предыдущее

Игорь Бурдонов

Бредни-2019

"Бредни" от слова "бредень".

 

  1. 5 января 2019, суббота, Последний день 11-й Луны.
    Последний день 22-го сезона
    冬至 Дун чжи - Зимнее солнцестояние.
    Последний день 3-й пятидневки: Источники вод в движении
    .

  2. Владимир Сазонов в ФБ написал: В китайской литературе нагромождаются события и не очень прописываются переживания и психология. Нет у них Достоевского! Отвечаю.

    Встретились как-то Болтун и Молчун.
    – Нет, вы посмотрите на него: он всё молчит и молчит, – начал свою речь Болтун. А закончить не смог. Всё говорил и говорил. Пока не закашлялся, поперхнулся и помер.
    А Молчун всё молчал и молчал. И люди услышали песню птиц, и голос ветра, и шорох солнечных лучей.

  3. 6 января 2019, воскресенье, Первый день 12-й Луны.
    Первый день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань - Малые холода.
    Первый день 1-й пятидневки: Дикие гуси улетают на север
    .

  4. Бронислав Виногродский пишет: «не допускать возникновения узлов».

    Научная проблема или задачка – это узел. Возможно ли развитие науки и обучение без возникновения узлов? Истории без революций, катастроф и реформ? Это, значит, такое плавное равновесное движение сознания, не возмущающее зеркальную гладь мира. Поскольку тело и сознание едины, для этого, по-видимому, нужен носитель сознания, не требующий еды, питья и пр. А также не стремящийся к размножению. Что-то я ничего такого в природе не обнаруживаю.

  5. 6 января 2019, воскресенье, Первый день 12-й Луны.
    Первый день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань - Малые холода.
    Первый день 1-й пятидневки: Дикие гуси улетают на север
    .

  6. Владимир Герцик перепостил текст: «Семья – это не ие, с кем у тебя родство. Семья – это те люди, которые хотят, чтобы ты присутствовал в их жизни. Это те, кто принимает тебя таким, какой ты есть. То, кто готовы не все, лишь бы ты улыбнулся и те, кто любят тебя несмотря ни на что».

    Отвечаю.

    Вся хитрость и коварство жизни в том, что семья - это как раз те, с кем у тебя есть родство. Потому что это правило. А остальное – исключения. Нагляднее всего это видно на похоронах. Родственники приходят, нравится им это или нет, потому что они одного с покойником рода. А остальные как-то сразу теряют интерес: был человек – был интерес, нет человека ­– нет интереса. Что, конечно, не исключает очень гадких родственников и очень близких не-родственников.

  7. 8 января 2019, вторник, 3-й день 12-й Луны.
    3-й день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань - Малые холода.
    3-й день 1-й пятидневки: Дикие гуси улетают на север
    .

  8. Бронислав Виногродский пишет: «Разум нужен, чтобы несуществующее превращать в существующее. А если предположить, что он для того, чтобы выживать было сподручней, то это ни в какие ворота не лезет», «И никакого отношений к теории эволюции, это не имеет».

    В антропоцентричной картине мира, конечно, разумом обладает только человек, и разум нужен не для того, чтобы выживать, потому что выживать умеют и другие.
    В эгоцентричной картине мира ничего из того, что не я сам придумал, ко мне не имеет отношения.
    Способность к подобной лжи, разумеется, лишний раз доказывает разумность человека. Но и только.
    Не уверен, что животные не обладают разумом, а они вроде бы не создают химер. Или создают? Мой образ в сознании моей кошки не является ли химерой?
    Нежелание участвовать в эволюции объясняется не столько тем, что человек не хочет происходить «от обезьян», сколько тем, что он не хочет, чтобы что-то произошло «от человека».
    Когда говорят, что разум лжёт, этим хотят сказать, у мира есть истина, а разум может к ней только приближаться, или отдаляться. А что, если это ещё одна ложь, придуманная разумом? Не ближе ли к истине вот такие слова из Воннегута:  «существует печальная необходимость лгать о реальной жизни и ещё более печальная невозможность солгать о ней.

    Важничает карлик.
    Он выше всех людей.
    Не мешает малый рост
    Величию идей».

