Титульная страница  
главная
страница
о клубе
В  е  ч  е  р  а        в         П  е  р  о  в  о 
первый
предыдущий
следующий
последний
29 января 2005 "Новый круг"
26 марта 2005 "Сезон Н.Л.П."
Мы пока думаем, что бы тут сделать

66: 26 февраля 2005

 

С чего начинался Дом,

в котором мы не хотим жить

 

Александр Жданов Игорь, это я нарисовал дом, в котором не хотел бы жить.
Игорь Бурдонов Мне очень понравилось (картина, а не дом).
Александр Жданов Не снять ли комнату на 16-м этаже? Колонка во дворе. Туалет за углом. :)
Игорь Я бы предпочел 10-ый этаж. Во-первых, под самой крышей потолок протекает. Во-вторых, на 10-ом этаже есть чудесный балкончик, с которого открывается вид на дали-выси. К тому же, при наличии балкончика, нависающего над речкой, иногда можно не спускаться во двор - когда никто не видит. В-третьих, если привязать к балкончику веревку и перекинуть ее через систему блоков, то можно опускаться и подниматься, минуя пыльные и загроможденные старой мебелью коридоры и лестницы, равно как и недружелюбных соседей. В принципе, можно было бы даже слетать с балкончика на дельтаплане, но, наверное, трудно будет возвращаться обратно, даже если использовать для этого ту высокую гору за рекой. :-(]
Александр Жданов На 10-м было бы еще туда-сюда, но с одной стороны коридора там кто-то разобрал стену и нещадно дует, а в другом конце коридора 20 лет живет многочисленная семья чокнутого китайца, которые вечно жарят рыбу. И вообще, выше 8-го этажа много крыс, а ниже 8-го - много клопов.
Игорь Значит, восьмой... Что-то меня сомнения берут. Надо ведь, чтобы окна выходили на речку, потому что, иначе, запах жареной рыбы, подхваченный ветром из разобранной стены, плавно спускаясь вниз и смешиваясь с запахами краски и скипидара из мастерской сумасшедшего художника на девятом этаже, будет проникать в комнату и ничем его не выветришь. Но окна, что выходят на речку, расположены как раз под балкончиком 10-го этажа. И если оттуда что-то все время будет падать и капать, то приятного мало. Правда, на 8-ом этаже есть пристройка, хорошо продуваемая ветром, летящим с гор над речкой. Но, к сожалению, эта пристройка проходная - через нее проходит пожарная лестница, по которой все туда-сюда шастают, потому что парадная лестница давно обрушилась внутрь здания. Может быть, как вариант подумать о крыше? Если там поставить палатку, завести кота от крыс...
Александр Жданов Да, все равно сгорит все это скоро к чертовой бабушке! Ты посмотри - никакой противопожарной безопасности. Живут как на бочке с порохом! Козлы они все!
Игорь Ну, это ты погорячился... Ты посмотри: там ведь посреди речки стоят столбы от старого моста. Значит, давно уже этот дом-город существует и пока не сгорел. И вообще, чем дольше гляжу на него, тем больше кажется, что все не так просто и не так плохо. Есть в этом безумии даже что-то привлекательное. Конечно, не вполне понятно, чего это им всем вздумалось громоздиться друг дружке на голову, когда вокруг такие просторы? Но нельзя не признать, что делают они это с воодушевлением, импровизируют, без всяких там генеральных планов строят кто во что горазд и слепляют все это вместе. Может быть, жить в таком доме и не очень, а вот посетить его на время - почему бы и нет. А что, если они все так? То есть, это просто такая гостиница, где все живут временно. Кто день, кто двадцать лет, уж как получится...
Александр Жданов Во всем этом есть что-то болезненное, от кошмарного сна. Ты правильно заметил, что строено без генерального плана, лепили, кто во что горазд. А это, несомненно, отражает некоторые душевные качества, в данном случае - душевные расстройства, ибо порядка, как ты видишь - нет и в помине. Кроме того, там беспросветная бедность и дух бомжовства, а последнее - тоже, как говорят, есть следствие, в том числе психической патологии. Так что это все не здорово.
Игорь Ууу... как все это относительно... А вдруг это не беспросветная бедность сама по себе и дух бомжоства просто так, а наоборот, все нарочно, что-то вроде  русских юродивых, суфийских дервишей и китайских отшельников - то же ведь все бомжи да нищие. И психическая патология - она ведь где-то рядом с или на обратной стороне чего-то совсем не патологического, а вроде как очень даже приветствуемого типа гениальности, прозрения, просветления и т.п.
