Рожденный под знаком Льва, Сергей Кузин унаследовал от своего зодиакально-небесного покровителя не только внешнее сходство мощного торса и густых волос, но и силу солнечной энергии. Ведь над знаком Льва господствует Солнце! Солнечная животворная светоностность искрится радужным сиянием красок в пейзажах, портретах и цветочных натюрмортах, написанных вдохновенной кистью художника.
Родом Сергей Кузин из Рязанской земли, прославленной многими выдающимися деятелями отечественной науки и культуры. Вспомним, хотя бы, Сергея Есенина, великого поэта крестьянской России. Может быть, именно в честь поэта получил художник свое имя. Он родился 2 августа 1962 года в городе Сасово, что рядом с Касимовым. Мама, Людмила Ивановна, из рода столбовых дворян Ермолаевых, владевших богатым имением в Устье. После революции 1917 года все было отнято, а в 1929 году начались репрессии. Ермолаевых сослали, кого в Сибирь, кого в Казахстан. Люде Ермолаевой было тогда 5 лет. Как представительница дворянского сословия, она была лишена права поступать в высшее учебное заведение после окончания школы. Пришлось остановить выбор на швейном техникуме в городке Кадом. Вскоре, она вышла замуж за крестьянского парня Семена Кузина. Родители его до революции держали мастерские по производству дегтя и кузницы в этом самом Кадоме, но родственными узами были связаны с деревней. Там их знали по прозвищу Маляровы.
"Значит, кто-то в роду у Кузиных был маляром," - рассказывает
художник.
В детстве, с двух до семи лет, жил Сергей Кузин в деревне Липовка вблизи Сасово, у бабушки Аксиньи. Много внимания уделял внуку дед Иван Федорович Ермолаев. Был он старый, умер, когда перевалило за девяносто, но успел передать внуку самое сокровенное: любовь к родной земле, к ее просторам, рассветам и закатам, к луговым цветам, к глухомани лесных чащоб. Все запахи и краски окружающего мира, пронизанного солнечным светом, вошли в его жизнь в раннем детстве, чтобы потом найти отражение в живописи. "Природа у нас в Липовке красоты необычайной. Глухомань. Зимой дороги заметает так, что не проедешь. Это сейчас там понастроили дачи, а тогда все было погружено в первозданное спокойствие ровного течения бытия", - вспоминает Кузин.
Живописный дар будущего художника проявился благодаря маме. Она брала карандаш, с одной стороны красный, с другой синий, и рисовала сценки из повседневности: "Вот я иду, а вот идет Сережка, а вот идет Игорек (младший брат)". И Сережа тоже загорелся желанием рисовать: "Вот я иду, вот идет мама, а вот идет Игорек". Так все началось с игры, а вскоре превратилось в любимейшее занятие. Сережа начал рисовать красно-синим карандашом и, может быть, поэтому до сих пор сохранил особое пристрастие к красному и синему цвету во всей разнообразной гамме их тональности.
Возможно, все было изначально заложено в нем на генетическом уровне. От мамы дворянки он "получил" в наследство рисунок. В состоятельных дворянских семьях рисунок и живопись акварелью наряду с музыкой и иностранными языками входили в обязательную систему воспитания. От Кузиных-Маляровых пришло к Сереже буйное "цветение" красок. В их радужном сверкании выделялся глубокий синий цвет. В деревнях его уважительно называют кубовым цветом. В городе предпочитают говорить иначе: цвет синих васильков. Эти удивительные сине-голубые, сине-лиловые цветы, в разгар лета радуют взгляд обитателей каждой избы, красуясь в букетах на столах. Но особенно хороши васильки в полях, они смотрятся капельками синего неба среди золотистых колосьев.
Такого золотисто-пшеничного цвета были волосы у семилетнего Сережи, контрастно гармонируя с его темно-карими глазами. Но, после несчастного случая и повреждения правой руки, внешность мальчика изменилась. Из белолицего блондина он превратился в загорелого брюнета с буйной шевелюрой кудрей: то ли цыган, то ли татарин.
