Закрыть глаза, унять мечты, угаснуть слухом
и у подножья высоты иссякнуть духом,
и жизнь - веселая и грубая матрешка
родит на свет все девять жизней, словно кошка.
***
"Вы прошлой любви не гоните,
вы с ней поступите гуманно -
как лошадь ее пристрелите.
Не выжить, не надо обмана."
А.Вознесенский
Так утра ждать - безумие!
Не будет - его -
сплошная ночь и только ночь.
Безжалостна и непереносима,
и так черна! О, Боже, - так черна!
Огня! Огня! - спасительная мысль -
добавим ей чистейшего огня,
честнейшего, как ты, как я, как мы,
замызганные о непониманье.
Но слов - довольно!
Слишком много слов!
Любуйся, милый, - славная картина:
вот мост горит - его я подожгла -
( и сердце - прочь!) -
как быстро он сгорает!
Как фраза эта? -
"Разрушать - не строить"?
Но надо, надо, надо научаться
сжигать непоправимые мосты,
которые нас - не - соединяют -
ажурные налепицы из лжи, -
ведь берега, они на самом деле
друг другу не нужны
(река-то знает!)
Никто - и никому - увы - не нужен!
Гори, мой мост,
мой бедный, мой последний!
Гори не грустно: видишь - я с тобой.
Сама себя назначу капитаном.
О, мост-корабль имени Любви
А ты прощай и помни обо мне,
любимый мой на берегу далеком,
что так проворно бросил зажигалку,
как пристрелил израненную лошадь.
Воистину, ты - настоящий друг!
ИЗ ПОСЛЕ
Из "после", из "потом", из "никогда",
из междометий, словно междусмертий,
в небесно-засургученном конверте
тогда, когда у края, и тогда,
когда забеспредельная тоска,
такая, что ни слез, ни слов, ни воли, -
я к Вам приду последней сладкой болью,
я Вас коснусь неровностью мазка.
И краски, словно птицы, запоют,
и родинками звезды отзовутся.
О, как Вам не захочется проснуться
и вновь предать то, что не предают!
Так больно захотите удержать
картину губ моих на Вашей коже
и влажно-затихающее ложе,
и рук кольцо, которых не разжать!
Но утро Вам назначит приговор
и приласкает, требуя ответа,
и в Вас проснется жертвенность поэта,
и сон погаснет, как немой укор.
А жизнь прекрасна, словно впереди,
и правилен уклад неколебимый,
и думать о покинутой любимой
так сладко на супружеской груди!
***
Любовь летала - перебили крылья,
бежала к людям - ей сломали ноги,
ползти попробовала - не смогла.
Лежала и смотрела молча в небо,
и слезы из очей ее струились
не каплями - веками по щекам,
веками, опрокинутыми в ложь
утробно-ненасытного болота.
Итак, любовь лежала недвижимо
диковинною сломанной игрушкой,
доставшейся убогим дикарям.
А в небе, необъятном синем небе,
красивой стаей ангелы летели -
бесстрастные -
лучась небесным светом,
и ни один не протянул крыла!
Спасать способно любящее сердце,
но нет любви ни на Земле, ни выше! -
Лишь мертвого бесстрастия закон,
лишь гибельные вихри Кали-юги,
лишь половинки жалкие сердец -
измученных, опустошенных, слабых.
А с неба - заблудившиеся ноты,
что к Августину милому взывают,
из прошлого сбегая отраженьем
грядущего: "Ах┘милый┘все прошло┘"
***
Любимый, все дальнейшее есть ложь,
и дна ее достигнув, ты поймешь
бездонность нами прожитого сна,
и лживой маской станет тишина.
***
Где ложь и ложь, там, точно, третий - лишний.
Уйди, любовь, - запачкаешь хитон!
Пусть трусость с трусостью в привычке лицедейства
выращивают розовый бутон,
суицидальнось с пафосом уродства
крапленные проматывает дни
и барыши подсчитывает.
Просто - уйди!
