ВЛАДИМИР ГОММЕРШТАДТ

 

 


 
 
 
 

  

  сУПЕРпРОЗА в ПОэтических рАЗмерАХ)

 

                      
 

 

              

 
*   *   *

А было всего ещё детское время.
Варилось на кухоньке стихотворение.
Оно бестолково, отчаянно булькало:
всё ссорилось, спорило с тесной кастрюлькою.
Под вешалкой спряталась тень невезения —
его мне подкинули на день рождения —
к нему я привык, вся затея с кастрюлькою
была для него, а не то что бирюльками.
 
Сперва я не знал чем кормить невезение,
во всём полагаясь на общее мнение:
прогорклым пшеном, пятидневными щами,
но сам докумекал всех лучше — стихами.
Ах, как хорошо: есть моё невезение!
Пусть дом, как пустой, оно здесь, вне сомнения, —
поскольку всё время чего-то случается:
посуда вся бьётся, все стулья ломаются.
 
Кропаешь стихи, а оно дожидается.
Так дружно живём, и всё крепче сживаемся.
Сухарь пополам, жидкий чай, запах пряника.
Родней всех дядей и любого племянника.
Я маслом его никаким не умасливал.
И шпрота на вилке ему не притаскивал.
Ни фразы единой никак не подслащивал.
Глаза, было да, иногда вытаращивал.
 
Так жить — не тужить. Только вот, наваждение:
однажды в окно заглянуло сомнение.
И стало шептать: чем вы тут занимаетесь —
с кастрюлей какой-то дурацкою маетесь.
Сидите одни. Ото всех оторвалися.
Как это неродственно. Видно зазнались, а?
Мы звали не раз вас. Никак не дозвалися.
Ну ладно. К вам завтра толпою завалимся.
 
Наутро взаправду ввалилась компания.
Такого не мог я предвидеть заранее.
И вовсе опешил — какое внимание —
все возле кастрюльки. Такое собрание!
Глядела в неё доброта с состраданием.
Сомнение запричитало заранее.
Серебряной лжицею правописание,
смущаясь, мешало науку и знание.
 
В углу нетерпенье скрипело зубами.
Об стенку горох стало бить назидание.
Баян развернуло легко обаяние,
излив из мехов неземное звучание.
Эклектика стала искусство науськивать
состряпать чего-нибудь в духе капустника.
Но тут вдохновенье дошло до кипения,
и разом расширилось мировоззрение.
 
Внезапно окрепшее, самосознание
воскликнуло громко, что нет понимания.
Народная мудрость икала да окала
и, разум обнявши, звала его соколом.
А ум поначалу за разум всё прятался,
да вдруг весь и вышел, да к ней и посватался.
Уныло бубнило зубрило-учение
о лаврах труда и о тёрке терпения.
 
А вскоре и вовсе пошла катавасия:
кто в лес по дрова, кто по ягоды к классикам.
По ним вкривь и вкось, но в большом умилении,
прошлись, без эксцессов, в глубоком почтении.
А я всё старался, всё что-то вымучивал
для всякого разного важного случая:
себя подавал, невезенье вышучивал,
и ручки кастрюльки зачем-то выкручивал.
 
Да дверь не закрыл. И моё невезение
сбежало в испуге от столпотворения.
Никто не заметил. Ничто не меняется
для тех, кто других обогреть не пытается.
Я долго искал: всё бродил переулками,
стихами приманивал, самыми гулкими.
Однако нет даже и тени сомнения:
ушло навсегда от меня невезение.
 
И всем стало легче. Во всём обновление.
Вальяжно раскинулось мировоззрение.
Нам песни о главном поёт назидание.
Мурлычет довольное самосознание.
Есть место для подвига: образование
его уложило с собой на диване, и...
И в ванне есть место: и там оживление —
смирение хочет отмыть вдохновение.
 
А в доме во всём воцарилось везение.
Везёт да везёт. Что ни день — изумление.
Всего навезло. Уже некуда деться мне.
Нет места стихам. Но какие есть специи!
Однажды я всё же состряпал везению
нежнейшее сдобное стихотворение.
Но, нос от него отвернув, — с умилением —
оно мне кивнуло на банку с варением.
 

НА СМЕРТЬ ЛИРИКА  

Был музой обласкан пиит;
Всё было легко — нет проблемы —
То муза дарила стихи,
То он принимал их, надменный.
Душа поневоле болит —
Касаясь сего силуэта —
Был музой он поднят на щит…
(Однако, не будем об этом.)
 
Застенчиво стихли стихи:
Сюжета крутое колено
Направлено в пах и под дых —
Ни хрена тебе, ни рефрена.
 
Перо и блокнот озарив,
И прочие, прозой: предметы,
Весеннее солнце шалит,
Поэты слагают куплеты…
То лишней строкой не грешит:
И вдруг он рождает... — поэмы!
 
Он был своей музой убит.
Она не прощала измены.
 

                        ЭТЮДЫ ОПТИМИЗМА
                        Глобальное потепление мышления...
                                                                         (Из газет)

БОЛЬШАЯ ВОДА

Валяют дурака облака —
дожди кружат недель карусель.
Ужасно раздобрела река
и ломится в открытую дверь.
И дом, что бил ей в землю челом,
волочит за собою туда,
где бабка неподъёмным багром
цепляет всё, что носит вода.
Ты скажешь: не беда, что беда —
всё лучшее даётся с трудом —
так новые растут города,
куда и мы дорогу найдём!
А я отвечу, стало быть: да,
но плот на крыше вновь подготовь —
достанет нас большая вода:
все слёзы неба — это любовь!
 

