Титульная страница
главная
страница
о клубе
Х р о н и к а         К л у б а 
предыдущий
индекс
следующий
Журнал "Разноцветные дороги" вып.1
индексная страница
Хроника Клуба: На радиостанции Серебряный дождь

19 марта 2008 года
в Московском объединении Союза литераторов РФ
состоялось собрание, посвященное Всемирному Дню Поэзии.

От Клуба "Подвал#1" участвовали:
Игорь Бурдонов, Николай Горбунов, Борис Еликов, Маша Панфилова и Вера Сажина.

 

Игорь Бурдонов
Николай Горбунов
Борис Еликов
Маша Панфилова
Вера Сажина
фильм: часть 1 + часть 2

 

Игорь Бурдонов

 

Три сдвоенных японских сонета

 

Японский сонет - это новая форма нерифмованных стихотворений, восходящая к японским хокку.
Два трёхстишия и катрен с числом слогов 575+575+5757.
Сдвоенный сонет - это два сонета расположенные рядом так,
что читать можно как по отдельности, так и сразу оба:
левая строка и, как её продолжение, правая строка.
Если один сонет, например, правый, сдвинуть на одну строку,
чтобы получилась обратная формула 757+757+7575,
то вместе получится десять двенадцатисложных строк.

 

Длинноногое солнце

Идёт по земле
Длинноногое солнце
С макушкой в небе

И прячется тень
Улыбаются тучи
Смеются люди

Но что ему краски дня
Луну-подружку
Он ищет в ночи
Но ночь от него бежит

В пути и в пути
По сути бродяга-бомж
С росой на ступнях

В его котомке
К бумаге прижалась кисть
Они ждут чудес

Встречного ветра песни
Он сердцем слышит
И пишет стихи
Где чудо дневной Луны

 

Там дуб гремящий

там дуб гремящий
над тёмною водою
листву хоронит

она из меди
когда растает время
зазеленеет

в древесной плоти
остались только дупла
и бьётся жёлудь
о грудь земли осенней

в доспехах ржавых
что в зеркале он видит
печальный рыцарь

не из золота
из ярости и боли
металл сражений

зажили раны
но не зажила память
как бьётся сердце
в тахикордичном ритме


 

Что ждёшь, Саагун?

Кто здесь, у окна?
Здесь только я, Саагун,
И летящий снег.

Кто ты, Саагун?
Смотрящий в снежную мглу
В ожидании.

Что ждёшь, Саагун?
Того, кто придёт из мглы.
Но там только снег!
Да, там только снег и ты.

Кто смотрит в снежную мглу?
Здесь я, Саагун,
И больше нет никого.

Что значит имя твоё?
Здесь я, Саагун,
И больше нет никого.

Что видишь ты в снежной мгле?
Я вижу тебя.
И больше нет никого.
Здесь я, Саагун.

 

 

Горбунов Николай Анатольевич

 

* * *

Мы хрипели в петлях: <Аллилуйя!>
Под плетями пели: <Аллилуйя!>
Под пятою гада: <Аллилуйя!>
В храмах осквернённых: <Аллилуйя!>
Нынче ж не поём - возопиём:
<Господи! За что же ты нас так,!>
И ответ - последней каплей в чаше:
<Смертен между вами тот, кто светел.
Посему - вам, дети, поделом!>

19.04.90

* * *

Над обителию древней
Старец - крест к земле преклонен.
Над обителию древней
Солнце красное не всходит
Вот уж многие лета.
Суета да маята
Вот уж многие лета.

1990

* * *

Ночь.
Поезд.
Жёсткое сиденье:
И тысяча колоколов
звонят!..
гудят!..
стучат!..
спиралью скручивая око,..
и, смерчем унесясь далёко,
слышны едва в шуршуньи слов:
Ночь.
Поезд.
Лавка.
Понеделье.

27.06.91

 

* * *

В мутной постели промозглой
серых осенних туч
проснулся
и долго ворочаюсь.
Греет
кофе тусклый и жаркий
с вареньем смородины чёрной.
Радость сочится
сквозь стылое тело.
Слова возникают
из музыки ветра.
В болоте болезни
уютно.
День уж давно.

5.09.93

* * *

В чёрном бархате звёздные перья парят,
падая, переливаясь бликами, в бездну.
Перламутр луны голубой льёт кисель
в зеркала восхищённые скал, озёр, льда.
На вершине всю ночь молчаливо в белом
застыл император с веточкой можжевельника.

5.09.93

* * *

Бабочка бьётся меж стёкол оконных.
Бледное солнышко в дымку закуталось.
Осень как утро проходит. Стих ветер.

13.12.2000


* * *

Морось безветрена еле бормочет.
Вышел, в осеннюю ночь окунулся.
Свежесть. На травах листва почивает.

13.11.2000

 

* * *

Бело небо, ярило весеннее
пышут наземь жарой вознесения,
поят мёдом до изнеможения
и бурецветности главокружения.
Выяви храм звукоизображения.
Океаня своё отражение,
струи форм источает в небдение
тень танцующего наваждения.
Томен мигов излёт погружения.
Миг - осыпалось видоброжение.
Кинут - выплыл, испив прояснения.
Стаял в омут елей наслаждения.
Очи голоса цедят свечение.
След лишь - вся конструктивность видения.
Письменами бредового зрения
шьются зыбким теням облачения.
Плод осел в ложе обыкновения
пьяным символом стихотворения.
Веют лёгкость и зной вознесения.
Бело небо. Ярило весеннее.

4.04.91

 

* * *

Муха,
блестя зелёненьким брюшком,
зависла в мёртвой петле,
упав на окно,
освещённое утренним солнцем,
жужжит.
Так и свеча:
погорела - погасла.

9.11.93

 

Рождественское.

Снеже тихий невесомый
тайной радостной несомый,
молчаливо семя сея,
танец призрачный затеял
в мягком холоде густом
в бледном куполе пустом.

Чуден праздничный покров.
Неба нежное созданье
устилает мирозданье
лёгким пледом облаков.
Так на землю сходит Бог.

