На левой фотографии постамент статуи вифинского царя Прусия II у восточного
входа в храм Аполлона.
На правой фотографии
Храм Аполлона
Реконструкция части святилища Аполлона: Портик афинян,
полигональная стена и храм Аполлона.
Теперь перед нами находится наиболее значительное и почитаемое сооружение
Дельфийского святилища - храм Аполлона. Сохранившиеся к настоящему времени
развалины принадлежат храму IV века до н.э. -третьему по времени на
этом месте. Два предыдущие храма были сооружены в архаическую эпоху.
Первый из них, строительство которого традиция приписывает легендарным
зодчим Трофонию и Агамеду, был построен в середине VII века до н.э.
и уничтожен пожаром в 548 году до н.э. Второй храм сооружен в конце
VI века до н.э. (510-505 гг. до н.э.) на средства, полученные от пожертвования
всех греческих городов. Подрядчиками строительства храма стали Алкмеониды
- члены могущественного афинского рода, изгнанного Писистратом, почему
этот храм и получил название "храм Алкмеонидов". Замечательную скульптуру,
украшавшую этот храм, можно видеть в Залах 7 и 8 Музея. В 373 году до
н.э. этот храм был тоже разрушен, - по всей вероятности, землетрясением.
Немного времени спустя началось строительство третьего храма, опять-таки
на средства, полученные от всегреческих пожертвований. Неоднократно
прерывавшееся строительство храма было завершено в 330 году до н.э.
Архитекторами этого храма были коринфяне Спинфар, Ксенодор и Агафон.
Этот храм дорийского ордена (как и предыдущий) был окружен колоннами
- 6 колонн по узким сторонам и 15 колонн по широким. При строительстве
храма были использованы поролит и серый известняк. Из скульптурного
декора фронтонов, бывших произведениями афинских скульпторов Праксия
и Андросфена, сохранилась только замечательная статуя Диониса (Зал 11
Музея).
Находящаяся перед восточным входом в храм наклонно поднимающаяся плоскость
(рампа) ведет к перистилю, а затем - в пронаос. На стенах пронаоса были
начертаны знаменитые изречения "познай самого себя" и "ничего чрезмерного",
а также знаменитый знак Е, толкование которому пытались дать многие
как в античности, так и в настоящее время. За пронаосом находилась целла
(святилище), которая разделялась, как это видно, на восточную и западную
части. В первой из них находились жертвенник Посейдона, статуи Зевса
Мойрагета (Предводителя Мойр) и Аполлона Мойрагета, железный престол
поэта Пиндара и жертвенник Гестии, на котором постоянно горел "вечный
огонь". Вторая часть целлы была пророческим адитоном (святая святых)
- местом, предназначенным для дачи прорицаний. К сожалению, вид его
не вполне понятен, поскольку эта часть была открыта во время раскопок
в сильно поврежденном состоянии. Как указывают неясные свидетельства
античных писателей, здесь находилось подземное помещение, в котором
протекал источник Кассотида, находились "зияние", из которого поднимались
испарения, пророческий треножник, на котором восседала пифия, и "омфал".
В пещеру со святынями позволялось входить только пифии, тогда как жрецы
и вопрошающие бога (феопропы) оставались в другом помещении снаружи.
Первоначально прорицалище вещало только один раз в году - 7 числа
месяца бисия (февраль - март), то есть в день рождения Аполлона. Однако
позднее, поскольку желающих получить предсказания стало значительно
больше, прорицания стали давать каждый месяц, за исключением трех зимних
месяцев, когда бог удалялся в страну гипербореев.
Лица, желавшие получить предсказание, обязаны были уплатить особый
налог, который назывался pelanos, а затем принести в жертву черную козу
без телесного изъяна. Если жертва была благоприятной, вопрошающие могли
войти в храм и получить прорицание. Прорицания давала пифия после следующей
процедуры. Пифия, как жрецы и феопропы, совершала сначала очищение в
воде Кастальского ключа, затем входила в храм, совершала воскурение
в очаге с вечным огнем и спускалась в пещеру, где ей предстояло прорицать.
Там она поднималась на пророческий треножник, стоявший рядом с омфалом,
пила воду из протекавшего в пещере источника Кассотиды, жевала листья
лавра и вдыхала поднимавшиеся из расселины испарения. Таким образом
пифия приходила в состояние исступления и начинала издавать нечленораздельные
звуки. Этим звукам давали истолкование жрецы, которые слушали их, находясь
в соседней комнате, записывали прорицание в стихотворной форме (а позднее
и прозой) и давали ответ феопропам.
Прорицания давались как относительно простых, так и относительно весьма
значительных вопросов. Например, богу могли задавать вопросы как личного
характера - о свадьбе, путешествии и т.п., так и относительно весьма
важных дел государственного характера - основания колоний, законодательства,
исхода войны и т.п. Ответы иной раз бывали намеренно неясными, противоречивыми
и даже необъективными. Однако верующие, будучи глубоко убеждены в том,
что постичь волю богов нелегко, не сомневались в истинности прорицаний,
и таким образом авторитет прорицалища продолжал оставаться незыблемым
на протяжении всей античности.
Северную сторону храма закрывает целиком длинная опорная стена, известная
под названием исхегаон (ischo gan = "держать землю", т.е. почву).
За этой стеной во время раскопок были найдены статуи, захороненные в
древности после того, как они пострадали во время землетрясения IV века
до н.э. Среди них - статуи с фронтона второго храма Аполлона и знаменитая
бронзовая статуя Возничего (Зал 12 Музея).
В большой прямоугольной нише у западного края исхегаона находился
посвятительный дар Кратера, сына носившего такое же имя полководца
Александра Великого. Речь идет о группе бронзовых статуй, изображавшей
Александра и его полководца Кратера во время охоты на льва. Эти статуи
были произведениями великих скульпторов IV века до н.э. Лисиппа и Леохара.