Пережив стресс, Сережа не озлобился, а стал мудрее в свои неполные семь лет, через боль и страдание начал глубже понимать жизнь. Любимое занятие он не бросил, продолжал рисовать левой рукой. К счастью, природа как бы заранее позаботилась о том, чтобы придать его левой руке такую же сноровку и быстроту движений, как правой руке. И это спасло его от унизительного слова "калека". Он им никогда и не был. Гордая натура прирожденного лидера-львенка вела его по жизни, преодолевая все преграды. Таким он привык быть с детства. Выбор профессии за него сделал великий русский живописец Василий Иванович Суриков. Однажды, во время болезни, сидя дома, Сережа увидел по черно-белому телевизору фильм о творчестве Сурикова и загорелся, как в детстве, когда мама учила рисовать.
Решено - сделано. Львята необычайно самостоятельны в своих действиях и уповают только на собственные силы. Сергей поехал в Рязань и поступил в Художественное училище. Проучился там два года, да и решил перевестись в Суздаль, Жизнь в Суздале казалась раем. Славился Суздаль с древних времен своими ремесленниками-оловянщиками, малярами, каменщиками, чеканщиками, резчиками по белому камню, иконописцами. Своим трудом поколения суздальских ремесленников создали великолепные архитектурные ансамбли, монастыри и церкви. Сотни туристов приезжали в Суздаль, любоваться архитектурой города. А Сергей Кузин жил в Суздале и учился, постигая окружающую его красоту. В жизни художника Суздаль занимает особое место. Город подарил ему не только сопричастность к отечественной культуре, он подарил ему встречу с Татьяной - студенткой того же художественного училища. Будучи на четвертом курсе, Сергей и Татьяна поженились. Окончив Суздальское Художественное училище в 1984 году, молодожены уехали в Сибирь, в Бурятию. Там у них родился сын Игорь. Там Сергей получил первые заказы. Там начал писать Восточные Саяны. Рос и мужал его прирожденный дар колориста. Все чаще возникала смелая мечта об учебе в Москве. Тогда она казалась почти несбыточной. Но, возникнув однажды, она не давала покоя, будоражила воображение, вела к заветной цели. Попрощавшись с Бурятией, Кузины вернулись в Сасово. Оттуда Москва не казалась такой далекой и неприступной. Сергей поступил в прославленный Суриковский институт в 1990 году в возрасте Михаила Врубеля: ему исполнилось 27 лет. В Суриковском обучался в мастерской профессора В. М. Сидорова и М. Г. Абакумова по классу станковой живописи. "Что дал Вам Суриковский институт?", - спрашиваю я Сергея Семеновича, и он мгновенно отвечает: "Он дал мне все. В общеобразовательном плане сформировал меня, как художника, расширил мировоззрение, уменьшил амбиции, а главное - приобщил к традициям русского реализма с его академическим рисунком, с наследием колористических исканий великих мастеров отечественной живописи".
Учебные рисунки с изображением мужских и женских моделей отмечены хорошим знанием натуры, светло-теневой моделировкой деликатного смуфатто, что предвещало тонкие нюансы колорита в живописных этюдах. Колористический дар Сергея Кузина все больше заявлял о себе в таких этюдах, как "Вечер. Боровск" (1991, холст, масло, 24х49,5), "Пафнутьево-Боровский монастырь" (1991, картон, масло, 79х50 см), в картинках "Золотой вечер России" (1992, холст, масло, 115х105 см), "Звонкий вечер" (1992, холст, масло, 115х120 см), "Теплый вечер" (1994, холст, масло, 85х135 см), "Вечер в Боровске" (1995, холст, масло, 120х90 см). Древний городок Боровск, известный с ХIII века, окруженный сосновым бором, что отразилось в его названии, славится Пафнутьево-Боровским монастырем, основанным близ Боровска в селе Роща в 1444 году преподобным Пафнутием, учеником Сергея Радонежского. Рождественскую церковь расписал фресками знаменитый Дионисий. Живописные места Рощи и Боровска, реки Протвы, всегда привлекали внимание художников. И Кузин оказался в числе тех, кто испытал на себе обаяние этой исконно русской природы, проникнутой духовностью минувших столетий, их подчас трагической историей. В Боровский Пафнутьев монастырь была сослана по указу царя Алексея Михайловича боярыня Морозова Феодосия Прокофьевна. После смерти мужа Глеба Ивановича Морозова, родного брата первого помощника царя, женатого на сестре царицы, боярыня Морозова тайно постриглась в монахини и была символом раскола, начало которому положил патриарх Никон своей церковной реформой. Сосланную в монастырь, боярыню заключили в острог, где она и умерла в 1672 году, в земляной яме, закованная в цепи. Подвиг этой русской женщины увековечил В. И. Суриков в знаменитейшей картине "Боярыня Морозова" (1887). Конечно, же, Сергей Кузин знал обо всем этом, когда ехал в Рощу и в Боровск, но в его этюдах и картинах все проникнуто умиротворенностью, солнечной радостью бытия. Сияет бирюзой небо и воды Протвы, как прославленный "голубец" сине-васильковый цвет икон Андрея Рублева. Возле этих картин дышится легко, а душа наполняется светом.