7.01.92

 

* * *

Океан полнолуния
тени волнует
тины дерев фиолетовых.
Шелест их - ритм.

Кисель светоструйный -
прибой невесомости.
Тайныя весть.
Молчание - слово.

При свете свечей
нарисую стихи
на последнем листе
<Книги мёртвых>.
Стихи о любви.

Лето 1990

 

* * *

Я малость погорел - и написалось:

16.08.04

 

Борис Еликов

 

СТАРУХА КРАМБЛЬ

Старинные часы на стене отсчитывали минуты, которые уже никогда не вернутся. На столе горела старая лампа под зеленым абажуром. Было грустно, одиноко, звучали ноктюрны Шопена, и являлись сказочные видения. Вдруг мне почудилось, что кто-то легонько трогает меня за волосы. Поднимая руку, я зацепил что-то в воздухе и с удивлением обнаружил, что на кончике моего пера повисла шаль, связанная из каких-то волос. И тут же я увидел хозяйку этой шали -маленькую старушку с сердитым морщинистым лицом. Она сидела у меня на плече и, ухватившись сухонькими ручками, осторожно тащила волос из моей макушки. А надо вам признаться, там их у меня не так уж и много.
- Ты что делаешь! - завопил я.
- Ну, ну, потише! - одернула она меня. - Знай, на кого кричишь! А то так тебя разукрашу, сам себя не узнаешь! Я - старуха Крамбль! - сказала она с гордостью. Потом проворчала: - Если бы не твое перо - вовек бы меня не увидел. Но работу мою... Хе! Хе! Работу мою все вы замечаете!
- А что у тебя за работа? - спросил я.
- Подойди к зеркалу и увидишь.
Предчувствуя таинственное, я поднялся из-за стола и, неся старушку на плече, подошел к зеркальному шкафу.
-   Задумайся о чем-нибудь печальном, - сказала старуха Крамбль.
Ну, чего-чего, а неприятностей в жизни каждого человека хоть отбавляй. И я вспомнил одну грустную историю. Когда-то у меня была любимая кукла, которая умела ходить, так мило переступая маленькими ножками, обутыми в красные лакированные туфельки. Но однажды кукла куда-то ушла и... не вернулась. Все время, покуда я предавался грустным воспоминаниям, старуха Крамбль внимательно, не отрываясь, смотрела мне в глаза. Потом протянула палец к моему лбу и длинным, давно не стриженным ногтем слегка провела по одной из морщинок. И морщинка чуть-чуть удлинилась.
-  На сегодня хватит, - решила Крамбль. - А то мне стольких еще надо обойти! Завтра приду опять. - С этими словами старуха Крамбль накинула на голову свою волшебную шаль и... исчезла.
Ночью я долго не мог уснуть, все думал, как бы мне избавиться от неприятной старухи.
На следующий вечер я снова увидел старуху Крамбль. Она сидела, свесив ножки, на стенных часах. На коленях у нее лежал пук волос, из которого она вытягивала то черный, то рыжий, то седой волос и штопала ими свою шаль.
-  Послушай, Крамбль, - предложил я. - Хочешь, я буду отдавать тебе все свои деньги, только не приходи ко мне!
Крамбль усмехнулась.
-  Больше тысячи лет тому назад, - сказала она, - знала я во Франции одну девушку. Она была очень красива, к тому же умела немного колдовать. Так вот, эта красавица очаровала короля и стала королевой Франции! От взмаха ее ресниц - падали министры, от гневного слова - начиналась война, от улыбки - наступал мир. Говорили, счастливее женщины и на свете не было. Но однажды, прихорашиваясь перед зеркалом, королева заметила на своем лице, около глаза, первую морщинку! Смятение охватило королеву, и она бросилась колдовать. Силы ее колдовства заставили меня явиться перед королевой и снять волшебную шаль. "Да, Ваше Величество, - призналась я, - это моя работа".
Королева ужасно разгневалась и потребовала, чтобы я немедленно убрала морщинку. Я отказалась. Тогда королева стала кричать, угрожать, топать ногами. Я рассердилась. "Со временем будет еще хуже, - пригрозила я ей. - А будешь злиться, - лицо твое станет страшным... И все увидят, что ты... ведьма".
Тут королева разрыдалась и упала передо мнойна колени.
-  Возьми половину моего королевства! - взмолилась она. - Возьми всю казну Франции! Возьми мою корону! А я пусть буду, как прежде, - простой деревенской девушкой. Только никогда не прикасайся ко мне!
- Но я не взяла у нее ни одной монетки! - с гордостью сказала старуха Крамбль. - Так что, сказочник, не предлагай мне твои жалкие деньги.
Я вздохнул. Мы помолчали.
-  А что стало с королевой потом? - спросил я. - Расскажи мне, пожалуйста.
Крамбль кивнула, уселась на часах поудобнее и продолжила:
-  Королева дожила до глубокой старости. Но все равно король любил ее так, как любят молодую жену в день свадьбы! Почему? Это уже - ее секрет, - с лукавой улыбкой закончила Крамбль.
С тех пор старуха Крамбль иногда появлялась у меня. И тогда начинались воспоминания, - она рассказывала давным-давно минувшие истории. Но однажды старуха Крамбль почему-то не пришла. В тот вечер с моего пера появилась на свет веселая сказка: "У теплой печки жили два совсем серых и тупых валенка. Эти валенки ничего-ничего не знали, и с ними часто случались забавные приключения. Но все кончилось хорошо - серые валенки научились кое-чему и... посветлели..."
Я уже почти заканчивал сказку, как вдруг раздался стук знакомых каблучков и в комнату вошла... моя любимая кукла.
-  Здравствуй, сказочник, - сказала она. - Я по тебе соскучилась.
Я очень ей обрадовался, усадил на диван, принес печеных яблок и виноградный сок в хрустальном бокале, добавив в бокал ложечку малинового меда.
Чтобы позабавить мою маленькую гостью, я рассказал ей веселую сказку про два совсем серых валенка, и кукла долго смеялась: "Ха-ха-ха!" Потом со вздохом пожаловался, что меня иногда навещает старуха Крамбль.
- А какая она, старуха Крамбль? Наверное, страшная?
- Печальная, - ответил я.
- А ты расскажи ей сказку про валенки. Она и рассмеется!
- Хорошо, любимая. Я постараюсь, - обещал я.
Вскоре, сидя на уютном диване, кукла уснула. А я, посмеиваясь про себя, стал ожидать старуху Крамбль, предвкушая, как я развеселю.
В этот вечер мне было так хорошо - ведь вернулась моя любимая, я и не заметил, что старуха Крамбль к нам вовсе не пришла. И после долго не приходила...
А теперь я вам открою один секрет, о котором мне поведала сама старуха Крамбль: "От улыбок счастья - исчезают морщинки!.."