Что делать, если в главной роли зло,
и так талантливо, что ложи рукоплещут,
и ложь торжественно гуляет по партеру,
в восторге свиста корчится галерка,
аплодисментов - тридевятый вал,
и с бельэтажа падают цветы?
Но ты - беги! Распятой чистоты
стон не услышат там, где топот ног
и пол заплеван.
С ревом этот зал
любую ложь приветствует - любую!
Не стой посмешищем!
Уйди, любовь, уйди!
Не жди сочувствия во взгляде манекена,
сценарий этот для тебя смертелен,
а зал, увы, уже давно потерян -
в нем с ложью ложь,
ты третья -
уходи!
***
Между Землей и Небом - крик.
Звезды оглохли, в коме луна.
Если его оборвать на миг,
будет еще страшней - тишина.
Пусть лучше крик,
то есть - война!
***
Когда женщину наполняет
полнолуние, а не мужчина -
это и есть причина
┘┘┘┘┘┘┘┘.
И - так - чинно
руки лежат -
сжат урожай.
Сжат.
***
Не вписав в квадрат окружность,
так носить в себе ненужность,
так ходить живою раной! -
Это страшно! Это странно.
Быть поэто-поэтессой,
как игрушкой-антистрессом,
как ягненком белорунным,
как ребенком - лунным-лунным,
Где на грани бытия -
"я", идущее в "не-я",
где квадратовы углы
почернели от золы.
Чернота и пепелище!
Где же выход? -
Выше!
Выше?
Птица бьется о стекло,
о квадратное окно,
в клюве весть зеленой ветвью,
в крыльях ветер - вот оно -
теплое земное небо,
и окружность в виде хлеба.
Но! -
Стоп! Закрой окно! Назад!
Сзади дверь с дорожкой в сад.
***
Не удерживала, не молила,
не бросалась наперерез.
Бог давал для этого силы,
дождь давал, как манну с небес.
Только струи дождя благие
не смывали с души любовь,
и его ты шептала имя,
и к нему ты тянулась вновь.
Им зачеркнутая, как слово,
что с ошибкою или зря,
воскрешала надежду снова
пред иконой календаря.
О, безумье любви святое!
О, другая реальность слез!
И простое, и непростое,
все до смерти, и все - всерьез.
Не удерживала, не молила -
л ю б и л а
***
На любовь нарвался, бедный,
как на мине подорвался,
оттого смертельно бледный -
убегал, молчал, скрывался.
Но судьба - она, как мыло,
как веревка над душою:
раз дано большое было,
то и спросится большое.
ВЬЮН
От звонка к звонку,
как от цели до цели,
от цветка к цветку,
от постели к постели.
И любовь менять,
как природа погоду,
и слова ронять,
словно камушки - в воду.
По воде круги -
ах, какая банальность! -
И уже другим
ненавистна реальность.
От цветка к цветку
вьется вьюн, зеленея,
на своем веку
никого не жалея.
ПРОГУЛКА
Утро мое вечернее!
Зелень моя сиротская!
Чья ты, судьба? - Ничейная.
Что ты стоишь - немотствуешь?
Улица-навождение -
нет ни следа, ни абриса,
только мой день рождения
в цифрах его адреса.
А на балконе сушится
эта рубашка светлая,
и - то ли небо кружится,
то ли земля рассветная┘
***
Я уже не увижу тебя, и как будто ты умер,
и меня будто нет, я ни разу собой не бывала.
Только зуммер, дробя - тишину - осциллографа зуммер
нарисует сюжет, где на пол соскользнет покрывало.
И белейший песок, словно белое солнце июля,
заструится опять, знаменуя начало отсчета.
И понятие "рок", равнозначно понятию "пуля",
заторопится вспять и замрет на делении "кто-то".
***
Оставить старанья, духи и помаду -
не дали быть женщиной, ну - и не надо!
Глядеть на мужчин с безразличием взгляда -
не дали быть женщиной, ну - и не надо!
А сны не глядеть! - Нет опаснее яда -
не дали быть женщиной, ну - и не надо!
