День пятый. Эпидавр. Музей. Down | Back | Home | Next

 

КУЛЬТ АСКЛЕПИЯ В ЭПИДАВРЕ

Культ Асклепия на священной территории Эпидавра возник в VI в. до н.э. Он был принесен из более древнего святилища Аполлона Малеата, которое располагалось на северной стороне горы Кинортий, к юго-востоку от античного Театра. Это святилище было основано в доисторические времена (XV в. до н.э.) и существовало наряду с Асклепийоном до самого конца античного мира. В исторические времена оба эти святилища были тесно связаны друг с другом, поскольку, как следует из надписей, именно в Асклепийоне почитался бог Аполлон вместе со своим сыном Асклепием. Традиция считает, что на горе Кинортии с древнейших времен существовал культ, посвященный божествам хтоническо-исцеляющего характера. Аполлон Малеат сменил это догреческое божество после 1000 г. до н.э.

Асклепий, сын Аполлона, древний фессалийский герой-полубог обладал хтонической силой. Будучи учеником кентавра Хирона, Асклепий обучился у него искусству врачевания. Решив воскресить Ипполита и других смертных, он был поражен молнией Зевса, но, даже пребывая под землей, продолжал оказывать помощь людям. Не утрачивая своего хтонического характера, с течением времени Асклепий превратился в бога.

Эпидаврцы, имевшие в прошлом догреческий культ бога-целителя и почитавшие также Аполлона, перенесли действие мифа о рождении Асклепия в свои места. Считалось, что его мать Коронида родила бога на горе Титфий (Гора Кормилицы). Учреждение состязаний во всех великих святилищах греческого мира архаической эпохи, а также местонахождение святилища Аполлона в горной местности заставили эпидаврцев основать новое святилище на более обширной территории. К VI в. до н.э. относится начало существования культа обоих богов на новой территории. С V в. до н.э. наблюдается значительный подъем святилища, которое приобретает широкую славу. В то же самое время крупные Асклепийоны возникают в Афинах, Коринфе, Сикионе, на Косе и на Родосе. Причиной, вызвавшей основание этих святилищ, явились эпидемии чумы, обрушившиеся тогда на греческие города. Эпидаврский Асклепийон и праздники в честь бога приобретают общегреческий характер. Прибытие огромного числа почитателей приносит значительные материальные ценности, благодаря чему стало возможным осуществление в IV-III вв. до н.э. роскошной строительной программы. Божественное исцеление считалось чудотворным и основывалось на вере исцеляемого. Совершив обряды очищения, больной приносил жертвы и засыпал в теменосе бога, который либо являлся ему во сне, либо давал указания. Исцеление обычно предусматривало "явление" бога либо в его подлинном образе, либо в образе его священных животных - змеи и собаки. Находки на территории святилища (большое число медицинских инструментов) указывают, что в святилище в то же время проводились хирургические операции. Больному назначали особую диету, лечение лекарствами и физические упражнения. Асклепийон всегда переживал значительный расцвет по причине большого числа людей, которые ожидали исцеления от бога, внося плату за лечение. Несмотря на все разрушения, имевшие место в раннюю римскую эпоху, святилище переживает подъем во времена империи, особенно во II в. н.э. Только христианство, официальная религия Византийской империи, смогла заставить верующих обратиться к новому богу, целителю душ, отказавшись от своего прадавнего благодетеля Асклепия.

 

Up | Back | Home | Next

СВЯТИЛИЩЕ АСКЛЕПИЯ

Одним из наиболее значительных и почитаемых Асклепийонов античности было святилище бога Асклепия в Эпидавре, формирование характерного облика которого происходит в позднеклассическую эпоху. На территорию святилища Асклепия паломники входили с северной стороны, следуя по дороге, которая начиналась от современного селения Древний Эпидавр и оканчивалась у монументальных Пропилей. Однако в настоящее время посетитель подходит к археологическому заповеднику с противоположной стороны и, направляясь к собственно святилищу, минует сначала вспомогательные сооружения, построенные на южной стороне для состязаний, связанных с культом бога. Идя по дорожке слева от Музея, посетитель видит к юго-востоку от святилища развалины здания квадратной планировки, возможно, самого большого на территории заповедника. Это Пристанище (Katagogion) размерами 76,30 Х 76,30 м, разделенное еще на четыре квадрата, каждый из которых окружает перистильный двор. Оно было построено в конце IV в. до н.э. и представляло собой роскошную гостиницу со 160 комнатами, расположенными симметрично вокруг дворов. Наиболее впечатляющим из вспомогательных сооружений был Гимнасий - прямоугольный комплекс размерами 70 Х 76 м с внутренним перистильным двором, продолговатыми колонными залами, а также вспомогательными помещениями для атлетов. Построенный ок. 300 г. до н.э. Гимнасий некоторые исследователи считают помещением для проведения торжественных ритуальных трапез.

