предыдущее

Игорь Бурдонов

Бредни-2020

"Бредни" от слова "бредень".

 

  1. 2 января2020, четверг, 8-й день 12-й Луны.
    12-й день 22-го сезона
    冬至 Дун чжи — Зимнее солнцестояние.
    2-й день 3-й пятидневки: Источники вод в движении
    .

  2. О духовном содержании фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»
    Протодиакон Владимир Василик
    http://www.pravoslavie.ru/126796.html?fbclid=IwAR2Ey2Y-UMuFdfCcw5Qws8gzqj-TZmp5n_sfhx0thFQIqlZjX_LcI5PykzA

    Размышления интересные, но нарочито целенаправленные, что, впрочем, и следовало ожидать от православного священника. Автор статьи подмечает «безотцовщину» и, естественно, ассоциирует отца с Богом-отцом. Но это касается не только и даже не столько эпохи позднего социализма, а вообще последних веков человечества. Об этом ещё Ницше писал.
    Противопоставление «культуры позднего социализма, ее удивительного лиризма» Перестройке и последующих «безобразию, ненависти и аморализму» совершенно справедливо. Фильм снят в 1975 году, т.е. в самый разгар «застоя» «со всем его величием и трагизмом». Хотя, на мой взгляд, никакого трагизма на самом деле нет, а величие уже стало объектом иронии. И мне кажется, что «вспышка угасающей на земле любви» несёт отсвет не богооставленности, а предчувствия — того предчувствия, которое возникает в конце эпохи любой империи или цивилизации. И это не предчувствие будущих перемен, а предчувствие разочарования. А разочаровываются люди в том, во что верят. Я здесь, конечно, не имею в виду веру в коммунизм, в него уже никто не верит. Я имею в виду веру в ту духовность, которая отражена в песнях, звучащих в фильме. Она окажется бессильной и будет означать не свет из будущего, а отсвет прошлого. Она, лежащая в основе оппозиционных настроений 60-80-х, выродится в «безобразие, ненависть и аморализм» 90-х и совсем уже скукожится до оппозиционных настроений нынешних времён, пройдя стадию трагизма и завершившись в стадии фарса. И не случайно автор статьи вспоминает, «что наши «гуманисты», в том числе и актеры, игравшие в «Иронии судьбы», в 1993 году подписали людоедское Письмо 42-х, одобрявшее расстрел Белого дома».
    Двадцатый век вообще демонстрирует цепочку противопоставлений и разочарований. Одному противопоставляется другое, в котором потом разочаровываются и т.д. Но возвращение к Богу — слишком простое решение, отрицание отрицания не даёт исходный тезис.
    Что же касается фильма «Ирония судьбы», то, во-первых, я ещё более решительно, чем автор статьи, отвергаю все упрёки в том, что герои фильма ведут себя как-то не так (предают, напиваются, выгоняют на мороз, и т.п.). Они ведут себя естественно, как люди, а не как ангелы. И в этом одна из причин популярности этого фильма. Вторая причина — ностальгия. А причину последующего падения популярности я уже указал: разочарование в том, чем очаровывались. Ностальгия заканчивается забвением.

  3. 5 января2020, воскресенье, 11-й день 12-й Луны.
    15-й день 22-го сезона
    冬至 Дун чжи — Зимнее солнцестояние.
    5-й день 3-й пятидневки: Источники вод в движении.

  4. Об убийстве Сулеймани

    https://www.youtube.com/watch?v=_14CS9x1JPY&fbclid=IwAR3XoWMEGA-cErN1xGBEhxL2IyqxsJNDKKHVeezKoI_X-OVxBPSEDF-KSB0

    Этот пост я увидел на странице Марка Ляндо с его примечанием: Иран становился все НАГЛЕЕ....И вот:.

    Я написал комментарий: Штаты убили иранского генерала, а наглеет Иран? Ну-ну.

    В ответ получил такой текст: Игорь! Этот женераль главный актор был террора ХЕЗБОЛЛЫ на всем ближнем Востоке, атак на Израиль , на американские базы и ползучего захвата Ираном - Ирака с его шиитским большинством! Или мы хотим чтобы у наших границ оказался усилившийся Иран с фанатичными Аятоллами, Хесболлами и еще и ЯДЕРНОЙ БОМБОЙ , которую он все равно ползучим образом КУЕТ,несмотря на всякие санкции? Посмотри и послушай внимательно ВИДЕО СИЕ! )))

    Отвечаю:

    Внимательно посмотрел и послушал.
    Ну, что могу сказать? От украинского политолога вряд ли можно было услышать что-то другое.

    1) У неё через каждые два слова поминаются США. Вот практически цитаты: «Иран перешел ту красную черту, которую США считают красной», «Стоит задуматься Кремлю над теми возможностями США, которые они продемонстрировали в отношении Ирана», «Большой успех во внешней политике США», «Если бы Трамп вмешался в политическое урегулирование на Донбассе так, чтобы это понравилось в Западной Европе, то это было бы очень хорошо».

    Но не все в мире признают за США единоличное право определять, что хорошо, а что плохо. Насчёт «задуматься Кремлю» — вообще ни в какие ворота не лезет, это прямая угроза. Показательно, что «большим успехом» называется, фактически, террористический акт. А как ещё понимать целенаправленный авиаудар ВВС США? Про Донбасс вообще лучше бы не говорила: вот так на Донбассе сидят и ждут, когда приедет Трамп и всё решит. Не смешите мои тапочки. Это в Киеве, наверное, ждут.