Закинуть ключи от ненужного сада -
не дали быть женщиной, ну - и не надо!
Когда "во саду ли" орудует стадо,
такого мне сада и даром не надо!
Уж лучше прозренье, но не за оградой!
Уж лучше презренье - последней наградой!
Прощай, мое стадо! Прости и adios!
Довольствуйся смрадом и кушай овес!
Презренью послушный, как освобожденью,
мой шаг равнодушный в иное рожденье.
Мой шаг равнодушный, мой шаг вертикальный,
и катятся груши из вазы хрустальной.
И свет золотой несказанного взгляда:
ты Женщиной будешь - так надо!
ПОСТТЕЛЕФОННОЕ
Один знакомый поэт
сказал в ответ
на мое отчаянье:
глупо, лучше забудь,
ходи, развлекайся, живи
своею собственной жизнью
(а я и жила своею).
Видишь ли - он продолжал -
время сейчас такое:
люди очень устали,
их стае нужна
одноразовая весна.
А такие, как ты -
глупые птицы,
их единицы,
и у них
шансов нет никаких,
если законы стаи
не соблюдают.
Ну, посуди сама:
одноразово -
так удобно,
так спокойно,
все - в распорядке,
все - под контролем,
ведь ты в ответе
только на свой день.
И эмоции -
сплошь положительные,
ведь правил игры
не нарушает никто,
и никакой неожиданной
импровизации.
Это и есть свобода -
без нитей и пут,
и ответственности
паутины.
О, как вы не новы,
мужско-женские казановы!
Но я возражать не стала,
лишь пожелала ему
не влюбляться.
Он был очень доволен -
впрочем, тоже в рамках роли.
Наверное, так удобней
тем, кто умеет
плавать в мыльной реке,
плыть по теченью
сценарьев бездарных,
похожих, как близнецы.
Ровная линия, мертвый курс.
Только при чем тут жизнь -
она -всегда - над
вашим кукольным миром
вечно белых улыбок
искусственных, как цветы,
как джентльменский набор,
как танцы в грязной воде.
Черт бы побрал эту страсть
вечно-вечно играть!
Бедные лилипутики -
слабые и суетливые!
Вам ведь уже не вырасти
из церемоний кукольных,
вам не придет и в голову
в небо нацелить лестницу,
вам, усталым с рождения,
чашу ль искать заветную?
Все у вас под рукою -
и телефон, и пиво,
а остальное купите,
или возьмете обманом,
и назовете игрою.
Мило и элегантно,
каждый - в полном порядке,
каждый договорился
с толстым своим драконом.
Пылью покрыты мифы
о короле Артуре,
мыльную кровь не взволнует
рыцарских 'коней ржанье,
цокот звонких копыт
не застучит вам в сердце,
не уловить тех звуков
вашим ушам, привыкшим
к лести пустых приветствий.
Что за дорога к замку
в поисках обретенья? -
Век-то уж двадцать первый!
Доллара курс надежней,
следовать им - и только!
Вот и мирок из мира
хором нарисовался,
хор не мужей, но мальчиков.
Детские голоса?
Нет! - Голоса лилипутов.
Яркий мирок получился,
как никогда - картонный,
как никогда - условный.
Вот, например, окошки -
очень красивой формы,
но для чего - непонятно -
ведь не открыть, не вылезть,
не шагнуть, не проветрить
или - просто увидеть
птицы вольную песню.
Глупости! Нарисуем
кондиционер -
удобно,
чисто и современно.
Затхлость утилитарности!
Затхлость самодовольства!
И ни шаг - за сценарий!
Как же прожить, задыхаясь,
если без мимикрии?
Где отыскать молитву
лучшую - из молчаний -
в этом орущем доме?
Но чтобы пасть на колени,
надо стоять для начала.
Прочь лилипутские нити!
Прочь! Я готова платить
наивысшую плату
за небесную роскошь -
петь любовь, не фальшивя,
не искажая ноты
музыки, слитой с сердцем,
и да поможет ветер!
Мне сказали - забудь!
Только слышно - предай!
