Мерцание гладкой яшмы. Выставка Цуй Жучжо в Манеже 18 октября 2016

 

Офигенная выставка! И офигенный художник!

Не думаю, что самый лучший из ныне живущих китайцев, но точно один из лучших. Зато самый раскрученный и продаваемый: мало кому довелось прожить 15 лет в Штатах, где чему-чему, а маркетингу научиться можно. Но таков уж Китай и таковы китайцы, что можно прожить сколько угодно лет за границей, а потом вернуться как ни в чём ни бывало на родину и занять в обществе почётное место (особенно, если привезти с собой много денег:).

А картины – во-первых, поражают своими размерами. Тут и многометровые горизонтальные свитки и ряды вертикальных полотен, составляющих одну картину, и просто огромные полотна. Кажется, что художник робеет, скорее, перед малыми формами, где не хватает места для размаха руки. И, конечно, впечатляющее сочетание чудовищной спонтанности и свободы письма с жесточайшим самоконтролем, как того и требует китайская традиция. Где-то почти абстракция, где-то явные цитаты из предшественников. Вот почти самопроизвольная игра линий и пятен в фантастическом переплетении рождает горы и деревья, но... словно кто-то нажал стоп-кран – и в маленьком уютном месте картины будто светится маленькая идиллическая сценка беседы учёных мужей под крышей веранды за столиком и с видом на тот самый пейзаж, который мы разглядываем.

В общем, как и завещал великий Ши Тао, которого Цуй Жучжо числит среди своих учителей и который писал в своём трактате «Беседы о живописи монаха Горькая Тыква» о нерассуждающем письме единой чертой кисти. Я, конечно, понимаю, что в технике се-и (писать идею) создавались и более необычные вещи, но здесь это достигло, я бы сказал, некоего автоматического уровня. Цуй Жучжо, правда, не делает шаг за пределы традиции, но зато в этих пределах буйствует вовсю. Конечно, если сравнивать с другими китайскими художниками XX века, то иногда не хватает поэтичной лаконичности Ци Байши или сочности красок Чжан Дацяня, но, как говорится, всем не угодишь, и в своём стиле Цуй Жучжо, бесспорно, достиг вершин.

Тем обиднее, что организаторы выставки не удосужились выпустить хоть какой-нибудь, пусть дешёвенький, каталог. А мои паршивенькие фотки на мобильник, конечно, мало что передают. Да и зрителей до странности мало. Народ ломится на Рафаэля, как будто никогда его не видели или как будто этот (и правда великий) итальянец написал свои картины только вчера, а не пятьсот лет назад.