    2) Она фактически причисляет всех шиитов к террористам. Это уже совсем глупо. Тогда у нас террористическим является не только Иран, но и, скажем, Азербайджан, где шииты составляют 65% населения. Вообще-то деление на шиитов и суннитов носит религиозный характер и прямого отношения к политике, тем более, к терроризму не имеет.

    3) Насчёт экстерриториальной идеологии. Вот уж у кого в первую очередь идеология экстерриториальная, так это у США. Что, собственно, они постоянно и демонстрируют в Сербии, Ираке, Ливии, Афганистане, Сирии и т.д. Кстати, этот список стран (кроме Сербии, конечно) она приводит, чтобы показать вмешательство Ирана. Но интересно: если США вмешиваться позволительно в эти страны, то почему не позволительно это делать Ирану?

    4) Хезболла признана террористической организацией далеко не всеми: Канада, США, Израиль, Египет, Лига арабских государств, страны Персидского залива, Австралия, Великобритания и частично ЕС (кроме Австрии, Чехии, Ирландии, Италии, Польши). Стражи исламской революции, тем более, признаны террористической организацией (в 2019 г.) только в США, Саудовской Аравии и Бахрейне. ООН, кстати, не признаёт эти организации террористическими (список ООН насчитывает больше 70 террористических организаций).

    Вообще я не вижу принципиальной разницы между терактами и военными операциями, которые проводит Иран и которые проводят США. Да, собственно, и Россия в этом участвует, как и все страны, которые могут себе это позволить. Настораживает лишь то, что борьба с терроризмом сама начинает приобретать характер терроризма. Хотя это и следовало ожидать.

    Что же касается того, кто у наших границ, то большее беспокойство вызывает НАТО, у которых ядерная бомба уже есть и которые налагают на нас санкции, в отличие от Ирана, у которого бомба только может когда-нибудь быть и который никаких санкций на нас не налагает.

  5. 7 января2020, вторник, 13-й день 12-й Луны.
    2-й день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань — Малые холода.
    2-й день 1-й пятидневки: Дикие гуси улетают на север
    .

  6. По поводу статьи «Научно доказано: вера меняет генетический код организма и исцеляет!»
    https://kyblife.blogspot.com/2019/03/blog-post_92.html?fbclid=IwAR3gptIEfiPpgpLtojA9mcq0-HXHp9NDHqgObDb4ezVVP-0b6GCGs-q24XY

    Википедия, конечно, может врать, поскольку делается людьми.
    Но пока что её ещё не сильно коснулась общая пандемия фейкофилии.
    Так что она иногда помогает отделять правдивую информацию от досужих вымыслов, как в случае с этой статьёй.

    Если верить русской Википедии, то:

    1) Термин «эпигенетика» придумал Конрад Уоддингтон ещё в 1942 г.

    2) Речь идёт вовсе не об изменении первичной структуры ДНК, а об изменении экспрессии генов, то есть процесса «чтения» организмом генетической информации.

    3) Имя Брюса Липтона в русской Википедии не упоминается.

    В английской Википедии:

    4) Подтверждено, что эпигенетика — это про экспрессию генов.

    5) Брюс Липтон просто «поддержал теорию о том, что на экспрессию генов могут влиять (посредством эпигенетики) факторы окружающей среды».

    6) «Липтон остается в стороне от обычных дискуссий об эпигенетике, в основном игнорируемых основной наукой». Т.е. тоже игнорирует.

    7) «Липтон сказал, что когда-то в 1980-х он отказался от своего атеизма на протяжении всей жизни и пришел к выводу, что функционирование клеток демонстрирует существование Бога».

    Следующее утверждение статьи ложное:

    8) «Академическая наука приняла эти взгляды Брюса Липтона в штыки». Если, конечно, речь не идёт о п. 7, который есть скорее факт личной биографии Липтона, чем его вклад в науку.

    Следующее утверждение статьи дважды ложное:

    9) «Поворотным моментом во взглядах доктора Липтона стали проводимые им в конце 1980-х годов эксперименты по изучению особенностей поведения клеточной мембраны. До того в науке считалось, что именно гены, находящиеся в ядре клетки, определяют, что следует пропустить через эту мембрану, а что — нет. Однако опыты Липтона показали, что внешние воздействия на клетку могут влиять на поведение генов и даже приводить к изменению их структуры».

    a) По поводу 1980-х годов смотри п. 1.

    b) По поводу изменения структуры генов смотри пп. 2 и 4.

  7. 13 января 2020, понедельник, 19-й день 12-й Луны.
    8-й день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань — Малые холода.
    6-й день 2-й пятидневки: Сороки начинают вить гнёзда
    .

  8. Как там говорил наш президент (ну, или его спичрайтеры)?
    «У того, кто не хочет уйти из ФБ, нет сердца. А у того, кто уходит, — ума».

  9. 18 января 2020, суббота, 24-й день 12-й Луны.
    13-й день 23-го сезона
    小寒 Сяо хань — Малые холода.
    3-й день 3-й пятидневки: Фазаны начинают токовать
    .

  10. По поводу учебников Киселева для школы. В ФБ некто Алекс Либур пишет: «Путин, прикажи вернуть учебник Киселёва! Я всё тебе прощу. И даже пенсионную реформу!)»

    Мощно сказано!:))

    Виктор Куллэ постирует это и спрашивает: «Други-математики, любопытственно было бы ваши соображения услыхать».

    Я написал комментарий:

    Я как раз учился в школе по учебникам Киселёва.
    И это было в физ.мат. школе!
    Где, между прочим, в старших классах мы проходили начала анализа, включая производную и интегралы. И Киселёв этому не мешал.
    Так что «высокий теоретический уровень» — это, скорее, у Киселёва. А вот чего в этих учебниках нет, так это идиотского наукообразия.
    А на мех-мате МГУ я как-то сдавал экзамен Потрягину, мне понравилось.
    Уже тогда началась злосчастная реформа Колмогорова (хотя и говорят, что он просто оказался «во главе» и «крайним»).
    Слава богу, я окончил школу до того.
    И слово «конгруэнтность» вместо «равенство» мне и сегодня режет слух.