 

СКАЗКА ЛЕТНЕГО ДОЖДЯ

(... Звучит лучшая часть музыки Дебюсси-Томито "Arabesque":)

Тихо лил теплый летний дождь. За окном медленно уходящего поезда проплыло лицо девушки, ее улыбка:

И это прекрасное воспоминание - улыбка незнакомой девушки - осталось в памяти художника Фудзиока на всю жизнь. Потом он часто пытался вспомнить и удержать ее улыбку, но делал это как-то странно и необычно: обмакнув кисточку в воду, рисовал исчезающую улыбку и стихи на асфальте. Очень скоро исполненный водой рисунок улыбающейся девушки и изящные иероглифы стихов высыхали и пропадали... Но, пока они были нанесены легкими линиями, - они жили!

В его родном городе Фукуока жители рассказывали друг другу, что один влюбленный каждый вечер пишет стихи водой на асфальте. И каждый вечер ценители прекрасного, вместе с детьми, собирались на аллее старинного парка и молча любовались исчезающими стихами.

Однажды к художнику подошла маленькая девочка в вышитом вишнями кимоно и с поклоном подала сосуд с водой - прекрасный, старинный, - наверное, кто-то руками ребенка дарил ему свою семейную реликвию.

Весной на исчезающий силуэт девушки и на стихи любви залетали лепестки сакуры, осенью - кружась, ложился лист клена, летом - кто-то приносил цветы ирисов, а зимой - падали и таяли снежинки.

И даже, когда целый день лил дождь, любители поэзии приходили в парк, подолгу стояли под зонтиками и любовались, как искусно и нежно пишет кисть художника, не оставляя следов на мокром асфальте. И люди глубиной сердца угадывали стихи:

Тихо лил теплый летний дождь,
И смывались все печали
          с моей души.

 

КОГДА ВОЗВРАЩАЕТСЯ МОЛОДОСТЬ

Другу моему посвящается.

Китайский поэт Ли Бо написал письмо в стихах, приглашая в гостя друга своей юности - китайца Конфуция.
В тенистой беседке сада дорогого гостя ожидали - горящий светильник, а на бамбуковом столике - пачка чистой рисовой бумаги. Еще на столике, искрясь радостью, дымились две чашки ароматного жасминового чая - для гостя и для Ли Бо.
Конфуций улыбкой поблагодарил друга, обмакнул кисточку в тушь и искусными иероглифами начертал на шероховатой рисовой бумаге:

Высшее добро - это обновление людей...
И пребывание в этом состоянии...

Конфуций протянул другу каллиграфически исполненное изречение, и Ли Бо с поклоном, как величайшую драгоценность, принял подарок.
В ответном послании-подарке Ли Бо кисточкой красиво написал:

Чтобы обладать высшим благом,
Нужно - благоустройство в народе,
Радость - в каждой семье,
А сердце было - чисто и исправлено...

Друзья помолчали. Отпили из чашечек тонкого фарфора ароматного чая. Хорошо в беседке. Дивная ночь. Тишина. Блестит в роднике вода.
- А помнишь нашу юность?.. - произнес Ли Бо. И они ощутили себя снова молодыми, на празднике, где соревновались поэты. Среди гостей в "Павильоне Белой Цапли" были их невесты; и они видели, когда читали стихи, их счастливые лица:

Спой мне песенку про ивы,
Я налью тебе полней,
Мило в ивах слушать с милой
Щебет птиц среди ветвей.

Птицы спрячутся в ветвях,
Ты войдешь в мою светлицу,
Духовито разгорится
Пламя в жарких очагах.

И при нахлынувшем воспоминании счастья - великого счастья! - Ли Бо с удивлением увидел, как у его друга стали темнеть седые волосы, а морщины - разгладились! А у самого Ли Бо исчезла много лет мучившая его глухота, и он снова, как в юности, стал слышать пение птиц и журчание воды в роднике!

Долго потом их домашние и друзья были удивлены происшедшими с ними прекрасными переменами.

 

 

КОЛЬЦО ЦАРЯ СОЛОМОНА

(Слушайте эту древне-еврейскую сказку под музыку
Мендельсона "Весенняя песня")