Но ты совсем отвлекся от главной проблемы: какую комнату снять? Я все же думаю, что вон ту, под самой крышей, над балкончиком. Если на чердаке кое-что починить, то с потолка капать не будет. А через щели в полу можно китайцу дезодорант впрыскивать...
Александр Жданов Не может быть, чтобы все детали были противны. Кстати, я сегодня навестил Илью Даньшина и у меня есть что показать. И есть что выпить. Но нет, чем закусить. И к тому же - праздник. Предлагаю отметить.
Игорь У нас, кажется, что-то осталось закусить. По крайней мере, лимон, и кажется что-то еще. Зайдешь?
Александр Жданов Я в своей комнате.  Но, наверное, уже поздно?
пауза...
Александр Жданов Фрося, я нарисовал один свой навязчивый сон. Это дом, в котором я не хотел бы жить. В нем все ужасно.
Фрося  Такой мрачный... прямо над рекой????
Александр Жданов  Я говорю, что в нем все противно :) Там все лестницы поломаны.
Фрося  Людской муровейник.
Александр Жданов  Особенно, на 5-м и 6-м этажах.
Фрося  Мне почему-то Достоевский вспомнился. К чему такой сон???
Александр Жданов   Да? Возможно.... Вот и я не знаю. Бомжовник какой-то. Ну, да ладно. Не бери себе в голову.
Фрося  Я конечно не спец, но, скорее всего, что-то сильно не получается!
Александр Жданов   Ты думаешь? :(  Можно поставить диагноз? :))))
Фрося  Я ж не толкователь...я просто угадываю. Но тоска в этом есть!
Александр Жданов   Есть тоска!!!!!
Фрося  Больше всего пугает вороньё. И то, что осталось от моста...
Александр Жданов   ???  А я и не заметил. Наверное! А мне не нравятся эти балкончики.
Фрося  Безысходность... очень грустно... А на крыше что?
Александр Жданов  - Чушь какая-то - какие-то скворечники-мансарды. Ты представь - вода в колонке во дворе!...
Фрося  Зловещее предзнаменование....
Александр Жданов   :)))
Фрося  Эдакий "Ноев ковчег" после 3 мировой!!!!!
Александр Жданов  Я тебя расстроил? Отнесись с юмором, а то и вправду приснится такое.
Фрося  Честно, я расстроилась. Можно, я его маме покажу?
Александр Жданов   Ты маму не напугай. У меня обычно картинки не страшные. Это исключение :)
Фрося  Она сказала, что это-странноприимный дом! Или что-то в этом роде! Я так поняла. А я бы не стала иронизировать по поводу его вида...
Александр Жданов  Да, возможно.... Похожее мнение уже было :) Почему не стала бы? Ты очень серьезно отнеслась. Впрочем, я тоже так отнесся.
пауза...
Александр Жданов Игорь, я получил один отзыв на этот рисунок из Тулузы, от одного французского профессора. Просто для коллекции. Кстати, коллекция уже большая. Не сделать ли ее (предварительно систематически расширив) предметом обсуждения в вашем клубе? Впрочем, тема мелковата...
Игорь Можно. Надо предварительно разослать ребятам, которые могут интересно прокомментировать. А потом распечатать большим плакатом и зачитать собрание сочинений.
Профессор из Тулузы по имени Мануэль At first sight, your bad house is not so bad, landscape is pleasant with a large lake and nice houses, the wood building is nice in such a context and the large hats of the population obviously eastern) suggest sun is shining a large part of the year. Moreover I like the bow windows and I have no special repulsion for the cloth that are drying on the loggia and which stands for everyday life in the house. Then, it appears that life is concentrated in the upper stores. In the lower levels windows are roughly closed. The former inhabitants have probably disappeared. Even their place is forbidden because outer stairs try to reach with danger the upper levels. So absurdity and terror seem to prevail in this world notwithstanding the nice natural frame, and moreover there is no chance for memory in this world. It reminds me of some plays of the "absurd theater" of the 50 in west where there was a family in al argue flat and then there was a monster that was in a small cupboard and progressively the vital space was shrinking and the horror takes room after room that were condemned...