|
Игорь
Бурдонов
НЕПРЕРЫВНЫЙ ТЕКСТ
|
|
Игорь Бурдонов
НЕПРЕРЫВНЫЙ ТЕКСТ
9 апреля 2010 в первый день болезни,
читая В.Микушевича «Воскресение в Третьем
Риме»
-
Есть
люди естественно верующие, не задумывающиеся о своей вере, не понимающие её и
не интересующиеся ею, поскольку и то, и другое и третье означает сомнение в
вере, что противоречит естественности.
-
И есть
люди верующие искусственно: пришедшие к вере путем откровения ли,
интеллектуального ли усилия (насилия?).
-
Третьи
впадают в веру вследствие ослабления духовных и физических сил, как бы
поддавшись или устав сопротивляться.
-
Есть
люди естественно неверующие, потому что бояться задуматься, додумать до конца,
как бы предчувствующие, что это приведет их к искусственной вере, от которой
одни неприятности и в духовном и в бытовом плане.
-
И есть
люди искусственно неверующие, дошедшие до конца и ничего не обнаружившие там.
Поскольку на том конце холодно и неуютно, требуется постоянное усилие
(насилие?), чтобы поддерживать в себе такое сознательное неверие.
-
Третьи –
разуверовавшие вследствие чего-то, их сломившего, или по причине ослабления
духовных и физических сил, как бы смирившись или устав противиться.
-
Получается,
что есть нечто, к чему человек постоянно стремится или чего постоянно
страшится. Но и противоложное этому – такое же нечто (ничто?), хотя и
противоположное, но имеющее похожий (или тот же самый?) онтологический статус.
-
Во что
верят или не верят люди? Есть сверхестественное и есть Бог.
-
Признавая
сверхестественное, рано или поздно приходишь к Богу (или его аналогу). Или не
приходишь, а изначально и непрерывно прозреваешь. Это уже зависит от человека:
вопринимает он мир целостно или к такому восприятию приходит. Но Бог снимает
всё сверхестественное, что не Он. Между Богом и человеком образуется пустота,
которая страшит и преодолеть которую кажется невозможным (или на самом деле
невозможно?).
-
Отрицание
сверхестественного – аскетический подвиг, не оставляющий человеку ничего, кроме
того, что у него уже есть (или он думает, что есть?), и тем самым не
оставляющий вообще ничего, включая самого человека. Это если додумать до конца.
Но если не додумывать, то можно жить.
-
Во
времена «железного занавеса» был такой анекдот: «Заграницы нет. Как нет? А так:
есть только мои знакомые, которые утверждают, что у них есть знакомые, которые
утверждают, что якобы были заграницей». Юмор в том, что анекдот этот на самом
деле появился позже, когда «занавес» уже перестал быть «железным» (не мог
появиться до), но ещё оставался позже (не мог появиться после).
-
Сверхестественное – это занавес? Пыль на зеркале, которую нужно стереть? Или никакой пыли на зеркале быть не может? Если пыль стереть, или просто её не видеть, зеркало останется? Или «Нет никакого зеркала – пустая рама как окно. Войди как в дверь, иль выйди – всё одно».
-
Можно ли
считать мир той пустотой, что между Богом и человеком? Точнее, наоборот: между
человеком и Богом. Потому что это пространство (не только неоднородно, но и)
анизотропно: Бог меня видит, а я Его – нет.
-
Две
фразы. «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». «Если бы Бога не было,
Его нельзя было бы выдумать». Не обе ли верны? Различие в регистре одной буквы.
-
Православие
относится к христианству и религии вообще, как русский язык – к индоеропейской
семье языков и языкам вообще. Сравнение не тождество, потому что есть нерусские
православные и (что менее существенно) русские неправославные. Но суть не в
этом, а в том, что человек говорит не на языке вообще, а на каком-то одном
языке, и только один из языков – родной ему. Нельзя верить вообще. Поэтому я
себя и не считаю верующим. А на каком языке говорит Бог?
-
Один
человек (кстати, математик) сказал: «Что-то произошло, и я поверил в Бога. А
поскольку я живу в православной стране, я стал православным». Что это:
лукавство или святая простота?
-
Треугольник
обнаружил бесконечность пространства. Но треугольник всегда принадлежит ровно
одной плоскости. Вот четвёртая точка уже может оказаться вне этой плоскости. И
так далее бесконечно (если размерность пространство растёт бесконечно). В этом
что-то есть? Или ничего нет?
-
Мужчина
познаёт мир через женщину, поэтому женщине остаётся познавать самоё себя. Не
потому ли Содом и Гоморра были разрушены, а Лесбос – нет? И мужеложество преследовалось
по закону гораздо чаще и охотнее, чем лесбиянство?