В ветхом свитке, извлеченным из древнего кувшина, к тому же древний кувшин был запечатан таинственной печатью (а этот кувшин совершенно случайно нашел мальчик-пастух в полуразрушенной пещере на берегу Мертвого моря), - с трудом прочитали старинную легенду.
Согласно легенде у царя Соломона - он когда-то правил Израилем из Иерусалима - было волшебное кольцо, надев которое, он мог понимать язык зверей и цветов.
Однажды, надев волшебное кольцо, царь Соломон захотел посетить свой зверинец и послушать, что же на самом деле думают и о чем говорят его звери.
Едва вступив в зверинец, он услышал жалобные стоны и плач зверей и птиц.
- Свободу! Хотим свободу! - кричали в клетках мартышки.
- Мечтаем о небе! Как прекрасно летать в высоком небе! - пели птицы.
- Хочу на волю! - вздохнул лежащий в клетке царь зверей лев.
И Соломон, почувствовав великое угрызение совести, приказал открыть дверцы клеток и выпустить на волю всех зверей и птиц.
Когда, глубоко задумавшись, царь Соломон возвращался к себе во дворец, - вдруг его конь повернул голову и заговорил:
-  Ты сделал доброе дело: отпустил на волю зверей и птиц. И за это послушай притчу:
"Царь, если будут склонять тебя грешники, - не соглашайся. Ибо не приносят пользы сокровища неправедные. Лучше блюдо зелени и при нем - любовь, чем откормленный бык и при нем - ненависть..."
Как-то раз царь Соломон вышел погулять в цветник своего сада, - там пышно цвели и благоухали розы. (А Соломон и раньше догадывался, что цветы всегда видят в жизни только самое прекрасное.) И, желая поговорить с цветами, надел волшебное кольцо.
- Я хочу услышать от тебя прекраснейшую песнь о Любви, - с такой просьбой обратился поэт-царь к Алой Розе.
- Хочешь, я спою тебе "ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ" невесты? - ответила ему Алая Роза. - А остальное ты продолжишь сам, что ответит жених своей невесте...
И Роза запела:
"Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина.
Скажи мне ты, которого любит душа моя...
Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мной - любовь.
Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви.
Левая его рука у меня под головой, а правая обнимает меня. Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено его желание...
Цветы показались на земле, время пения настало, и голос горлицы слышен в нашей стране песни..."

(... Дальше слышна только музыка...)

 

 

ПОД СОЗВЕЗДИЕМ "ЮЖНОГО КРЕСТА"

