home
MAH JONG

 

СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА

для

КИТАЙСКОЙ ИГРЫ В ДОМИНО

 


 

"ПРАВИЛА MAH JONG"

Игра MAH JONG была очень популярной в течении сотен лет, но никто не может сказать, каково ее происхождение. MAH JONG, как говорят, с самого начала делался из игральных досок и, постепенно улучшаясь, стал делаться из бамбука и костей, гравированных и заполненных красками, что похоже на домино.

MAH JONG превосходит другие развлечения тем, что он развивает мыслительные способности и интеллект. Он полностью отличается от таких вредных азартных игр, как "покер" и "очко", потому что, ставка в игре ограничена. Он интересен своим очаровательным разнообразием ситуаций. Нет лучшего способа провести ваши часы досуга дома или с вашими друзьями, чем играть в MAH JONG.

Прошли столетия с тех пор, как игра была создана, но она по-прежнему остается популярной. Мы имеем удовольствие рекомендовать эту очень интересную игру нашим иностранным друзьям и опишем для них все существующие правила.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Набор MAH JONG
  2. Приготовление к игре
  3. Процедура начала игры
  4. Собственно игра и заполнение рук
  5. "Чао", "Понг" и "Конг"
  6. Расчет платежей после заполнения руки
  7. Таблица подсчета очков
  8. Специальные базовые очки
  9. Удваивающие призовые очки
  10. Игра с добавлением карт Цветов
  11. Общая информация
  12. Примеры подсчета очков

ИГРА В РАУНДАХ
БЛАНК ДЛЯ ПОДСЧЕТА ОЧКОВ НА 8 РАУНДОВ

I. Набор MAH JONG

Изразцы: В MAH JONG играют набором из 136 игральных костей, на лицевой стороне которых выгравированых цветные изображения. Эти изображения называются "изразцы". Имеются 34 вида изображений, и каждое изображение - в четырех экземплярах (на четырех костях).

34 различных видов изразцов - это, прежде всего, три набора, обозначаемые как "Бамбук", "Кружки" и "Буквы" (см. рис.1,2,3).

Каждый из этих наборов состоит из 9 изразцов от 1 до 9. Таким образом, различные изразцы обозначаются как один бамбук, четыре кружка, семь букв и т.д. В этих трех наборах, следовательно, имеются 27 изразцов. По 4 экземпляра каждого изразца - всего 108 костей.

Дополнительно имеются "Призовые изразцы", состоящие из 4-х сторон света: Восток (E), Юг (S), Запад (W) и Север (N) (см. рис.4), и еще 3-х изразцов: "Красный Дракон", "Зеленый Дракон" и "Белый Дракон", или просто Красный, Зеленый и Белый (см. рис.5). Стран света и драконов всего 28 костей.

Начинающий должен изучить изразцы, чтобы правильно их классифицировать перед тем, как начать играть. На изображение одного бамбука (птица) и одного кружка (колесо) обратите особое внимание, чтобы не ошибиться, к каким наборам они относятся.

К этим 136 (108+28) костям можно добавить один или два набора "карт Цветов" (см. рис.6). Каждый набор состоит из 4 изразцов. Их обозначают иногда "Весна", "Лето", "Осень" и "Зима", или "Рыбак", "Дровосек", "Крестьянин"и "Ученик". Однако, игра с этими изразцами непопулярна. Если вы хотите добавить эти кости, смотрите раздел 10.

2 дополнительные белые кости включены в набор для использования в случае, если кость потеряется или сломается. Будьте внимательны и отложите эти белые кости в сторону перед началом игры.

Счетчики: Улучшенные Стандартные Счетчики в Китайском стиле предназначены для подсчета очков. Как только закроется рука, победитель получает очки от трех проигравших, которые потом получают друг от друга разницу между их числами очков, как объяснено в правилах.

Счетчики имеют 4 значения (см. рис.7).

Перед началом игры каждый из игроков получает:

  8: Счетчики с 6 красными и 6 белыми точками, у каждого игрока 2 счетчика
36: Счетчики с 2 красными точками, у каждого игрока 9 счетчиков
36: Счетчики с 8 красными точками, у каждого игрока 8 счетчиков
40: Счетчики с 1 красной и 3 белыми точками, у каждого игрока 10 счетчиков

Кубики: Только 2 кубика требуются для игры. Еще один кубик – для замены в случае потери.