  9. 9 января 2019, среда, 4-й день 12-й Луны.
    4-й день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань - Малые холода.
    4-й день 1-й пятидневки: Дикие гуси улетают на север
    .

  10. Бронислав Виногродский пишет: «стараюсь всегда возвращаться в состояние любви».

    А есть люди, которые считают день пропащим, если никого не опровергли, не вывели на чистую воду и не обругали. Тоже самотерапия своего рода.
    А у меня любое высказывание почти всегда, за редким исключением, вызывает желание его скорректировать. И не важно, согласен я или не согласен. Я умею возражать на противоположные утверждения. Иногда чтобы найти срединный путь, а иногда, когда путь не находится, просто из чувства равновесия. Потому что по большому счёту нет ничего, кроме нюансов.
    Это, конечно, от большой любви к миру, в котором есть место для всего.

  11. 9 января 2019, среда, 4-й день 12-й Луны.
    4-й день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань - Малые холода.
    4-й день 1-й пятидневки: Дикие гуси улетают на север
    .

  12. Владимир Ерохин пишет: «Человек равен себе самому».
    Отвечаю: «Разве что после смерти».

  13. 9 января 2019, среда, 4-й день 12-й Луны.
    4-й день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань - Малые холода.
    4-й день 1-й пятидневки: Дикие гуси улетают на север
    .

  14. Владимир Ерохин пишет: «Память о смерти полезна, если она не угнетает дух».
    Забавно, что обратное тоже верно: «Дух полезен, если он не угнетает память о смерти».

  15. 9 января 2019, среда, 4-й день 12-й Луны.
    4-й день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань - Малые холода.
    4-й день 1-й пятидневки: Дикие гуси улетают на север
    .

  16. Не все помнят, что лозунг «Пусть расцветают сто цветов», имеющий продолжение «пусть соперничают сто школ», придумал император Цинь Шихуан, объединивший Китай и построивший Великую китайскую стену  примерно в 200 г. до н.э.
    Потом советник Ли Сы, подводя итоги кампании, сказал: «…Однако приверженцы частных школ … поносят законы и наставления, и каждый, услышав о издании указа, исходя из своего учения, начинает обсуждать его. Войдя во дворец, они осуждают всё в своём сердце, выйдя из дворца, они занимаются пересудами в переулках. Поношение монарха они считают доблестью,… собирая низких людей, они сеют клевету. Самое лучшее — запретить это!»
    Особенно усердствовали в критике властей конфуцианцы. Раздосадованный их сопротивлением, Цинь Шихуан приказал сжечь все конфуцианские сочинения и закопать живьем 460 виднейших конфуцианцев. Запретили все школы и наказывали смертной казнью тех, кто их хранил, кроме отдельных исторических, медицинских, сельскохозяйственных и гадательных книг.
    Династия Цинь, основанная  Цинь Шихуаном, просуществовала 16 лет, потом 8 лет было смутное время, а потом на 424 года воцарилась конфуцианская династия Хань.
    Поскольку история повторяется дважды, в XX веке этот лозунг повторил Мао Цзэдун в 1957 г. Однако, если Цинь Шихуан был упёртым легистом, то Мао Цзэдуна считают тайным даосом.
    Активная часть кампании началась в феврале,  а в июле вся кампания была резко свёрнута, и развернулась травля интеллигенции.
    В 1958 г. начался «Курс трёх красных знамён», включавший «Большой скачок» и создание «народных коммун», над которым смеялся весь мир.
    В 1966 г. началась «Культурная революция», которой ужасался весь мир.
    В начале 70-х годов развернулась кампания по критике Конфуция.
    «Культурная революция» продолжалась до смерти Мао Цзэдуна в 1976 г.
    В том же году была арестована «банда четырёх» (правда, никого не казнили). В 1978 г. реформаторы во главе с Дэн Сяопином провозгласили политику «реформ и открытости».
    Реальный старт «Экономической реформы» был дан в 1982 г.
    В 1989 г. случились «события на площади Тяньаньмэнь», показавшие, что либерализация экономики – это одно, а всё остальное – это другое.  
    Сегодня Китай обладает первой или второй (смотря по каким показателям) экономикой мира.
    Начиная с 2004 года по всему миру открываются «Институты Конфуция» и «Классы Конфуция», создаваемые Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом (сокр. Ханьбань, 国家汉办) Министерства образования КНР совместно с зарубежными синологическими центрами. В 2010 г. было 322 института и 369 классов Конфуция в 96 странах и регионах мира, число зарегистрированных слушателей составило 360 000 чел. До 2020 года планирует довести число институтов Конфуция до 1000.