Молодым инженером, только что окончившим Московский инженерно-физический институт, мне посчастливилось попасть в морскую экспедицию. Мы изучали звуки Атлантического океана.
После многих месяцев плавания, после посещения скалы Гибралтар с ее старинными испанскими крепостями, после приключений на алмазных приисках в Западной Африке, после штормов и штилей - наш корабль пересек экватор.
На корабле устроили праздник. Каждого, кто впервые пересекал экватор, подвыпившая свита Нептуна, разодетая пиратами, русалками и чертями, под всеобщий смех и веселье - мазали сажей и окунали в бассейн с морской водой. И когда, вдоволь наглотавшемуся соленой морской водички, совсем одуревшему "покорителю экватора" хохочущие черти, наконец, позволяли вылезти из воды, - тут его встречал "пират" с перевязанным черной повязкой глазом и, зачерпнув из бочки кружку вина, подавал ее и поздравлял с морским крещением. Врач, наряженный доктором Айболитом, оттянув у "крещеного" мокрые трусы, ставил ему пониже спины большую фиолетовую печать Нептуна в виде изящной буквы "N". А капитан - в белом с золотом кителе, и Нептун - в короне и с трезубцем в руке, вручали диплом о пересечении экватора, разукрашенный рыбами, ракушками и русалками. В альбоме с фотографиями моих странствий до сих пор хранится этот диплом.
Нашему корабельному коту, побрызгав его морской водичкой, тоже вручили диплом. От вина кот отказался, и тогда его напоили его любимой валерьянкой. И кот, пьяный, ходил по кораблю и от радости орал.
Самое незабываемое на экваторе - тропическая ночь. Океан фосфорится мириадами всплывших планктонов. Летающие рыбки, спасаясь от преследующих их кальмаров, голубых тунцов, золотых королевских макрелей, высоко выпрыгивали из воды и летели на больших плавниках-крыльях, снизившись, снова ударяли хвостом по воде и летели еще и еще. Залетали они и на палубу нашего корабля. А какие яркие звезды! И как их много на иссиня-черном небе тропиков! На поверхности океана серебрятся две световые дорожки: одна - лунная, другая поменьше - от самой яркой планеты на небе - красавицы Венеры, ее называют "Утренней звездой".
Но самое божественное в тропиках, - как святое знамение, - это благословляющий моряков небесный крест из четырех ярких звезд - созвездие "Южного Креста"!
После нескольких месяцев научных работ в Атлантике наш корабль подошел к берегам Южной Америки, вошел в устье реки Ла-Платы, в столицу Аргентины - Буэнос-Айрес.
Мы сошли на берег. Красивый город Буэнос-Айрес! Белые небоскребы, широкие улицы-авеню с пальмами, и магазины, нескончаемые магазины.
Есть в Буэнос-Айресе улица кинотеатров - Лаваже. На этой очень длинной улице находятся одни лишь кинотеатры, в которых показывают фильмы почти всех стран мира.
Мы посмотрели два фильма, у меня устали глаза, и я решил отдохнуть в маленьком соседнем ресторанчике.
Заказав чашку кофе с ананасом, я. сидел у окна, потягивал ароматный кофе и с интересом наблюдал за жизнью незнакомого города.
- Good evening, sir. May I sit down at your table? - послышался около меня приятный мужской голос.
Повернув голову, я увидел смуглого человека. С нескрываемой симпатией рассматривал он значок на моем пиджаке.
- Sit down, please, - как можно любезнее ответил я.
Мы разговорились. Он представился бразильским актером, приехавшим на гастроли в Буэнос-Айрес.
По его просьбе я рассказал ему о России, о московских театрах, о нашей жизни.
Потом настала моя очередь спрашивать. И я попросил его рассказать мне что-нибудь интересное о Бразилии, но такое необыкновенное, чего нет ни в одной другой стране.
Он посмотрел на меня темными добрыми глазами и, неторопливо выговаривая слова, чтобы я мог понимать его английскую речь, начал свой рассказ.
- В моей родной деревне жил храбрый охотник. Звали его Рысий Глаз. Однажды он принес из джунглей детеныша королевского удава.
Обычай держать в доме удавов был принят у древних индейцев. Леса Бразилии кишат ядовитыми змеями и хищниками. Но в дом, где живет прирученный удав, не заползет ни одна змея, не заберется ни один зверь. Удавы умны и преданны. Прирученным удавам даже доверяют нянчить детей.
Шло время. Рысий Глаз женился. И, когда у его жены родился сын, приучил удава присматривать за маленьким Хосе. По утрам мать выносила сына в банановый сад и сажала в тень, на травку. И Стронг - так звали удава - становился для мальчика самой внимательной и нежной нянькой. Куда бы ни ступал едва начавший ходить малыш, Стронг неотступно следовал за ним. И никакая ядовитая змея, никакой хищник не осмеливались появиться в саду.
Хосе подрос и часто, устав после наших мальчишеских игр, подбегал к Стронгу. Тот свивал из своего тела покачивающееся сидение, и Хосе усаживался в живое кресло. Кожа удава прохладная, сухая и очень чистая. Надо сказать, удавы чистоплотны и нетребовательны к еде. Взрослому удаву достаточно раз в месяц поймать десяток мышей - и он сыт.
Когда Хосе наступило время идти в школу, Стронг был уже восьми метров длиной и был такой сильный, что мог задушить быка.
Наша школа находилась в соседнем поселке. Мы собирались группой и шли через тропический лес. Дорогу обступали исполинские деревья, увитые лианами. По лианам с визгом лазили мартышки. Слышались резкие крики и болтовня попугаев. Из джунглей доносился рев хищников. Но мы не боялись, - с нами был Стронг. Каждый день он провожал Хосе и терпеливо ожидал у дверей школы последнего звонка.
Возвращаться домой мы не спешили. Чаще - сворачивали к лесному озеру и там, на песчаных пляжах, играли до темноты.
Еды у нас было вдоволь: в джунглях растут бананы, встречаются дынные, молочные деревья. Надрежешь ножом кору молочного дерева, и закапает сок, напоминающий по вкусу молоко. А если этого было мало, то нам, мальчишкам, не составляло труда забраться по стволу кокосовой пальмы и сбросить вниз несколько орехов, каждый с голову величиной. Расколов орех, мы лакомились вкусной и сытной мякотью и запивали прохладным кокосовым молоком.
Потом купались в озере. Еще мы любили кататься по озеру на широких листьях исполинской виктории-регии, ее края загнуты вверх, как у сковородки
А то часами гоняли по пляжу резиновый мяч. Мяч мы делали сами из застывшего сока каучукового дерева.
Среди нас был мальчик по имени Педро - большой любитель собирать всякую всячину. Он коллекционировал то красивые камушки, то яркие перья колибри, то сачком ловил бабочек. Его мечтой было поймать ночную бабочку. Это очень редкая бабочка с размахом крыльев до тридцати сантиметров и к тому же - великолепной окраски. Поймать ее очень трудно, потому что она летает только по ночам, а днем прячется в сумраке джунглей.
Однажды мы валялись на пляже, на берегу озера. А Педро ушел в джунгли. Вдруг мы услышали его отчаянный крик. Все бросились в чащу.
Страшная картина открылась нам: крупный ягуар, скаля зубы, сидел на лежащем Педро. Рука Педро была вся в крови. В ужасе замерли мы на месте. Тут Хосе выхватил охотничий нож отца, подскочил и всадил нож ягуару в бок. Страшно рыкнув, хищник быстро повернулся и ударом лапы сбил Хосе с ног. Но в тот же миг из-за наших спин мелькнул стрелой Стронг.
В одно мгновение длинное тело удава кольцами обвило ягуара, кольца начали медленно сжиматься, и через минуту - все было кончено.
Мы связали передние и задние ноги ягуара и продели сквозь них длинную палку. Шестеро мальчиков взялись за нее, с трудом подняли тяжелого ягуара и понесли.
Когда мы вошли в деревню, все жители выбежали из домов - посмотреть на редкую процессию. Впереди шел Хосе и поддерживал Педро, у которого была перевязана рука. За ними шестеро мальчишек несли на палке рыжевато-красного, с черными пятнами, ягуара. Длинный хвост его волочился по земле. Сзади полз Стронг.
Долго потом в деревне велись разговоры об этом случае. Все говорили о Стронге и удивлялись его силе и преданности.
Гонсало, сын жадного и толстого лавочника, каждый день приставал к отцу и клянчил, чтобы ему купили Стронга. Гонсало жаловался, что ему страшно ходить в школу, что на него нападет ягуар иди пума. А под конец пригрозил, если ему не купят Стронга, он бросит шкоду. "Хосе не разрешает Стронгу меня охранять! Хосе меня бросит! Хосе меня предаст!" - клеветал он на друга.
Совсем раздасадованный лавочник отправился в дом Рысьего Глаза.
-  Продай мне Стронга, я тебе хорошо заплачу, - сказал он охотнику.
Рысий Глаз холодно посмотрел на лавочника и проговорил:
- Стронг вырастил моего сына. Он не раз спасал ему жизнь.
- Я дам тебе много денег, - уговаривал лавочник. - Целую тысячу крусейро! Хочешь - две тысячи! Две с половиной!
- В жизни есть многое, чего нельзя купить за деньги, - гневно ответил старый охотник. - друзей не продают. Уходи.
Так и пришлось лавочнику уйти ни с чем.
Рассказчик умолк. Несколько минут мы молчали. Когда, прощаясь, я пожимал ему руку, то увидел на ней шрамы от когтей и зубов ягуара.

 

Сказка-веселье девятая
ВЕСЕЛАЯ ДРАКА
ЗА ЗЛАТО-ЗОЛОТО
(отрывок)

Утром дождь кончился. Внизу дурки и персы, топая по лужам, размахивали саблями, потрясали копьями и кричали:
-   Золото! Отдавайте золото! А то зарежем вас, как баранов! И съедим с перцем!
Звери на скале смеялись, дразнились и плясали. А попугай прокричал: "Держи карман шире!" Он сложил одну ножку в фигу, дразня дурок и персов: "Накось, выкуси!"
Потом спросил у Ибн-Сины:
-   А можно, я их пошлю... - и зашептал на ухо.
Ибн-Сина укоризненно покачал головой:
-   Как тебе не стыдно! При молодых-то антилопах! Ругаться словами, каким научил тебя боцман на пиратском корабле!
Попугай обиделся и, нахохлившись, замолчал. Но через минуту снова кричал:

Дурки-придурки!
Курите окурки!