Перевод: Во-первых, Ваш дом не так уж и плох. Пейзаж приятен, с большим озером (рекой) и красивыми домами. Этот деревянный дом  элегантен в таком контексте, и большие шляпы местных жителей, намекающие на то, что дело происходит на Востоке, говорят о том, что Солнце здесь светит большую часть года. Кроме того, мне нравятся эти наклонные окна, и меня не отталкивает белье, сохнущее на балконе, - свидетельство обыденной жизни. Мне кажется, что жизнь сконцентрирована на верхних этажах этого строения. На нижних этажах окна заколочены. Прежние их жители, вероятно, куда-то исчезли. Похоже, что эти этажи даже опасны, так как к верхним этажам жители поднимаются с видимым риском для жизни по лестницам, идущим по внешним стенам дома. Так что нелепость и ужас (террор) преобладают в этом мире, несмотря на прекрасную природу вокруг. И, кроме того, не имеется никакой памяти в этом мире.  Это напоминает мне о некоторых пьесах "театра абсурда" 50-х  на Западе, где какое-нибудь семейство спорит (обсуждает) квартиру, и где имелся монстр, который был в маленьком буфете и жизненное пространство постепенно сжималось, и ужас охватывал  это место возле комнаты, которая была проклята...
пауза...
Александр Жданов Артем, однажды с тоски я нарисовал этот дом, в котором абсолютно все мне сильно неприятно. Но я понял, что это как-то связано с подсознанием. Что Вы могли бы сказать по этому поводу?
Артем Видимо, в этой местности произошла какая-то катастрофа. Видны топляки от бывшего моста, а сам дом навис над пропастью. Кроме того, дом непрочный и сделан либо наспех, либо латается время от времени (так как он не имеет четкой структуры). Поэтому рисунок вызывает чувство безысходности.
пауза...
Сима Совершенно замечательный дом! Я бы хотел в таком жить. Ассоциации с фильмом «Бразилия», не знаю кто автор. В таком доме может быть все, что хочешь.
пауза...
Дина Я посмотрела на дом, в котором ты бы не хотел жить :) А мне любопытно зайди вовнутрь... там наверняка живет какой-нибудь чудак - поэт :)
Александр Жданов Там мыши бегают, и тараканы ползают - бр-р. Там мрачно, грустно и безнадежно. Там надо подниматься вверх по лестнице, у которой ступеньки сломаны.
Дина Мне кажется, Рембо жил в таком доме :).
Александр Жданов Из этого дома нельзя вырваться. Там можно застрять на всю жизнь.
Дина Да... И, все-таки, это жизнь. Здесь (в Европе) люди живут в красивых домах. Ну и что? :)
Александр Жданов Да, можно жить в красивом доме и тоже с проблемами.
Дина И  с некрасивыми мыслями.
Александр Жданов Не знаю, зачем я это нарисовал.
Дина Мне очень часто такое снится. Я как-то видела старый, разбитый дом... который находился в  лесу :) Такой некрасивый дом... такой контраст :) И все непонятно... откуда такой дом в таком прекрасном месте...
Александр Жданов Да? Мне тоже какие-то архитектурные безобразия снятся иногда - стройки, какие-то коридоры, бассейны, тоннели с водой и т.п.
Дина Да, вот и мне тоже.
Александр Жданов И я там что-то ищу и не могу найти.
Дина Я часто здесь захожу в какой-нибудь подвал и выхожу где-то в Израиле :))).:))))   Путешествия во сне.... что это все значит?
Александр Жданов На мой взгляд, дом этот говорит о нескольких вещах. Во-первых – он методом «от противного» доказывает существование Души. В этом доме, вообще говоря, все рационально. Каждая комната, каждая лестница и каждая доска в нем прикреплены там, где они были остро необходимы. Там нет ничего лишнего, хотя бы уже потому, что жители бедны и у них вообще нет ничего лишнего. Все оптимально – удельная плотность населения на кубический метр максимальна. Расход топлива на обогрев минимален. Но мы видим, что результат плачевен. Т.е. сам по себе рационализм печален. В нем, как в этом доме, нет Души. Чем этот дом отличается от дворца Растрелли? Именно тем, что дворец весьма нерационален. Во дворце масса излишеств, деталей, ненужных для дела. Однако дворец Растрелли прекрасен именно потому, что он обращался к Душе, а не к рацио. Так и в нашей жизни – просто рациональное, разумное и научно выверенное не дает ощущения прекрасного, ощущения полноты и достаточности. Для полноты жизни нужно обращение к таким непрактичным вещам, как красота, гармония, соразмерность, чувство меры, т.е. – обращение к Душе. Во-вторых, дом этот говорит о том, что мы живем на границе соблазна. Соблазна отвернуться от духовного и обратиться только к рациональному. Почему одному человеку этот дом приятен, а другому – нет. Приятен, на мой взгляд, тому, кто соблазняется возможностью оставить все эти непрактичные материи типа Души и пуститься в стихию просто материи, хаоса, где доску можно прибить так, как рука ляжет. Другой же борется с хаосом, и ему картина хаоса неприятна, как лицо врага.