К западу от Гимнасия находится Стадион святилища, сооруженный в V в. до н.э. в полости горы. Площадка Стадиона - прямоугольной формы, длина ее составляет 181,30 м. Каменные сидения для зрителей начали сооружать в эллинистическую эпоху. Тогда же была создана и стартовая линия, разделенная вертикальными перегородками на участки для 9 атлетов. На северной стороне Стадиона находится подземный арочный ход для почетных лиц и атлетов. Ход ведет к комплексу сооружений с перистильным двором, продолговатым залом и другими помещениями, в которых усматривают Палестру и комнаты для проживания атлетов.

К северу от вспомогательных помещений расположены теменос бога Асклепия, а также другие культовые сооружения. На уровне предвратия Гимнасия, к востоку от него находятся развалины палестры, у северной стороны которой имеется портик (возможно, портик Котиса). Это здание - ближайшее к священной территории. Некоторые усматривают в нем святилище египетских богов. Территория культового центра ограничена остатками крепостной стены, которая была построена в 395 г. н.э. для защиты от герулов. К северо-западу от Портика Котиса находится простильный храм дорийского ордера, построенный в IV в. до н.э., - храм Артемиды, а к востоку и на одной оси с ним открыто двухчастное святилище под открытым небом той же эпохи. Расположенный сразу же за храмом Артемиды, к северу комплекс почти квадратной планировки (24,30 Х 20,70 м), как полагают, включал древнейшие культовые постройки святилища V в. до н.э. (храм Аполлона, жертвенник и портики усыпалища). После IV в. до н.э. этот комплекс был преобразован в жилища жрецов. К северо-западу от комплекса находится находится храм Асклепия, построенный в 380-375 гг. до н.э. архитектором Феодотом, в котором стояла хризэлефантиновая статуя бога работы паросского скульптора Фрасимеда. Ко входу в храм дорийского стиля с 6 колоннами на фасаде и 11 по боковым сторонам вела рампа. Скульптурный декор верхней части этого сооружения экспонируется в Афинском Национальном Археологическом Музее. Крышу храма украшали статуи Ник и всадниц-нереид, а на фронтонах были изображены битва греков с амазонками и взятие Трои. Над этим скульптурным декором работал скульптор Тимофей. Мощенная дорога ведет к большому жертвеннику Аполлона у южной стороны храма. Перед храмом, а также с этой же стороны сохранились постаменты посвятительных даров. Под позднеримской стеной сохранились фундаменты двух зданий классической эпохи. Одно из них было мастерской, в которой работали над скульптурой фронтонов храма, а в другом находились подсобные помещения. На месте знаменитого Фолоса (Купола) Эпидавра, сооруженного к юго-западу от храма Асклепия, почти на одной оси с большим жертвенником Аполлона, сохранились только круглый фундамент и подземная часть постройки, т.е. три концентрических прохода, образованные круговыми стенками из поролита, которые находились под целлой и были связаны с хтоническим культом Асклепия. Этот имеющий вид храма шедевр перистильной архитектуры, творение аргосского зодчего Поликлета, был создан в 360-330 гг. до н.э. Фолос, который называли также Фимела (Thymele -Жертвенник) имел диаметр 21,28 м и располагал наружной колоннадой из 26 колонн дорийского ордера на трехступенчатом стилобате. Поднимались к Фолосу по наклонной рампе. Венчали это сооружение дорийский антаблемент, метопы которого были украшены рельефной розеттой и богатым декором, а также львиные головы на симе (соединительный угольник крыши). Внутри целлы, в которую входили через роскошную дверь, находилась колоннада из 14 коринфских колонн. Стены внутри были украшены картинами сикионского живописца Павсия. Пол Фолоса, окруженный коринфским перистилем, был покрыт черными и белыми ромбообразными плитами, сходившимися в центре к съемной круглой плите, под которой находился вход в подземелье. Кессоны потолка Фолоса были богато украшены рельефами с растительными мотивами. Высота здания до верха крыши предположительно составляла 12 м. Значительные фрагменты верхней части постройки сохранились и находятся в Музее Эпидавра. Функционально это здание, несомненно, было связано с хтоническим культом Асклепия мистериального характера.