-   Золото! Отдавайте золото! - нагло требовали снизу.
-   Сейчас, мы дадим вам много золота, - тихо проговорил Ибн-Сина и велел бегемоту, сердито сопевшему на нахалов, зарядить пушку золотыми монетами.
"Ба-бах!" - бабахнула пушка. Выстрел угодил в самую гущу врагов, так что многие полетели вверх тормашками. Взлетевшие в воздух дурки и персы шлепнулись на землю и сразу бросились отнимать золотые монеты друг у друга, нещадно колошматя саблями и ятаганами по бритым башкам. О! Что тут началось! Дурки натуривали персов, персы наперчивали дурок!
-       Бей их! Лупи! - кричал попугай. - А ну, огрей вон того кривоногого покрепче!
Но тут произошло нечто такое.., отчего все оторопели. Золотые монеты в руках дурок и персов начали... таять и превращались в то, чем они были изначально - в человеческие слезы, пот и кровь.

- Обманули! - завопил один дурок и с досады съездил самого себя кулаком по носу!

- Эй, вы! Глупые люди! Рабы страстей! На все готовые за злое золото! - крикнул Ибн-Сина и поднял над головой сундучок с золотом. - Знайте, на чужих слезах, поте и крови свое счастье построить невозможно! Смотрите, что я с этим золотом сейчас сделаю! - и бросил сундук со скалы. Сундук, прыгая по камням и рассыпая золото, понесся вниз, с шумом упал в волны и погрузился в пучину океана.

Тут и мартышки принялись снимать с себя и бросать в волны бусы, серьги, браслеты. Звери опрокидывали со скалы корзины с золотом, сыпали золотые монеты. Золотой дождь, сверкая, падал вниз, таял и растворялся в океане.
Дурки и персы, увидев, как исчезает золото, сначала окаменели и перестали колошматить друг друга, а потом с воплями и с лестницами наперевес бросились на приступ скалы - спасать исчезающее богатство.
Но там уже все приготовились к обороне. Бегемот стрелял из пушки золотыми монетами. Мартышки бросали камни и палки. Слоны хоботами отпихивали лестницы от скалы. Кот, взобравшись на оленя, ловко смастерил из его рогов рогатку и вместе с оленем они лихо стреляли монетами. А при каждом удачном попадании - оба отплясывали веселый танец. Павиан корчил нападавшим такие рожи, что они от смеха слабели и с хохотом сваливались с лестниц. Верблюды метко плевались.
Мало кому из дурок и персов удавалось докарабкаться до вершины скалы. И тут - О, ужас! - прямо перед ними появлялись оскаленные морды львов и тигров! Раскрывались зубастые пасти крокодилов!
- Кусай их за носы и пятки! - кричал попугай.
Мощными ударами лап львы и тигры угощали их такими затрещинами, что дурки и персы летели вверх тормашками в тар-та-ра-ры!
А Ибн-Сина и звери все бросали и бросали в океан золото. Обезумевшие дурки и персы пытались задержать летящее мимо них золото, поймать его руками, ногами, ртами, животами. Но сами срывались с лестниц и падали в волны, а те, кому жадность ни за что не позволяла расстаться с золотом, - тонули, пуская пузыри.
Бегемот стрелял из пушки, пока у него не кончились все золотые монеты. Напоследок он столкнул со скалы и золотую пушку. Пушка шумно упала в волны, подняв огромный столб воды. Брызги долетели аж до вершины скалы, окатив любопытных мартышек.
Львы и тигры, обвешанные дорогим оружием, поснимали с себя дорогие сабли и кинжалы и покидали их в воду. Утопили оружие - наступил мир. Не стало золота - и кончилась война.
По замечанию павиана - мартышки без украшений намного привлекательнее. Польщенные мартышки тут же устроили конкурс красоты.
Дурки и персы, хромая и переругиваясь, отправились восвояси с пустыми карманами; однако, самые ретивые - кому сильно повезло - уносили дорогие трофеи - синяки и шишки...

 

 

ШУТОЧКИ
(Звучит веселая музыка Баха "Шутка")

Когда я был совсем маленький, то слышал такие сверхкороткие и сверхнаивные сказки:

    • Хочешь, я расскажу тебе сказку про утку?
    • Да, - наивно надеялся я.
    • Она ушла в будку.
    • Хочешь, я расскажу тебе смешную сказку про гуся и карася?
    • Да.
    • Вот она и вся.

     

 

Маша Панфилова

 

***
Чувство зимы заполняет меня целиком.
Сменила затишье Ве-ли-ка-я Тишь.
Тостер покоцанный цокает языком:
Тост, мол, готов, наливай, чего ты сидишь?

Чайничек - псевдоиероглифы, глянцевый бок, -
Делится с нами дружески янтарем.
Так и сидим на кухоньке - я и Бог.
И тишину с пустотою вприкуску пьем.

 

***
Лунный угорь в подводной листве.
Междувстречье. Зияют лакуны.
Гондольеры с Хароном в родстве.
Подозрительны воды лагуны.

Валидол под язык, - что обол.
Ты ученый, усталый и нищий.
За бортом кажет влажный плавнище
Кистеперая рыба Любовь...

 

**
Бигфрендов шнур - крепкая нить.
Жизнь выбросит нас, срезав балык.
Незачем бальные платья хранить.
И недосуг ходить на балы.

Одиночество - перегонный куб.
Нет гравитации. Граппа есть.
Страшен во гневе Рахат-лукум.
Are you all right? Улыбайся: Yes!

 

***
Мы, благородный лютик, оранжерейный репейник
Рая круги, несколько первых ступенек,
Мы проскочили. Без-мозг-ла-я мелочь.
Классики, видишь, - криво очерчены мелом...

В печке палить человеческое оперенье
Остерегайся. Иди. Воротись скорее.

 

*
Нынче Гайдн. Начало недели.
И слегка разбавляет мороз
Запах Ниццы в бетонном тоннеле
Над охапкой поблекших мимоз.