Mingg и Диски Ветров: Маленький цилиндрический ящик, известный как "Mingg", обычно включается в набор для игры. Этот Mingg содержит 4 диска ветров.

Mingg и 4 Диска Ветров будут полезны для маркировки позиции каждого Ветра во время игры, и используются для определения по жребию мест игроков за столом и учета числа раундов игры.

II. Приготовления к игре

В игру играют 4 игрока, которые сидят по сторонам квадратного стола, соответствующим 4-м сторонам света. Прежде всего, нужно определить, кто где будет сидеть. Сначала каждый из четырех игроков временно занимает одну из сторон. Один из вас (Восток) перемешивает лицом вниз четыре Индикатора Позиции (кости сторон света) и помещает их столбиком один на другой, а потом кидает кубики, чтобы определить, кому достанется верхний Индикатор Позиции. Если число очков равно 3,7, 11, то верхний Индикатор Позиции вытаскивает человек напротив (временного) Востока, т.е., Запад. Если число очков 2,6, 10, то - человек справа от Востока, т.е., Юг. Если число очков 4, 8, 12, то - человек слева от Востока, т.е., Север. А если число очков 5 или 9, то Восток сам вытаскивает верхний Индикатор Позиции. Следующий Индикатор Позиции вытаскивает следующий по кругу (против часовой стрелки) игрок; дальше - следующий за ним и т.д. Индикатор Позиции показывает, где будет сидеть, вытащивший его.

После распределения мест за столом игроки перемешивают все кости, помещая их лицевой стороной вниз. Затем каждый игрок берет 34 кости и располагает их в 17 столбиков по 2, одну на другую и все лицом вниз. Получается квадрат, похожий на городскую стену (рис.9).

Если добавляются два набора "карт Цветов", то каждый игрок берет 36 костей и строит 18 столбиков; а если добавляется один набор, то только Восток и Запад строят 18 столбиков, а остальные - по 17.

III. Процедура начала игры

В начале игры с помощью кубиков выбирается Шеф (дилер). Используется метод аналогичный методу распределения мест за столом: бросают два кубика и выпавшее число отсчитывают против часовой стрелки, начиная с бросавшего кубики игрока. Тот, на кого попало это число, становится Шефом (дилером) – с него начинается игра.

Шеф всегда рассматривается как Восток. Опять, игрок напротив Востока - Запад, справа от Востока – Юг, слева – Север. Теперь определяется, в каком месте городской стены открыва

ются "ворота". Шеф (Восток) бросает 2 кубика. Общее число очков на обоих кубиках определяет того, кто бросает кубики 2-ой раз: число отсчитывают против часовой стрелки, начиная с Востока. Потом выбранный игрок бросает кубики 2-й раз. Сумма чисел очков на 1-м и 2-м бросках определяет точную по зицию, где игра начинается.

Если 1-ый бросок дал 9, то 2-й бросок делает тоже Шеф (Восток). Если 2-й бросок дал 4, то общая сумма 4+9=13. Восток отсчитывает 13-ый столбик, считая на своей стороне квадрата справа налево. Шеф (Восток) вытаскивает 2 столбика (4 кости) слева от 13-ого столбика (14-й и 15-ый) и берет их себе.

Далее последовательно против часовой стрелки Юг, Запад и Север, каждый вытаскивает по 2 столбика. Всего проходим 3 круга: у каждого по 2*3=6 столбиков (12 костей).

Затем снова по кругу каждый игрок вытаскивает по

1-й кости, формируя 13 костей в одной руке. Теперь 13 костей есть стандартное число костей у каждого игрока (исключая случаи, объясненные позже). Последние 2 кости из 13-го столбика (где начиналось открытие ворот) должны быть положены на два предыдущих столбика: верхняя кость - на 11-ый столбик, нижняя кость - на 12-ый столбик. Эти две кости называются "свободными костями" и их используют для "Конга" (объяснено ниже).