*   *   *

Весенний
                  день
                          звенел
                                      скворцом
                                                       скандальным.
Проблемы к полу стали прижимать.
Но облако — всем обликом моральным
Своим меня пыталось приподнять.
Душа,
           воспрянув,
                               рядом с ним
                                                      витала.
Душа моя, ты крылья обретала,
Ты ангелов решалась созерцать…
Но птичка, что на веточке дремала,
На мне
                свою
                            поставила
                                                   печать.

*   *   *

Вечер. Улица.
Пылью пудрится.
И румянится.
Ну, красавица!

Стадо тащится.
Или доится.
Дети маются.
Или моются.

Но, смеркается.
Всё, как давеча.
Бабы лаются.
А когда ещё?

Тени сходятся
И качаются.
Будто молятся.
Притворяются.

Листьев голоса —
Ближе к полночи.
И плюют в глаза
Звёзды, сволочи!

Не уйдёшь с крыльца.
Месяц щерится:
— Не прикаешься?
— Так… Глазеется.

 

ДЯДЬКÓ

Взор орла. Кудри вьются седые.
В теле крепкая конская стать.
С поволокой глаза «голыбыя».
Как идёт — издаля всем видать!
Унаследовавый предков выю.
Как вола, можно в плуг припрягать.
Распахать, аж до моря, Россию.
Так засеять — чтоб целый век спать!
Через век — чуть проснувшись — до чарки
Дотянуться ленивой рукой.
Матюкнуться!
В пот броситься жаркий!
В бой идти! Как, в какой?
Да — в любой!
Время есть — в тесноте разбираться?
В темноте — кровный брат — кровный враг!
Дело главное — не растеряться:
Первым саблей рассечь. Да — вот так!
И такие устроить поминки —
Чтоб — стонали деревья в лесах!

А пока — для хорошей разминки —
Бег трусцой в старомодных трусах.

 

НОЧНОЕ

В лиловой тишине —
над музыкою мая —
Вся в облаке:
луна.
А лошадь,
под луной,
Тянулася к реке,
пугливая, немая.
Хотел взнуздать её…
да чересчур хмельной.
Ещё была звезда:
печальница златая,
послушница небес,
игуменья полей  —
Горела высоко,
псалтирь без слов читая.
И лошадь,
да  и я,     
молились рядом с ней.
Святая тишина… —
скажу  не согрешая.
Покой и благодать
вдохнув —
как бы во сне —
Заржав и задрожав,
и губы
в кровь кусая,
Вскачь
лошадь пронеслась
над плёсами —
к луне.

 

*   *   *

В муке —
в разлуке —
ловлю,
во хмелю,
белый
забвенья свет.
Хочешь ли —
тень
твою полюблю,
ломкий
её силуэт?
Помнишь —
заставила нас
танцевать
в звоне
монист и монет?
Ту, что учила меня
убивать —
то, чему имени
нет.
Пусть,
обнимая меня
по ночам,
утром
взлетает совой.
Эй, лучезарная,
жарко свечам?
Светишь?
А я сам не свой.

 

ЗАГАДОЧНЫЙ ОБЫВАТЕЛЬ

Вот я. Вот чай. Вот закипает чайник.
Чай, чайник — мне понятно.
А вот «я»?
Да нет, какая, извиняюсь, на фиг, тайна!
Какая тайна может быть — в серийном «я»?

 

*   *   *

Вползали сумерки лениво
в незатворённое окно,
и вещи прятали стыдливо
обличье плотское,
в одно
связуясь неопределённо,
их контур значимость терял,
сквозняк выпархивал влюблённо,
дыханьем всё одушевлял.
Тут было зябкое движенье,
и звёзд мерцающая соль,
и придыхание сирени,
и опалённой страсти боль.
Почти до головокруженья,
весь этот сумеречный бал
мог длиться,
но,
вводил в смущенье
пытливый зеркала овал,
что с отстранённостью,
волшебно,
всё отразить возревновал
в багетной тесной раме...
тщетно:
зиял в глухую ночь провал —
все вещи сгинули пугливо,
как в бездну,
кануло жильё,
лишь моль металась суетливо,
ища какое-то тряпьё.

 

*   *   *

Всё намного сложней и страшней
В глубине.
Заблудившись в потёмках души —
Почему же чужой — абсолютно своей.
Ужасаешься. Свечи туши!
Здесь они не помогут.
На ощупь идти.
Погружаясь в кощунственный мрак.
Раствориться в нём так —
Что себя не найти.

Как же Бога искать?
Может, так.

 

*   *   *

Далеко — за рекой, за горами,
Куст смородины пышно растёт.
Одиноко к нему вечерами
Тонкокудрая дева бредёт.
Дождь ли, зной, обжигающе жаркий,
Лёгкой тенью, вселяющей страх,
Каждый вечер скользит —
Для заварки
Лист смородины жадно сорвав.
И, зажав в кулаке, одичало,
В дом пугливо добычу несёт.
Нетерпенье черты искажало —
Ждать, пока каждый в доме уснёт!
Где там пипочка у самовара?
Жаром пышет и ровно поёт
Её идол. Весь в облаке пара,
Стол плывёт, как ковёр-самолёт.
И одна, вожделенно и сладко,
Распивает чарующий чай.

— Не ходи к этой тёте, дитятко!
Чай не даст. Отберёт шоколадку.
Лучше тихо со мной поскучай.