Запах бледный и нищий, и тонкий.
И надрывный скрипичный фальцет.
И смущающий взгляд Незнакомки
В этом будто знакомом лице...

*
У полыньи, у края парка,
Ловлю на варежку свою
Зеленогрудую русалку
Ловлю и песенку пою.

Великолепна и уныла,
Переливаясь надо мной,
Луна - белеющий обмылок
Или осколок слюдяной.

 

*
От метро - пять минут. И метель - языком по лицу.
Я бреду бечевой, утопая в сугробе-верлибре.
Молодой воробей, как упитанный серый колибри,
Собирает нектар и сбивает снежинок пыльцу:

 

*
На моем подоконнике корчились листья.

А на автоответчике кончились мысли.

А на автопогрузчике - сбруя и вожжи.

Весь тираж Домостроя застрял на таможне.

Восхитительно пьян ветер в синих погонах.

Он бодал, он гонял десять строк по вагону.

Десять кликов. На коврике серый мышонок.

Электрический пёс, по e-mail хорошо нам

Поделить костный мозг и вспороть окончанья,

Упиваясь до боли молчаньем. Молчаньем.

 

*
Пойдем, по городу побродим.
Ненастный, сумеречный час.
Негромких уличных мелодий
Пополним золотой запас.

Ты мне чего-нибудь расскажешь -
Такая старая игра,
Когда значенье слов неважно...
Озноб. И страшная жара, -

Мы сквозь неё - до поворота...
И нас оставят, погодя,
И ветра пьяная икота,
И расточительность дождя...

 

*
Томились в небе облака
Ломтями нежного бекона,
И - тут же ливень клокотал,
И град обгладывал балконы...

Нельзя сказать: "Стоял июнь", -
Он время и пространство рушил.
Пустую песенку мою
Он наполнял вином из лужи.

Могу сказать: "Пишу стишки"...
Смешно. Да и неблагодарно.
Стрижи на проводах - флажки
На нитях в воздухе янтарном...

 

***
Мы с тобою вместе испытали
Наслажденье наивысшей пробы:
Медленными мерили шагами
Сад почти растаявших сугробов:

 

***
Доверяя чутью,
Без дороги, без всякой тропинки
По сухому ручью перекатывая песчинки,
Там, где мальчик играл
И барашки под дудочку плыли,
Ветер к дому шагал,
Волоча по земле крылья:

 

 

*
Эта - словно живая - мгла
Навалилась лиловой тушей
На ростки ледяного стекла
Под ногами по краю лужи.

Острие моего копья
Заржавелое и тупое...
С безнаказанностью Соловья
Я пою, воротясь из боя.


*
В лунное чудесное лицо
Вечер преданно глядит арапом.
Джазовой тягучей хрипотцой
И разнежен он, и расцарапан...

Логика холодного луча
И преображается, и тает
В комнатах, где сонная печаль
О любви вполголоса читает.

 

 

Вера Сажина

 

Даты являются частью текста,
все орфографические и синтаксические нарушения умышленны.
Названий у стихов нет, хорошо разделить их звёздочками.


* * *

(Сухие) [Цветочки (Бригитт)]
Розы Джены этой недалёкой
болящей, 
этой страдающей
(Цереры) цапли
этой, (собачка)
цепляющей своими
шипами склон
высокое небесное
(Цариц ложе) место
Там где
в чёрном материале
с белой каёмочкой
вытрясла (из одеяла
злую силу) землю
материнскую
луковую, взяла
цветами листьями
пересыпала
на землю
материнский
пух, струна,
вынес,
я пулями 
вложу
маленькую
как помада для губ
(новую подожду)
положу внутри.
/14авг.
2003


* * *

 

О Великий Синий!
(небо моё)
Мысли улетели,
(Впотьмах) (существования)
ни за грош
тебя отдали
ты сдвоенный.
/28окт
2004
Ты отдал свои хадаки
Но не отдал
своих
хариусов, рыб моря прозрачного
единственного.
Ты присутствуешь.
ничего не будет.
Всё ещё будет.
Двойное тело
в белом море
чёрное тело поглощающее моря.
/28окт
2004
О Великий Синий
Синяя борода не ходи не ходи.
Ты ходил
ты вернулся
Ты сломан? Чок
Я жив ещё.
Говорящая голова
девочкой стою возле твоего
купола неба синего, чёрного
петухи летают радугами.
______
2004
А, ты выломал череп,
ремешок сделал,
а, кости из головы
взял
собой украсил
синего создал старика
ах, в небо улетел старик,
о, в небесах летает старик
э, в волосах ношу челюсть старика
о, на дереве висит челюсть старика,
э, в волосах ношу (хавак) лоб старика
а, тарелку старика вылизываю языком.
/28окт
2004г.


* * *

 

Не уходи
Из моей
жизни,
одна минута
свободы, глоток
Моисеева танца
за окияны
Меня бьёт
Эта галактическая
пыль
кругами
своих
солнц
восходящими
городами
лабиринтами
чела, бьюти,
чок.

Все вышли
из Вострухинского
бела дымного
лунка, из лунки
сединой
обмели
дымное крыльцо
Вы поплакали
в кулачок свой
зеркальный
Со второго этажа
отозвали
матушку государеву
дыбку. Вы
зыбкое своё
крыльцо
вострили.
как белое море,
вы за звёздами
целовали
всех тётушек
с красивыми венами
вподряд!
29июня2001

Вы смеялись
до упаду
где припядь
земелек чёрненьких
эти-то
земельки
осточервоначерво
звоние, златые,
серебристые
с воротцами!
Звон
неба безволосого
навылет
не причесыват
как макушки
берты!
Злые чёрные
космы
вывешу
поверх лица, как
хоругвь!
Я боюша
за чистое за белое
плоско
не донь!
Крытые, крылечками,
С лесенкой
напроворот
безутешно
живность, живёте,
живота грешить
запрещацца!
Хаттор.
Велда ревваке
Загодя загодя
рвал чем-то
забыла ключ
свой
без оркестра
не езди
Не вратта,
Не вратташе
мал кост!
Костью замочи
Зяко рык твой
Жабен и твёрд
Как лесса
заводь
три един.
29июня2001

Вспыхнет
зелёный фонарь над тобой
И ты
погаснешь зарёй.