  17. 10 января 2019, четверг, 5-й день 12-й Луны.
    5-й день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань - Малые холода.
    Последний день 1-й пятидневки: Дикие гуси улетают на север
    .

  18. В идеале общества нет собственности и нет государства. Вместо собственности есть привязанность тех или иных людей к тем или иным вещам. Редко, но бывает, что к одной и той же вещи в одно и то же время с одной и той же силой привязаны несколько человек. Тогда они становятся в круг друг против друга и танцуют Танец Уступчивости, пытаясь уступить вещь друг другу. Танец может длиться несколько секунд, или несколько часов, или даже несколько дней, а то и месяцев, пока один за другим они не падают замертво.

  19. 10 января 2019, четверг, 5-й день 12-й Луны.
    5-й день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань - Малые холода.
    Последний день 1-й пятидневки: Дикие гуси улетают на север
    .

  20. В наше время для того, чтобы устроиться работу, открыть счёт в банке, зарегистрироваться на сайте, получить какую-нибудь справку, да вообще для всего, от человека требуют сообщить кое-какие сведения о себе: от самых невинных, типа имени и фамилии, или, скажем, списка научных трудов, до весьма подробных на нескольких страницах всевозможных анкет, договоров, резюме и т.д. Эти бюрократические информационные потоки идут от каждого человека во многие места, назовём их инстанциями. И делается это крайне непродуктивно, поскольку очень много информации дублируется в этих потоках, идущих от одного человека в разные инстанции.
    Эта традиционно сложившаяся система отдаёт приоритет инстанциям, а человеку приходится выполнять лишнюю работу, сообщая одни и те же сведения в разные инстанции. Гораздо эффективнее была бы инвертированная система, где всю информацию о себе человек помещал бы в одно место и один раз, назовём это место досье. А инстанции выбирали бы из досье то, что им нужно. В наш век интернета можно даже не выбирать, а просто создавать ссылки на досье. Никакого дублирования информации здесь не было бы, а человек освободился бы от кучи лишней рутинной работы.
    Но вряд ли западные демократии решатся на такую инвертированную систему, поскольку слишком цепляются за конфиденциальность и защиту частной жизни и приватных сведений. Ведь разные инстанции всё же требуют разные и далеко не все сведения о человеке. Каждой инстанции вы сообщаете не всю информацию о себе, а только её небольшую часть. Этим и создаётся иллюзия конфиденциальности. Это, конечно, иллюзия, хотя бы потому, что компетентные органы получали, получают и будут получать о человеке всю возможную информацию независимо от действующего законодательства и любых политик конфиденциальности. На то они и компетентные.
    Скорее уж здесь первопроходцами могут стать китайцы, для этого они достаточно прагматичны и лишены романтических представлений о свободе и правах человека. Кроме того, китайской традиции чужд индивидуализм, который ценит человека самого по себе независимо от его социальных ролей. Отчасти это объясняется авраамическими религиями, согласно которым в человеке есть «искра божья», ставящая его выше «всего мирского». Поэтому парадоксальным образом чем меньше о человеке известно, тем он ценнее. В китайском же мире человек – это сумма его социальных ролей, а то, что у него сокрыто внутри, будь это самый великий духовный мир, никого не интересует и цены не имеет. Это как труд, который, по Марксу, есть субстанция и имманентная мера стоимостей, но сам он не имеет стоимости.
    Помнится, где-то я прочитал, как китайцы отреагировали на фильм Бертолуччи о Пу И, последнем китайском императоре последней династии Цин. Они сказали примерно так: «Вы показали в этом фильме Пу И как сложную и интересную личность, а ведь его роль в истории ничтожна». А ведь Бертолуччи очень старался, будучи «заражён тысячелетней мудростью китайцев и хотел показать, как через все исторические катаклизмы сохраняется непрерывность их ритуалов и культуры. В самом китайском коммунизме Бертолуччи ощутил нечто от конфуцианства — как бы ту же идею исправления человека». А вот – не поняли, как же так?
    Да вот так. В китайском менталитете (во многом конфуцианском) человек – это отец или сын, старший брат или младший брат, правитель или подданный. Ну, или жена, если женщина. И если ты император, то ты либо хороший император, либо плохой, а какой ты человек – это второстепенное.
    Нам кажется, что это как-то умаляет человека. Ведь внутри него «вся Вселенная» или «образ Божий» и т.д. Но для китайцев человек – всего лишь одна из «десяти тысяч вещей».
    Вообще-то это не так плохо, нужно же как-то укоротить наш антропоцентризм («зелёные» меня поймут:).
    Но китайцы не так просты. Одновременно человек у них – центральное звено космической триады «Небо-Человек-Земля».
    Вообще китайцы не только человеческую личность понимает не совсем так, как мы (тем более, на Западе). По Борхесу, в некоей «китайской энциклопедии» классификация животных начинается с «принадлежащих Императору» и заканчивается «похожими издали на мух». Это, конечно, выдумка Борхеса, но в ней важный философский намёк.