IV. Собственно игра и заполнение рук

Теперь Шеф (Восток) начинает игру: вытаскивает одну кость и сносит одну кость. Затем по кругу (против часовой стрелки) ту же процедуру проделывают Юг, Запад и Север. И так далее, пока один из игроков не заполнит свою руку и выиграет игру. Сносимая кость помещается всегда лицом вверх в середину стола.

Цель вытаскивания и сноса костей - сформировать 4 набора троек. Каждый набор может быть или тремя костями с одинаковым изразцом, или последовательностью из трех цифр одной группы, исключая группы Драконов и Ветров (стрит). Примеры стрита: 1,2,3 бамбуки; 5,6,7 кружки; 7,8,9 буквы.

В дополнение к этим 4-м наборам троек должна быть пара (2 кости с одним изразцом), делающая общее число костей на руке 14 (т.е., до сноса). Это есть "полная рука", которая выигрывает игру.

V. "Чао", "Понг" и "Конг"

1. "Чао" - Когда игрок сносит кость, которая нужна другому игроку для того, чтобы сформировать последовательность из 3-х цифр (стрит), этот другой игрок может сделать "Чао". Это означает, что он берет себе только что снесенную кость, выкладывает на стол лицом вверх три кости сформированного стрита и сносит какую-нибудь кость из остальных своих костей для того, чтобы у него на руках оставалось 13 костей (включая 3 выложенные кости стрита).

Правом Чао пользуется игрок, сидящий справа от того, кто сносит кость. Это право безусловно, если в результате Чао игрок заполняет руку. Иначе, это право условное и может быть реализовано только в том случае, когда та же самая кость в тот же самый момент времени не требуется кому-либо из остальных двух игроков для "Понга" или "Конга".

2. "Понг" - Если игрок владеет парой (2 кости с одним изразцом) и сносится кость с тем же изразцом, этот игрок может сделать "Понг". Это означает, что он берет себе только что снесенную кость, выкладывает на стол лицом вверх полученную тройку и сносит одну из остальных своих костей для того, чтобы у него в руке оставалось 13 костей (включая 3 выложенные кости).

На Понг имеет право любой из трех игроков, а не только тот, кто сидит справа от игрока, снесшего кость, как в Чао. Однако, если другому игроку требуется та же кость для заполнения руки с помощью Чао, Понга или Конга, то он имеет привилегию.

Если таких игроков оказалось несколько, то привилегию имеет тот, кто сидит ближе к тому, кто сносит кость (считая по кругу против часовой стрелки).

Следующий ход в игре делает тот, кто сидит справа от того, кто сделал Понг.

3. Четверка или "Конг" - Если игрок имеет тройку в своей руке, он может объявить "Конг" в случае, когда 4-я кость сносится другим каким-либо игроком. Конг перебивается заполнением руки с помощью Чао, Понга или другого Конга. Такой Конг, сформированный с помощью кости, снесенной другими, называется "Открытый Конг".

Если игрок формирует четверку костей, вытянутых им самим из стены, то такой Конг называется "Закрытый Конг". Опять же, если игрок имеет уже на столе тройку, полученную с помощью Понга, и вытаскивает из стены 4-ю кость с тем же изразцом, он может добавить ее к тройке и это также трактуется как Открытый Конг. Однако, не разрешается Конг'ировать 4-ю кость, которая сносится другим игроком, для Понг'ированной тройки.

Иными словами, в Закрытом Конге все 4 кости вытащены самим игроком из стены, а в Открытом Конге 3 кости вытащены самим игроком из стены, а 1 кость снесена другим игроком.

Для Открытого Конга игрок должен выложить 4 кости на стол все лицом вверх, тогда как для Закрытого Конга он выкладывает 2 кости лицом вверх и 2 кости лицом вниз, чтобы показать разницу между Открытым Конгом и Закрытым Конгом.

В случае Закрытого Конга, даже если та же самая кость требуется другим игрокам для заполнения руки, только тот, кто вытягивает кость из стены, имеет на нее право.

Игрок, который делает Конг (Открытый или Закрытый) должен перед сносом вытащить еще одну кость из "Свободных костей" в конце стены, чтобы восстановить нужное число (13) костей в руке (четверка трактуется как набор из 3- костей).

