Кадрия Галеева

Кадрия Абдулвалеевна Галеева – график и живописец.
Родилась в Казани.
Окончила Московский институт стали и сплавов.
Участвовала в различных художественных выставках.
Член Клуба «Подвал#1» со дня его основания.

подробнее

 

• Живопись
  и графика

• Живопись
  (видеовыставка)

• Графика
  (видеовыставка)

• Видеоинтервью
  и фото
  с персональной
  выставки

• Список всего


 

 

 
 
Александр
Белугин
о работах
Кадрии

Кадрия Абдулвалеевна Галеева – график и живописец.

Родилась в Казани в семье с глубокими и давними мусульманскими корнями. Её дедушка занимал важный пост в мусульманском духовенстве Казани, репрессирован в 1937 году, а бабушка, дожившая до семидесятых годов, ещё читала книги на персидском языке. Отец – фронтовик, прошедший танкистом всю войну. Мать – научный работник. Брат – кандидат технических наук, доцент.

Кадрия окончила школу в Казани, пела в школьном хоре. Поступила в Казанский университет на механико-математический факультет, но после первого семестра оставила учебу и поехала в Москву поступать в Институт стали и сплавов, который и закончила.

В Москве вышла замуж, её муж – Игорь Бурдонов, научный работник, доктор физ.-мат. наук. После интитута Кадрия 16 лет проработала на московском заводе «Знамя революции» инженером-технологом и мастером ОТК. Затем работала в Творческом объединении Литературная студия «Сокольники», в туристическом агентстве.

Участвовала в различных художественных выставках, член Литературного Клуба «Подвал №1» со дня его основания в 1997 году.

У Кадрии много графических работ, выполненных акварелью и темперой в очень свободной манере на стыке абстракционизма и наивного искусства. Последние годы отдаёт предпочтение масляной живописи.

Источники её вдохновения – природа, люди и книги. Есть две серии живописных работ, посвящённых Лианозову в Москве, где она живёт, и деревне Липовка в глуши Рязанской области, почти на границе с Мордовией, рядом с рекой Мокша, где они с мужем купили дом в 1990 году.

Оба дома (в Москве и в Липовке) всегда открыты друзьям, которых Кадрия всегда принимает с большим гостеприимством и хлебосольством: русским и татарским.

Всегда любила путешествовать: сначала в туристических походах: пеших, байдарочных, горных. В заграничных поездках предпочитает не «пляжный отдых», а насыщенные экскурсии, позволяющие увидеть красоты природы и архитектуры, посетить музеи искусства и т.п. Была в Греции, Испании, Италии, Черногории, три раза в Израиле, где живут её самые старые и самые близкие друзья, и два раза в Китае.

Кадрия – заядлый читатель, она хорошо знает и любит не только русскую и татарскую литературы, но также японскую, испанскую, латиноамериканскую, английскую, американскую и т.д. Кроме художественных книг, увлекается литературой по истории, культурологии и религии, в частности, суфизму.

Немалую роль в её жизни и творчестве играет также музыка: как классическая (симфоническая и оперная), так и современная (кроме попсы).

Игорь
Бурдонов
о работах
Кадрии
 

 

Кадрия Галева – человек широких культурных взглядов и автор с глубокими восточными корнями. Трудно дать единственное определение направлению её творчества. Визуально это комплекс различных течений искусства: есть элементы реализма, восточного геометризма, абстракционизма, экспрессионизма, поп-арта на почве наивного искусства.

Автор идёт по пути честного воспроизведения собственного восприятия мира и ясного изложения своих позиций. Для этого она отдаёт предпочтение чистым цветам, выражающим сильные, яркие эмоции, перед академическим изложением градаций вялых уравновешенных оттенков. Рисунок картин бельше построен на чувственном любовании линией, пятном и формой, чем на бездушном изображении «объема», культивируемого у многих художников из Строгановки и других Вузов.

Сюжет картин прост и незамысловат, скорее можно говорить об отсутствии сюжета, что больше похоже на  восточное любование предметами, чем на привычное перспективное построение. Автор настаивает на чувственном отношении к композиции, отрицая традиционное академическое решение пространства, это похоже на подход импрессионистов и постимпрессионистов и является продолжением образцов европейской школы живописи.

Следует особо отметить, что автор больше заинтересован формой, чем объемом, можно сказать, что он «глашатай формы», именно интерес к форме ведет к истокам восточного искусства, если говорить точнее, то китайского классического искусства.

