День четвертый. Дельфы. Down | Back | Home | Next

 

ДЕЛЬФЫ

Местность

Знаменитое Дельфийское святилище находится в Фокиде, в одной из самых живописных и впечатляющих местностей Греции. Античные развалины святилища занимают южные склоны Парнасса под Федриадами - почти отвесными исполинскими скалами, которые в древности назывались Гиампия и Навплия. Местность эта столь впечатляюща и величественна, что, едва переведя взгляд от масличных рощ долины Плиста к этим диким скалам, которые возвышаются над археологическим заповедником на севере и на востоке, посетитель сразу же исполняется благоговения и восторга.

История культа. Прорицалище. Характер бога.

В этой обладающей неповторимым обликом местности возник и достиг невиданного ранее расцвета крупнейший религиозный центр Древней Греции - Дельфийское святилище. Своей славой, распространившейся по всему Средиземноморью, святилище было обязано оракулу - прорицалищу. Согласно традиции, предпосылкой его возникновения явилась расселина в земле, из которой поднимались естественные испарения, которые напускали дурман на людей, побуждая их тем самым прорицать будущее. Первое прорицалище было посвящено богине Гее-Земле - богине-матери, культ которой существовал здесь с доисторических времен. Вместе с Геей здесь почитали ее супруга Посейдона и дочь Фемиду. На смену этим древним властителям святилища явился затем Аполлон, сын Зевса и Лето, прибывший в эти места с родного острова Делоса. Установление господства нового бога не обошлась без целого ряда трудностей, что явствует из мифа, который повествует о борьбе Аполлона со змеем Пифоном - стражем святилища Геи. Чтобы очиститься от пролитой крови, после убийства Пифона бог отправился с Олимпа в добровольное изгнание в Темпейскую долину, где в течение восьми лет пас стада царя Фер Адмета. Только после этого очищения Аполлон возвратился в Дельфы, явив этим своим поступком пример высокой нравственности людям. Тем самым бог показал, что очищение от убийства может происходить по-другому, а не новым пролитием крови, что было в обычае тех времен.

Новый бог учит людей новым принципам, каковыми были смягчение нравов, чистая совесть, стремление к гармонии, порядку и "мере", а также к примирению противоречий. Именно об этом примирении и согласовании друг с другом противоположных тенденций свидетельствует и существование на территории святилища Аполлона культа Диониса. Бог Дионис, олицетворяющий совершенно противоположный дух, владел святилищем в течение трех зимних месяцев, когда Аполлон отправлялся в далекую легендарную страну гипербореев.

В Дельфах Аполлона почитали как бога света, музыки, гармонии и порядка. Это был также бог, обладавший пророческим даром, который объявлял людям посредством своих прорицаний "непогрешимую волю Зевса", помогая тем самым в решении больших и малых вопросов.

С концов известного в те времена мира прибывали официальные представители, чтобы получить от бога прорицание о делах большой государственной важности. Прибывали сюда и простые люди, желавшие спросить о своих личных делах. Они приносили жертвы и платили положенную плату, после чего ожидали ответа бога, который изрекался устами пифии - жрицы-пророчицы, нечленораздельные восклицания которой толковали надлежащим образом жрецы.

Глубокая вера людей и мудрые, зачастую противоречивые ответы жрецов, явились причиной того, что это прорицалище стало самым важным в Греции и пользовалось влиянием во всем мире. Даже занимаемая иногда святилищем необъективная позиция, в особенности во время греко-персидских войн, когда оно из страха стало проводить проперсидскую политику, не смогла поколебать веру греков в решения бога.

Прорицалище оказывало решающее влияние на политическую и культурную жизнь Греции. Дельфы становились третейским судьей во многих спорах между греческими полисами, либо посредством дачи прорицаний, либо посредством действий Амфиктионии, оказывая серьезное влияние на принятие важных решений (например, определение в Средиземноморье местностей, куда греческие города выводили свои колонии).

Пифия

Такие общеэллинские центры, как Дельфы, являлись своего рода соединительными звеньями для греков, которые, будучи разделенными на небольшие города-государства, испытывали необходимость в центрах, подчеркивающих их племенные связи. Эти связи все греки ощущали особенно, когда раз в четыре года собирались в Дельфы на Пифийские игры - вторые по значимости всеэллинские состязания после Олимпийских.

Поначалу эти состязания проводились раз в восемь лет и были только мусическими. С 582 года до н.э. после окончания первой Священной вой- ны, Пифийские игры получили более определенную организацию и стали проводиться раз в четыре года. Мусические состязания стали более разно- образными и к ним были прибавлены также гимнические и конные со- стязания. Музыкальные и поэтические состязания проводились в театре, гимнические (различные состязания в беге, пятиборье, борьба, кулачный бой и панкратий) - на Стадионе, а конные - на ипподроме, находившемся на "Крисейской равнине" - нынешней равнине Хрисоса, где имелись со- ответствующие условия. Игры продолжались в течение 8 дней. Победители получали в награду венок из лавра - священного дерева Аполлона, а также право поставить на территории святилища свою статую.