Следующий ход в игре делает тот, кто сидит справа от того, кто сделал Конг.

VI. Расчет платежей после заполнения руки

1. После того как игрок заполнил свою руку, все игроки должны открыть свои кости и подсчитать свои очки (см. Таблицу подсчета очков). Теперь победитель (заполнивший руку) получает полное число своих очков от каждого из проигравших, не взирая на их числа очков. А среди трех проигравших каждый расплачивается с другими двумя с помощью оплачивания разницы между их очками. Как правило, расплата устанавливается посредством счетчиков, которые представляют определенное количество денег соответственно их размеру и цвету.

Шеф (Восток) всегда получает или уплачивает двойную сумму, а среди Юга, Запада и Севера каждый получает или платит обычную ставку.Когда Восток (Шеф) выигрывает (полная рука), он остается Востоком на следующую игру, пока не потеряет победу. Потом Востоком становится следующий игрок по кругу (против часовой стрелки).

2. В случае, когда нет заполнения руки и осталось только 7 столбиков (14 костей), включая "Свободные кости" в конце стены, игра трактуется как "Ничья" и, следовательно, очки не подсчитываются. Дополнительно каждый столбик добавляется к "Свободным костям" для каждого Конга, Открытого или Закрытого.

3. В соответствии с обычными правилами наибольшее число очков для каждой руки ограничен 300 очками. Очки сверх этого ограничения не считаются. Победитель имеет право добавить базовые очки (10 очков) к своему общему числу очков. Базовые очки не даются проигравшим игрокам. См. Таблицу подсчета очков.

4. Если победитель собрал все наборы Драконов (3 тройки или четверки) или все наборы Ветров (4 тройки или четверки), то это обычно рассматривается как полный набор очков (300 очков).

VII. Таблица подсчета очков

A. Комбинации наборов на столе (исключая стриты, которые не дают очков). Это комбинации, сформированные с помощью Понгов и Открытых Конгов.

B. Комбинации наборов в руках (исключая стриты, которые не дают очков). Это комбинации, сформированные с помощью вытаскивания костей из стены.

КОМБИНАЦИИ ОЧКИ
на столе в руке
Тройка одинаковых цифр
(222,333,444,555,666,777,888)
(все Бамбуки, все Кружки или все Буквы)
4 2
Тройка единиц или девяток (111,999)
(все Бамбуки, все Кружки или все Буквы)
8 4
Тройка одинаковых Ветров
(3 Востока, 3 Юга, 3 Запада, 3 Севера)
8 4
Тройка одинаковых Драконов
(3 Красных, 3 Белых, 3 Зеленых)
8 4
Четверка одинаковых цифр
(2222,3333,4444,5555,6666,7777,8888)
(все Бамбуки, все Кружки или все Буквы)
16 8
Четверка единиц или девяток (1111,9999)
(все Бамбуки, все Кружки или все Буквы)
32 16
Четверка одинаковых Ветров
(4 Востока, 4 Юга, 4 Запада, 4 Севера)
32 16
Четверка одинаковых Драконов
(4 Красных, 4 Белых, 4 Зеленых)
32 16
Пара одинаковых Драконов
(2 Красных, 2 Белых, 2 Зеленых)
2 2
Пара своих Ветров
(для Востока - 2 Востока, и т.д.)
2 2

 

VIII. Специальные базовые очки

Базовые очки (обычно, 10 очков) - только для победителя. Они добавляются к общему числу очков победителя.  Иногда базовые очки  могут быть 20,  30 или больше,  как игроки договорятся перед началом игрыперед началом игры.

IX. Удваивающие призовые очки

A. Правила для всех игроков :

  1. 3 или 4 своих Ветра (т.е., Ветры, соответствующие позиции игрока ) на столе или в руке.
    Удваивается общее число очков игрока.

  2. 3 или 4 одинаковых Дракона.
    Удваивается общее число очков игрока.

B. Правила только для победителя :

  1. Только одна группа изразцов (Бамбуки, Кружки или Буквы), не считая  Драконов и Ветров.
    Удваивается общее число очков игрока.