    Ведь что такое равенство в геометрии с формальной точки зрения? Это просто одно из отношений эквивалентности на множестве (рефлексивно, симметрично и транзитивно), а именно, изометрия, т.е. взаимно-однозначное соответствие, сохраняющее расстояния. А изометрия пространства в само себя называется движением. Как раз через движение и определялось равенство геометрических фигур у Киселёва. Всё правильно! И заменять равенство конгруэнтностью для школьников нет совершенно никакой нужды. Если уж так хотелось, можно было уточнить: геометрическое равенство.

  11. 28 января2020, вторник, 4-й день 1-й Луны.
    8-й день 24-го сезона
    大寒 Да хань - Большие холода.
    3-й день 2-й пятидневки: Хищные птицы летают высоко и стремительно
    .

  12. Марк Ляндо в ФБ, поместил ссылку на статью Константина Эггерта «Бояться нужно не коронавируса, а Китая. Почему Кремль молчит о главной угрозе для России»:
    https://snob.ru/entry/188050/?utm_source=push&utm_medium=push_notification&utm_campaign=breaking&utm_content=column&fbclid=IwAR3XvurpUi1o4KngE_Etgm-HrnBbBqEY4kXyzvmyJGpEaiMqYa4f0buL12U

    Марк предлагает мне кое-что объяснить. Он пишет:

    «Игорь! Вот и расскажи КАК ОНИ в своих ВЕРХАХ рассуждают и поконкретнее,пожалуйста. Эггерт ведь отвечает на ПАНЕГИРИЧЕСКУЮ пропаганду о Китае! И потому пишет полемически. И указывает тут ВАЖНЕЙШИЕ МОМЕНТЫ: То что Китай настоящая жесткая ДИКТАТУРА где генсек Си фактически стал БОГДЫХАНОМ и сразу в голове у меня почему-то МАО с его ста миллионами жертв КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ и его "благословенный" предтеча Цинь Ши Хуан , отправлявший философов и поэтов строить ВЕЛИКУЮ КИТАЙСКУЮ СТЕНУ.а когда они сдыхали там - перемалывать их бедные кости в известь для мурования этой ВЕЛИЧАЙШЕЙ СТЕНЫ! Китай суть ИМПЕРИЯ , Игорь, в а закон ИМПЕРИЙ - некая "ГАЗООБРАЗНОСТЬ",дорогой, т.о-есть непрерывное РАСШИРЕНИЕ территорий или влияния! Иначе они -РАСПАДАЮТСЯ . Что АССИРИЙСКАЯ, что ЕГИПЕТСКАЯ, что РИМСКАЯ,ЧТО МАКЕДОНСКАЯ , что АНГЛИЙСКАЯ, ЧТО РАССЕЙСКАЯ! И абсолютно ВСЕ РАВНО что за народы и языцы их населяет: Римляне,англосаксы или КИТАЙЦЫ, дорогой! Ты бывал в современном Китае слава Богу, что очень интересно, но и я представь бывал в нем и даже работал...ГЕОЛОГОМ в Китае,правда, бывшем - В Приморье, маршрутировал по речке ДАДАН-ЦЗЫ и жил на хребте СИХОТЭ-АЛИНЬ - вблизи рудника ЛИ-ФУ-ДЗИН и плавал в бухтах ТЕТЮХЭ/ Тай -цзы-хэ/?/ и т.д . А это все земли бывших Китайских царств , как сообщала когда-то статья в быв. журнальчике ВОКРУГ СВЕТА! Так вот. у китайцев с их 5 тысячелетней культурой - великолепные, я понимаю , старые историки, и конечно современные
    их потомки копаясь в их анналах ОТЛИЧНО ЭТО ВСЕ ПОМНЯТ! И неужто окрестным "варварам", то-бишь,нам Китай так и оставит все эти уже полупустынные великолепные земли,дорогой???? А еще есть и Тибет и Вьетнам и вот Африка где активность Поднебесной. как когда-то англо саксов ОГРОМНА! Вот о сем, премудрый Игорь,нам и напоминает и о много другом- весьма острый аналитик ЭГГЕРТ...! Здоровьяя-я! )))»

    Отвечаю.

    Ха-ха, ты хочешь, что бы я рассказал «КАК ОНИ в своих ВЕРХАХ рассуждают и поконкретнее, пожалуйста». Шутишь, что ли? Откуда ж я знаю.

    Что касается Эггерта, то его статья выходит далеко за рамки полемического ответа на «панегирическую пропаганду о Китае», это уже панегирическая пропаганда «западных ценностей».

    Ну, а дальше отвечаю по пунктам.

    1.      При желании китайскую форму правления можно назвать диктатурой, только надо уточнить понятия. Во-первых, это традиционная для Китая форма правления. Традиции, конечно, со временем видоизменяются, но за радикальные изменения традиции жестоко мстят. И это в Китае понимают. Во-вторых, при желании диктатурой можно назвать и форму правления, скажем в США, правда, с обязательной сменой «диктатора» каждые 4 года (иногда, 8). Мы привыкли считать демократию естественной и самой лучшей формой правления, но, во-первых, современная демократия, ты уж меня извини, очень мало имеет отношения к «народовластию», как она буквально переводится, а, во-вторых, даже демократия в истинном древнегреческом смысле самими греками воспринималась весьма скептически (Платон, Аристотель).