История святилища. Раскопки.

Древнейшие следы обитания человека на территории святилища от- носятся к неолитической эпохе и эпохе ранней и средней бронзы (ранне- элладская, среднеэлладская эпохи), однако свидетельства о более значи- тельном поселении относятся только к микенской эпохе (1600-1100 гг. до н.э.). Это развалины домов и захоронения, обнаруженные на терри- тории обоих находящихся здесь святилищ (Афины и Аполлона). В это время здесь почиталась великая богиня Гея, во власти которой находится и прорицалище. Существование поселения продолжается и в так называ- емые "темные века" (XI-X вв. до н.э.), явившиеся переходным периодом между доисторическим и историческим временем. В геометрический период (IX-VIII вв. до н.э.), в особенности в VIII веке до н.э., существование святилища не подлежит сомнению, поскольку во время раскопок было найдено множество посвятительных даров из бронзы, относящихся к этому времени. Культ Геи к указанному периоду уже сменен культом Аполлона, а святилище становится все более известным.

С VI века до н.э. начинается время великого расцвета святилища. Терри- тория его постепенно увеличивается, и учреждаются крупные праздники. Слава святилища возрастает. В это время здесь сооружают великолепные постройки, появляются богатые посвятительные дары частных лиц, городов и царей, например, лидийского царя Креза. В V веке до н.э. святилище достигает своего наибольшего расцвета, который продолжается до IV века до н.э. В результате интенсивной строительной деятельности в это время в святилище появляются здания, отличающиеся замечательной архи- тектурой и прекрасным декором, и в то же время сюда продолжают по- свящать различные дары, представляющие собой замечательные произведения искусства. О почтении греков к святилищу свидетельствует следующий характерный факт. Когда в 548 году до н.э. первый храм Аполлона был уничтожен пожаром, а в 373 году до н.э. второй храм - землетрясением, оба раза имел место всегреческий сбор денежных средств на строительство нового храма. В века своего расцвета Дельфы не только остаются религиозным центром, но и участвуют, благодаря своему прорицалищу, в политической жизни, зачастую устраивая государственные дела Греции.

Выдающуюся роль в истории Дельф VII-IV веков до н.э. играла знаменитая Амфиктиония. Речь идет об организации племен Центральной Греции и Фессалии, в которой принимали участие и Дельфы. Собрание составлявших Амфиктионию городов ведало опекой имущества Святилища, занималось арендой его земельных участков, заботилось о правильном проведении праздников, налагало штраф на нарушителей постановлений Амфиктионии и т.п. Конечно же, Амфиктиония не ограничивала свою деятельность управлением Святилищем, но была также политическим л военным союзом. Время от времени ей даже приходилось защищать автономию Дельф силой, ведя так называемые "Священные войны" против фокейцев, которые претендовали на осуществление контроля над богатым и влиятельным святилищем.

В течение своей долгой истории Дельфийское святилище испытало множество разных испытаний - разрушения в результате пожаров и падения скал с Федриад, вражеские вторжения и разграбления его сокровищ.

В эллинистическую эпоху политическое влияние святилища ослабевает, однако его слава и моральный авторитет остаются почти столь же сильными вплоть до римского завоевания (168 г. до н.э.).

Римские императоры и вельможи иногда оказывают святилищу благодеяния, выделяя щедрые денежные средства, иногда наносят ему ущерб. В это время, а именно во II веке до н.э. Дельфы посещает путешественник Павсаний, оставивший в книге "Фокида" ценное подробное описание всех увиденных памятников, а также связанных с ними историй и мифов.

С возобладанием христианства и упразднением языческой религии Дельфы испытывают упадок. Святилище забывают, а последнее прорицание пифии, данное императору Юлиану Отступнику (361-363 гг. до н.э.), пытавшемуся вернуть к жизни прорицалище, гласит:

Молвите ныне царю: искусные пали чертоги,
Нет боле Фебовой хижины, нет прорицального лавра.
Вещего нет родника, говорливые воды иссякли.

На развалинах святилища в новые времена появляется селение Кастри, которое занимает всю его территорию. В конце XIX века Французская Археологическая Школа приступает к раскопкам. Селение целиком уничтожается и строится несколько западнее, на своем нынешнем месте под названием Дельфы. В 1892 году систематические исследования территории проводятся под руководством Т.Омоля, а затем продолжаются в течение довольно длительного времени другими археологами. В результате раскопок на свет вновь появились два теменоса (священных участка) - теменос Аполлона и теменос Афины, Кастальский ключ, Гимнасий и Стадион.

Up | Back | Home | Next
Up | Back | Home | Next