 

 

      

Фотографии Александра Жданова
     
 

 


Игорь Бурдонов

 

ВЕЛИКИЙ   ТАЙНЫЙ   ПИСАТЕЛЬ

 

по мотивам картины Александра Жданова
"Дом, в котором я не хотел бы жить"

 

На потайную лестницу можно попасть только утром по четвергам. Когда-то лестница начиналась от самой земли, но потом крыльцо сломали, стену заложили кирпичами и пристроили домик огородника, который переделали в конюшню, в которой держали осла. На потайную лестницу можно попасть со второго этажа из комнаты старухи-марочницы, а старуха выходит из комнаты только в четверг утром, чтобы перехватить почтальона. Она ведëт почтальона на кухню, и за стакан самогона он разрешает еë отклеивать марки с писем и почтовых открыток, держа их над паром, что клубится из большой алюминиевой кастрюли, стоящей над огнëм. В этот промежуток времени нужно тихо зайти в комнату, откинуть старый ковëр, поднять три половицы и спуститься в подпол. Потом нужно установить половицы обратно и, потянув за специальную верëвочку, привязанную к краю ковра и уходящую в щель между половицами, вернуть ковëр на место.

Процедура нехитрая и Великий тайный писатель проделывает еë каждый четверг уже много лет. Сразу он не уходит, потому что не забывает проследить, как старуха вернëтся в комнату, и как она будет приклеивать марки в свои альбомы. Она приклеивает марки картинкой вниз, убивая одним выстрелом двух зайцев. Во-первых, защищаясь от воров, которые не увидят марки и, следовательно, не украдут их. Во-вторых, защищая марки от вредного воздействия воздуха и света. Старуха-марочница или, как еë называет Великий тайный писатель в своих записях, Великая старая коллекционерша, рассчитывает, что когда через сто лет на всемирном филателистическом конгрессе вскроют еë альбомы и отклеют марки, те засверкают первозданной чистотой и свежестью красок.