  21. 10 января 2019, четверг, 5-й день 12-й Луны.
    5-й день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань - Малые холода.
    Последний день 1-й пятидневки: Дикие гуси улетают на север
    .

  22. Китайцы очень практичные. Поэтому они так ценят тех своих поэтов, которые были непрактичны и возвели это в принцип.

  23. 11 января 2019,пятница, 6-й день 12-й Луны.
    6-й день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань - Малые холода.
    Первый день 2-й пятидневки: Сороки начинают вить гнёзда
    .

  24. В.П. Иванников, бывший директор моего института, чьё имя теперь институт носит, был весьма озабочен «утечкой мозгов», хотя, как человек порядочный, не мог ей препятствовать административными мерами. Как-то в разговоре с ним поэт, переводчик и религиозный мыслитель В.В. Микушевич сказал, что учёный должен иметь право жить в той стране, в которой ему хочется, т.е. в том месте, где для его работы созданы лучшие условия. Во мне это вызывало внутренний протест. Сначала я не мог понять, почему. А потом понял: либо такое право должны иметь все люди, а не только учёные, либо учёные тоже не должны иметь это право. И это зависит от того, какое право имеется в виду: юридическое или моральное.
    Юридически человек должен иметь право жить там, где хочет. Теоретически. А практически это не так: куда-то его не пустят, а откуда-то не выпустят, например, если он носитель государственной тайны. Традиционная мораль не то чтобы осуждает, но не поддерживает «перекати-поле» и, тем более, манкуртизм. Это входит в противоречие с глобализацией, которая вырабатывает собственную мораль, вступающую в противоречие как с традиционной моралью, так и с законами государства, которые она начинает менять (например, в связи с евроинтеграцией).
    Дело в том, что человечество уже осознало себя «одной большой семьёй», но ещё не готово распрощаться со старыми «национальными семьями». Более того, само понятие «семьи», к которому генетически восходят идеи глобализации, этой глобализацией разрушается, в том числе и понятие семьи без кавычек.  Зато «сверху» «национальные семьи» заменяются транснациональными корпорациями, а над государствами вырастает сверхгосударство, столь же бюрократическое и склонное к тоталитаризму, но уже не обременённое национальной моралью и не ограниченное «снизу» традиционной семьёй.
    Подобное соотношение морали и права характерно для западного общества и западного образа мыслей. Вот в «Википедии» написано в общем-то правильно, что на Дальнем Востоке говорят: «право хорошо для варваров».  В Китае право понимается как орудие произвола, которое разрушает естественный ход вещей. Человек должен стараться достичь гармонии с другими неформальным образом, в том числе через посредничество, а не ориентироваться на юридические процедуры. Законы могут выступать как устрашающий или другой метод для закоренелых преступников, людей с аморальным поведением и иностранцев, не понимающих китайскую культуру, но в любом случае они рассматриваются как документы, которые не должны применяться. К тем людям, которые ориентируется на законы и не замечают правил хорошего поведения и приличий, китайцы «не испытывают ничего, кроме презрения».
    По Конфуцию, устройство государства должно быть аналогично устройству семьи. А семья, во-первых, регулируется «естественной моралью», но не правом, а, во-вторых, ей чужда идея равенства: не равны муж и жена, родители и дети, старшие и младшие.
    Теперь понятно, почему китаец, уезжая в какую угодно страну, всё равно остаётся китайцем. И для самого Китая он не «отрезанный ломоть», а источник денег, знаний и умений. Поэтому в Китае нет проблемы «утечки мозгов».