Границу собственно святилища на севере составляет портик длиной 70 м, отождествляемый с Усыпалищем или Абатоном, где больные ожидали исцеления посредством сна или какого-либо иного вмешательства божества. Сохранились только фундаменты здания и весьма незначительные архитектурные фрагменты верхней части здания. Поскольку рельеф территории резко опускается к западу, поначалу, во второй четверти IV в. до н.э. была построена составляющая нижний этаж восточная часть портика, западное продолжение которой естественно получило верхний этаж поверх низкого нижнего этажа, сооруженного в конце IV в. до н.э. Портик имел на фасаде 31 ионийскую колонну с каменными перегородками на верхнем этаже и ряд пилястров внутри. К восточному краю Абатона примыкал колодец, вода которого использовалась для исцеления больных. Позади Абатона, вдоль западного края пересекавшей культовую территорию с севера на юг Священной Дороги сохранились развалины комплекса, состоящего из бассейна и библиотеки. Этот бассейн II в. до н.э. сменил более ранний бассейн классической эпохи, который был непосредственно связан с Абатоном и исцелением больных. У восточной стороны Священной Дороги при подходе к храму Асклепия была создана площадка, на которой стояли посвятительные дары, доходившие на юге до здания, где отправляли древнейшие культы. Эта открытая территория была ограничена с севера большим портикообразным сооружением III в. до н.э. с перистильным двором и торговыми помещениями. Идя на север к Пропилеям, посетитель видит к западу от Священной Дороги фундамент небольшого простильного храма ионийского ордера IV в. до н.э., посвященного Афродите или Фемиде. Величественные Пропилеи, являвшиеся главным входом святилища, были построены ок. 300 г. до н.э. на дороге, соединявшей теменос Асклепия с Эпидавром и его портом. На месте Пропилей остался их каменный постамент, а архитектурные фрагменты верхней части сооружения экспонируются в Музее Эпидавра. Оба фасада Пропилей образованы простильными ионийскими шестиколонными колоннадами с антаблементом и водостоками в виде львиных голов. Внутри здесь находилось квадратное перистильное помещение с антаблементом, украшенным букраниями и розеттами. За святилищем, к востоку от Священной Дороги находится фундамент большой пятинефной Базилики V века, построенной из остатков более ранних сооружений.

Чтобы посетить Театр и Музей, нужно вернуться на юг, идя параллельно древней Священной Дороге к востоку от нее и миновав портикообразные торговые помещения и портики дорийского ордера. К востоку от них в римский период был построен бассейн для сбора воды и водоснабжения святилища. В надписях этот бассейн назван AKOAI (лат. Aquae, "воды"). В южную часть бассейна было включено небольшое здание IV в. до н.э. с открытой частью спереди и залом с полукруглым постаментом для статуй внутри, в котором усматривают Эпидотейон. Идя далее на юг, посетитель видит слева святилище Диоскуров, т.н. Анакейон (IV в. до н.э.), и римскую виллу с двумя атриями.

РАСКОПКИ И МУЗЕЙ

Святилище Асклепия было исследовано в XIX веке в результате систематических раскопок греческого археолога Панайотиса Каввадиаса (1881-1887).

В первом зале Музея экспонируются медицинские инструменты, большое число священных светильников, небольшие посвятительные дары из глины, римские портретные статуи и надписи с "рецептами" лекарств или описаниями чудесных исцелений - ценные тексты по истории медицины, иногда довольно забавные. Другие надписи сообщают о смете строительства храма Асклепия и Фолоса, а также ряд подробностей о самих работах и создании декора. В следующем зале экспонируются архитектурные детали, культовые и посвятительные статуи, большинство из которых изображает Асклепия и божества, связанные с его культом, - Гигейю, Афродиту, Афину и др. Большой интерес представляют гипсовые слепки с акротериев храма, скульптуры, украшавшей фронтоны (оригиналы - в Афинском Национальном Археологическом Музее). Это статуи Ники, Гигейи, а также две группы авр (богинь ветра) или нереид, создание которых связывают с одним из наиболее значительных скульпторов IV в. до н.э. Тимофеем. Согласно надписи, Тимофей взялся изготовить матрицы для статуй фронтонов и акротериев и лично трудился над акротериями одного из фасадов. Необычайно легкими, "воздушными" представлены нереиды в прильнувших к их четко просматривающимся телам одеждах. Такое же впечатление производит и статуя Ники без головы с куропаткой (символ здоровья) в правой руке. Особенно близка манере Тимофея статуя Гигейи (без головы). Богиня наклонилась, чтобы покормить улегшуюся у ее ног змею. В результате непроизвольного движения хитон соскользнул с левого плеча, открыв грудь. Все четыре акротерия датируются ок. 380 г. до н.э. На фронтонах храма были изображены битва греков с троянцами (на восточном) и амазонками (на западном). В последнем зале Музея представлена частичная реконструкция антаблемента и архитектурные детали храма Асклепия и других сооружений. Подлинные шедевры - архитектурные детали Фолоса, также частично реконструированного. Метопы внешней перистазы украшены рельефными розеттами, а мраморная сима - львиными головами, пальметтами и аканфами. Замечателен декор мраморных кессонов потолка, из центра которых выступают рельефные цветы алтеи, обрамленные листьями аканфа. В этом зале находится также найденная близ Фолоса коринфская капитель, в которой археолог усмотрел созданный Поликлетом оригинал, ставший эталоном скульпторам, ваявшим капители 14 наружных колонн Фолоса.

 

  Up | Back | Home | Next