Фатима Цаголова

ДЕВЯТАЯ МАТРЕШКА

 


Закрыть глаза, унять мечты, угаснуть слухом
и у подножья высоты иссякнуть духом,
и жизнь - веселая и грубая матрешка
родит на свет все девять жизней, словно кошка.


***
"Вы прошлой любви не гоните,
вы с ней поступите гуманно -
как лошадь ее пристрелите.
Не выжить, не надо обмана."
А.Вознесенский

Так утра ждать - безумие! 
Не будет - его -
сплошная ночь и только ночь.
Безжалостна и непереносима,
и так черна! О, Боже, - так черна!
Огня! Огня! - спасительная мысль -
добавим ей чистейшего огня,
честнейшего, как ты, как я, как мы,
замызганные о непониманье.
Но слов - довольно!
Слишком много слов!
Любуйся, милый, - славная картина:
вот мост горит - его я подожгла -
( и сердце - прочь!) -
как быстро он сгорает!
Как фраза эта? -
"Разрушать - не строить"?
Но надо, надо, надо научаться
сжигать непоправимые мосты, 
которые нас - не - соединяют -
ажурные налепицы из лжи, -
ведь берега, они на самом деле
друг другу не нужны 
(река-то знает!)


Никто - и никому - увы - не нужен!

Гори, мой мост,
мой бедный, мой последний!
Гори не грустно: видишь - я с тобой.
Сама себя назначу капитаном.
О, мост-корабль имени Любви
А ты прощай и помни обо мне,
любимый мой на берегу далеком,
что так проворно бросил зажигалку,
как пристрелил израненную лошадь.
Воистину, ты - настоящий друг!


ИЗ ПОСЛЕ

Из "после", из "потом", из "никогда",
из междометий, словно междусмертий,
в небесно-засургученном конверте
тогда, когда у края, и тогда,
когда забеспредельная тоска,
такая, что ни слез, ни слов, ни воли, -
я к Вам приду последней сладкой болью,
я Вас коснусь неровностью мазка.
И краски, словно птицы, запоют,
и родинками звезды отзовутся.
О, как Вам не захочется проснуться
и вновь предать то, что не предают!
Так больно захотите удержать
картину губ моих на Вашей коже
и влажно-затихающее ложе,
и рук кольцо, которых не разжать!
Но утро Вам назначит приговор
и приласкает, требуя ответа,
и в Вас проснется жертвенность поэта,
и сон погаснет, как немой укор.
А жизнь прекрасна, словно впереди,
и правилен уклад неколебимый,
и думать о покинутой любимой
так сладко на супружеской груди!


*** 
Любовь летала - перебили крылья,
бежала к людям - ей сломали ноги,
ползти попробовала - не смогла.
Лежала и смотрела молча в небо,
и слезы из очей ее струились
не каплями - веками по щекам,
веками, опрокинутыми в ложь
утробно-ненасытного болота.

Итак, любовь лежала недвижимо
диковинною сломанной игрушкой,
доставшейся убогим дикарям.
А в небе, необъятном синем небе,
красивой стаей ангелы летели -
бесстрастные - 
лучась небесным светом,
и ни один не протянул крыла!

Спасать способно любящее сердце,
но нет любви ни на Земле, ни выше! -
Лишь мертвого бесстрастия закон,
лишь гибельные вихри Кали-юги,
лишь половинки жалкие сердец -
измученных, опустошенных, слабых.

А с неба - заблудившиеся ноты,
что к Августину милому взывают,
из прошлого сбегая отраженьем
грядущего: "Ах┘милый┘все прошло┘"


*** 
Любимый, все дальнейшее есть ложь,
и дна ее достигнув, ты поймешь
бездонность нами прожитого сна,
и лживой маской станет тишина.


***
Где ложь и ложь, там, точно, третий - лишний.
Уйди, любовь, - запачкаешь хитон!
Пусть трусость с трусостью в привычке лицедейства
выращивают розовый бутон,
суицидальнось с пафосом уродства
крапленные проматывает дни 
и барыши подсчитывает. 
Просто - уйди!

Что делать, если в главной роли зло,
и так талантливо, что ложи рукоплещут,
и ложь торжественно гуляет по партеру,
в восторге свиста корчится галерка,
аплодисментов - тридевятый вал,
и с бельэтажа падают цветы?
Но ты - беги! Распятой чистоты
стон не услышат там, где топот ног
и пол заплеван. 
С ревом этот зал 
любую ложь приветствует - любую!
Не стой посмешищем! 
Уйди, любовь, уйди!
Не жди сочувствия во взгляде манекена,
сценарий этот для тебя смертелен,
а зал, увы, уже давно потерян -
в нем с ложью ложь,
ты третья -
уходи!