-
Забавная
статистика. Число ссылок по данным Googl`а ( 09.04.2010
15:25):
«познать
любовь» |
– 104.000, |
«познать
себя» |
– 77.000, |
«познать мир» |
– 29.000, |
«познать жизнь» |
– 28.100, |
«познать человека» |
– 21.200, |
«познать истину» |
– 21.000, |
«познать Бога» |
– 15.100, |
«познать женщину» |
– 14.300, |
«познать нечто» |
– 7.070, |
«познать смерть» |
– 6.330, |
«познать мужчину» |
– 1.630, |
«познать ничто» |
– 160. |
ЛЮБОВЬ => Я => МИР=ЖИЗНЬ => ЧЕЛОВЕК=ИСТИНА => БОГ=ЖЕНЩИНА => НЕЧТО=СМЕРТЬ => МУЖЧИНА => НИЧТО
11 апреля 2010
Если
бы философию создавали женщины, мы бы не говорили «проникновение в истину». Мы бы говорили: «проникновение истины в нас».
12 апреля 2010
В
юности в книжке американского астронома Харлоу Шепли, которая называлась
«Звёзды и люди», я прочитал список главных вопросов о Вселенной. Список заканчивался
самым главным вопросом, к которому, как писал Шепли, наука даже не знает, как
подойти, и на который она вряд ли когда-нибудь даст ответ. Вот этот вопрос: Почему Вселенная существует? Не «как она
устроена», даже не «зачем», а просто: почему?
-
Помню,
тогда меня поразила бесконечная невозможность ответа на этот вопрос. Как в
теореме Гёделя о полноте: в любой системе, включающей арифметику, есть
неразрешимые вопросы. Чтобы на них ответить, нужно выйти за пределы системы, а
тогда оказывается, что допустимы ответы прямо противоположные. Но ведь за
пределы Вселенной выйти нельзя по определению Вселенной: всё, что существует.
-
И
вопрос «Почему Вселенная существует» есть естественная граница всякого
размышления и всякой философии. Граница, которая провоцирует размышление и
философию как безнадёжную попытку ответа на неразрешимый вопрос. Граница, в
которой совпадают все философские системы и всякий религиозный опыт, если
считать, что религиозный опыт может давать ответы на вопросы.
-
Но
со временем, с годами, мне стало казаться, что я знаю ответ на вопрос «Почему
Вселенная существует». И этот ответ до обидного прост: Вселенная не существует.
Соль в том, что мы понимаем под словом «существует».
Какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово, мы «промахнёмся», прилагая его ко
Вселенной. Всякое определение есть ограничение, говорил Спиноза. А ведь
Вселенную нельзя «ограничить», потому что граница предполагает наличие чего-то за границей. А за границей Вселенной
ничего нет, потому что Вселенная, по определению, – всё, что существует.
-
Иногда
Вселенную понимают в более узком смысле: как весь материальный мир. Тогда,
конечно, нет и проблемы с границей: за ней (или, если угодно, вне её) может
находиться Бог. Но я здесь веду речь о Вселенной в самом широком смысле, как
всё существующее, и, следовательно, включающее Бога, если он существует. Как
правильно пишет Владимир Микушевич, Бог существует по определению.
Перефразируем вопрос Шепли: Почему Бог
существует? И мы получим тот же до обидного простой ответ: потому что Он не
существует.
-
Это
похоже (но только похоже) на негативную теологию Григория Нисского и др.:
божество в силу своей бесконечности несравнимо со всем конечным, и в этом
смысле, т.е. со стороны конечного бытия, бесконечное бытие Бога представляется
как небытие. Но если бы я был Богом, меня бы это не удовлетворило; мне было бы
интересно знать: почему Я существую? Этот вопрос отличается от вопроса, почему
я (не Бог) существую, потому что здесь остаётся возможность отсылки к Тому, кто
знает ответ. Если же Бог – предельный случай, то, мне кажется, уже не в смысле
знания ответов, а в смысле отсутствия вопросов. Впрочем, это мы немного ушли в
сторону (наверное, ещё вернёмся когда-нибудь).
-
В
результате главным остаётся вопрос о смысле слова «существует», то есть вопрос: Что такое бытие? И почему оно тождественно
небытию? В каждом конкретном случае (не вообще)
мы можем с большей или меньшей уверенностью говорить есть или не есть. Но,
похоже, это скорее характеризует того, кто говорит, чем то, о чём он говорит.
Чтобы моё есть или не есть было абсолютным, а не
относительным (меня), я должен быть Богом, в котором исчезает различие между бытием
и небытием. Точнее: в Боге происходит отождествление бытия и небытия с
сохранением всех различий, поскольку они тоже есть (или не есть?).