Видимо, многих понятий
нет в моем языке.
Но - но - но !
Даже если курган
я возведу погребальный,
то каждый день
буду к нему приходить,
как к центру Земли.
Я - центр любви,
я чувствую токи,
я чувствую силу,
я сохраню в себе,
я сохраню для тебя
чистую белую розу,
как воскресенье сквозь смерть!
НЕ ВЕРЬ!
Небо можно не видеть,
но отменить - нельзя!
Не верь, что я выжила, если
увидишь стихи в интернете,
не верь, что я выжила, если
тебе обо мне кто-то скажет,
не верь, что жива, даже если
своими глазами увидишь.
Не верь, поступай, как и раньше, -
считай меня местом пустынным,
зачем говорить с пустотою -
молчи в телефонную трубку
и будь холодней, чем с любою
из женщин, живущих на свете.
Все правильно : я уже ветер
отторгнутых воспоминаний,
и мне уже даже не больно,
ведь "больно" - всего только слово,
которое не выражает.
Слова же утратили смысл
пятнадцатого июня
две тысячи года второго,
когда я убита тобою,
моею любовью, была -
и, Боже мой, Господи - в спину!
А та, что страдает и бродит,
как призрак, как мученик вечный
по городу воспоминаний,
что бешено воет ночами
в бесстыжую рожу луны, -
то страшный обрубок любови,
фантом неприкаянной страсти,
то чучело нежности нашей,
но сердце в нем бьется - твое!
Не верь ничему, если можешь,
но - главное - я умоляю,
любимый, не верь и себе,
коль сердца удары услышишь.
В груди твоей нет больше сердца!
То азбукой звездного морзе
душа повторяет свободно
печальное имя - мое,
то колокол бьется, взывая
единственной нотой - моей!
До встречи, любимый, до встречи!
Я жду, потому лишь, что знаю:
ты больше меня не отпустишь,
ты больше меня не покинешь,
ведь я - твой маяк негасимый,
тропинка твоя к звездолету,
твоя траектория в Вечность,
ведь я - твое лучшее "я"!
А мне же - любить тебя вечно
и нежность качать в колыбели -
растущую нежность мою -
инстинкт продолжения рода
бессмертием выбранных душ.
***
У меня над тобою такая власть,
что твоею виною пьяна я всласть,
а молчаньем, как страхом твоим - сильна,
и неважно, что прахом лежит весна, -
я Христом и Аллахом, и Буддой - на-
речена, вручена и обречена
быть твоею, быть сердцем твоим - всегда,
но вода утекает, течет вода,
и секунды, как капли бессчетных "да"
перечеркивают года.
Но молчание камня дарует весть -
ты и я только вместе есть
буква жизни, записанная давно,
и бессильно за левым плечом окно -
что поделать может оно?! -
У тебя надо мною такая власть -
не припасть мне и не пропасть -
даже после┘
***
Я - снег апреля, слезы января,
я холод одинокого июля,
я - пуля, затаившаяся пуля,
я - самый черный день календаря.
Но я -
Чиста покуда не коснусь тебя,
невинна, словно лунные сугробы,
и лишь затем, лишь для того я, чтобы
дышать, любя и мучиться, любя
тебя, тебя! Хоть сорок тысяч раз
ты повторишь, что я - твоя ошибка.
Ошибок не бывает. Только - пытка,
зачеркивать меня - такая пытка!
Грызи и рви! - Не рвется эта нитка,
изреберно повязывая нас.
Глаз не отвесть и не отнять руки -
сквозь слезы январей и дрожь июлей
благая весть освобожденной пулей
взрывает воспаленные виски.
Струя зари и алая вода┘
О, не умри! О, мучайся - всегда!
МОСТ
Полнолунная дорога,
и ночная непогодь,
и на сердце так убого -
хоть -
Я твержу, что сердце мёртво,
мёртво, умерло, мертво,
что оно тобою стёрто.