  2. Чисто одна группа изразцов (Бамбуки, Кружки или Буквы) - четыре тройки и/или четверки и пара с тем же изразцом.
    Удваивается общее число очков игрока.

  3. Рука заполняется при вытаскивании первой из стены Шефом (Востоком) (очень редко)
    ПОЛНЫЙ НАБОР (300 ОЧКОВ).

  4. Рука заполняется с первой снесенной (Шефом) кости (тоже очень редко).
    1/2 полного набора (150 очков).

Пусть, например, победитель набрал по Таблице подсчета очков 36 очков и имеет 4 одинаковых Дракона и 3 своих Ветра, а остальное – из одной группы изразцов (Бамбук, Кружки или Буквы). Тогда общее число очков (36) удваивается 3 раза, что дает итоговое число очков 36*2*2*2 = 288.

X. Игра с добавленными картами Цветов

Процедура игры с картами Цветов такая же как без них. Отличие только в подсчете очков и большем интересе игры. Когда игрок вытаскивает один Цветок, он должен положить его на стол лицом вверх, и перед тем, как он сделает снос, вытащить еще одну кость из числа "Свободных костей" в конце стены для того, чтобы у него в руке было нужное число костей (13).

Для каждого игрока есть свои Цветы:

  • для Востока   - Весна и Рыбак,
  • для Юга         - Лето   и Дровосек,
  • для Запада     - Осень и Крестьянин,
  • для Севера    - Зима   и Ученик.

За каждую кость с чужим Цветком игрок получает 4 очка. За свой Цветок игрок не получает 4 очка, но дублируют общее число очков аналогично тому, как это делают Ветры. Если игрок получает оба своих Цветка, он дублирует свое общее число очков дважды.

Если игрок получает 4 кости полного набора Весна + Лето + Осень + Зима или Рыбак + Дровосек + Крестьянин + Ученик, он дублирует свои очки два раза (умножает на 4). Если игрок получает 8 костей (два полных набора), он дублирует свои очки 4 раза (умножает на 16).

XI. Общая информация

A.–Дополнительные очки (только для победителя):

При описанных ниже условиях дополнительные 10 очков добавляются к общему числу очков после заполнения руки, или удваивается общее число очков, – как игроки договорятся до начала игры.

  1. Нет стритов в руке и на столе.
  2. Выигрывающая кость вытаскивается из "Свободных костей" после Конга.
  3. Совсем нет очков после заполнения руки (кроме базовых 10 очков).
  4. Игрок выигрывает, вытаскивая последнюю  кость, после которой игра должна была бы объявляться как Ничья.
  5. Для заполнения руки используется 4-я кость, которая берется для формирования Открытого Конга и которая вытащена (?) другим игроком, который как раз Понг'ировал.

B.–Другие дополнительные очки (только для победителя):

  1. Выигрывающая  кость вытащена победителем им самим из стены – 2 очка добавляются.
  2. Выигрывающая кость может заполнить только одно место: как вторая кость пары, или как средняя кость стрита, или как крайняя кость одностороннего стрита (12+3 или 7+89) – 2 очка добавляются.

XII. Примеры подсчета очков

  на столе в руке
За 3 кости "один Кружок" 4 8
За 3 кости "два Бамбука" 2 4
За пару Красных Драконов (всегда в руке) 2 2
За победу (базовые очки) (см. VIII) 10 10
Итого 18 24

18 есть минимально возможное (для победителя) число очков. Если финальная кость, которая заполнила руку) была вытащена из стены, то 2 очка добавляются (см. XI,B,1). Если финальная кость заполняет только одно место, то тоже 2 очка добавляются (см. XI,B,2).

За победу (базовые очки)(см. VIII) 10
За отсутствие очков (см. XI,A,3) 10
Итого 20

 

  на столе в руке
За 3 кости "один Кружок" 4 8
За победу (базовые очки)(см. VIII) 10 10
Итого 14 18
x2 за одни Кружки (кроме Ветров)(см. IX,B,1) 28 36

Если победитель есть Запад (W), то 2 очка добавляются за пару своих Ветров перед дублированием (14+2=16 18+2=20) и получается после дублирования 16x2=32 или 20x2=40 очков.