Духовное содержание картин – это радость бытия, радость познания мира и лёгкая лирическая грусть, что очень отличает автора от «русских нытиков» и занудных ремесленников. Цвет в картинах не подчинён ни композиции, ни идее, ни литературной, ни просветительской задаче, а является выражением психоэмоциональной составляющей души автора, что свойственно музыке и поэзии, и является, на мой взгляд, выражением главной составляющей высокого произведения искусства.

Александр Белугин

 

ОЧАРОВАНИЕ   ВЕЩЕЙ

На первый взгляд, картины Кадрии Галеевой самые обыкновенные. Они не ошарашивают зрителя, располагая к спокойному счозерцанию. Я вглядываюсь в них и постепенно, ненавязчиво обнаруживаю что-то иное. Пытаюсь дать определение этому, и не нахожу его. И дело не в том, что автор работает в разных жанрах и стилях: одни картины вроде бы реалистические, другие – абстрактные, тут вот – как будто наивное искусство, зато здесь – наоборот, концептуальное, это – что-то почти символическое, а то – будто слепок с натуры. Но всё это «вроде бы», «как будто» и «почти». Живопись художницы ускользает от стандартных определений, не вкладывается в привычные рамки, но и не противопоставляет себя им, как бы говоря: «истина где-то рядом».

Во всех картинах Кадрии есть нечто общее. Это особый, пристальный взгляд автора, исследующий окружающий мир и выстраивающий свой космос. Наиболее отчётливо это видно в картине с характерным названием «Устройство мира».

Нарисована Вселенная. Хорошо видно, что время стало вечностью. Из-за поворота не может выплыть лодка. Из леса не может выйти зверь. В небе не может пролететь птица. Хотя все рукоятки и рычаги управления – на самом виду, они недоступны. Художник нарисовал картину темперой и пастелью. Со временем пастель осыпется, темпера потрескается и Вселенная исчезнет…

«Окно в Липовку» – всего лишь кусочек русской деревни – будто окно в иной мир. Белые окна, белые мазки берёзовой кроны, белая полоса в небе, белое, лишь намеченное, окно. Картина кажется незавершённой, будто художник на полдороге бросил кисти и ушёл по зелёной траве в белую даль...
Так пишут мандалы, созерцание которых открывает, если не истину, то путь к ней. Это как «Полёт аиста» – аиста на картине нет, но чувствуется, что он только что пролетел.

Иногда космос вырождается до одной идеи, показывающей что-то важное в нём, как в картине «Лабиринт».

В левом верхнем углу есть четыре входа. Если войти через первый вход, то будешь долго плутать по лабиринту и в конце концов выйдешь обратно через второй вход. Если войти через третий вход, то тоже будешь долго плутать и в конце концов попадёшь в тупик, из которого нет выхода. Если войти через четвёртый вход, то тоже будешь долго плутать по лабиринту и в конце концов придёшь в круглый зал в центре лабиринта и станешь бессмертным. Но неизвестно, какой вход первый, какой второй, какой третий и какой четвёртый? Люди выбирают вход наобум и до самого конца не знают, чем кончится их путешествие. Они двигаются в лабиринте и пытаются найти правильный путь - и даже не догадываются, что выбор уже сделан ими с самого начала, как только они вошли в лабиринт. Так и в жизни…

Кадрия не даёт ответов, она задаёт вопросы, которые, может быть, важнее ответов. Мир её живописи открыт, как всякий живой мир. Это подчёркивается белым цветом – цветом вопроса – в картинах «Осенний павильон», «На реке Белой», «Около Старицы» и других. Это знак незавершённости – как в картине «Незаконченная гармония ритма». Гармония и не может быть закончена, если она живая, если это гармония живого мира. Нужно лишь увидеть её и окружить пустотой как в картине «Снег за окружной».

Но художник не останавливается на идее открытости и незавершённости мира. Она ищет равновесия и устойчивых форм подобных тому покою в движении, которое не становится менее притягательно из-за того, что мгновенно. Это то, что японцы называют «очарованием вещей», и что наиболее эмоционально выражено в картине «Фрезия», давшей название выставке.

И здесь будет уместным вспомнить, что фрезия – очень нежный и ароматный цветок, вызывающий ассоциации с изящным Серебряным веком. За кажущейся простотой скрывается скромность, чистота и очарование. Фрезия – символ весны, осенью она придаёт настроение, в дождливый день или зимой напоминает, что прекрасная пора рано или поздно наступит. Символизируя молодость и доверие, яркие, разноцветные фрезии всегда радуют глаз и наполняют сердце теплом. Словно лучи первого теплого солнца их искрящиеся яркими красками лепестки никого не оставят равнодушным. Фрезия на языке цветов означает спокойствие.

Игорь Бурдонов