Вопрос о соотношении Бога и тварного мира приходится понимать в духе
Божественного солипсизма.
-
Тогда
что такое я? Мы возвращаемся к
исходной точке наших рассуждений, ничего не приобретя по дороге. Но зато
кое-что потеряв: самоуверенность. И теперь, когда мне кто-то говорит «наука
доказала, что нечто существует (или
не существует)» или «я был очевидцем того, что нечто произошло (или не произошло)», я не нахожу возражений, но в
глубине души только хмыкаю.
-
С
этой точки зрения всё, что угодно, существует в каком-то смысле, и не
существует в другом смысле. Поскольку среди «всего, что угодно» нахожусь и я
сам, «какой-то смысл», по-видимому, означает, что нечто имеет тот же или
другой, может быть, противоположный, онтологический статус, что и я сам. Если
тот же, это нечто для меня существует, если другой – не существует. Короче говоря, в пульсации бытия-небытия
я с этим нечто нахожусь ли в одной фазе, в разных (частично совпадающих и
частично не совпадающих) или противоположных (полностью не совпадающих).
-
Но,
сделав этот шаг вперёд, я, следуя всё той же логике, должен сделать и шаг
назад: сами фазы в пульсации бытия-небытия есть нечто, подлежащее той же
пульсации. Как сказал (по свидетельству Платона) Гераклит: «παντα ρει
και κινει ται,
και ουδεν
μενει» – «все течёт и движется, и ничего не
пребывает». Даже утверждение о том, что бытие есть лишь пена на поверхности небытия (так я понял «философию небытия»
Арсения Чанышева) амбивалентно, предполагает противоположное (небытие есть лишь
пена на поверхности бытия) и в
результате не оставляет ничего, кроме становления. Только это становление
означает не обязательно движение от небытия к бытию, но и обратное движение. И
движение по кругу, и скольжение по границе…
-
Вместо
того, чтобы спорить, существует нечто или не существует, лучше бы попытаться
дать доступное нам описание формы его существования-несуществования, по крайней
мере, относительно или в сравнии с нашей собственной формой. И не только
количественно (на сколько процентов существует, а на сколько не существует), но
и качественно: в каком смысле, в каком виде существует-несуществует. Впрочем,
именно этим мы, наверное, всё время и занимаемся, когда говорим, пишем, размышляем.
Только не отдаём себе отчёта, что речь идёт именно о
существовании-несуществовании, о том, как именно всё течёт и движется, не
пребывая.
20 апреля 2010
-
Сын
Бога, оставленный на земле, чтобы прожить обычную жизнь и умереть без всякого
воскресения и загробной жизни. Вот это была бы действительно жертва!
9 июня 2010
Все
революции и «перестройки» происходят одинаково: сначала их бурно приветствуют,
а потом уныло ругают.
Некоторые
не ругают, а продолжают приветствовать; таких самих ругают в следующий раз.
Некоторые
не приветствуют, а с самого начала ругают; таких в следующий раз хвалят.
Вот,
собственно, и всё.
А маятник качается и качается.
Но не как у По, а как г. в проруби.
Так я
думаю сегодня.
А
если бы вчера не пил, думал бы то же самое.
Только
радостнее.
- Я ни во
что не верю. Даже в это.
29 июня 2010
Она пахла свежескошенной травой.
Когда я общаюсь с людьми, которые думают так же, как я, у меня возникает инстинктивное желание думать по-другому.
Если Бога нет – Вселенная непостижима. А если Бог есть – неинтересна.
В любви нужно сосредоточиться на чём-то одном, потому что весь мир – объект любви Бога.
3 июля 2010
-
То, что мы называем душой, по крайней мере, в противопоставлении рассудку, опыту и т.п., есть по сути сублимация самых интимных воспоминаний юности и детства. В глубине души – значит в раннем детстве. Душа – ностальгия по детству.
20 августа 2010
- Я создаю миры не для того, чтобы разъединять их, а для того, чтобы соединять, тем самым украшая тот единственный мир, в котором я умру.
22 августа 2010
Бесконечное многообразие человеческих отношений бесконечно больше того конечного подмножества отношений, для которых придуманы названия.
26 августа 2010
Женщина, которая вызывает желание и согласна его удовлетворить, и женщина, которая вызывает желание, но не согласна его удовлетворить, различаются не тем, что первая удовлетворяет желание, а вторая - нет, а тем, что первая вызывает желание, которое рождает еще большее желание. Паскаль Киньяр в «Секс и страх» пишет даже, что люди любят желание, но не любят удовлетворение желания, потому что в нём желание умирает. Но это спорно.
Женщина – это вечная константа, к которой вечно примеряется вечно переменная сущность мужчины.
... далее будет позже |