  на столе в руке
За 3 Зеленых Дракона 4 8
За пару Белых Драконов 2 2
За победу (базовые очки)(см. VIII) 10 10
Итого 16 20
x2 за три Зеленых Дракона 32 40
x2 за одни Буквы (кроме Драконов) 64 80

  на столе в руке
За 3 кости "три Бамбука" 2 4
За 3 кости "девять Бамбуков" 4 8
За победу (базовые очки)(см. VIII) 10 10
Итого 16 22
x2x2x2 за одни буквы (см. IX,B,2) 128 176

  на столе в руке
За 3 Белых Дракона 4 8
За 3 Зеленых Дракона 4 8
За победу (базовые очки)(см. VIII) 10 10
Итого 18 26
x2 за три Белых Дракона 36 52
x2 за три Зеленых Дракона 72 144
x2 за одни Буквы(кроме Драконов и Ветров)(см. IX,B,1) 144 208
Если победитель Север, то 2 очка добавляются перед дублированиями за пару Северных Ветров, так что после дублирований 160 224

Это полный набор (300 очков). См. VI,4.
Если бы не было этого ограничения (300 очков), то получилось бы :

  на столе в руке
За 4 Белых Дракона (Конг) 16 32
За 3 Красных Дракона 4 8
За 3 Зеленых Дракона 4 8
За 3 Востока 4 8
За победу (базовые очки)(см. VIII) 10 10
За отсутствие стритов (см. XI,A,1) 10 10
Итого 48 76
x2 за четыре Белых Дракона 96 152
x2 за три Красных Дракона 192 304
x2 за четыре Зеленых Дракона 384 608
x2 за одни Буквы (кроме Драконов и Ветров)(см. IX,B,1) 768 1216
x2 если победитель Восток 1536 2432

 

ИГРА В РАУНДАХ

MAH JONG играется в раундах, а не на время. Каждый игрок становится Шефом на один раунд (Шеф остается Шефом, если он победил). После 4-х раундов (когда каждый игрок побывал Шефом) места игроков должны снова разыгрываться с помощью кубиков, также как в начале игры. В общем, люди играют только 8 раундов, но можно играть и больше раундов, как игроки пожелают.

таблица дублирования

  1 2 3 4 5 6     1 2 3 4 5 6
 2   4   8  16  32   64  128   32  64 128 256 512 1024 2048
 4   8  16  32  64  128  256   34  68 136 272 544 1088 2176
 6  12  24  48  96  192  384   36  72 144 288 576 1152 2304
 8  16  32  64 128  256  512   38  76 152 304 608 1216 2432
10  20  40  80 160  320  640   40  80 160 320 640 1280 2560
12  24  48  96 192  384  768   42  84 168 336 672 1344 2688
14  28  56 112 224  448  896   44  88 176 352 704 1408 2816
16  32  64 128 256  512 1024   46  92 184 368 736 1472 2944
18  36  72 144 288  576 1152   48  96 192 384 768 1536 3072
20  40  80 160 320  640 1280   50 100 200 400 800 1600 3200
22  44  88 176 352  704 1408   52 104 208 416 832 1664 3328
24  48  96 192 384  768 1536   54 108 216 432 864 1728 3456
26  52 104 208 416  832 1664   56 112 224 448 896 1792 3584
28  56 112 224 448  896 1792   58 116 232 464 928 1856 3712
30  60 120 240 480  960 1920   60 120 240 480 960 1920 3840

 

 

БЛАНК ДЛЯ ПОДСЧЕТА ОЧКОВ НА 8 РАУНДОВ

MAH JONG

номер
раунда
Кто
Восток
игроки
1 2 3 4
1 1        
       
       
       
Итого        
Сумма        
2 2        
       
       
       
Итого        
Сумма        
3 3        
       
       
       
Итого        
Сумма        
4 4        
       
       
       
Итого        
Сумма        
5 5        
       
       
       
Итого        
Сумма        
6 6        
       
       
       
Итого        
Сумма        
7 7        
       
       
       
Итого        
Сумма        
8 8        
       
       
       
Итого        
ИТОГО