Для пояснения темы вечера я помещаю ниже
свой старый (ну, очень старый) текст:
ЛЮДИ И ИГРЫ
Иногда кажется, что большинство наших несчастий и разочарований объясняется тем, что мы слишком много внимания уделяем содержанию и игнорируем форму жизни.
Разумеется, я имею в виду тех, кто уже перешёл первый рубеж: понял, что содержание жизни важнее внешней мишуры (формы).
Отрицая отрицание, мы должны теперь уделить форме жизни особое внимание.
Воплощение в форме менее осознанно, следовательно, вернее.
Форма жизни есть игра.
Для этого есть много названий.
Игра в бисер Германа Гессе.
Игра в педагогической провинции Касталия.
Иерархия и Орден.
Гранфаллон Курта Воннегута.
На несчастном острове Сан-Лоренцо.
С мечтою о карассе, грациозно вращающемся вокруг вампитера, которым может быть что угодно (!).
Иногда это может быть даже религиозным орденом.
А иногда - это Пиквикский клуб, и только он.
Очень часто это лишь воспоминания о детстве.
Собственно, поиск своей игры есть ни что иное, как поиск своего детства.
Де Сент-Экзюпери вёл его всю жизнь, его Игра - на планете маленького Принца.
Станислав Лем в "Высоком замке" описал свою мечту о детстве и мечту своего детства о высокой Игре.
Брэдбери в "Вине из одуванчиков" не употребляет термина "игра", но ему удаётся играть; отсюда его цикл рассказов о детства и космосе - "Р - значит ракета"; ведь ясно, что космос его есть игра.
Не является ли Игрой Искусство? В стихосложении есть что-то от комбинаторных головоломок, а в поэзии - высокая игра воображения.
Не есть ли математика - игра по правилам логики в бисер математических абстракций? Говорят ведь и о политической игре и об игре на театре военных действий.
Вот здесь мы вторгаемся в область реальной жизни, которая, конечно же, есть тоже Игра.
Но... это игра господа Бога, а не наша.
Хотя, надо сказать, что игрушки для него поставляем мы сами.
Наука как непосредственная производительная сила уже не может быть игрой (для нас), но когда-то она была игрой: вспомните выражение "ученые чудаки".
Вообще "чудак" употребляется часто как синоним слова "игрок".
Нет, не люди вырастают из своих игр, а как раз наоборот: История есть история игр, вырастающих над людьми.
Но история, разумеется, повторяется дважды.
И многие игры возвращаются назад к людям в виде пародий.
Я сам играл в такую игру под названием ОСТАП - Особая Туристическая Ассоциация Пешеходов.
Вся соль была в прилагательном "Особая" - Это была пародия на всё.
Когда говорят, что искусство есть отражение, имеют ввиду пародию.
Хотя, конечно, главное в искусстве не отражение, а изначальная высокая Игра, творящая будущий мир.
Но сузим нашу тему.
Речь идёт о том, чтобы облечь в подходящую форму наши увлечения - в лучшем смысле этого слова.
Необходим Магический Театр (ещё один синоним), в котором каждый играл бы свою роль - выбранную им роль по душе.
И каждое дело, будь то сочинённое стихотворение, написанная картина, спетая песня, созданная музыка, рассказ или роман, изобретённая философская теория или литературоведческое изыскание, найденный образ или выстраданная мысль, короче - каждое проявление, каждый момент духа занял бы своё естественное место в мозаике Игры.
Вот о чём мечтается: складывать мозаику Игры, вместе с другими такими же, как ты, а не просто бросать камешки с пустынного обрыва в воду, от чего бывают лишь круги на воде, да и те быстро затухают...
Между прочим, и общение людей много выигрывает, становится точнее, и радостнее, когда ведётся по правилам Игры, когда разыгрываются сцены Магического Театра, когда свершается Ритуал.
Термин "Игра" (как, впрочем, и театр) довольно точно отражает и оборотную сторону медали; условность и относительность такой духовной жизни.
От этой пустоты бежал в "мир" Магистр игры в бисер.
Не нужно забывать об этом.
Ирония, самоирония - спасительные круги в море стеклянных бус.
Ирония - наш дырявый щит.
Но что бы нам выбрать в качестве Вампитера? Как назвать наш Театр? Какие правила придумать для нашей Игры? Нужна та самая "одинокая гаечка", которая должна оживить рисунок художника.
Согласитесь, это должно быть что-нибудь такое несерьёзное, полупародийное, полудетское (напоминающее о детстве?), полуироническое, полумечтательное, что-нибудь такое, условность чего сразу видна, но достаточно прочна и естественна.
Какая-нибудь печка, от которой начинаться должны все танцы.
В отличии от Касталии мы все остаёмся жить "в миру", и "бежать" нам некуда.
И пусть наша башня не из слоновой кости и похожа не на "мою крепость", а скорее на тростниковый шалаш, продуваемый всеми ветрами, а всё же давайте попробуем построить эту башню, высокую, как высокий замок, и даже если мы говорим на разных языках, попробуем всё же понимать друг друга, хотя бы с помощью жестов, дабы башня наша не развалилась раньше времени...
И вот мы пришли на вечер Клуба «Подвал#1» [эту фразу я вставил сегодня, 1 сентября 2009].
Ваш ход.
4 января 1985
1 сентября 2009
Игорь Бурдонов |