Титульная страница   фотоотчёт
главная
страница
о клубе
В  е  ч  е  р  а        н  а        Т  а  г  а  н  к  е 
первый
предыдущий
следующий
последний
28 декабря 2013. ЗМЕИНЫЕ ИТОГИ
22 февраля 2014. Тёмные материи
Мы ещё не придумали, что бы тут сделать

150: 25 января 2014

 

 

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

     
     





       
       
       
       
       
       
       
       

new contiue

Памяти
Дмитрия Авалиани

 

Антон Морозов
Памяти Алексея Сухоручкина. Полгода...

 

Ирина Кузнецова
"Город шаманов"

 

 

 

 

 

Название вечера предложено Аллой Биндер в варианте:

"Проблема ритуала в контексте
долголетия литературного клуба Подвал#1".

 

В наше непросвещённое время приходится напоминать, что "ритуал" и "похороны" - не одно и то же.

 

Ритуал - это совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.

В Китае ритуал (ли) это ключевая категория философии, в особенности конфуцианства. Главная сложность определения этого понятия заключается в том, китайские философы вкладывали в него не только правильное поведение (этикет, церемония), но и те мировоззренческие устои из которых правильное поведение проистекает.

 

Хотя, конечно, ритуал похорон является одним из важнейших ритуалов, поскольку смерть является одним из важнейших этапов жизни. По крайней мере, так было в то время, когда живые ещё не отгораживались от мёртвых. Но мы ведём речь не о похоронах.

 

В общем, если вы сомневаетесь, что такое ритуал, "погуглите" в итернете.

 

 

В частности, там можно найти и такие вот определения (http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1024/%D0%A0%D0%98%D0%A2%D0%A3%D0%90%D0%9B):

РИТУАЛ (лат. ritualis - обрядовый, ritus - торжественная церемония, культовый обряд) - одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в «далеких» культурах (прежде всего - архаических и традиционных). В первом приближении Р. может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Традиционной философией культуры Р. трактовался как несущественное для достижения практического результата «обрамление» здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными. Однако современное историко-культурное исследование, реконструирующее специфические типы человеческого поведения, исходя из ценностных оснований самих изучаемых культур, меняет местами привычное соотношение ритуального и прагматического: в «далеких» культурах Р. оказывается лежащим в основе повседневной трудовой деятельности человека. Такая позиция ставит вопрос о специфической целесообразности Р. Сравнительно легко фиксируются его внешние функции - социальная и психологическая: Р. служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов (Малиновский, Дюркгейм), а также снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику (Юнг). На имманентную целенаправленность ритуальных действий указывает семантика языковых обозначений Р., свидетельствующая о близости двух основных значений - «священнодействие» и «порядок Р». - это священнодействие, связанное с установлением или поддержанием вселенской и социальной упорядоченности. В частности, социальный опыт архаических коллективов может быть представлен как чередование двух основных состояний: а) жизнедеятельности в упорядоченном и стабильном космосе, священные центры которого обеспечивают надежную защиту от сил хаоса, вытесненных за границу обустроенного мира; б) периодической хаотизации космоса при прохождении им критических точек своего существования (фазы «структуры» и «коммунитас», по В. Тэрнеру). Временная бесструктурность мира, обнаруживающаяся в архаическом празднестве, продуктивна - она обеспечивает обновление могущества сакральных объектов. Формой обязательного человеческого участия в праздничном обновлении мира и является архаический Р. Он начинается с действий, подчеркнуто противоречащих общепринятым нормам (погружая тем самым «состарившийся» космос в плодотворный хаос), и затем последовательно восстанавливает исконный порядок вещей. Архаический Р. представляет собой синкретическое действо, к которому восходят в своих истоках более поздние специализированные формы деятельности (производственно-экономическая, военно-политическая, религиозно-культовая, художественная и др.). Религиозный культ отличается от архаического Р. эти-зацией сакральных объектов (богов), увеличением дистанции между людьми и богами, утверждением однотонно серьезного и торжественного их почитания. Р. имеет первостепенное значение не только в архаических культурах, но и в традиционных обществах более позднего времени. Р. здесь связан не с праздничным разрушением-восстановлением, а с поддержанием уже прочно установленного порядка. Человеческое действие, определяясь следованием абсолютным образцам поведения, ритуализируется и вписывается в модель идеального равновесия космоса. Системы ритуализированного поведения, обеспечивая непрерывное воспроизводство сакрализованного порядка вещей, являются несущим каркасом традиционных культур. Современное общество, как правило, характеризуется нигилистским отношением к Р. и выдвижением на первый план утилитарно ориентированного действия автономного индивида. Исключением являются общества, связанные с расцветом в 20 в. «тотальных идеологий» (Манхейм) и основанные на вторичной - идеологической - ритуализации человеческого поведения.

Игорь Бурдонов: С тем, что "современное общество, как правило, характеризуется нигилистским отношением к ритуалу и выдвижением на первый план утилитарно ориентированного действия автономного индивида" не поспоришь. Но это вовсе не значит, что ритуал на самом деле перестал играть в жизни общества и человека первостепенную, мироустроительную роль, что бы ни думали об этом общество и человек.

 

фотографии с вечера Александра Воловика