"Живопись должна дарить людям радость. Все должно сверкать, искриться солнечным светом", - говорит художник. Эта его жизненная позиция воплощается в картинах "Солнечная рапсодия" (2000), "Мелодия лета" и "Звонкое лето" (1999), "Пионы", "Мерцающие лилии", "Летний натюрморт". Но, пожалуй, самой блистательной можно назвать картину "Когда улыбается солнце". Заказчик долго искал художника, способного написать портрет любимой дочери. Увидев солнечные натюрморты Сергея Кузина, отец девочки без колебания заказал ему портрет своей любимицы на фоне сине-голубого моря в окружении цветов. "Портрет Лики Сомхишвили" - лучшее произведение в портретной галерее художника. Поэтическое название портрета "Когда улыбается солнце" только подчеркивает жизнерадостный характер картины. Она воспринимается как олицетворение счастья.
Писать портреты, художник начал давно. К числу самых ранних относится "Портрет бабушки" (1981), написанный пастозно. В той же манере выполнены портреты натурщиков: "Вечереет. Портрет старика" (1994), изображения девушек и женщин: "Оля" (1991), "Портрет Наташи" (1991), "Женский портрет" (1993). С особым мастерством сделаны портреты-этюды "Леонардо" (1995) и "Мойра" (1995). К портретам примыкают картины на темы сельской жизни, где художник тяготеет к психологической характеристике типичных образов. Это "Сваты едут" (1992), "У окна" (1994), "Розовый пар" (1994) и "В бане" (1994-1995), "Весна в Константиново" (1995), где в розово-белом мареве цветения майского сада изображен юный Сергей Есенин и девушка в белом. Это о ней в есенинских стихах было сказано: "Да, мне нравилась девушка в белом".
Белый цвет, расцвеченный серебристо-лиловыми бликами, преобладает в картине "Лиловое утро" (1995), где видна попытка создания парадного портрета в традициях русской живописи конца ХIХ-начала ХХ века. Колористическая гамма живописи Сергея Кузина совершенствуется год от года. Пастозная манера письма уступает место лессировкам в таких портретах, как "Портрет Лиды Марковой с дочерью Катей" и "Портрет Инны Васильевой". Портреты, пейзажи и натюрморты с цветами и фруктами неизменно привлекают внимание зрителей. Они долго стоят перед ними, очарованные их светозарностью, атмосферой солнечной радости.
2 августа этого года Сергею Кузину исполняется сорок лет. В этот день в
галерее "Елена" открывается выставка его произведений под названием
"Мой мир". Приезжайте в Центральный Дом художника. На третьем
этаже в зале N 18 вы увидите картины, которые подарят вам чувство счастья.
Автор: Людмила Уразова
Галерея "Елена"
113547, Россия, Москва, тел./факс: (095) 318-63 03, 8-903-688-90-10
e-mail: lenaprov@mail.ru
Мастерская Сергея Кузина:
(095) 367-98-71 |