*** Между Землей и Небом - крик. Звезды оглохли, в коме луна. Если его оборвать на миг, будет еще страшней - тишина. Пусть лучше крик, то есть - война!
*** Когда женщину наполняет полнолуние, а не мужчина - это и есть причина ┘┘┘┘┘┘┘┘. И - так - чинно руки лежат - сжат урожай. Сжат.
*** Не вписав в квадрат окружность, так носить в себе ненужность, так ходить живою раной! - Это страшно! Это странно. Быть поэто-поэтессой, как игрушкой-антистрессом, как ягненком белорунным, как ребенком - лунным-лунным, Где на грани бытия - "я", идущее в "не-я", где квадратовы углы почернели от золы. Чернота и пепелище! Где же выход? - Выше! Выше? Птица бьется о стекло, о квадратное окно, в клюве весть зеленой ветвью, в крыльях ветер - вот оно - теплое земное небо, и окружность в виде хлеба. Но! - Стоп! Закрой окно! Назад! Сзади дверь с дорожкой в сад.
*** Не удерживала, не молила, не бросалась наперерез. Бог давал для этого силы, дождь давал, как манну с небес. Только струи дождя благие не смывали с души любовь, и его ты шептала имя, и к нему ты тянулась вновь. Им зачеркнутая, как слово, что с ошибкою или зря, воскрешала надежду снова пред иконой календаря. О, безумье любви святое! О, другая реальность слез! И простое, и непростое, все до смерти, и все - всерьез. Не удерживала, не молила - л ю б и л а
*** На любовь нарвался, бедный, как на мине подорвался, оттого смертельно бледный - убегал, молчал, скрывался. Но судьба - она, как мыло, как веревка над душою: раз дано большое было, то и спросится большое. ВЬЮН От звонка к звонку, как от цели до цели, от цветка к цветку, от постели к постели. И любовь менять, как природа погоду, и слова ронять, словно камушки - в воду. По воде круги - ах, какая банальность! - И уже другим ненавистна реальность. От цветка к цветку вьется вьюн, зеленея, на своем веку никого не жалея. ПРОГУЛКА Утро мое вечернее! Зелень моя сиротская! Чья ты, судьба? - Ничейная. Что ты стоишь - немотствуешь? Улица-навождение - нет ни следа, ни абриса, только мой день рождения в цифрах его адреса. А на балконе сушится эта рубашка светлая, и - то ли небо кружится, то ли земля рассветная┘
*** Я уже не увижу тебя, и как будто ты умер, и меня будто нет, я ни разу собой не бывала. Только зуммер, дробя - тишину - осциллографа зуммер нарисует сюжет, где на пол соскользнет покрывало. И белейший песок, словно белое солнце июля, заструится опять, знаменуя начало отсчета. И понятие "рок", равнозначно понятию "пуля", заторопится вспять и замрет на делении "кто-то".
*** Оставить старанья, духи и помаду - не дали быть женщиной, ну - и не надо! Глядеть на мужчин с безразличием взгляда - не дали быть женщиной, ну - и не надо! А сны не глядеть! - Нет опаснее яда - не дали быть женщиной, ну - и не надо! Закинуть ключи от ненужного сада - не дали быть женщиной, ну - и не надо! Когда "во саду ли" орудует стадо, такого мне сада и даром не надо! Уж лучше прозренье, но не за оградой! Уж лучше презренье - последней наградой! Прощай, мое стадо! Прости и adios! Довольствуйся смрадом и кушай овес! Презренью послушный, как освобожденью, мой шаг равнодушный в иное рожденье. Мой шаг равнодушный, мой шаг вертикальный, и катятся груши из вазы хрустальной. И свет золотой несказанного взгляда: ты Женщиной будешь - так надо! ПОСТТЕЛЕФОННОЕ Один знакомый поэт сказал в ответ на мое отчаянье: глупо, лучше забудь, ходи, развлекайся, живи своею собственной жизнью (а я и жила своею). Видишь ли - он продолжал - время сейчас такое: люди очень устали, их стае нужна одноразовая весна. А такие, как ты - глупые птицы, их единицы, и у них шансов нет никаких, если законы стаи не соблюдают. Ну, посуди сама: одноразово - так удобно, так спокойно, все - в распорядке, все - под контролем, ведь ты в ответе только на свой день. И эмоции - сплошь положительные, ведь правил игры не нарушает никто, и никакой неожиданной импровизации. Это и есть свобода - без нитей и пут, и ответственности паутины. О, как вы не новы, мужско-женские казановы! Но я возражать не стала, лишь пожелала ему не