back
акварели
next

Игорь Бурдонов

Путь Перемен или Полет Бумажного Змея

Эти девять картин - медитация на темы древнекитайской "Книги Перемен" - "И ЦЗИН". Основу Книги составляют восемь триграмм, изобретение которых традиция приписывает легендарному императору Фуси, демиургу китайской цивилизации, жившему в XXVIII-XXVII вв. до н.э. Каждая триграмма состоит из трех черт двух видов:

целая черта ян символизирует светлое мужское начало
прерванная черта инь символизирует темное женское начало

Вот эти триграммы (порядок Фуси):

цянь
небо

дуй
озеро

ли
огонь

чжэнь
гром

сюнь
ветер

кань
вода

гэнь
гора

кунь
земля

Согласно традиции Вэнь-ван - Царь Просвещенный - родоначальник династии Чжоу (XII в. до н.э.) "удвоил триграммы", так что получилось 64 гексаграммы, каждая из которых состоит из нижней и верхней триграмм.

Порядок гексаграмм "Книги Перемен" описывает мировой процесс как последовательную смену состояний мира. Мне хотелось как-то наглядно представить этот "путь перемен".

Восемь картин на периферии девятиклеточного квадрата изображают "пути триграмм". Я расположил картины так, как традиционно располагаются по странам света сами триграммы (ориентация Фуси):

дуй
озеро
цянь
небо
сюнь
ветер
ли
огонь
кань
вода
чжэнь
гром
кунь
земля
гэнь
гора

Поле каждой из этих 8 картин я представил мысленно в виде 64-клеточного квадрата 8х8. Клетки соответствуют гексаграммам в расположении Вэнь-вана, нумерация идет по столбцам сверху вниз и справа налево:

57 49 41 33 25 17 9   1
58 50 42 34 26 18 10 2
59 51 43 35 27 19 11 3
60 52 44 36 28 20 12 4
61 53 45 37 29 21 13 5
62 54 46 38 30 22 14 6
63 55 47 39 31 23 15 7
64 56 48 40 32 24 16 8

В каждой клетке как бы находится невидимая гексаграмма, состоящая из двух триграмм. Для триграммы "Небо" я отметил клетки гексаграмм, в которых нижняя триграмма - это "Небо". Таких гексаграмм 8 и их верхние триграммы - это все 8 триграмм. Я соединил эти 8 точек ломаной линией в том самом порядке, который придумал для триграмм император Фуси (см. выше). То же самое я сделал на других семи картинах для остальных семи триграмм. Получилось 8 символов "пути триграмм".

Вадим Беров предложил образную реконструкцию триграмм из этих символов. Он сказал: "Это оживший бумажный змей". И я написал:

горизонтально ложится
на гладь ОЗЕРА
двигаясь сам по себе
взлетает в НЕБО
подобно парусу ловит
дыхание ВЕТРА
сильно трепещет в лучах
утреннего ОГНЯ
это оживший
бумажный змей
бессильно падает
в вечернюю ВОДУ
балансируя, тянется
навстречу ГРОМУ
останавливаясь, замирает
у самой ЗЕМЛИ
поднимается
вдоль вертикалей ГОР

"Полет бумажного змея" через все 64 состояния мира я попытался изобразить на центральной, девятой картине. Если гексаграмма - это две триграммы: верхняя и нижняя, - то последовательность 64 гексаграмм превращается в последовательность 128 триграмм, в которой каждая триграмма встречается 16 раз. Я изобразил каждую триграмму вектором в соответствии с их пространственной ориентацией по странам света (ориентация Фуси - см. выше). В результате получилась ломаная линия, составленная из 128 отрезков.

Белым цветом изображена первая - восходящая - часть "полета бумажного змея" - первые 30 гексаграмм в традиционном делении, а темным цветом - вторая - нисходящая часть - последние 34 гексаграммы. "Бумажный змей" мироздания завершает круг полета, но вот что говорят нам названия двух последних гексаграмм "Книги Перемен":

63
Цзи-цзи
Уже конец!
64
Вэй-цзи
Еще не конец!

 


start