 

                     Доктор, где твой ножик?..
                                  (Михаил Щербаков)

Две берёзки у скамейки,
как сестрицы, что ждут брата.
Неспеша, в карман халата
сунув маску с хлороформом,
доктор вышел на прогулку.
Доктор выполнил три нормы,
и уже остановиться
он не может:
вынув скальпель,
долго режет по скамейке
нечто римскицифровое,
счёт ведя неумолимо
всем, кого не отпускает:
за порочным кругом жизни
свято место нынче пусто.
Доктор дело понимает.
И ему ужасно
грустно.

 

 Две тени — бабочки и птички —
на солнечном экране тюля —
нет — в октябре, а не в июле,
теплом нечаянным согреты,
самозабвенно, упоенно,
танцуют трепетное танго.

Поглощены друг другом обе —
то разомкнутся, то сольются —
рисуя странные фигуры
на фоне призрачного сада,
застывшего в ячейках тюля,
влекомы музыкой волшебной,
они никак уже не могут,
круг завершив, остановиться.

Две тени — бабочки и птички —
как подошли они друг другу:
в наиважнейшем, чем-то схожи,
и в соразмерности прекрасны,
а как отзывчивы в движеньях —
где отыскать, такую пару.

Они, рождённые для танца,
послушны только вдохновенью—
свершают таинство, в котором
в партнёрстве обрели опору
две благороднейшие школы
очаровательного танца.

Какие лёгкие объятья,
какая слитность очертаний,
какая дивная беспечность —
улёт натуры в бесконечность;
в реальной плоскости
пространства —

полёт фантазии прекрасной.
Как будто музыки нездешней
им слухом удалось коснуться,
единым существом впорхнувши
в мир солнечного ликованья:
седьмое небо слишком близко —
есть — заглянуть туда желанье.

А между тем, теневладельцы,
разделены стеклом оконным,
увлечены игрой исконной —
кто не играл в неё порою,
врасплох подаренной судьбою —
алчбой и судорожным страхом.

И лёд стекла — не остужает
поползновений жадной птички,
зато, надёжно защищает,
прервавшую, род зимней спячки,
за шторой, в комнате прохладной,
царицу солнечного лета.

Тут буйство красок торжествует,
плоть вопиет и вожделеет —
свершая жизни круг — собою
круг чьей-то жизни прерывая;
тварь милосердия не знает,
хоть, с виду, вроде бы, и птичка.

Но я забылся — в упоеньи —
слежу движенье лёгкой тени:
тут танец жизни — а не смерти,
и тень моя танцует танго,
единый абрис обретает
и тает — с бабочкою-птицей.


*   *   *

День полирован солнцем.
Флагами машут маки.
Радостные собаки
Парк оглашают лаем.

Птицы в своём приволье.
Люди в своих дорожках.
Муха, совсем ручная.
Пони детей катает.

Ветер вздохнул. И ясно,
Тихо на сердце стало,
И голова прекрасно
Соображает что-то.

Большего мне не надо.
Я ухожу счастливый.
Благодаря за чудо.
Завтра опять понедельник.

 

ЧАС ПИК

Дни проносятся мимо незримо.
Да и это как дар принимай...
Солнце лезет скупым пилигримом
В переполненный красный трамвай.
И варёные лица жар-птица
Озарила сполна, через край —
Отражённая в стёклах столица:
Цепь бульваров, где липовый рай.
Над трамвайным малиновым звоном
Неба ярко-малиновый свод.
Наш водитель корячится ломом
Стрелку сдвинуть. А время не ждёт.
Будто изморозь летней картины,
На очках запотевший налёт.
Пучеглазые звери-машины
Враз ревущие: — Время! — Вперёд!
А душа, словно вша в керосине
Задыхаясь, глядит в небеса —
Но куда ей... — она в херувиме,
С перепугу, признает мента.
И не чует: незримый, как иней,
В недрах неба гудит самолёт...
А над ним — словно слон на перине —
Всем на  помощь: надежда плывёт.

 

*   *   *

Дом. Тепло, какое-никакое.
За окном безлюднейший пейзаж,
Писанный небрежною рукою,
Кандидат дешёвых распродаж.
Муха сонно бродит по пейзажу,
Трёт брюшком оконное стекло.

Уголёк в печи возьму — нет — сажу.
Нарисую сам всё — набело!
Шелест пальм. Дыхание морское.
Всё — что ни привидится — спьяна!
Что-нибудь такое — колдовское.
А из мухи — сделаю слона.

Что-то пью. Чего-то распеваю.
Жизнь свою дурацкую кляну.
Но по-братски пищу разделяю —
Часть себе, а большую — слону!

 

*   *   *

Забыть язык прикосновений!
Речь с солнцем сплавленной реки.
Ландшафт меняющие тени.
Лесов дремотное томленье.
Росой омытые растенья.
И бездной ставшие зрачки.
Влюбляюсь в каждое мгновенье.
В поля. В цветы. В сердцебиенье.
В великодушие руки.
Приливы счастья — и тоски.
Себя — в лавине впечатлений
Я потерял. И не найти.

Всё доктор выслушал с терпеньем,
Шепнул с улыбкой сожаленья:
— Есть средство против наважденья —
Носите тёмные очки.

 

*   *   *

За вафельным окном веранды мрак.
В дремучих тучах заблудился месяц.
Ни, след его учуявших, собак,
ни леса не видать, ни околесиц.