влюбляться. Он был очень доволен - впрочем, тоже в рамках роли. Наверное, так удобней тем, кто умеет плавать в мыльной реке, плыть по теченью сценарьев бездарных, похожих, как близнецы. Ровная линия, мертвый курс. Только при чем тут жизнь - она -всегда - над вашим кукольным миром вечно белых улыбок искусственных, как цветы, как джентльменский набор, как танцы в грязной воде. Черт бы побрал эту страсть вечно-вечно играть! Бедные лилипутики - слабые и суетливые! Вам ведь уже не вырасти из церемоний кукольных, вам не придет и в голову в небо нацелить лестницу, вам, усталым с рождения, чашу ль искать заветную? Все у вас под рукою - и телефон, и пиво, а остальное купите, или возьмете обманом, и назовете игрою. Мило и элегантно, каждый - в полном порядке, каждый договорился с толстым своим драконом. Пылью покрыты мифы о короле Артуре, мыльную кровь не взволнует рыцарских 'коней ржанье, цокот звонких копыт не застучит вам в сердце, не уловить тех звуков вашим ушам, привыкшим к лести пустых приветствий. Что за дорога к замку в поисках обретенья? - Век-то уж двадцать первый! Доллара курс надежней, следовать им - и только! Вот и мирок из мира хором нарисовался, хор не мужей, но мальчиков. Детские голоса? Нет! - Голоса лилипутов. Яркий мирок получился, как никогда - картонный, как никогда - условный. Вот, например, окошки - очень красивой формы, но для чего - непонятно - ведь не открыть, не вылезть, не шагнуть, не проветрить или - просто увидеть птицы вольную песню. Глупости! Нарисуем кондиционер - удобно, чисто и современно. Затхлость утилитарности! Затхлость самодовольства! И ни шаг - за сценарий! Как же прожить, задыхаясь, если без мимикрии? Где отыскать молитву лучшую - из молчаний - в этом орущем доме? Но чтобы пасть на колени, надо стоять для начала. Прочь лилипутские нити! Прочь! Я готова платить наивысшую плату за небесную роскошь - петь любовь, не фальшивя, не искажая ноты музыки, слитой с сердцем, и да поможет ветер! Мне сказали - забудь! Только слышно - предай! Видимо, многих понятий нет в моем языке. Но - но - но ! Даже если курган я возведу погребальный, то каждый день буду к нему приходить, как к центру Земли. Я - центр любви, я чувствую токи, я чувствую силу, я сохраню в себе, я сохраню для тебя чистую белую розу, как воскресенье сквозь смерть! НЕ ВЕРЬ! Небо можно не видеть, но отменить - нельзя! Не верь, что я выжила, если увидишь стихи в интернете, не верь, что я выжила, если тебе обо мне кто-то скажет, не верь, что жива, даже если своими глазами увидишь. Не верь, поступай, как и раньше, - считай меня местом пустынным, зачем говорить с пустотою - молчи в телефонную трубку и будь холодней, чем с любою из женщин, живущих на свете. Все правильно : я уже ветер отторгнутых воспоминаний, и мне уже даже не больно, ведь "больно" - всего только слово, которое не выражает. Слова же утратили смысл пятнадцатого июня две тысячи года второго, когда я убита тобою, моею любовью, была - и, Боже мой, Господи - в спину! А та, что страдает и бродит, как призрак, как мученик вечный по городу воспоминаний, что бешено воет ночами в бесстыжую рожу луны, - то страшный обрубок любови, фантом неприкаянной страсти, то чучело нежности нашей, но сердце в нем бьется - твое! Не верь ничему, если можешь, но - главное - я умоляю, любимый, не верь и себе, коль сердца удары услышишь. В груди твоей нет больше сердца! То азбукой звездного морзе душа повторяет свободно печальное имя - мое, то колокол бьется, взывая единственной нотой - моей! До встречи, любимый, до встречи! Я жду, потому лишь, что знаю: ты больше меня не отпустишь, ты больше меня не покинешь, ведь я - твой маяк негасимый, тропинка твоя к звездолету, твоя траектория в Вечность, ведь я - твое лучшее "я"! А мне же - любить тебя вечно и нежность качать в колыбели - растущую нежность мою - инстинкт продолжения рода бессмертием выбранных душ.
