Каждую ночь охотнику снился один и тот же сон - будто подходит
к берегу кит, ляжет головой на треугольный камень, пустит фонтан
и вместе с фонтаном выходит молодой парень в белой камлейке из
моржовых кишок, поднимается к ним на сопку и заходит в землянку.
Он спросил жену:
- Скажи, сон это или нет? Кто к нам каждую ночь приходит?
Рассмеялась жена и сказала:
- Конечно, это сон!
А кит каждую ночь и в самом деле подходил к берегу, пускал фонтаны,
выходил молодец и шел в землянку, когда муж крепко спал.
"Ну, - думает муж каждый день, - уж сегодня-то я узнаю, сон это
или нет!" Но как только он услышит шум фонтана, так и нападает
на него сон, как ни крепится, все же засыпает.
Однажды спросил у него сосед:
- Кто к тебе в землянку ходит?
"Так, значит, это не сон!" - подумал охотник. И однажды ночью
он не пошел в свою землянку, а сел на камень у обрыва и слышит:
подошел кит, пустил фонтан, вышел из кита молодец в белой камлейке
и пошел к его землянке.
Схватил охотник копье, подошел тихонько к камню, а кит спит,
- еле-еле дышит. Подкрался муж и ударил копьем в сердце кита.
А в землянке охнул молодец, схватился рукой за левый бок, кинулся
вон из яранги и пропал из глаз.
Стала община кита резать и есть, а жена охотника отворачивается
да нос зажимает.
И родила женщина не ребенка, а китенка.
- Были бы у нас дети, убил бы я китенка, - говорит муж, - но
детей у нас нет, так пусть он будет нашим сыном.
Сделал муж большое корыто, налил морской воды, положил туда китенка,
и стал он плавать там день и ночь. Кормит его мать грудью и дикой
картошкой. Мало стало воды китенку. Выкопал муж яму, налил туда
воды и пустил китенка.
Мала стала яма - сделала община озеро для китенка. Плавает он
по озеру, играет, фонтанчики пускает. Подошла осень, на озере
образовалась кромка льда. Говорят люди матери - надо пустить китенка
в море. Жалко матери, но ничего не сделаешь. Прикрепила она возле
дыхала китенка разноцветную кисть из нерпичьих кишок, - когда
китенок пускает фонтаны, кисть подымается и издалека видна. "Теперь-то
его не убьют!" - думает она.
Положили китенка на моржовые шкуры и стащили в море. Обрадовался
он, плещется, играет, и издалека видно его разноцветную кисть
в фонтане.
Ушли гренландские киты в теплые воды, ушли голубые киты, ушли
кашалоты. Ушел с ними и китенок.
Прошла зима. Весной пришел китенок китом, привел с собой большую
стаю. Вылез он на треугольный камень и пустил фонтан. Приподнялась
разноцветная кисть, выбежала к нему мать, вышла вся община его
встречать.
Каждое лето приходил он и приводил китов. Плещутся, играют киты,
охотится на них и добывает много мяса и жира нунакская община.
Завидно стало мумраковскрй общине, и поклялась она убить нунакского
кита.
- Не ходи, сынок, к мумракскому берегу, там тебя убьют - держись
нунакского берега! - говорит китенку мать.
Но прокрались темной ночью мумракские охотники и убили на треугольном
камне спящего нунакского кита.
И ушли киты, и не стало жира, и не стало жизни. И пошла вражда
между нунакцами и мумракцами. Стали они воевать, стали друг друга
убивать.
Между Нунаком и Мумраком стоял Науканский поселок. Как только
началась война, науканская община старалась помирить врагов, но
как только не удается охота у нунакцев - они идут войной на мумракцев.
Однажды нунакцы охотились на китов возле мумракского берега и,
чтобы напиться горячей крови, - тогда еще не было чаю! - поехали
домой. Попадается им навстречу каюк, охотник выбежал на берег
и стал дразнить и ругать нунакцев. Пустил тугую стрелу нунакец
и ранил чужого охотника. Испугались нунакцы, подъехали и убили
раненого, каюк камнем завалили, только отвязали моржовый пузырь
от каюка и взяли с соебой. Мумракцы кинулись догонять нунакцев.
. Науканцы пропустили мимо нунакцев, а мумракцев вернули домой.
Так они делали несколько раз: то веренут нунакцев, то мумракцев
не пропустят. Рассердились на науканцев обе общины и напали на
них. Но у тех была хорошая крепость, поселок стоял на крутой горе,-
и отсиделись науканцы.
Услыхали нунакцы, что возле Мумрака много китов и что все мужчины
на охоте. Пошли нунакцы, убили всех мумракских женщин и детей.
Только одна старуха, которая ходила в тундре, целебную траву собирала,
осталась в живых. Видит она, что-то неладное, мимо проплывают
байдары - одна, другая. Из их поселка последние двое нунакцев
к берегу бегут. Заколдовала она их, - и остались они на месте.
Вернулись мумракцы с охоты, увидели, что наделали враги. Кинулись
в погоню за нунакцами. А в Нунаке мужчин не было дома. Убили
всех мумракцы, забрали каменного бога, который высился в стойбище,
и увезли домой.
Подкрались и нунакцы, когда не было мужчин в Мумраке дома, забрали
у них деревянного бога с каменным сердцем, которое упало с неба,
и увезли домой.
Тут науканская община собрала всех нунакцев и мумракцев и сказала
им:
- Вот вам двое прекрасных юношей - как солнечные лучи! - возьмите
их, пусть они принесут вам мир!
И с тех пор не было войны между Нунаком и Мумраком,
потому что породнились они. И до сих пор стоит деревянный бог
в поселке Мумрак, только каменного сердца, которое упало с неба,
у него уж нет, осталось только одно дерево.
|