дельфы на Пифийские игры - вторые по значимости всеэллинские состязания
после Олимпийских.
Поначалу эти состязания проводились раз в восемь лет и были только
мусическими. С 582 года до н.э. после окончания первой Священной вой-
ны, Пифийские игры получили более определенную организацию и стали проводиться
раз в четыре года. Мусические состязания стали более разно- образными
и к ним были прибавлены также гимнические и конные со- стязания. Музыкальные
и поэтические состязания проводились в театре, гимнические (различные
состязания в беге, пятиборье, борьба, кулачный бой и панкратий) - на
Стадионе, а конные - на ипподроме, находившемся на "Крисейской равнине"
- нынешней равнине Хрисоса, где имелись со- ответствующие условия. Игры
продолжались в течение 8 дней. Победители получали в награду венок из
лавра - священного дерева Аполлона, а также право поставить на территории
святилища свою статую.
История святилища. Раскопки.
Древнейшие следы обитания человека на территории святилища от- носятся
к неолитической эпохе и эпохе ранней и средней бронзы (ранне- элладская,
среднеэлладская эпохи), однако свидетельства о более значи- тельном
поселении относятся только к микенской эпохе (1600-1100 гг. до н.э.).
Это развалины домов и захоронения, обнаруженные на терри- тории обоих
находящихся здесь святилищ (Афины и Аполлона). В это время здесь почиталась
великая богиня Гея, во власти которой находится и прорицалище. Существование
поселения продолжается и в так называ- емые "темные века" (XI-X вв.
до н.э.), явившиеся переходным периодом между доисторическим и историческим
временем. В геометрический период (IX-VIII вв. до н.э.), в особенности
в VIII веке до н.э., существование святилища не подлежит сомнению, поскольку
во время раскопок было найдено множество посвятительных даров из бронзы,
относящихся к этому времени. Культ Геи к указанному периоду уже сменен
культом Аполлона, а святилище становится все более известным.
С VI века до н.э. начинается время великого расцвета святилища. Терри-
тория его постепенно увеличивается, и учреждаются крупные праздники.
Слава святилища возрастает. В это время здесь сооружают великолепные
постройки, появляются богатые посвятительные дары частных лиц, городов
и царей, например, лидийского царя Креза. В V веке до н.э. святилище
достигает своего наибольшего расцвета, который продолжается до IV века
до н.э. В результате интенсивной строительной деятельности в это время
в святилище появляются здания, отличающиеся замечательной архи- тектурой
и прекрасным декором, и в то же время сюда продолжают по- свящать различные
дары, представляющие собой замечательные произведения искусства. О почтении
греков к святилищу свидетельствует следующий характерный факт. Когда
в 548 году до н.э. первый храм Аполлона был уничтожен пожаром, а в 373
году до н.э. второй храм - землетрясением, оба раза имел место всегреческий
сбор денежных средств на строительство нового храма. В века своего расцвета
Дельфы не только остаются религиозным центром, но и участвуют, благодаря
своему прорицалищу, в политической жизни, зачастую устраивая государственные
дела Греции.
Выдающуюся роль в истории Дельф VII-IV веков до н.э. играла знаменитая
Амфиктиония. Речь идет об организации племен Центральной Греции
и Фессалии, в которой принимали участие и Дельфы. Собрание составлявших
Амфиктионию городов ведало опекой имущества Святилища, занималось арендой
его земельных участков, заботилось о правильном проведении праздников,
налагало штраф на нарушителей постановлений Амфиктионии и т.п. Конечно
же, Амфиктиония не ограничивала свою деятельность управлением Святилищем,
но была также политическим л военным союзом. Время от времени ей даже
приходилось защищать автономию Дельф силой, ведя так называемые "Священные
войны" против фокейцев, которые претендовали на осуществление контроля
над богатым и влиятельным святилищем.
В течение своей долгой истории Дельфийское святилище испытало множество
разных испытаний - разрушения в результате пожаров и падения скал с
Федриад, вражеские вторжения и разграбления его сокровищ.
В эллинистическую эпоху политическое влияние святилища ослабевает,
однако его слава и моральный авторитет остаются почти столь же сильными
вплоть до римского завоевания (168 г. до н.э.).
Римские императоры и вельможи иногда оказывают святилищу благодеяния,
выделяя щедрые денежные средства, иногда наносят ему ущерб. В это время,
а именно во II веке до н.э. Дельфы посещает путешественник Павсаний,
оставивший в книге "Фокида" ценное подробное описание всех увиденных
памятников, а также связанных с ними историй и мифов.
С возобладанием христианства и упразднением языческой религии Дельфы
испытывают упадок. Святилище забывают, а последнее прорицание пифии,
данное императору Юлиану Отступнику (361-363 гг. до н.э.), пытавшемуся
вернуть к жизни прорицалище, гласит:
Молвите ныне царю: искусные пали чертоги,
Нет боле Фебовой хижины, нет прорицального лавра.
Вещего нет родника, говорливые воды иссякли.
На развалинах святилища в новые времена появляется селение Кастри,
которое занимает всю его территорию. В конце XIX века Французская Археологическая
Школа приступает к раскопкам. Селение целиком уничтожается и строится
несколько западнее, на своем нынешнем месте под названием Дельфы. В
1892 году систематические исследования территории проводятся под руководством
Т.Омоля, а затем продолжаются в течение довольно длительного времени
другими археологами. В результате раскопок на свет вновь появились два
теменоса (священных участка) - теменос Аполлона и теменос Афины, Кастальский
ключ, Гимнасий и Стадион.