Ба гуа: кирпичи мироздания |
|
|
БА ГУА "Ба гуа" означает "восемь триграмм". Это своеобразные "КИРПИЧИ МИРОЗДАНИЯ". "В прошлом, когда совершенномудрые люди создали Перемены, они благодаря таинственной помощи сверхъестественной ясности породили гадание по тысячелистнику; приписав значение "3" Небу и значение "2" Земле, привели в соответствие числа. Наблюдая изменения в терминах инь и ян, они установили триграммы; развивая движение в терминах твердого и мягкого, они породили черты триграмм; приведя в гармонию послушное дао и дэ, они привели себя в соответствии со справедливостью. Они исчерпали закономерности и довели до конца природу, чтобы дойти до понимания судьбы." ("Шо гуа чжуань") Это Цянь-Небо - три светлые черты, и Кунь-Земля - три темные черты. Между ними я поместил триграмму Сюнь-Ветер или Дерево. Ветер - как мировое дыхание - связывает Небо и Землю. А в Дереве можно усмотреть образ Мирового Древа. По одной из классификаций Дереву соответствует Человек из триады Небо-Человек-Земля. На заднем плане - подобно восходу или закату - расположена триграмма Ли-Огонь. С ней связана парная триграмма Кань-Вода или Облако. У подножия Гэнь-Горы простирается Дуй-Озеро. И в отдалении - Чжэнь-Гром. Из "Шо гуа чжуань" мы можем узнать, как связаны с триграммами различные явления мира:
Триграммы, перечисленные в порядке Фу Си, можно расположить в трехмерном пространстве - по углам куба, ориентированного по сторонам света. Каждая триграмма символизируется кубиком, так что получается разделение пространства на восемь частей. Можно сопоставить шесть граней кубика с тремя чертами триграммы. Для этого три координатные оси связываются с тремя позициями триграммы и две противоположные грани кубика, перпендикулярные координатной оси, окрашиваются в светлый или темный цвет в зависимости от цвета черты триграммы в соответствующей позиции. Оказывается, что на границах соседних кубиков-триграмм, т.е. на границах восьми частей пространства происходит взаимопревращение светлого и темного начал - ян и инь. Три таких превращения - по трем координатным осям - переводят каждую триграмму в инвертированную ей и располагающуюся в противоположном углу пространства-куба. Интересно, что соседние (соединенные ребром куба) триграммы оказываются всегда разнополыми - по семейной символике "И цзина". Так получилась картина "КУБИЧЕСКАЯ ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА В ОРИЕНТАЦИИ ИМПЕРАТОРА ФУ СИ". Почему "летающая тарелка"? Мне кажется, что современная космическая мифология - независимо от того, верим мы или нет в инопланетных пришельцев хотя и суррогатна, все же имеет своим истоком не только, и не столько, современные космологические представления, сколько космические мифы древности. С другой стороны, ученые, работающие на самых авангардных направлениях науки (теория элементарных частиц и космология, физика плазмы и психология бессознательного, синергетика и физиология человека и т.п.), осмысляя новые знания, вынуждены пересматривать многие устоявшиеся и привычные философские и методологические принципы, лежащие в основании современной науки. При этом они все чаще и чаще, порой с некоторым удивлением, обнаруживают совпадение идей наиновейших с идеями наидревнейшими. "Древние мудрецы рассуждали о хаосе и порядке, о внутреннем устройстве мира, то есть о тех же самых вещах, что волнуют теперь и нас." (С.П.Курдюмов, чл.-корр. АН СССР) Чувство вторжения космического в земное мне и хотелось выразить в этой картине. |
Ба гуа: кирпичи мироздания |
|