*** У меня над тобою такая власть, что твоею виною пьяна я всласть, а молчаньем, как страхом твоим - сильна, и неважно, что прахом лежит весна, - я Христом и Аллахом, и Буддой - на- речена, вручена и обречена быть твоею, быть сердцем твоим - всегда, но вода утекает, течет вода, и секунды, как капли бессчетных "да" перечеркивают года. Но молчание камня дарует весть - ты и я только вместе есть буква жизни, записанная давно, и бессильно за левым плечом окно - что поделать может оно?! - У тебя надо мною такая власть - не припасть мне и не пропасть - даже после┘
*** Я - снег апреля, слезы января, я холод одинокого июля, я - пуля, затаившаяся пуля, я - самый черный день календаря. Но я - Чиста покуда не коснусь тебя, невинна, словно лунные сугробы, и лишь затем, лишь для того я, чтобы дышать, любя и мучиться, любя тебя, тебя! Хоть сорок тысяч раз ты повторишь, что я - твоя ошибка. Ошибок не бывает. Только - пытка, зачеркивать меня - такая пытка! Грызи и рви! - Не рвется эта нитка, изреберно повязывая нас. Глаз не отвесть и не отнять руки - сквозь слезы январей и дрожь июлей благая весть освобожденной пулей взрывает воспаленные виски. Струя зари и алая вода┘ О, не умри! О, мучайся - всегда! МОСТ Полнолунная дорога, и ночная непогодь, и на сердце так убого - хоть - Я твержу, что сердце мёртво, мёртво, умерло, мертво, что оно тобою стёрто. Во - Воли сила, сила воли, и сведенный мукой рот, и рассвет в прожилках боли - вот - Черно-красное забвенье, черно-красное кино: струйкой крови - откровенье, но - Глаз не видит, слух не слышит, кровь туманна, как обман, провиденье хрипло дышит. Ран - Бинтовать никто не станет, опустеет черный мост, белый цвет - он не настанет - прост (!) Просто слишком, слишком просто протаранить зеркала полнолунного сиротства - зла. Злая-злая непогода, ты не гневайся, не злись: будет щедрой жертва Богу - жизнь. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ Татуирована кожа. Захочешь избавиться - это возможно все же, но - след останется. А если любовью татуировано сердце? - Не слезы это - кровь младенца - безвинно также. Но - какому - черному - идолу ты - губы - мажешь? О, небо! Не видеть мне бы! - Нет идола - лишь зеркало! Оборотился - слезы к глазам, руки - красные листья, а по губам - любовь стекает моя татуированная, стекает цветами его поцелуев┘ Вы видели когда-нибудь, как с губ капают алые хризантемы? И - темень, темень - в два тела. Одно и другое, соединенные дугою электрической. То заповедь первая бьется, в квадрат возведенная грубо, в степень убийства двойного. И лик пустого окна скорбен и крестообразен. А у кого-то - праздник┘
***
"Есть твари, созданные для мрака и все-таки влекомые к свету неотразимой силой, пока не сгорят заживо в его лучах." Тор Гедберг "Иуда" Иуды всегда нежны, иуды всегда умны. Но - кровью обагрены, но - адом одарены.
*** Может ли тварь дрожащая, права не имеющая носить у сердца топорик только для того, чтобы его согреть? СБОЙ ВРЕМЕН Тварь только тварь, дрожит она, иль нет. Тварь только тварь - довольно просто взгляда сквозь дымную завесу сигарет, иль кружево ночного снегопада. Вот губы и глаза, рисунок рук, и голоса кривые отпечатки, и что-то за - за тем, что есть испуг, и что-то пред бросанием перчатки. Довольно взгляда, вздоха и руки, чтоб с ужасом понять, как вы близки. Сквозь гибельно знакомые черты - тварь только тварь, но эта тварь есть ты! СОН СКВОЗЬ Сон явлен в явь то явственно, то сонно, сон явлен в явь то вскользь, а то насквозь, и тень-сомнамбула неявно, невесомо скользит по тени лезвия косого, и тени-капли крови или сомы по тени полотна стекают сквозь - в чей-то сон, до странного похожий, хоть век иной и тело, и постель, и скрип ночной несмазанных петель вплетается. Но с лезвия всё то же стекает, и сырое полотно скрывает что-то тягостное. Но - здесь будто бы завеса иль туман┘ Ни ужаса, ни страха, но обман ты чувствуешь, досаду и тоску такую, что не вынести виску! Ты тянешь руку прямо сквозь туман - не видно лиц, но виден росчерк ран - соцветия багровых хризантем (о, эта тема - худшая из тем!) Два человека в мертвой наготе - она и он, но лица(!) - лица те ужасны, право! - Быть того не может! - Два тела, но - лицо - одно и то же! И - не похоже, а одно - точь в точь! И ты кричишь - и выпадаешь в ночь.