А на веранде светлой — абажур —
корзиной перевёрнутой витает;
он по грибы сходить всю жизнь мечтает:
однажды в лес сбежать, пугая кур.

Но без него поблекнет «гарнитур»:
стол, самовар — а в нём души не чает
хозяйка.
Гость, заезжий балагур,
ей патоку вниманья расточает —
он увлечён, так мало различает,
что чайником кумира величает.
И обречён.
Нет — это чересчур!

 

*   *   *

Здравствуй —
На том берегу!

С новой —
Беспечною силою —
Рай наш,
На каждом шагу,
Дышит покоем —
Могилою.

Знаешь,
Себе я не лгу —
Ну, а тебе
Обязательно
Нынче
Сказать я смогу —
Пожили мы
Замечательно!

Время
Лазейку нашло.
И, как-то так
Получается,
Прошлое —
Как утекло:
Моросью сонной
Смывается.

Вишни шумят
На бегу:
— Чёрная осень,
Постылая!

Больше
Писать не могу —
Больше
Не встретимся,
Милая.

 

МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ

Зной за дверями караулил;
Он в темя вдалбливал одно:
Что время властвовать июлю —
Иного просто не дано.
И за столом сидел — Иулий:
Он на июль смотрел в окно.
Барометр клонило к буре:
Он был со зноем заодно.
Поэт, склонившись над кастрюлей
И ложкой шкрябая о дно,
В такт рифм скрипел на старом стуле:
Июль, Иулий — всё одно.
Ходили рифмы на ходулях.
Зной за дверями караулил.
Поэт смеялся ледяно.
Он отливал слова, как пули;
Ему хотелось, чтоб Иулий,
Их раскусив, упал в окно.

 

ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ

Зови волынщиков, жалейщиков —
займёмся нашим представленьем —
сам выбирай себе тюремщиков:
свободным волеизъявленьем.

Что делать с грубою решёткою —
как хочешь? — обовьём цветами;
на плаху ставь графинчик с водкою;
кинь на топор ткань с бубенцами.

Поверь, всё у тебя получится.
Не мастерством бери — терпеньем.
И так приятно будет мучиться.
А кончим: танцами и пеньем.

 

*   *   *

— Кабы корова, отмахиваясь от мух,
коснулась бы,
невзначай, хвостом
струн арфы,
иной,
неземной,
родился бы звук, —
проплыло в предрассветном
сознании
Марфы.

Поправила платок,
коря себя за то,
что
сказала корове обидное слово,
спросонок,
забывши, за житейскою суетой,
своё назначение —
добротой,
и тёплым словом,
касаться всего живого.

 

*   *   *

Какой задумчивый союз:
самозабвенные до боли,
замурзаннее всяких муз,
занюханней последней соли —
жена и муж:
какие роли! —
Волшебный мир чужой неволи.
………………………………….
И в стороне слепая грусть
грызёт поводья своеволья.

 

*   *   *

Как полночь тиха.
Как...
лягушка —
я плюхнулся в пруд.
Споткнулся.
Глядел на тебя,
молодая луна.

 

*   *   *

Кафе «Аэлита».
Библейский пейзаж
На джинсах джигита.
Мы курим «Пегас».

Художник-бездельник
копирует нас.
Треногий мольбертик.
В зубах карандаш.

Он выдавил краски,
всей ловкостью рук
Обняв свой этюдник,
как муху паук.

Сидим, грациозны,
забыв о чём речь
вели — несерьёзным
решив пренебречь.

Века наплывали,
касалися плеч.
Как спины устали —
Осанку стеречь!

Я глянул украдкой
на этот этюд:
портретная хватка
есть — только не тут.

Прошу на смотрины! —
в картины уют.
Холмы Палестины?!
Под пальмой… Верблюд!

Чудак долгорукий:
изжёван пиджак,
пространные брюки —
буквально — сидят;

бесцветные глазки,
печальный недуг
весь предан огласке
в дрожании рук.

Кафе «Аэлита».
Библейский пейзаж.
— Послушай-ка — эта… —
за ужин отдашь.

 

* * *

К весне —
из осени —
природу зима ведёт.
Снег землю тихо укрывает.
Всё — чуда ждёт.
В окно на новые посадки гляжу.
Нет-нет,
не в предвкушеньи ягод сладких,
а как аскет —
принёсший лепту мирозданью —
благодаря
за снисхожденье, состраданье —
да просто для
того,
чтоб были у природы
мои черты,
ну, хоть чуть-чуть,
совсем немного —
для простоты
сиюминутного общенья —
нам узнавать
друг друга будет много легче
и понимать.
Легко —
одним движеньем мысли  —
сад обежать,
желая каждую былинку —
к груди прижать.
И сердце чувствует такое…
Порыв! Прилив!
Всю флору, фауну —
собою —
соединив.
Но, в падшем мире…
Здесь, все теряют
святой наив.
Приходят зайцы —
и объедают
вершинки слив!

 

*   *   *

Когда рифмует ночь: возьму – во тьму,
и струны рвёт безумие на лире,
и сердце стонет, всё не по уму,
и давят стены в прибранной квартире,
и хочется на ленты разрезать
любимые ненужные картины –
да хоть сейчас – на Страшный Суд предстать,
как на обзор привычнейшей рутины –
случайно не закрытое окно –
дыханье ночи ближе; понимаешь,
что остаётся только лишь одно...

...назло всему –
пьёшь чай,
и засыпаешь.

 

*   *   *

Крестом, пытаясь оградиться —
Уходит солнце в купола.
Ночь воцаряется жар-птицей —
Неоном город обожгла.

