Титульная страница  
главная
страница
о клубе
В  е  ч  е  р  а        н  а        В  о  й  к  о  в  с  к  о  й 
первый
предыдущий
следующий
последний
22.12.2001  Бег черного коня по кругу очерченному светящейся лампой
23.02.02 "Меньше чем хокку"
Мы пока думаем, что бы тут сделать

38: 26 января 2002


Перед началом вечера

 

Сказочник
(БорисЕликов)

Старуха Крамбль

 

Татьяна Лопухина

Все на свете сказки - о любви

 

Ольга Сульчинская

Сказки для бывших детей

 

Игорь Бурдонов

неправильные сказки

 

Дмитрий Широков

В поисках Нунака

 

Александр Казаков

Биоконструктивизм

 

Музыканты

 

Александр Белугин

ведущий

 

 


НУНАКСКИЙ КИТ

этой сказкой Дмитрий Широков иллюстрировал свой рассказ

Это было давно-давно. Нунакская община была богатая. У нее была своя байдара, и из года в год ее охотники добывали много моржей, лахтаков, нерп, белух и белых медведей.

Всегда в общине был жир и была жизнь.

И жили в нунакской общине муж с женой и детьми.

Каждую ночь охотнику снился один и тот же сон - будто подходит к берегу кит, ляжет головой на треугольный камень, пустит фонтан и вместе с фонтаном выходит молодой парень в белой камлейке из моржовых кишок, поднимается к ним на сопку и заходит в землянку. Он спросил жену:

- Скажи, сон это или нет? Кто к нам каждую ночь приходит?

Рассмеялась жена и сказала:

- Конечно, это сон!

А кит каждую ночь и в самом деле подходил к берегу, пускал фонтаны, выходил молодец и шел в землянку, когда муж крепко спал.

"Ну, - думает муж каждый день, - уж сегодня-то я узнаю, сон это или нет!" Но как только он услышит шум фонтана, так и нападает на него сон, как ни крепится, все же засыпает.

Однажды спросил у него сосед:

- Кто к тебе в землянку ходит?

"Так, значит, это не сон!" - подумал охотник. И однажды ночью он не пошел в свою землянку, а сел на камень у обрыва и слышит: подошел кит, пустил фонтан, вышел из кита молодец в белой камлейке и пошел к его землянке.

Схватил охотник копье, подошел тихонько к камню, а кит спит, - еле-еле дышит. Подкрался муж и ударил копьем в сердце кита. А в землянке охнул молодец, схватился рукой за левый бок, кинулся вон из яранги и пропал из глаз.

Стала община кита резать и есть, а жена охотника отворачивается да нос зажимает.

И родила женщина не ребенка, а китенка.

- Были бы у нас дети, убил бы я китенка, - говорит муж, - но детей у нас нет, так пусть он будет нашим сыном.

Сделал муж большое корыто, налил морской воды, положил туда китенка, и стал он плавать там день и ночь. Кормит его мать грудью и дикой картошкой. Мало стало воды китенку. Выкопал муж яму, налил туда воды и пустил китенка.

Мала стала яма - сделала община озеро для китенка. Плавает он по озеру, играет, фонтанчики пускает. Подошла осень, на озере образовалась кромка льда. Говорят люди матери - надо пустить китенка в море. Жалко матери, но ничего не сделаешь. Прикрепила она возле дыхала китенка разноцветную кисть из нерпичьих кишок, - когда китенок пускает фонтаны, кисть подымается и издалека видна. "Теперь-то его не убьют!" - думает она.

Положили китенка на моржовые шкуры и стащили в море. Обрадовался он, плещется, играет, и издалека видно его разноцветную кисть в фонтане.

Ушли гренландские киты в теплые воды, ушли голубые киты, ушли кашалоты. Ушел с ними и китенок.

Прошла зима. Весной пришел китенок китом, привел с собой большую стаю. Вылез он на треугольный камень и пустил фонтан. Приподнялась разноцветная кисть, выбежала к нему мать, вышла вся община его встречать.

Каждое лето приходил он и приводил китов. Плещутся, играют киты, охотится на них и добывает много мяса и жира нунакская община.

Завидно стало мумраковскрй общине, и поклялась она убить нунакского кита.

- Не ходи, сынок, к мумракскому берегу, там тебя убьют - держись нунакского берега! - говорит китенку мать.

Но прокрались темной ночью мумракские охотники и убили на треугольном камне спящего нунакского кита.

И ушли киты, и не стало жира, и не стало жизни. И пошла вражда между нунакцами и мумракцами. Стали они воевать, стали друг друга убивать.

Между Нунаком и Мумраком стоял Науканский поселок. Как только началась война, науканская община старалась помирить врагов, но как только не удается охота у нунакцев - они идут войной на мумракцев.

Однажды нунакцы охотились на китов возле мумракского берега и, чтобы напиться горячей крови, - тогда еще не было чаю! - поехали домой. Попадается им навстречу каюк, охотник выбежал на берег и стал дразнить и ругать нунакцев. Пустил тугую стрелу нунакец и ранил чужого охотника. Испугались нунакцы, подъехали и убили раненого, каюк камнем завалили, только отвязали моржовый пузырь от каюка и взяли с соебой. Мумракцы кинулись догонять нунакцев. . Науканцы пропустили мимо нунакцев, а мумракцев вернули домой. Так они делали несколько раз: то веренут нунакцев, то мумракцев не пропустят. Рассердились на науканцев обе общины и напали на них. Но у тех была хорошая крепость, поселок стоял на крутой горе,- и отсиделись науканцы.

Услыхали нунакцы, что возле Мумрака много китов и что все мужчины на охоте. Пошли нунакцы, убили всех мумракских женщин и детей. Только одна старуха, которая ходила в тундре, целебную траву собирала, осталась в живых. Видит она, что-то неладное, мимо проплывают байдары - одна, другая. Из их поселка последние двое нунакцев к берегу бегут. Заколдовала она их, - и остались они на месте. Вернулись мумракцы с охоты, увидели, что наделали враги. Кинулись в погоню за нунакцами. А в Нунаке мужчин не было дома. Убили

всех мумракцы, забрали каменного бога, который высился в стойбище, и увезли домой.

Подкрались и нунакцы, когда не было мужчин в Мумраке дома, забрали у них деревянного бога с каменным сердцем, которое упало с неба, и увезли домой.

Тут науканская община собрала всех нунакцев и мумракцев и сказала им:

- Вот вам двое прекрасных юношей - как солнечные лучи! - возьмите их, пусть они принесут вам мир!

И с тех пор не было войны между Нунаком и Мумраком, потому что породнились они. И до сих пор стоит деревянный бог в поселке Мумрак, только каменного сердца, которое упало с неба, у него уж нет, осталось только одно дерево.