  25. 15 января 2019, вторник, 10-й день 12-й Луны.
    10-й день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань - Малые холода.
    Последний день 2-й пятидневки: Сороки начинают вить гнёзда
    .

  26. Одни изучают прошлое, чтобы восхититься прогрессом и порадоваться настоящему.
    Другие – чтобы обнаружить регресс и огорчиться настоящему.
    Третьи – чтобы посмеяться.

  27. 27 января 2019, воскресенье, 22-й день 12-й Луны.
    7-й день 24-го сезона
    大寒 Да хань - Большие холода.
    2-й день 2-й пятидневки: Хищные птицы летают высоко и стремительно
    .

  28. «Из жизни коммунальной квартиры 70-х годов прошлого века».

    На общую кухню выходит маленький мальчик, походит к своей бабушке и громко говорит:
    – Бабка, гроши давай – ружжо покупать буду!

    Одни изучают прошлое, чтобы восхититься прогрессом и порадоваться настоящему.
    Другие – чтобы обнаружить регресс и огорчиться настоящему.
    Третьи – чтобы посмеяться.

  29. 31 января 2019, четверг, 26-й день 12-й Луны.
    11-й день 24-го сезона
    大寒 Да хань - Большие холода.
    1-й день 3-й пятидневки: Водоёмы покрываются толстым слоем льда
    .

  30. Мысль пришла: даже когда Нотр-дам де Пари станет мечетью, всё равно даже зимой в ресторанчиках под навесом с электро- и газо-печками будут сидеть французы всех возможных цветов, пить вино, курить и болтать часами.

  31. 31 января 2019, четверг, 26-й день 12-й Луны.
    11-й день 24-го сезона
    大寒 Да хань - Большие холода.
    1-й день 3-й пятидневки: Водоёмы покрываются толстым слоем льда
    .

  32. По аналогии вторая мысль пришла: даже если в России станет что-нибудь такое чёрти-что, всё равно даже зимою зайдёшь в любую избу, и водки нальют и огурец дадут, и спать уложат или морду набьют - всё по желанию трудящихся.

  33. 2 февраля 2019, суббота, 28-й день 12-й Луны.
    13-й день 24-го сезона
    大寒 Да хань - Большие холода.
    3-й день 3-й пятидневки: Водоёмы покрываются толстым слоем льда
    .

  34. Александр Бубнов написал по поводу моей фотки:

    "А вот и страж парижских крыш..." #фотоимажинизм от Игоря Бурдонова (Игорь Бурдонов) /// Кажется, впервые в движении фотоимажинизма в качестве названия появился явно определяемый стих, и в данном случае 4-стопный ямб вряд ли надоест, не так ли?))) потому что, в числе прочего (образа, синтеза с фото и т.п.), ещё и знаковая "музыка стиха" (или диссонансная рифма, кому как нравится))) - СТРАЖ... КРЫШ! (ну и плюс "паРИЖских", конечно, хотя 2-я и 4-я стопы слышатся сильнее, по типу джаза))).

  35. 2 февраля 2019, суббота, 28-й день 12-й Луны.
    13-й день 24-го сезона
    大寒 Да хань - Большие холода.
    3-й день 3-й пятидневки: Водоёмы покрываются толстым слоем льда
    .