    2.      Ты, конечно, можешь ассоциировать Си Цзиньпина с кем угодно, но, мне кажется, ни Мао, ни Цинь Шихуан здесь ни при чём. И просто для уточнения: сто миллионов жертв культурной революции — это число пострадавших, чтобы никто не подумал, что это число умерщвлённых. И ещё для уточнения: и Цинь Шихуан и Мао были противниками конфуцианства, а Си Цзиньпин, как я только что прочитал, цитирует Конфуция на порядок чаще, чем Мао.

    3.      Я не согласен с тем, что империя — это «газообразность», и что закон империи — это «непрерывное расширение территорий и влияния». Влияния — да, может быть, но территория — это другое дело. Просто мы находимся под влиянием ближайших к нам колониальных империй, возникших с началом географических открытий. Впрочем, можно согласиться, что империя, стремящаяся к непрерывному расширению, рано или поздно обречена на гибель, если она расширяется не на пустое пространство. Но, глядя на историю Китая, вряд ли можно заподозрить его в стремлении расширить свое «жизненное пространство». Все свои войны (кроме междуусобиц) Китай вел как войны пограничные, это были войны с соседями-кочевниками. Империя, стремящаяся к расширению, не станет возводить великих стен, она будет стремиться перешагнуть любые стены, разрушить их. Великие стены строятся для защиты, а не для нападения. Это Европа (в основном Восточная) знала только гуннов и монголов, а Китай всё время своего существования находился в непосредственном контакте с кочевниками (а иногда и под ними), для защиты от северных кочевников как раз и была построена Великая стена.

    4.      Мне больше нравится определение империи, которое дал Клиффорд Саймак в романе «Город»: «Империя не как символ захватничества, а как торжество упорядоченных человеческих взаимоотношений, построенных на взаимном уважении и мудрой терпимости».

    5.      Вовсе не все равно, какие народы населяют империю. Кстати, Египет никогда не был империей, таковой он не считается. А вот Римская, Британская, Российская и Китайская империи — это четыре большие разницы. Я бы не стал их сваливать в одну кучу, различий больше, чем общих черт.

    6.      Про бывшие земли китайских царств. Вообще, Китай всегда предпочитал договариваться с соседями, считая, что Поднебесная — носитель цивилизации, а все вокруг — варвары, а посему они должны признавать главенство Китая и приносить ему дань («подарки»). Курьёзом можно считать то, что маньчжурская Цин пыталась так же относиться к «западным варварам», прибывавшим в Китай со всякого рода миссиями в XVIII-XIX веках. Если же мирным путем договариваться не удавалось, начинались войны. Нужно ещё учесть, что кочевники по самому своему образу жизни были вынуждены систематически нападать на китайские земли с целью элементарного грабежа. Иногда соседи становились настолько сильными, что побеждали в этих войнах и часть исконных китайских земель отходили к ним, потом ослабевали и земли возвращались. Бывало и полное поражение Китая: монгольская династия Юань, маньчжурская Цин, или, скажем так, половинное: чжурчжэньская Цзинь, поглотившая Северную Сун,  и оставшаяся китайской Южная Сун. Иногда Китай побеждал в войнах с соседями и тогда захватывал их царства, чтобы те уже больше не досаждали, но они были ему не слишком интересны, в конце концов, они возвращались.

    7.      Тибет тоже находился в тесном контакте с Китаем с незапамятных времен. Это на севере говорят о «Великом шёлковом пути», а на юге это был «Путь лошади и чая»: с Тибета в Китай везли лошадей, обратно — чай. Но вот в конце XIX - начале XX веков между Россией и Великобританией разгорелся спор из-за Тибета: каждый хотел иметь на него влияние и привилегии в регионе. Кончилось тем, что Россия и Великобритания признали сюзеренитет Китая над Тибетом. В тоже время сам Тибет захотел статьть независимым ни от кого. После синьхайской революции в Китае из Тибета были выведены китайские войска и де-факто Тибет был независимым с 1913 по 1951 гг., хотя ни Китай, ни одно из государств Лиги наций официально это не признавали. Обратно Тибет завоевал Мао в 1950 г. С тех пор ситуация там, конечно, сложная. Китайцы ведут себя довольно жестко, их обвиняют в нарушении прав человека и угнетения нац. меньшинств. Но следует учесть, что тибетцы тоже не ангелы, а правами человека там и до 1950 г. не пахло. Там, между прочим, было крепостное право. Так что это вопрос очень спорный: как для политиков, так и для учёных.

    8.      Вьетнам. Когда-то в Китае было древнее царство Юэ. Его населяли вьеты, от которых происходят и современные вьеты. Царство Юэ сначала потерпело поражение от соседнего У, потом завоевало его, потом само было завоевано царством Чу, а потоки правящего рода бежали на юг и основали царство Миньюэ, которое было частично завоевано империей Хань, а позже Миньюэ завоевало Намвьет, что уже на пограничных теорриториях Китая и Вьетнама. Потом Кьетнам был под Китаем 1000 лет, до X века. В конце XIX и начале XX веков Китай и Вьетнам дружили на почве общего врага — колониализма, а потом и общей коммунистической идеологии. Китай существенно помог Вьетнаму в его вооруженной борьбе с французами, а Хо Ши Мин с товарищами нашли прибежище в Китае. Потом то же самое было во время вьетнамской войны, сначала партизанской гражданской, а потом уже с США. Споры отложили до её завершения. А вот уже после освобождения Южного Вьетнама возник вооруженный конфликт между Китаем и Вьетнамом: февраль-март 1979 г. Обе стороны заявили о своей победе. И потом ещё 10 лет отношения этих стран были напряженными. Сейчас уже всё спокойно и мирно. Но вот такая длинная история.