Широкоглазая столица:
Все звёзды здесь — Ну, чудеса! —
Огнём горит перо жар-птицы,
Горят пустые небеса.

— Скажи-ка, дядя — ведь недаром?
— Да-да, такие, брат, дела —
Палили, сколько раз пожаром —
Всё ни во что — опять бела!

Был слышен, шелест ржавой стали.
Огонь затеплился в устах.
Два странных ангела меняли
Кресты на древних куполах.

 

*   *   *

Кто не любит тараканов?
Всяк их в доме привечает.
Крошки тайно оставляет.
Недомытую посуду.
Дихлофосом посыпает.
Чтобы вывести породу.
Приспособленную всюду.
Проложить дорогу чуду!
Может сам я тараканом,
Победив своё смущенье,
Стану в новом воплощеньи.
Зачитаю перед строем
Это вот стихотворенье —
И с тобой усы с усами
Мы сомкнём. Идя в сраженье.

Кто не любит тараканов?
Кто не любит тараканов??
Кто не любит тараканов???

Мы не знаем пораженья!!!

 

*   *   *

Кто там... с пращою бегал по лесам?
Не Артемида ли?
Ты на неё похожа.
В анфас.
Своим собакам — фас —
скажи.
Вот зверя след.
Вот сердце — я тебе его оставил —
и ты над ним три года волхвовала
(пока я шкурой вепря обрастал) —
теперь оно пригодно для пращи.
И зверь дозрел до пониманья сути:
и жути бессердечья, и тоски...
И ждёт броска.
Смотри —
он лишь для виду,
тебя потешить чтобы,
убегает.
Легко
такие тропы выбирая,
чтоб выбежать на чистую поляну —
и лицезреть
прекрасный взмах руки.

 

*   *   *

Литое нёбо небосвода.
Ничейный нимб день освящает.
Благоутробная природа
всех привечает.

С каким-то радостным испугом
вопили дети и, играя,
неслись стрижами друг за другом,
не уставая.

За пустырём, что звали лугом,
за речкой с ржавою водицей,
покрытой жёлтым вербным пухом,
где не напиться.

Комар весенний. Ищет друга.
Обзор присутствием сужает,
поцеловать пытаясь в губы.
Поёт и тает.

 

*   *   *

Лишь тот, кто ночь не спит,
кого всю ночь знобит,
кто так неровно дышит
да в темноту глядит,
быть может и услышит,
как бродит дождь по крыше,
железом шелестит,
и ласкою колышет
всё серебро ракит;
увидит, ободрившись,
как утро отсвет вишен
роняет на гранит...
А этажом повыше,
всё тише — тише — тише —
будильник отзвенит.

 

*   *   *

Малюет синей кистью ночь
свои картины –
синеет дом, берёзы рощ,
осин вершины
застыли в лунном столбняке,
полупрозрачны;
лес в светоносном сквозняке
посёлок дачный.
И тишь,
и лиственная дрожь –
первопричины –
тому,
что в доме одному
невыносимо.
И бродит в синем парике,
почти без страха,
как будто синий манекен,
сосед с собакой;
слюна на синем языке –
да, у собаки... –
а в небе спят,
плевав на всех,
тельцы и раки.

 

*   *   *

Мой Альтер-Эго нелюдим,
и как-то грустно человечен.
Всегда является один.
Он тоже жизнью изувечен.
Почти что полный, господин.
Широколобый. Многолысый.
Кропает копии картин.
Латает ими дыры в крыше.
Он разучился говорить.
Пытаясь выразить стихами,
Как Музу с жизнью примирить.
И мы молчим. Молчим часами.
Уютно коротаем с ним
бессмысленный, беспечный вечер.
Сидим и горестно мычим.
Тем выражая радость встречи.

 

*   *   *

Море — с пеною, будто — пивною.
Берег — всюду пивные бутылки,
Всякий хлам — что брезгливо волною
Ночью выброшен. Груди. Затылки.
Попы. Голые люди — соль пляжа.
Их сердца на пластмассовой вилке —
Это так — клевета для коллажа.
Скука: жрут, да лежат на подстилке.

 

ПОЛИГЛОТЫ
(встреча на далеком меридиане)

Мы пили кофе по-турецки.
А чай мы пили по-японски.
И пели песни по-французски.
Но водку выпили по-русски —
И изъяснялись — по-жаргонски.
А есть язык прекрасных жестов...
С трудом  его припоминали:
Два фонаря светились... —
честно —
Мы обнялись  и зарыдали.

 

*   *   *

Над селом Селена
Широко зевнула.
А на крыше — Лена.
А труба, ей — стулом.
И она играет.
На гитаре.
Дура.
Ночка-то, какая!
Тут нужна бандура!
Вертолёт доставил
Инструмент на крышу.
Как поёт, Елена,
Ласково:
— Парниша,
прикрути пропеллер
чуточку потише,
что-то мы не спелись
с ним, мой голос выше —
нет в моторе чувства —
сделай одолженье:
жертву для искусства,
ну, из уваженья.
Да… Была машина!
Лётчик: звали Гриша.
В крик всё населенье:
— Это выше крыши!
— Ладно, в чём проблема? —
шелестит Елена —
голосом, в котором
шум листвы смиренной.
И летит — к Селене.
Все соседи:
— Лена!
Ты метлу забыла!
Не догонишь.
Где нам!

 

*   *   *

На печи сидит
Чудо-рыба-кит —
Жаброй шевелит:
Но не говорит —
В потолок глядит.

