День четвертый. Дельфы. Храм Аполлона. Down | Back | Home | Next

 

На левой фотографии постамент статуи вифинского царя Прусия II у восточного входа в храм Аполлона.

На правой фотографии

Храм Аполлона

Реконструкция части святилища Аполлона: Портик афинян, полигональная стена и храм Аполлона.

Теперь перед нами находится наиболее значительное и почитаемое сооружение Дельфийского святилища - храм Аполлона. Сохранившиеся к настоящему времени развалины принадлежат храму IV века до н.э. -третьему по времени на этом месте. Два предыдущие храма были сооружены в архаическую эпоху. Первый из них, строительство которого традиция приписывает легендарным зодчим Трофонию и Агамеду, был построен в середине VII века до н.э. и уничтожен пожаром в 548 году до н.э. Второй храм сооружен в конце VI века до н.э. (510-505 гг. до н.э.) на средства, полученные от пожертвования всех греческих городов. Подрядчиками строительства храма стали Алкмеониды - члены могущественного афинского рода, изгнанного Писистратом, почему этот храм и получил название "храм Алкмеонидов". Замечательную скульптуру, украшавшую этот храм, можно видеть в Залах 7 и 8 Музея. В 373 году до н.э. этот храм был тоже разрушен, - по всей вероятности, землетрясением. Немного времени спустя началось строительство третьего храма, опять-таки на средства, полученные от всегреческих пожертвований. Неоднократно прерывавшееся строительство храма было завершено в 330 году до н.э. Архитекторами этого храма были коринфяне Спинфар, Ксенодор и Агафон. Этот храм дорийского ордена (как и предыдущий) был окружен колоннами - 6 колонн по узким сторонам и 15 колонн по широким. При строительстве храма были использованы поролит и серый известняк. Из скульптурного декора фронтонов, бывших произведениями афинских скульпторов Праксия и Андросфена, сохранилась только замечательная статуя Диониса (Зал 11 Музея).

Находящаяся перед восточным входом в храм наклонно поднимающаяся плоскость (рампа) ведет к перистилю, а затем - в пронаос. На стенах пронаоса были начертаны знаменитые изречения "познай самого себя" и "ничего чрезмерного", а также знаменитый знак Е, толкование которому пытались дать многие как в античности, так и в настоящее время. За пронаосом находилась целла (святилище), которая разделялась, как это видно, на восточную и западную части. В первой из них находились жертвенник Посейдона, статуи Зевса Мойрагета (Предводителя Мойр) и Аполлона Мойрагета, железный престол поэта Пиндара и жертвенник Гестии, на котором постоянно горел "вечный огонь". Вторая часть целлы была пророческим адитоном (святая святых) - местом, предназначенным для дачи прорицаний. К сожалению, вид его не вполне понятен, поскольку эта часть была открыта во время раскопок в сильно поврежденном состоянии. Как указывают неясные свидетельства античных писателей, здесь находилось подземное помещение, в котором протекал источник Кассотида, находились "зияние", из которого поднимались испарения, пророческий треножник, на котором восседала пифия, и "омфал". В пещеру со святынями позволялось входить только пифии, тогда как жрецы и вопрошающие бога (феопропы) оставались в другом помещении снаружи.

Первоначально прорицалище вещало только один раз в году - 7 числа месяца бисия (февраль - март), то есть в день рождения Аполлона. Однако позднее, поскольку желающих получить предсказания стало значительно больше, прорицания стали давать каждый месяц, за исключением трех зимних месяцев, когда бог удалялся в страну гипербореев.

Лица, желавшие получить предсказание, обязаны были уплатить особый налог, который назывался pelanos, а затем принести в жертву черную козу без телесного изъяна. Если жертва была благоприятной, вопрошающие могли войти в храм и получить прорицание. Прорицания давала пифия после следующей процедуры. Пифия, как жрецы и феопропы, совершала сначала очищение в воде Кастальского ключа, затем входила в храм, совершала воскурение в очаге с вечным огнем и спускалась в пещеру, где ей предстояло прорицать. Там она поднималась на пророческий треножник, стоявший рядом с омфалом, пила воду из протекавшего в пещере источника Кассотиды, жевала листья лавра и вдыхала поднимавшиеся из расселины испарения. Таким образом пифия приходила в состояние исступления и начинала издавать нечленораздельные звуки. Этим звукам давали истолкование жрецы, которые слушали их, находясь в соседней комнате, записывали прорицание в стихотворной форме (а позднее и прозой) и давали ответ феопропам.

Прорицания давались как относительно простых, так и относительно весьма значительных вопросов. Например, богу могли задавать вопросы как личного характера - о свадьбе, путешествии и т.п., так и относительно весьма важных дел государственного характера - основания колоний, законодательства, исхода войны и т.п. Ответы иной раз бывали намеренно неясными, противоречивыми и даже необъективными. Однако верующие, будучи глубоко убеждены в том, что постичь волю богов нелегко, не сомневались в истинности прорицаний, и таким образом авторитет прорицалища продолжал оставаться незыблемым на протяжении всей античности.

Северную сторону храма закрывает целиком длинная опорная стена, известная под названием исхегаон (ischo gan = "держать землю", т.е. почву). За этой стеной во время раскопок были найдены статуи, захороненные в древности после того, как они пострадали во время землетрясения IV века до н.э. Среди них - статуи с фронтона второго храма Аполлона и знаменитая бронзовая статуя Возничего (Зал 12 Музея).

В большой прямоугольной нише у западного края исхегаона находился посвятительный дар Кратера, сына носившего такое же имя полководца Александра Великого. Речь идет о группе бронзовых статуй, изображавшей Александра и его полководца Кратера во время охоты на льва. Эти статуи были произведениями великих скульпторов IV века до н.э. Лисиппа и Леохара.

 

Up | Back | Home | Next
Up | Back | Home | Next