    9.      Сравнивая Тибет и Вьетнам, можно сказать, что такая уж случилась история: Тибет стал китайским, а Вьетнам — нет. Могло быть и наоборот, или любой из других двух вариантов. Но сегодня XXI век — это уже не XX век и, тем более, не средние века или древность.

    Вообще, Марк, у тебя странная логика: ты говоришь, что тот факт, что какие-то земли, бывшие когда-то китайскими, теперь не китайские, означает потенциальную угрозу захвата этих земель Китаем. Но ведь с тем же успехом можно на этом основании сделать и прямо противоположный вывод: тот факт, что какие-то земли, бывшие когда-то китайскими, теперь не китайские, означает, что Китай вовсе не стремится захватить вся и всё.

    11.   Другое дело — цивилизационная, культурная, научная, технологическая и т.п. миссии, не опирающаяся на штыки. Извини, но это делают уже все, кто может (и даже кто не может). Это называется глобализацией, нравится она нам или нет. А «острый аналитик» Эггерт, возможно, и справедливо напоминая о том, что мир не прост, и что опасности всегда существуют, делает на это основании какие выводы? Вот многие говорят: Америка велика и могуча, поэтому с ней надо дружить. Ну, так сейчас Китай велик и могуч, а станет еще могучее, но тогда, тем более, с ним надо дружить. И особенно, если учесть, что Россия с ним граничит на протяжении 4000 км. А вот с Америкой граница имеет длину 49 км. Почувствуйте разницу!

    12.   Но более важно совсем другое. Эггерт исходит из того, что у нас со Штатами много общего, что мы вообще тяготеем к Западу, а Китай нам чужд. И вот с этим-то я и не согласен. При всей бесспорной культурной и цивилизационной близости России и Запада есть в русской ментальности нечто, что её отталкивает от Запада, а Запад — от России. И есть кое-что, что сближает нас с китайцами. Хотя, конечно, надо признать, что на пути культурного и цивилизационного сближения России и Китая нам ещё идти и идти, впрочем, как и китайцам. И, конечно, всё равно останется у нас нечто, что не позволит нам с китайцами слиться в смертельных (для нас или для них, это уж как получится) объятиях.

  13. 3 февраля 2020, понедельник, 10-й день 1-й Луны.
    14-й день 24-го сезона
    大寒 Да хань - Большие холода.
    4-й день 3-й пятидневки: Водоёмы покрываются толстым слоем льда
    .

  14. Елена Гордеева написала в ФБ:

    О, лень! Ты – враг. Даже не размашистые замыслы из-за тебя охотно погибают. Но всё ж я собрала в одном файле мои заметки о стихотворении Владимира Теплякова и репродукции с домовиками. Картины написаны в нынешнем веке моим товарищем из Чернигова Алексеем Потапенко (Олексій Потапенко). На одной есть он сам, правда спящий. Публикую наконец. Не прошло и двух лет после нашего с Володей вечера в ОБРАЗЕ И МЫСЛИ. То, что я преодолела свою лень между 225-летием со дня рождения Грибоедова (15 января 1795) и сто девяносто первой годовщиной его гибели (11 февраля) – совпадение.

    Да. Запятая не мешает читать «о, лень» как «олень». Вижу это и заявляю: продолговатое животное с четырьмя ногами по углам и ветвистыми рогами на голове ни при чём. Кошки при чём (см. картины Алексея.) Итак.
    Обожаемая провинция

    Не раз я заявляла, что ценю поэзию, кроме прочего, за цепочки порождаемых ассоциаций, за пробуждаемые воспоминания. Уже заглавие над тремя катренами Владимира Теплякова взволновало меня. Как только я оказываюсь в провинциальном городе, так сразу начинаю превозмогать обожанье. Которое вовсе не исключает трезво-ироничного взгляда на окружающее. Вот стихотворение «Провинция» со страницы 26 (В. Тепляков. Лимонные липы. Москва, ВОДОЛЕЙ, 2017):

    Этот город тих и театрален
    В нём уютно мучиться тоской.
    В кулуарах живописных спален
    Оплывает жиром домовой.
    Горожане шагу прибавляют,
    Расправляя сонные крыла.
    Обновлённым золотом играют
    Под ленивым солнцем купола.
    И венчает благостную скуку
    Забияка бронзовых кровей,
    Вскинувший обгаженную руку
    На одной из главных площадей.

    Меньшее, что приходит в голову (думаю, не только в мою): настроение передано великолепно. Вот что пришло в мою, конкретную, голову: кулуары – это буквально коридоры. Театральные коридоры – это места для отдыха в антрактах. Зрители отдыхают в фойе, актёры – в своих кулуарах, может быть, среди живописных декораций. В общем, провинциальные спальни суть кулуары по отношению к городу-театру. (Нравится даже то, что сочетание «кулуары спален» построено, как «шутка юмора» или «морда лица».) После первой строфы читатель становится больше зрителем, чем читателем. И это – достижение. И значит, тоска, которой уютно мучиться, есть театральная тоска. Я люблю детективы и пользуюсь термином «уютное убийство», начисто забыв, кто его придумал: Агата Кристи или я сама? Остаётся открытым вопрос, кто именно мучится: лирический герой, жители города или и тот и другие? (Не подумайте, что я склонна легкомысленно относиться к театральной тоске.) Ожиревающий домовой не вызывает моей антипатии.