Потом Великий тайный писатель ползëт в южном направлении, раздвигает две доски и, протиснувшись между ними, оказывается на лестнице. Винтовая лестница поднимается внутри восьмиугольного колодца. Великий тайный писатель сравнивает еë со штопором в пробке, которой заткнута бутылка этого дома, чьë вино он пробует мелкими глотками каждую неделю по четвергам. Здесь светло, потому что в северо-восточной стене много щелей, через которые проникает свет утром и днëм. Лучи падают на записные книжки, привязанные вместе с карандашами к перилам лестницы на каждом этаже. Великий тайный писатель записывает факты и впечатления: факты слева, впечатления справа, а между ними вертикальная черта. Сначала он записывает про старуху-марочницу. Потом поднимается по ступеням, которые скрипят, но это не страшно, потому что их заглушает вой печной трубы, заменяющей восточную стену колодца, что удобно ещë и тем, что зимой в колодце тепло. Рядом с записными книжками в стенах просверлены маленькие дырочки, через которые Великий тайный писатель наблюдает жизнь, чтобы еë фиксировать.

На следующем этаже в дырочку на юго-восточной стене видно, как Великий заброшенный шпион садится перед зеркалом и, морщась от боли, сдирает приклеенную бороду. Мажет лицо детским кремом и долго массирует щëки. Потом, глядя в зеркало, начинает старательно выговаривать слова и фразы на иностранном языке. Не сразу Великий тайный писатель понял, для чего заброшенной шпион разговаривает сам с собой: для того, чтобы не забыть слова родного языка за все те долгие годы, что живëт здесь, забытый своим правительством, но не теряющий надежду. Иностранный язык сложен и непонятен. Великий тайный писатель смог достоверно перевести только одну, часто повторяющуюся фразу: "У того мафель зубья", что означает "Я помню свой язык". Смысл другой, тоже часто повторяющейся фразы, "У того пиндарилла трам-там-там" ясен только в общих чертах. Что-то вроде "Я помню свою страну", или "Я хочу свою жену", или "Как мне всë надоело, о Господи!". Неизвестно, из какой страны прибыл заброшенный шпион, но Великий тайный писатель установил, что страна эта - в тëплых краях. Потому что раз в год заброшенный шпион раздевается догола, надевает длинные шорты, расписанные яркими красками, и начинает приседать перед зеркалом, разводя руки в стороны и шумно выдыхая "Уф!". С каждым годом число приседаний увеличивается на одно, из чего можно заключить, что таким образом заброшенный шпион празднует годовщину какого-то великого события в истории своей страны и ощущает себя Великим заброшенным шпионом.

Записав факты и впечатления, Великий тайный писатель поднимается выше.

На четвëртом этаже с южной стороны играют Великие мальчик и девочка. Они играют всегда в одну и ту же игру. Мальчик играет в войну. Сначала он изображает наступающую армию: он стреляет, рубит и колет. А девочка хлопает в ладоши и кружится в танце. Потом мальчик изображает побеждëнную армию: он падает, хватается за голову и зажимает рукой живот. А девочка играет в доктора: она даëт раненому таблетки, зашивает живот нитками и перевязывает голову бинтом. Они играют так каждый год, не меняя правил и не взрослея, почему Великий тайный писатель и называет их Великими детьми.

На шестом этаже с юго-западной стороны Великие три сестры каждое утро пакуют свои чемоданы. Чемоданы старинные, обитые железом и привинченные к табуреткам, чтобы не падали. В восемь часов вечера, когда Великий тайный писатель, спускаясь вниз, проходит шестой этаж, три сестры встают с упакованных чемоданов и начинают распаковывать их, развешивая платья, юбки и шубки обратно по шкафам. Молчаливые в своëм величии.

Путь наверх занимает почти целый день.

С западной стороны колодца особенно много жильцов. На три этажа, с седьмого по девятый, вытянулась квартира Великой семьи акробатов. На самом деле, квартира маленькая: три крохотных комнаты, но расположены они по вертикали. И акробаты всë время бегают, прыгают и скачут вверх и вниз, используя шесты, канаты и верëвочные лестницы. Мама-акробатка из кухни на верхнем этаже спускает еду на верëвке. Папа-акробат на той же верëвке поднимает на средний этаж бутылки с пивом, которые на нижнем этаже привязывает бабушка-акробатка. По старости она не поднимается выше, но в кресле сидит вверх ногами. Многочисленные дети-акробаты сливаются в сплошную полупрозрачную полосу, скользящую по шесту вверх и вниз. За все годы Великий тайный писатель не смог сосчитать их количество. Зато кошка-акробатка в единственном числе и предпочитает прыгать с перекладины на перекладину по верëвочной лестнице.