  36. «Россия – страна с непредсказуемым прошлым», - сказал Михаил Задорнов, кажется, в 1997 г. На моей памяти при советской власти история переписывалась дважды: во времена Хрущёва и после Хрущёва. Но оба раза это касалось оценки предыдущего правителя: при Хрущёве – Сталина, после Хрущёва – Хрущёва. Задорнов имел в виду ещё и третью «перепись» во времена Горбачёва-Ельцина; во всяком случае, в его фильме "Великая страна с непредсказуемым прошлым" речь идёт о 1980-1993 годах. Это была, конечно, более радикальная «перепись», хотя после советской власти говорить об официальной версии истории можно только условно. Казалось бы, на этом пора бы и успокоиться на время. Не тут-то было! Чем дальше, тем задорнее, азартнее и ожесточённее предлагаются всё новые и новые «переписи». То, что вменялось в вину советской власти – «перепись» истории (хотя советская версия дореволюционной истории строилась всё же на классических трудах историков 18-19 веков, приправленных марксистскими оценками) – теперь расцвело пышным цветом. Я ежедневно читаю в своей ФБ-ленте о всевозможным исторических «открытиях». Особенностью советского подхода к истории был марксизм-ленинизм, который пытался по-своему интерпретировать те или иные исторические факты, иногда, конечно, не гнушаясь некоторыми их искажениями в угоду собственным теориям. Но это всё вчерашний день! В наше время факты уже никого не интересуют, их просто выдумывают с чисто геббельсовской уверенностью, что много лжи – это уже как бы и не ложь, а правда. Когда иной раз пытаешься поправить: всё же было не совсем так, а несколько иначе, то в ответ тебе говорят, что это всё неважно. А что же важно? Похоже, что для многочисленных авторов, мнящих себя «историками», важны только те идеологические и политические идеи, которые они пропагандируют и за которые агитируют. Такой заидеологизированности и такой избирательности по отношению к историческим фактам и документам в советское время и представить себе было трудно. Это какое-то торжество постмодернизма на историческом поле (чтоб не сказать, руинах). Вспоминается 11-й «тезис  о Фейербахе» К. Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Только К. Марксу и в страшном сне не могло привидеться, что такое «изменение» мира будет происходить как создание виртуального мира, заслоняющего собой, вытесняющего и заменяющего мир реальный. Этот виртуальный мир СМИ, блогов и соц. сетей в интернете почти полностью состоит из фейков. А многообразие точек зрения и жаркие дискуссии вплоть до матерщины и взаимного забанивания – всего лишь имитация, какая-то дымовая завеса, за которой… а, пожалуй, что и нет ничего. Пусто.

  37. 2 февраля 2019, суббота, 28-й день 12-й Луны.
    13-й день 24-го сезона
    大寒 Да хань - Большие холода.
    3-й день 3-й пятидневки: Водоёмы покрываются толстым слоем льда
    .

  38. 11 января 2019 г. у меня неожиданно появился новый друг. Поводом послужило то, что он нашёл в интернете мои стихи и начал их переводить на китайский язык. Сначала было 10 стихотворений. Сегодня я узнал, что их уже 60. За это время мы обменялись письмами 70 раз. Иногда он просил меня разъяснить те или иные строки. Иногда я сам находил какие-то смысловые разночтения перевода и оригинала в меру возможностей (не столько моих, сколько словарей и автоматических переводчиков). Иногда он спрашивал, откуда я взял какие-то строки в эпиграфах: это были строки из русских переводов китайских поэтов и философов, а нужно было найти китайские оригиналы, что не всегда было очевидно. В общем, сотрудничать в переводе для меня и, по словам моего друга, для него тоже оказалось очень полезно и увлекательно. Представляю вам моего друга.

    Гу Юй 谷羽 — русист, переводчик, профессор Нанькайского университета (Тяньцзинь, КНР), родился 8 августа 1940 г. в деревне провинции Хэбэй. В 1965 г. окончил Нанькайский университет и стал преподавателем, читал лекции по истории русской литературы. В конце 1970-х годов начал переводить русскую поэзию. С ноября 1988 г. до декабря 1989 г. стажировался в Ленинградском университете. В начале 1990-х годов вступил в Союз писателей города Тяньцзиня. В феврале 2013 года стал членом Санкт-Петербургского городского союза писателей. Издал следующие сборники переводов: «Любовная лирика Пушкина» (Пекин, 1997), «Триста стихотворений русских поэтов» (Гуйлинь, 1999), «Полное собрание басен Крылова» (Пекин, 2003), «Рассказы и повести Чехова» (Пекин, 2004) и др., также переводил стихи М. Лермонтова, А. Фета, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Бунина, М. Цветаевой, В. Перелешина, Р. Рождественского, Р. Гамзатова и современных русских поэтов, прозу М. Горького, М. Пришвина, Б. Пастернака. В 1999 г. был награждён Министерством культуры РФ медалью памяти Пушкина за многолетнюю литературную деятельность в области сближения культур России и Китая.