    Вторая строфа. Горожане прибавляют шагу, потому что надо торопиться на работу. Почему их крыла сонные, понятно: утро, они не допроснулись. Но почему они вообще крылатые? Многие считают, что провинция – один из синонимов безработицы, однако здешние горожане – не безработные, ура. Они по мере просыпания исполняются вдохновением – для своих повседневных свершений. Отсюда – «крыла». Которые, впрочем, не могут не напоминать о конечном пункте всякого человеческого движения. Кладбище всегда провинциально, я бы сказала, принципиально провинциально. И кладбища ассоциируются с изваянием ангела, олицетворяющего сон: дескать, спи спокойно до самого последнего Суда... Воображать ангелов приглашают и следующие 2 стиха. Храмы восстанавливаются, служба возобновляется. В храмах полно изображённых ангелов.

    Последний катрен. Разумеется, то, что рука обгажена, вызывает удовлетворение. Даже больше, чем удовлетворение. Церкви, превращённые из-за атеиста-забияки в склады и гаражи, смогли вернуться к своему назначению (сомнительному, но – своему). Кладбищам полагается быть провинциальными, а памятникам не полагается быть смешными. Однако почти все памятники смешат. Во многих случаях это горький смех. Преклоняясь перед Грибоедовым, я не могу не слышать внутреннего ропота, оказываясь под сенью памятника ему. То же – с Лермонтовым, Маяковским и, конечно, Шекспиром. Пылко любя созданное ими, я огорчаюсь из-за памятников им. Зато глядя на памятники советскому вождю, я не думаю, но чувствую: так тебе и надо! Кто был в Костроме, тот наверняка видел изваяние г-на Ульянова, которое взгромоздили на постамент, оставшийся от начатого перед Первой мировой войной памятника в честь 300-летия дома Романовых. Смешит сама идея, а уж исполнение... Хорошо, что общественный туалет расположен недалеко от этих попираемых обломков самовластья... Для меня не полюбить стихи о вскинутой над площадью руке было невозможно.

    Надеюсь, моё понимание «Провинции» не поражает автора непопаданием в его собственный настрой и подход к тому, о чём он написал. Напоследок – о форме. Читая полученный от Владимира сборник по принципу «где откроется» я несколько раз пожалела, что его стихи по исполнению традиционны. Казалось, что привлечь больше внимания к значительному содержанию могла бы более своя, «фирменная», форма, не выработанная мильоном предшественников. Но потом я увидела: по-настоящему свой взгляд на мир (не важно, сколько ещё народу смотрит так же), способность передавать своё настроение, умение точно подбирать слова и ставить на правильные, предназначенные им места – всё это покоряет читателя безо всякой особенной формы.

    Февраль 2018

     

    Я написал в комментарии (и в перепосте):

     

    Интересное стихотворение. И интересный анализ. Чуть было не написал «эпикриз», а потом подумал: а ведь есть что-то общее. Например, «Содержание эпикриза доступно только медработникам, и на него распространяются правила соблюдения профессиональной тайны».))

    Забавно, что в анализе понравилось ровно то, что понравилось в самом стихотворении: тих и театрален, уютно мучиться, кулуары спален («морда лица»!), да ещё и живописных спален, ожиревающий домовой, прибавляют шагу, сонные крыла, обновлённым золотом, забияка, обгаженная (но вскинутая!) рука.

    Я бы ещё отметил ленивое солнце (провинция!) и благостную скуку (провинция!).

    Кроме собственно анализа стихотворения в тексте содержится ещё три пассажа, так сказать, лирические отступления: о кладбищах, о памятниках и о г-не Ульянове.

    О кладбищах подмечено метко и ассонансно-аллитерирующе – принципиально провинциальны. Интересно, откуда взялось кладбище в этом стихотворении? Наверное, от поступательно-возвратного хода чтения: от крыла, через купола, далее бронза с обгаженной (но вскинутой!) рукой и, видимо, обратно к крылам. То есть кладбищу просто полагается быть в таком стихотворении, даже если его там нет, оно всё равно всплывает в сознании.

    Про памятники и г-на Ульянова вперемежку. Забавно, но у меня памятники никаких огорчений не вызывают, а смешные даже особенно милы. Загаженная, но вскинутая, или вскинутая, но загаженная, рука у меня, конечно, тоже вызывает историко-политические ассоциации, но несколько другие эмоции.

    Мне, например, нравится памятник на привокзальной площади г. Сасово. Хотя произведением скульптурного или какого ещё искусства его вряд ли можно назвать. Голова (бюст без рук, но в галстуке) на постаменте, покрашенная то серебряной, то бронзовой краской в разные годы. Затылком к вокзалу и лицом к Дому железнодорожников и закату. Я даже написал об этом стихотворение «Золотая голова».

    В том же Сасово есть ещё один памятник с рукой, не вскинутой, а даже направленной немного вниз, зато с поднятым большим пальцем. Мне показали, что с определенного места под определенным углом зрения это оказывается вовсе не палец. Смешно. Я бы эти памятники обязательно сохранил.

    Характеристика «забияка» мне нравится, сразу вспоминается «Материализм и эмпириокритицизм», который я читал ещё в школе по собственной инициативе, о чём не жалею.

    Ну, а использование постамента, предназначенного памятнику одному правителю, для заменившего (свергнувшего) его правителя – это идея не новая. В 2000 г. я наблюдал в Кесарии Палестинской римские развалины, где были два таких памятника без голов. И объяснение: головы были съёмные, чтобы удобно было менять памятники при смене правителей. Вот их, в конце концов, и сняли окончательно.

    Мне тоже удовлетворительно, что церкви смогли вернуться к своему назначению, и для меня это назначение тоже сомнительно, ну и что?