Хо-ро-шо сидит.
Но поди-пойми:
Ежели во сне —
Видит ли он сны:
И о чём они  —
О какой чуме..?

Ну, а коли бдит:
Стало быть, не спит:
В ус себе свистит,
На губе бренчит,
Да хвостом вертит —
Как его спросить:
Чтоб не зацепить:
Что там на уме..?

Да не лыком шиты люди:
По одёжке, чай, не судим  —
А вино: не по посуде  —
Эх, святая простота:
Всё поставит на места:
С печки скинули кита,
А закинули кота.
Прослезились — умилились:
— Лепота-а?..!!!

 

*  *   *

Незряшное это занятие:
Нелепицу в сети затягивать,
Пустяшные цветики-лютики
Искать в раздорожьи распутицы,
Бессмыслицей небыль укутывать,
И быль недомолвкою спутывать.
Коль разум за ум не схоронится,
Наградою будет бессонница.

Рубаху из смысла да вымысла
Надену на месяц украденный,
Подсяду сама возле-рядышком:
— Откушай-ка чай да оладушек.

 

*   *   *

Одуванчики на полу разбросаны —
скинул ветер, а может кот —
с вопросами:
к ним, пожалуйста, не ко мне,
я лишняя:
не заботят меня дела
жилищные.
Пусть валяются на полу,
мне нравится:
луг не луг, но душа
кудрявится,
кочевряжится и хорохорится...
Да болезнь моя с нею ссорится.
Говорит, лежи, отгулялася;
что, болезная, измечталась вся —
дуну чуть сильней — и пушинкою
полетишь, душа, над Ордынкою.

 

*   *   *

О,  тихий омут интроверта,
(Замри, клиент, и не дыши)
В академической тиши
музея. Здесь душа бессмертна.
Жизнь тела в таинствах души.

Улыбка мрамора безмерна.
Здесь и порок — порог прочти —
в мир добродетели. Посмертно,
он поучает жить примерно.
Ну — приблизительно, почти.

Искусства храм. Не исполины
глядят на землю с высоты —
декоративные мужчины:
цивилизации цветы.

Красоты их не увядают,
отдохновение для глаз.

Они от скуки мир спасают.
собою заслоняя нас.

 

*   *   *

Поговори со мной о вечности,
Овечий Пастырь. Чай, икается?
С такою наглою беспечностью —
Лишь ангелы к тебе являются.

И я был ангелом. Мне маменька
Всё говорила: — Слышишь, кошенька,
Молись о нас, мой милый Ванюшка,
Тебя скорей услышит Боженька.

Услышал! С детских лет сиротствую.
Вся словно в северном сиянии —
В раю маманя. Я не злобствую.
А, так сказать, прошу внимания.

Поговори со мной о вечности,
Овечий Пастырь. Что мне каяться!
Покуда, детскою беспечностью —
Душа от зла обороняется.

 

*   *   *

Под окошком —
в росе — иван-чай.
На окошке —
сухой зверобой.
Я доволен собой
И судьбой:
Слон индийский
Забрёл невзначай.

И сидим мы вдвоём
Со слоном,
Подливая
Крутой кипяток.

Нет,
Не дам я
Слону — зверобой!
Голубой.
Да —
гуманный —
зверок.

 

ПРАЗДНИК

Праздник наступил.
Куцый, несуразный;
Он, что было сил,
Тщился быть не праздным.
Улицей ходил:
Дул в трубу надсадно,
Речи говорил —
Громкие — нескладно.
Праздник наступил!
Топоча ногами,
Русскую хватил,
Всколыхнул боками.
Бочку покатил
Гулкой мостовою,
Разогрел, залил
Сердце удалое...
И что было слов.,
Бранью изливался,
И что было дров.
Наломать пытался.
И простоволос,
В полушубке драном.
Он, что было слёз,
Плакал, окаянный.
И что было сил,
Утешали люди —
Ты уж не грусти:
Мы ж тебя не судим...
А часы всё бьют.
Громко, непрестанно —
Праздник! Праздник тут!
Надо же... Так странно...

 

*   *   *

Работа у лентяя —
не знать лица тоски —
Гнать,
позы не меняя
и не подняв руки!
Лень штука не простая.
Он учится: лежать,
В носу не ковыряя,
ленясь даже дышать.
Другая часть работы —
смотреть на облака
И ни о чём не думать —
ты думаешь —  легка.
А ты, поди, попробуй:
ляжь — в ясный тихий день.
А в голову что лезет?
Ты понял. Хренотень!
Пока её прополешь —
весь праздный день пройдёт.
сам себя уволишь.
И полный дашь расчёт.
А лень не отпускает.
Тогда ты запоёшь!
— Лентяй, ты дело знаешь своё.
Цена мне — грош.
У матушки у лени в долгу я,
как в шелку.
Ну, пусть меня отпустит.
Не то, впаду в тоску.
Лентяй чуть улыбнётся.
Как солнцу — свежий пень.
Тоска и отвернётся.
Беги — пока не лень!

 

*   *   *

Сквозь марлю за окно
гляжу почти угрюмо;
как будто бы в кино,
лениво и бездумно.

Танцуют по двору́,
меж подвенечных вишен,
три платья на ветру;
им тот же голос слышен.

В том голосе басы,
подчёркнутые властно:
— И чтобы — как часы —
вернулись все! Всё ясно?!

Смешно часам:
— Тик-так,
сравненье всем приятно.