Во -
Воли сила, сила воли,
и сведенный мукой рот,
и рассвет в прожилках боли -
вот -
Черно-красное забвенье,
черно-красное кино:
струйкой крови - откровенье,
но -
Глаз не видит, слух не слышит,
кровь туманна, как обман,
провиденье хрипло дышит.
Ран -
Бинтовать никто не станет,
опустеет черный мост,
белый цвет - он не настанет -
прост (!)
Просто слишком, слишком просто
протаранить зеркала
полнолунного сиротства -
зла.
Злая-злая непогода,
ты не гневайся, не злись:
будет щедрой жертва Богу -
жизнь.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
Татуирована кожа.
Захочешь избавиться -
это возможно все же,
но - след останется.
А если любовью
татуировано сердце? -
Не слезы это -
кровь младенца -
безвинно также.
Но - какому - черному - идолу
ты - губы - мажешь?
О, небо! Не видеть мне бы! -
Нет идола - лишь зеркало!
Оборотился - слезы к глазам,
руки - красные листья,
а по губам -
любовь стекает моя
татуированная,
стекает цветами его поцелуев┘
Вы видели когда-нибудь,
как с губ
капают
алые
хризантемы?
И - темень, темень -
в два тела.
Одно и другое,
соединенные дугою
электрической.
То заповедь первая бьется,
в квадрат возведенная грубо,
в степень убийства двойного.
И лик пустого окна
скорбен и крестообразен.
А у кого-то - праздник┘
***
"Есть твари, созданные для мрака и все-таки влекомые к свету
неотразимой силой, пока не сгорят заживо в его лучах."
Тор Гедберг "Иуда"
Иуды всегда нежны,
иуды всегда умны.
Но - кровью обагрены,
но - адом одарены.
***
Может ли тварь дрожащая,
права не имеющая
носить у сердца топорик
только для того,
чтобы его согреть?
СБОЙ ВРЕМЕН
Тварь только тварь,
дрожит она, иль нет.
Тварь только тварь -
довольно просто взгляда
сквозь дымную завесу сигарет,
иль кружево ночного снегопада.
Вот губы и глаза,
рисунок рук,
и голоса кривые отпечатки,
и что-то за -
за тем, что есть испуг,
и что-то пред
бросанием перчатки.
Довольно взгляда, вздоха и руки,
чтоб с ужасом понять, как вы близки.
Сквозь гибельно знакомые черты -
тварь только тварь,
но эта тварь есть ты!
СОН СКВОЗЬ
Сон явлен в явь то явственно, то сонно,
сон явлен в явь то вскользь, а то насквозь,
и тень-сомнамбула неявно, невесомо
скользит по тени лезвия косого,
и тени-капли крови или сомы
по тени полотна стекают сквозь -
в чей-то сон, до странного похожий,
хоть век иной и тело, и постель,
и скрип ночной несмазанных петель
вплетается. Но с лезвия всё то же
стекает, и сырое полотно
скрывает что-то тягостное. Но -
здесь будто бы завеса иль туман┘
Ни ужаса, ни страха, но обман
ты чувствуешь, досаду и тоску
такую, что не вынести виску!
Ты тянешь руку прямо сквозь туман -
не видно лиц, но виден росчерк ран -
соцветия багровых хризантем
(о, эта тема - худшая из тем!)
Два человека в мертвой наготе -
она и он, но лица(!) - лица те
ужасны, право! - Быть того не может! -
Два тела, но - лицо - одно и то же!
И - не похоже, а одно - точь в точь!
И ты кричишь - и выпадаешь в ночь.
***
Иудами не становятся -
иудами рождаются
***
Любови - шлюхину кровать
он предпочел - для интереса,
чтоб погремушкой разменять
взучанье музыки небесной.
Чтоб никаких усилий - для,
чтоб ничего уже - во имя -
он столько раз предал себя,
меня смывая всеми ими.
Но грязною вода была,
и мышьяком коньяк в бокале,
и здесь пощечина мала -
здесь смерть положена в финале.
***
И замывая красный цвет,
что, словно грех, не убывает,
не говори, что ты поэт, -
поэт любовь не убивает!