    Возвращаюсь к стихотворению и сразу обращаю внимание на «фирменную форму» и «по-настоящему свой взгляд на мир» с примечательным примечанием: «не важно, сколько народу смотрит так же». Конечно, для пиара и «раскрутки», как сейчас говорят, выбранная форма – хуже некуда. Сегодня полагается срываться на крик, переходить на шёпот, в общем, всячески привлекать внимание. А тут голос не повышают, не понижают: бу-бу-бу. Такая форма безнадёжно провинциальна (м.б. не столько в пространстве, сколько во времени, если считать настоящее столицей времени). Но в стихотворении о провинциальном городе провинциальная форма – это, может быть, и есть находка. Она обладает всеми нужными качествами провинциальности: традиционна до архаичности, ограничена до закруглённости, уютна и одновременно театральна. Рифмы выстроены так, что шаг влево, шаг вправо – побег, но побег невозможен. А звуковая игра внутри и между строк так насыщена, как насыщены были архитектурные решения (чуть не написал, кулуары) старых городов, когда традиция царствовала, а не прозябала среди новых веяний. Вот, например, 1-й стих: т-т-т(д)-т-т, 2-3 стихи: у-у-у-у, 3-5 стихи: л-л-л-л и ж-ж-ж, 6-й стих: с-с и л-л, вся 2-я строфа: л-лл-лл-ллл. 8-11 стихи: с-сс-зз-с. И в то же время все эти аудиоизыски остаются незамеченными при поверхностном чтении, погруженные в традиционность формы. Традиционность и провинциальность – почти синонимы: я к детству полюбил овал, и угол я не рисовал.

  15. 8 февраля 2020, суббота, 15-й день 1-й Луны.
    5-й день 1-го сезона
    立春 Ли чунь – Начало весны.
    5-й день 1-й пятидневки: Восточный ветер приносит холод
    .

  16. Поздравляю всех с праздником фонарей Юаньсяоцзе 元宵节. В этот день варят колобки из клейкой рисовой муки с начинкой, которые и называются Юаньсяо 元宵. Ещё юань 元 – круглое, оно же денежная единица юань, которая иначе пишется как юань 圆 или юань 圓. Сяо 宵 – ночь. Юань 圆 – круглое символизирует туань юань 团圆 – встреча после разлуки, тесный (семейный) круг, счастливое окружение. И сегодня, 15-го числа первой луны – юе юань 月圆 – лунный круг – полнолуние, как и полагается в 15-ый день луны по лунному календарю. Об этом рассказал мне мой друг Хао Эрци.

  17. 20 февраля 2020, четверг, 27-й день 1-й Луны.
    2-й день 2-го сезона
    雨水 Юй Шуй – Дождевая вода.
    2-й день 1-й пятидневки: Выдра охотится за рыбой
    .

  18. Любое человеческое сообщество состоит из других сообществ, как круг, в который вложены меньшие круги, в каждый из которых вложены ещё меньшие круги и т.д. вплоть до одного человека. Но, как и вложенные круги, если их конечное число, не покрывают больший круг, так и в сообществе есть нечто, не сводимое к сумме вложенных меньших сообществ. Простейшая схема: человечество-государство-семья-человек. И в любом сообществе действуют силы центростремительные и центробежные. Глобализм и противостояние государств, единение страны и сепаратизм, браки заключаются и расторгаются, дети рождаются и уходят из семьи, человек ищет себя и бежит от себя, хочет остаться самим  собой и хочет стать другим. И важно, чтобы эти разъединяющие и соединяющие силы были в балансе и гармонии, как инь и ян. Когда одна из сил побеждает, происходит развитие, которое переходит в переразвитие, после чего процесс идёт в обратную сторону. Эту пульсацию может заметить каждый, но почему-то мало кто воспринимает её спокойно. Мы всегда присоединяемся к одной из противоположных сил и, если она проигрывает, воспринимаем это как трагедию, а если побеждает – как торжество справедливости, разума, истины, в общем, чего-то хорошего. Но хорошее – это баланс, достигаемый в пульсации, а вовсе не победа или поражение.

    Мне сегодня приснилась выдра, которая охотится за рыбой.

  19. 7 марта 2020, суббота, 14-й день 2-й Луны.
    2-й день 3-го сезона
    驚蟄 Цзин чжи – Пробуждение личинок.
    2-й день 1-й пятидневки: Персик начинает распускаться
    .

  20. Русский язык велик и могуч не своими правилами, а своими исключениями. В этом и заключается тайна русской души.

  21. 8 марта 2020, воскресенье, 15-й день 2-й Луны.
    3-й день 3-го сезона
    驚蟄 Цзин чжи – Пробуждение личинок.
    3-й день 1-й пятидневки: Персик начинает распускаться
    .

  22. Один хочет донести до людей найденные им ответы. И пишет «много буков».
    Другой хочет донести до людей найденные им вопросы. И пишет «мало буков».
    Даже не знаю, что хуже.

  23. 15 марта 2020, воскресенье, 22-й день 2-й Луны.
    10-й день 3-го сезона
    驚蟄 Цзин чжи – Пробуждение личинок.
    5-й день 2-й пятидневки: Иволга поёт
    .

  24. У вас бывают перепады настроения?
    Если не бывают, то сочувствую.
    Потому что проблемы решаются только при смене настроения: сегодня решения нет, а завтра есть, послезавтра опять всё плохо, зато послепослезавтра всё чудесно.
    Тут главное - держать равновесие.

  25. 17 марта 2020, вторник, 24-й день 2-й Луны.
    12-й день 3-го сезона
    驚蟄 Цзин чжи – Пробуждение личинок.
    2-й день 3-й пятидневки: Ястреб охотится за горлицей
    .