* * *

 

кошачья
лапка
(нашей)
(чудесной)
((пантеры);)
(Чистая)
порода
рыси -
красавица
рыжая
С кистями
На ушах,
мордочкой
дугообразная
стрелами
Своих когтей
поражающая
рыб,
рука
номер три
На моём
плаще
На моём
мешке
хватающая
горло
вашей
тетради
Унизанные
бисером
ленты
Уникальный
голос;
дивайн дизайн.
той кто жил и кусал
хлеб моего тела.
/17 сент 2003


* * *

 

Как всё преходяще!
Глядя сквозь синий
камень,
Сквозь синее
стекло твоё
/

Бирюза
отыскалась
(конфетами голубыми
предупреждая свой путь)
Ах,
Вы показывали
бирюзу,
коралл также.
/

Лишь маленькие
зеркала (лишь
следами маленького
кота)? Ск.
Вы играли на чёрном роге,
волшебство
сохраняя.
Страна
чью стрелу
буду беречь,
Поить Будду
буду всё равно
носить приятную
шапочку, тоже.
/13 нояб

Великая магия
Сколько песен в Небе
Мне не спеть их, разве,
Глядя сквозь
синее стекло
глядя сквозь синее
стекло; тоненькими
копытцами перестукивая,
Деревья, увитые виноградом,
простые формы принимающее,
небо
(Танцуй)
Скрещивая ноги
рот свой почти бесформенный,
щеря
тихо улыбаясь
Младенческой простоты,
достойное,
небо
Как будто недоделанное
даже,
как будто чуть
простоватое,
Моё небо,
Но лишь слова
<это не небо>
повергли меня
к грусти преображения,
печали потери,
[Ваша волшебная
радость
пусть продолжается.]
/13 песня
дыр.

Волшебство,
одарившее меня,
благодарю
/.

Две, то есть два
появившихся,
встретились
И во т я
/
...............
...............
...............
...............
струя когда
тихо течёт неслышно
сквозь время.
Я неиспытываю жажды.
/2


* * *

 

Каждое слово
соединили
в песню Богу.
Хочешь раздавать слова?
Хочешь
составить свой букварь?
Хочешь научиться говорить
через жизнь железную.
Они железными шарами
гроздьями
учили говорить заново
Учили молчать годы и годы
Учили бегать
зайчиком, летать
как маленькая (белка,
сметься как воробей).

рыжая девушка
чьи маленькие руки
показывают путь солнцу
чьи крошечные пальчики
мгновенно указывают
направление начала корней
Чьё мерцание
среди веток кедра
доводит до бесшумного
ливня гдето за горами.


* * *

 

Зеркальная гладь озера
белого, под воду уйди,
в темноту холода серебра,
туманом темноватого камня
озари горизонт полей
внезапной вспышкой
искр жёлтых.

На бочке
камень лежит
в подвале

Красивое дно
Ильмень-озера
вышло ключом все
на поверхность вод.

(Змея-дева твой живот
проклятию не подвержен
надвое раскололось
железная земля
серебро золото принёсъ
к тебе
медь принёс, не болят кости
олово принёс зубы целы будут
серебро принесу
порча вся вымылась, вода чистая
будет
злиться не буду,
[зуд в коже,] (красный с поклоном
тебе,)
золотым ключом
замкну смерть саму
(пусть лучше люди спасены, а
золота не жаль).)
/17окт
2004г
Дева змея
лошадкой внизу, проеду,
шёпотом волю твою
выспрошу.

([[Из твоей подмышки]])   17окт
2004г


* * *

 

Восемь, а не девять.
Он восемь голов
высунул, а одну ещё,
выскочившую из воды
поспешно, вслед за другими,
отсёк, травинкой
перерубая путь злу.
Огоньком осветил
журчащее поле,
Нагнулся, ценное
взял себе.       
/вторник
11 октября
2004

Купи
хвост
волка   
/вт.11 окт
2004

Спереди, укоротил
золотистое сияние
прудика, тазика
серебристого,
сзади, нижний мир
корней темнеющих,
упирайся корнями
корневищем соси сок,
Больше не тронет тебя     
четкер небесный.
чётное ку,
нечётная рука (болиголов
болотный) (болшево),
бор/ца, уда/льца,
[негодный, капризный,
удалился, вот.],
Мальв моих
трепетнокрылых,
бабочками нижнего
мира озаряющими
ваше блаженное
лимонное с соком.
_____
14 окт
2004 г.
дщерь.

Тебе надо доверять,
а ты не доверял,
3 пижмы у дороги,
Как они были хороши.
/14октябрьъ
2005г.

Слушай! Волшебный голос
Приукрасил отходы,
Механическая рука
дающего сломалась бы
время, отмерянное
белым тихим кубиком
дня вод.          /18августъ
день.

Умей удивляться таинствен-
ному,
замухрыжка стало нет,
Я не буду.
Мне сегодня хорошо было,
спасибо. Спал в воде,
как в колыбели, крокодилом
вышел на родной берег,
(родные берега), отправлял
в воду лесных своих
медвянок.         /19авг.
Сверь.


* * *

 

Ты почему
не стала
снизу вверх
когда
Я простил твоё тос
тос, берёзовые скрежет,
деревянные шарк шарк
мир мужичка,
шорк шорк поссовиному
кричать нельзя,
кольцо, сквозь кольцо
любимая моя поднимись
свет птицей стань
обернись ясным солнцем
леденцом поссос-нам
по кустам, поскачи
дерева, (ягодами)
пошуршу, корнями
упрусь, посвищу
(журавлями) (качну)
(колодезь-воду)
птахами
пропою
чирк чирк
шорк шорк    /13 авг
2003г.