***
"Любови" и исчезновенья
так мимолетны, так внезапны,
одни и те же откровенья -
о, Парамон, Вы не азартны!
Вы не азартны, Парамоша,
да и понятно - не по летам.
Какой азарт?! - Такая ноша!.. -
Не по чинам и эполетам.
Стоп! Эполеты - в прошлом это,
не в Вашем, Парамон, вестимо!
А там, где честь и пистолеты,
где не подонки, а поэты,
где Вам - никак не светит, мимо!
***
Остановись, мгновенье, - ты безумно!
Остановись - подумай, покумекай!
И вспомни: "Ехал грека через реку┘"
Въезжаешь? - Здесь не просто остроумно.
Пошли ты на х.. раков, ум протри:
расклад неодинаков - ведь по три
рубля они уже, а не по пять.
Какое времечко - по столько б┘.!
***
Когда тонет человек,
всегда больше тех,
кто наблюдает с берега,
и тех, кто долго
снимает одежду,
так долго,
пока вода
не станет гладкой,
как совесть.
┘┘┘┘┘┘┘┘.
Выключите осциллограф!
СТРАСТЬ?
Если и разлюбил, как мне поверить? -
Оба мы - я и ты - в Вечность глядели.
Мерой какой земной это измерить,
если так высоко души летели?
Разница, видит Бог, сердцу понятна,
и "разлюбил" уже здесь не подходит,
и вероятное - невероятно,
и уходящие - так не уходят!
Помнится мне туман раннего взлета:
рук не разнять кольца, тело - на воле,
что впереди обман - после полета -
разумом не понять, сердцем - тем боле.
Знаю, ты не забыл взгляда, что светел,
знаю, всегда любил, даже сквозь сети!
Помнишь, на страсть и пыл что ты ответил:
"Я бы тебя убил, если б не дети!"
О, ты любить не мог силами неба,
ты возлюбил меня силами ада,
и между нами рок - вечная небыль,
вечная гибель дня, вечная Крада!
Это огонь святой - жертвенный пламень,
не избежать его, не защититься.
О, погоди, постой! - Сердце не камень,
сердце сгореть должно, чтобы проститься.
Черной любви огонь - адские муки!
Но и такая боль лишь закаляет.
Вот и крылатый конь, сильные руки,
вот и другую роль распределяют.
Новая роль на грим старый ложится,
новый не сшить костюм и не примерить.
Черный кружится дым - память кружится.
Если и разлюбил, как мне поверить?
***
Когда боль зашкаливает,
Небо опускает на грудь
новый лист -
белый -
и требует
красного.
┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘
Так заботится Небо
о красоте заката.
┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘
┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘
***
Открой окно и разорви портрет,
в хрусталь луны добавь ледовый кубик.
"А был ли мальчик?" - Не было, и нет.
И никогда, и никогда не будет!
Давай, луна, хлебнем и - "на" -
пошлем мужские имена,
и семена из почвы - вон! -
Бокал без дна - и долгий звон.
Но - зван, зван, зван - он.
***
Если вы - в отца - это судьба -
вам счастливою зваться.
Если вырваться - это мольба,
то мольба - и остаться.
И о чем ни прошу - все молюсь
о душе - окаянной.
И куда ни гляжу - все дивлюсь -
это он - мой желанный.
Но судьба, словно 'из-за угла,
пошутила - как видно:
я лишь в детстве - в отца была,
после - в маму. Обидно!
***
Я не хочу быть на песке рыбешкой!
Я буду жить - от жизни вдалеке.
Жить! Стиснув зубы и тоску - в строке,
зажав в руке - последнюю матрешку.
┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘
MANIFESTE
По - горизонтали -
можно плыть вертикально,
и в рамках морали
можно жить аморально,
можно служенье
перечеркнуть распутством,
и разложенье
именовать искусством.
Может злодейство
маскироваться рвеньем,
может лакейство
зваться непротивленьем,
могут аскеты
числиться мудрецами,
только поэты -
не должны - подлецами!
По горизонтали
можно плыть вертикально!
Москва
2002-2003