*** Иудами не становятся - иудами рождаются
*** Любови - шлюхину кровать он предпочел - для интереса, чтоб погремушкой разменять взучанье музыки небесной. Чтоб никаких усилий - для, чтоб ничего уже - во имя - он столько раз предал себя, меня смывая всеми ими. Но грязною вода была, и мышьяком коньяк в бокале, и здесь пощечина мала - здесь смерть положена в финале.
*** И замывая красный цвет, что, словно грех, не убывает, не говори, что ты поэт, - поэт любовь не убивает!
***
"Любови" и исчезновенья так мимолетны, так внезапны, одни и те же откровенья - о, Парамон, Вы не азартны! Вы не азартны, Парамоша, да и понятно - не по летам. Какой азарт?! - Такая ноша!.. - Не по чинам и эполетам. Стоп! Эполеты - в прошлом это, не в Вашем, Парамон, вестимо! А там, где честь и пистолеты, где не подонки, а поэты, где Вам - никак не светит, мимо!
*** Остановись, мгновенье, - ты безумно! Остановись - подумай, покумекай! И вспомни: "Ехал грека через реку┘" Въезжаешь? - Здесь не просто остроумно. Пошли ты на х.. раков, ум протри: расклад неодинаков - ведь по три рубля они уже, а не по пять. Какое времечко - по столько б┘.!
*** Когда тонет человек, всегда больше тех, кто наблюдает с берега, и тех, кто долго снимает одежду, так долго, пока вода не станет гладкой, как совесть. ┘┘┘┘┘┘┘┘. Выключите осциллограф! СТРАСТЬ? Если и разлюбил, как мне поверить? - Оба мы - я и ты - в Вечность глядели. Мерой какой земной это измерить, если так высоко души летели? Разница, видит Бог, сердцу понятна, и "разлюбил" уже здесь не подходит, и вероятное - невероятно, и уходящие - так не уходят! Помнится мне туман раннего взлета: рук не разнять кольца, тело - на воле, что впереди обман - после полета - разумом не понять, сердцем - тем боле. Знаю, ты не забыл взгляда, что светел, знаю, всегда любил, даже сквозь сети! Помнишь, на страсть и пыл что ты ответил: "Я бы тебя убил, если б не дети!" О, ты любить не мог силами неба, ты возлюбил меня силами ада, и между нами рок - вечная небыль, вечная гибель дня, вечная Крада! Это огонь святой - жертвенный пламень, не избежать его, не защититься. О, погоди, постой! - Сердце не камень, сердце сгореть должно, чтобы проститься. Черной любви огонь - адские муки! Но и такая боль лишь закаляет. Вот и крылатый конь, сильные руки, вот и другую роль распределяют. Новая роль на грим старый ложится, новый не сшить костюм и не примерить. Черный кружится дым - память кружится. Если и разлюбил, как мне поверить?
*** Когда боль зашкаливает, Небо опускает на грудь новый лист - белый - и требует красного. ┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘ Так заботится Небо о красоте заката. ┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘ ┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘
*** Открой окно и разорви портрет, в хрусталь луны добавь ледовый кубик. "А был ли мальчик?" - Не было, и нет. И никогда, и никогда не будет! Давай, луна, хлебнем и - "на" - пошлем мужские имена, и семена из почвы - вон! - Бокал без дна - и долгий звон. Но - зван, зван, зван - он.
*** Если вы - в отца - это судьба - вам счастливою зваться. Если вырваться - это мольба, то мольба - и остаться. И о чем ни прошу - все молюсь о душе - окаянной. И куда ни гляжу - все дивлюсь - это он - мой желанный. Но судьба, словно 'из-за угла, пошутила - как видно: я лишь в детстве - в отца была, после - в маму. Обидно!
*** Я не хочу быть на песке рыбешкой! Я буду жить - от жизни вдалеке. Жить! Стиснув зубы и тоску - в строке, зажав в руке - последнюю матрешку. ┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘┘ MANIFESTE По - горизонтали - можно плыть вертикально, и в рамках морали можно жить аморально, можно служенье перечеркнуть распутством, и разложенье именовать искусством. Может злодейство маскироваться рвеньем, может лакейство зваться непротивленьем, могут аскеты числиться мудрецами, только поэты - не должны - подлецами! По горизонтали можно плыть вертикально!
Москва
2002-2003