Часы всегда спешат:
вперёд — а не обратно!

 

*   *   *

Смиренница муза является в облике мыши.
Я думаю, ближе, чем мне — ей мой творческий путь.
Она не позволит расслабиться, да и уснуть.
С пути не свернуть. Свечи не задуть.
Дух горения чище и выше —
Когда уже разумом спишь —
Но пером всё скрипишь
И чего-то всё пишешь, и пишешь, и пишешь.

О муза, позволь, хоть часок, от тебя в тишине отдохнуть!

 

*   *   *

Солнце. Время течёт.
Лечит или калечит?
Где тот гамбургский счёт?
Человек не перечит —
Он лежит, как лежал —
Огуречик на пляже,
И малиновым стал
От предплечий до ляжек.
На песчаной бахче
Возлежат и другие,
Как и он, вообще
Абсолютно нагие.
Дар, а может — удар.
Знать бы, что ожидает.
Этот молод. Тот стар.
Ветер книгу листает.

Как запечный сверчок,
Как беспечный кузнечик,
Как печник-старичок,
Мастер дымных колечек,
Каждый сам создаёт
Эфемерное нечто
И надеется, что
Где-то рядом с ним — вечность.

Высоко-высоко,
Самолёт в небе тает.
И растаял — легко —
Он — наверно — всё знает!

 

*   *   *

С первыми лучами солнца
В лес зовёт хмельное лето.
Винной ягоды так много —
Перезревшей земляники —
Что поев её досыта,
Начинаю петь, балакать
Сам с собой.
Само собою,
Что выходят все медведи
Посмотреть и удивиться —
Я им кротко улыбаюсь,
Говорю всем: с добрым утром!
И они, поднявшись в небо,
Растворяются и тают.
Это белые медведи,
Что выходят из туманов.
Бурых я пока не видел.
Вот соседи, те встречали,
Говорят — что испугались:
Кто кого? Так и не понял.
Говорили: да все разом,
А руками как махали!
Словно муху отгоняли
Всем семейством от варенья.

 

*   *   *

Счастье — с дождя войти в дом, где топится печь.
Дверку открыть. На огонь неподвижно смотреть.
Ну, а несчастье — от жадности! Чтобы тепло приберечь —
Вьюшку до срока закрывши, уснуть. И в тепле умереть.

 

                                Только сердце
                                          Почему-то
                                                  сладко таяло...

НА ЗАКАТЕ

Тают секунд леденцы —
вздох мимолётной прохлады.
Перевирают скворцы
Чьи-то чужие рулады.

Радио — теле — антенн
еле заметные тени.
Крестит хмельная сирень
настежь раскрытые сени.

Девочка с толстым мячом —
образ земного ли шара —
с криком бросает,
и всё
ждёт отголоска удара.

Газовый шлейф суеты
солнце рассеянно гладит.
К куполу неба кресты
бойкая церковка ладит.

С неба спустились венцы —
прямо в картонную тару.
Тают во рту леденцы,
катятся по тротуару.

 

*   *   *

Твоя рука
ласкает
облака.
Моя,
изнанки листьев лопуха
касаясь,
как пушистых гениталий —
вмиг —
засыпает.
Рядышком притих
кузнечик верещавший —
этот псих
устроил домик
из твоих сандалий.
Вот ветерок
принёс издалека —
морское нечто.
Как бы свысока,
рисует пастушков
для пасторали
Судьба —
и да хранит её рука
наш час —
на расстоянии
плевка
от
пасти
огнедышащей
Морали.

 

*   *   *

Тень от ствола.

От тени на стволе
Бежит
По свежевспаханной земле.

Куда бежишь?
Сейчас погаснет день.
И всех обнимет ночь —
Сплошная тень.

 

*   *   *

Тепло. На небе утро: тучки — две —
Играют в заблудившихся баранов.
В пруду амбар стоит на голове.
Воскресший лес выходит из туманов.
Но солнце по ту сторону живёт,
За горизонтом. Месяц в роще шарит.
Усмешкой тайной в лужице плывёт.
Петух проспался. Голос подаёт.
Пять тридцать. Скоро колокол ударит.

 

*   *   *

Тот островок
                           твоей улыбки —
денёк с судьбою мотыльков,
где тень плыла, подобьем скрипки,
от бесподобных облаков.

Что мы могли —
                              вздыхать и слушать,
смотреть на милые черты.
И видеть с болью наши души
вдали, у призрачной черты.

И слышать,
                       миг оберегая,
гул пустоты — гул суеты,
что к нам крадется жизнь другая,
где незнакомы я и ты.

Но, до оскомины знакомый,
упрямый привкус все живёт —
малины, лета... —
                                дух черёмух
сладчайшим эхом вяжет рот.

 

*   *   *

Трёхперьевым скрипом — серебряным скрежетом —
Раскрылась калитка: меж житом и нежитом.
В окошках не утро — а нежность сусальная.
Залётная осень. Такая печальная.
Смеясь, обронила кольцо обручальное!
Тот, кто его поднял, всю жизнь хочет маяться —
Надеясь, что встретит, то, с чем не встречаются…
Слепой осторожностью слово ломается!
Пусть — тёплой рукой  ничего не касается.
И пусть никому никогда — не обласканный —
Не скрасит отчаянье детскими сказками.
Пусть каждою осенью в сень возвращается,
Где свет с полутенью беспечно венчается.
Всё ширится странная песня всполошная.
За кем закружилась ты, пыль придорожная?
Куда ты путь держишь, пастух одиночества,
Привычными тропами сна и пророчества?
Весна на дворе — время радужно каяться!
И снова свыкаться с тем, с чем не свыкается

 

*   *   *

Ты помнишь, дверь, крыльцо,
и дождь лил
восторженной печали бред,
как мы, обняв друг друга,
сохли,
любви сказав
и да,
и нет,
как полумрак, храня истому
цветущей липы,
отвердел
и весь вошёл в ограду,
к дому,
и принял форму наших тел.
Так
потемневший лик иконы
струит неугасимый свет —
то были мы,
и дождь,
и кроны,
и пачка мокрых сигарет.