    Сейчас Гу Юй составляет сборников переводов русских поэтов под рабочим названием «Образы Китая в русских строчках» или «Образы Китая в русской поэзии» - 俄语诗行里的中国形象. От Кантемира и Ломоносова до ныне живущих, включая меня, грешного.

    Я теперь время от времени буду показывать на своей странице в ФБ переводы моих стихов. Вот первое стихотворение и его перевод.

    УЧЕНИК КОНФУЦИЯ

    – Я прошу Вас за связку сушеного мяса
    древнюю мудрость мне передать.
    Не для того, чтобы владеть.
    Не для того, чтобы гордиться.
    Не для того, чтобы мудрым слыть.
    А для того, чтобы бурный поток переплыть,
    и на другом краю,
    и на другом берегу
    передать ее, не запачкав,
    другому ученику.

    Учитель ответил: О!
    Добиться этого невозможно!
    Но за связку сушеного мяса
    отчего не попробовать?

    23 октября 89

    孔门弟子

    “奉上这束肉干*,请求
    您把古老的智慧传授予我。
    不求全部掌握。
    不为人前炫耀。
    不为徒有其名。
    只为游过湍急的河流,
    抵达另一个地方,
    但愿能游到对岸,
    把智慧学说
    如实传给另一个弟子。”

    孔夫子答道:“哦!
    做到这一点很难!
    何苦不尝试一下呢?
    为了这束肉干。”

    1989,10,23
    2019,1,7谷羽译

    * 一束肉干,是学生送给老师的见面礼,
    古代称为“束脩”。

    В сноске разъясняется, что «связка сушеного мяса» – это принятый в древние времена подарок ученика учителю при первой встрече (знакомстве). [упоминается в "Лунь юй" Конфуция - И.Б.]

  39. 4 февраля 2019, понедельник, последний день последней Луны.
    Последний день последнего сезона
    大寒 Да хань - Большие холода.
    Последний день 3-й пятидневки: Водоёмы покрываются толстым слоем льда
    .

  40. Сегодня, накануне китайского праздника весны получил неожиданный и приятный подарок.
    У профессора Гу Юя есть друг, профессор Хао Эрци, замечательный каллиграф.
    Он сделал каллиграфию моего стихотворения в переводе Гу Юя. Это стихотворение посвящено великому поэту Тао Юань-мину.

    Я не люблю гражданственных стихов

    Я не люблю гражданственных стихов
    и спесь высокородных слов.
    Я лучше с господином Тао
    поговорю о Дао.
    Мы будем вместе долго пить вино
    и помогать друг другу быть в ином.

    Липовка, 27 июля 2017

     

  41. 9 февраля 2019, суббота, 5-й день первой Луны.
    6-й первого сезона
    立春 Ли чунь - Начало весны.
    Первый день 2-й пятидневки: Звери в зимней спячке начинают шевелиться
    .

  42. Есть две скуки: от того, что делать нечего, и от того, что делать трудно.
    Например, прочитать трудную книгу местами бывает жутко скучно.
    Но я обожаю читать скучные книги, если в них есть то, чего больше нигде нет.
    Особенно, какие-нибудь древние трактаты.
    Там, кроме информации, ещё и неповторимый аромат.
    Он стоит того, чтобы подавить зевоту и дочитать до конца без пропусков.

  43. 12 февраля 2019, вторник, 8-й день первой Луны.
    9-й первого сезона
    立春 Ли чунь - Начало весны.
    Последний день 2-й пятидневки: Звери в зимней спячке начинают шевелиться.

  44. Бронислав Виногродский в ФБ написал: Теории могут быть, какие угодно. И практика может доказать многие теории.

    Подтверждаю.
    Представляете себе теорию, которую нельзя ни опровергнуть, ни поправить, ни улучшить, ни расширить.
    Это же конец света!
    А если теорию можно опровергнуть, поправить, улучшить или расширить, то, значит, она лишь одна из многих на ту же тему, которые доказаны практикой.