На десятом этаже Великий тайный писатель старается долго не задерживаться, потому что у него аллергию на рыбу, которую вечно жарит Великий сумасшедший китаец. А когда рыба кончается, он жарит оставшиеся от трапезы кости и чешую.

На одиннадцатом этаже никто не живëт, но там всë время что-то скрипит и постукивает.

Двенадцатый этаж занимает парикмахерская, и Великий лысый парикмахер, когда никто не видит, ползает по полу и собирает волосы, разглядывает их и сортирует, отбирая самые привлекательные и пытаясь приклеить их себе на макушку.

На тринадцатом этаже Великий художник пишет картину: идиллический пейзаж с коровой на лугу. Много лет назад, когда Великий тайный писатель начал свои восхождения по лестнице, корова уже была. С тех пор живописец каждый день добавляет по одной травинке, внимательно и сосредоточенно. В четверг можно наблюдать семь новых травинок, появившихся за неделю.

Четырнадцатый этаж полон крыс, но не простых, а корабельных, которых когда-то привëз с собой Великий отставной моряк. Моряк давно умер и покоится в трюме старого парусника, занимающего большую комнату по диагонали. Мачта парусника протыкает потолок и используется жильцами пятнадцатого этажа как сушилка для белья, которое они развешивают на реях.

На последнем, шестнадцатом этаже живëт Великий плачущий математик. Он пишет мелом на доске свои формулы и плачет, глядя на них. Потом стирает тряпкой, снова пишет и снова плачет.

Колодец поднимается выше, выходит на крышу и возвышается над ней. Когда, откинув крышку люка, Великий тайный писатель поднимает голову над краем колодца, закатное солнце уже клонится к дальним холмам, над которыми кружат три птицы. Их всегда трое и они всегда кружат над холмами в четверг вечером. К крышке люка привязаны четыре записные книжки - по одной на каждую сторону света. Великий тайный писатель смотрит на север и записывает факты и впечатления в северную книжку, смотрит на восток и записывает в восточную книжку, смотрит на юг и записывает в южную книжку. А в западную книжку он ничего не записывает, неизвестно почему, но с какой-то далеко идущей целью.

Великий тайный писатель проницательно смотрит на мир за пределами дома и, не находя ничего, на чëм мог бы остановиться взгляд, начинает спуск вниз. Он спускается до пятого этажа, потому что старуха-марочница, Великая старая коллекционерша, в четверг вечером не выходит из комнаты, и, тем самым, путь назад закрыт. Для возвращения Великий тайный писатель использует комнату Великого слепого фотографа, который живëт на пятом этаже в северо-западном направлении. Чем он велик, помимо того, что слеп, неизвестно. Обычно выход с потайной лестницы закрыт большим чаном с водой, в которой плавают фотографии. Но в четверг вечером фотограф меняет воду в чане. Он спускает воду в специальный желоб, по которому она сливается в реку. Желоб растрескался от времени, и сквозь щели вода бежит струйками и капает с потолка на четвëртом, третьем, втором и первом этажах. Жильцы думают, что это идëт обычный вечерний четверговый дождь. Чтобы вылить воду, фотограф наклоняет чан, и проход освобождается. Великий тайный писатель быстро проползает под днищем чана и уходит. Фотограф слеп, но у него чуткий слух. Каждый раз он спрашивает: "Кто там?", а Великий тайный писатель, чтобы обмануть фотографа, складывает губы трубочкой и тихо подвывает "У-у-у...", как будто это ветер воет в печной трубе.

День четверга заканчивается, дом погружается в сон, а тайный колодец - во тьму. Великий тайный писатель уходит. Куда он уходит, где живëт и как выглядит неизвестно, потому что он тайный. И если нам что-то удалось почерпнуть из его тайных записных книжек, это вышло случайно и непреднамеренно.

12 февраля 2005