 

*   *   *

Чадит лампада, догорает.
В углу, с бумажного листа,
Стыдливо ангел улетает,
Целуя спящие уста.

Шуршит листвою южный ветер.
Ракиты месяц серебрит.
Не меркнет — вновь светлеет — вечер.
Но, почему душа болит?

Болит о том — что ангел белый,
Совсем один, скорбя, летит.
Он не боится тьмы — он смелый,
Как всех, Господь его хранит.

Он ангел, и конечно, сможет
Преодолеть надзвёздный мрак.
Где надо — путь себе проложит
Святой молитвой — это так!

Одна лишь мысль его тревожит.
Помедлив у небесных врат —
Что — Господу сказать он сможет?
— Не просыпается мой брат!

Господь посмотрит с сожаленьем.
И с утешеньем поспешит.
— Брат спит — чтоб ты возрос терпеньем!

И снова в путь — благословит.

 

*   *   *

Что в природе — то в каждой натуре:
На плотине — весь лёд набекрень,
Насылает магнитные бури —
Солнцем вспыхнувший —
Вроде бы пень...
Осязаемой звенью лазури
Многомощный бряцает кузнец,
Чтоб Весне — в полоумном разгуле —
Цепь сковать из безумных сердец.

 

ЭПИЛОГ

Шёл муравей. Но, это между нами —
Надеясь снова встретить стрекозу.
Он много пережил. И стал с годами
Мудрей. Гордыни — ни в одном глазу.
Стал называть себя: я, старый трудоголик.
Сочувствовать — умеющим порхать
И ни о чём не думать, на просторе —
Дышать и ничего не запасать.
Душа цвела. В осколочках лазури
Ржаное поле. Серебрился лес.
Как много есть прекрасного в натуре
(во всех трёх смыслах). Сколько здесь чудес!
Одно из них — является пред нами
(всё опишу, на йоту не солгу) —
Татьянище, в чудовищной панаме,
Вытягивало ноги на лугу.
И муравья тихохонько коснулось
Огромной толстокожею пятой.
Расплющив. Рот раскрыло. И зевнуло.
И солнце, вдруг — исчезло надо мной.

Но я прозрел кармические связи:
Жизнь муравья — с ним рядом, тень с косой —
Татьянище — в каком, не помню, классе —
Я обзывал бездумной стрекозой!

 

*   *   *

Эй, ветер, что затих, в чём дело, парень?
Давай-ка за берёзкой приударим.
давай её согнём и заломаем,
обрежем ветки, свяжем и сровняем;
распилим, и расколем на поленья,
истопим баньку — чудное мгновенье —
когда её листва коснётся тела...
А что её уж нет — так что за дело?

 

*   *   *

Эта любовь,
Как заправский вор.
Т. е., законам наперекор!
Руки беспечны.
Губы близки.
И — мы не вечны —
Сомненья легки.
Ну, не любовь —
Так…— судьбы приговор:
Выстрел Амура —
Контрольный —
В упор.
Не было
Вздохов, рыданий, ссор.
Чем-то мажор,
Был похож на минор.
Песня,
Улыбкой язвила уста,
Просто,
Была она слишком проста:
Время не балует.
Надо жить —
Нежно и ветрено —
Отлюбить.
С наших обветренных
Жадных губ —
Горечь полыни —
Успеть бы вдохнуть!

 

*   *   *

Это осень!
Ест хрустко так — слышишь?
Мышь вернулась — с пленэра — домой.
Кто в гостях?
Мы, конечно, с тобой —
Экологии тёплая ниша —
С мимолётною летней судьбой.

Мышь — и особь, и стая, и племя —
Летом вольно пирует в полях.
Заявить о фамильных правах
Наступило законное время.
Ультиматум уже на столах!

Календарь на стене —
Часть сюжета,
Неизменного
Множество лет —
Вот часы,
Вот обратный билет,
Путь,
Усыпанный медной монетой,
Купы золотокрылых дерев.

 

*   *   *

Я время завязывал узелками —

и называл это — память.

Нам, надвое — бабушка грустно сказала:
жизнь — зал ожиданья вокзала.

А время, оно — узлы те украло,
что память вязала.

 

*   *   *

Я не привык чем-либо дорожить!
И вот — от уз, от пут, освободился.
И это надо было пережить.
Хотя бы для того —
Чтоб знать —
Чего
Лишился

 

БЕЗВРЕМЕНЬЕ

Я хочу умереть подростком —
чтоб вам было о ком пожалеть,
чтоб свечи воспалённым воском,
хоть кого-нибудь отогреть,
чтоб родные, спеша к могиле,
изумились: как долго живут,
и как мало они любили,
если дети их ждут —
вот тут.
Здесь,
на кладбище нашенском нищем,
нет и общей ограды вокруг —
каждый в клетке своей —
Бога ищем —
мой венок,
мой спасательный круг.