  26. Объясняю: люди соскучились по экстриму. Им хочется хорошенькой встряски. Раньше для этого устраивали войны. Но в Европах давно не было хорошей войны, так – постреливали по-мелочи. Пандемия (неважно, реальная или вымышленная) играет ту же роль. Кстати, во время войн люди не болеют.

  27. 17 марта 2020, вторник, 24-й день 2-й Луны.
    12-й день 3-го сезона
    驚蟄 Цзин чжи – Пробуждение личинок.
    2-й день 3-й пятидневки: Ястреб охотится за горлицей
    .

  28. Жаль Лимонова. Тут есть люди, которые его знали. Я не знал. Но мне он был симпатичен. Во всех своих проявлениях. Потому что без фальши.

  29. 17 марта 2020, вторник, 24-й день 2-й Луны.
    12-й день 3-го сезона
    驚蟄 Цзин чжи – Пробуждение личинок.
    2-й день 3-й пятидневки: Ястреб охотится за горлицей
    .

  30. Кто-то радуется, что можно сидеть дома и никуда не нужно ходить.
    Кто-то горюет, что нужно сидеть дома и никуда нельзя ходить.
    Вечное противостояние «можно « и «нужно», «нельзя» и «льзя».
    А дедушка Конфуций говорил, что должно совпадать: радоваться должному и следовать за радостным.

  31. 18 марта 2020, среда, 25-й день 2-й Луны.
    13-й день 3-го сезона 驚蟄 Цзин чжи – Пробуждение личинок.
    3-й день 3-й пятидневки: Ястреб охотится за горлицей
    .

  32. До чего всё-таки люди лишены собственной жизни!
    Обсуждает коронавирус, который их никак не коснулся, или скупают гречку, даже если их от неё тошнит.
    Обсуждают конституцию, разумеется, не читая.
    Ну, что ж: так всегда было, есть и будет.

  33. 19 марта 2020, четверг, 26-й день 2-й Луны.
    14-й день 3-го сезона 驚蟄 Цзин чжи – Пробуждение личинок.
    4-й день 3-й пятидневки: Ястреб охотится за горлицей
    .

  34. Алексей Сухоручкин (25.10.1959—11.07.2013) был художником, каллиграфом и большим любителем Китая, Японии и Тибета. Он изучал японский и китайский языки, рисовал картины на бумаге и на шёлке, писал каллиграфию: и китайскую и тибетскую. Делал японские кимоно. Играл на флейте. И много чего другого. А ещё он был в числе основателей литературного клуба «Подвал №1».

    http://burdonov.ru/Podval1/autors/SUHO/1.html
    http://burdonov.ru/Po…/ALL_AUTHORS/Suhoruchkin_Alexei/1.html
    https://sites.google.com/site/alexsuhoportraitgallery/index
    http://www.youtube.com/user/alexsuho

    В 2001 г. я написал стихотворение и прочитал его в «Подвале».

    Алексей Сухоручкин похож на сухого китайца.
    Он не тот весельчак, кто в тяжелом своем животе
    Носит счастье и благополучье на долгие годы
    И летает на облаке без применения рук.
    Алексей Сухоручкин недвижим, как старый бамбук.
    Он живет как лежит на обочине камень.
    Он не ходит в шелках, он рисует на шелке пейзаж.
    И уходит в туманные дали и горные выси
    по тропе, что пред ним возникает под чуткою кистью.
    Он уходит, не зная, найдет ли обратной дороги.
    Алексей Сухоручкин как тот пустотелый тростник,
    на котором играют, собравшись на летний пикник
    опьяневшие и потерявшие бдительность боги.
    Алексей Сухоручкин сказал, что все это обманно,
    мол, душой он стремится не в горы, а ближе к дивану.
    И пошел, но настиг его Неба решительный свист.
    И туманное Дао с угрозой сказало: "Вернись!"
    И застыл Сухоручкин - художник, китаец, флейтист.

    А два дня назад Гу Юй перевёл его на китайский язык:

    阿列克谢•苏霍鲁奇金像干瘦的中国人。
    他不像布袋和尚,大肚子沉重肥胖
    装满了长久的幸福和日积月累的高尚,
    不必伸展双臂就能在云端盘旋飞翔。
    阿列克谢•苏霍鲁奇金像衰老的竹子。
    他像道路旁边的一块石头那样活着。
    他不穿丝绸衣服,却在丝绸上画风景。
    他常常走向雾蒙蒙的远方和高高山顶,
    沿着小路,神奇毛笔为他描绘途径。
    他外出不晓得能不能找到返回的路。
    阿列克谢•苏霍鲁奇金像中空的芦苇,
    醉醺醺的、失去警觉的那些神灵
    吹奏着芦笛陆续赶来参加夏日聚餐。
    阿列克谢•苏霍鲁奇金说一切皆谎言,
    说他的心愿是接近沙发,而非登山。
    他走了,尖锐的呼啸声直达云天
    混沌的道严厉地呼唤:“你快回来!”
    水墨画家、吹笛人阿列克谢独自发呆。
    2020,3.17 谷羽译

  35. 20 марта 2020, пятница, 27-й день 2-й Луны.
    15-й день 3-го сезона 驚蟄 Цзин чжи – Пробуждение личинок.
    5-й день 3-й пятидневки: Ястреб охотится за горлицей
    .

  36. Хао Эрци 郝尔启 написал мне:
    Гу Юй мне передал, что у Вас вечер клуба [«Подвал №1» — И.Б.] приостановлен из-за эпидемии. А мы сидим дома уже больше 50 дней. Теперь дело первостепенной важности --- это здоровье. К счастью, наши компьютеры не заражены вирусом, и мы можем переписываться, как нам хочется.

    Гу Юй 谷羽 написал мне:
    Такое время очень полезно для поэтического творчества и рисования.