Кадрия Галеева
|
|||
|
Кадрия Галева – человек широких культурных взглядов и автор с глубокими восточными корнями. Трудно дать единственное определение направлению её творчества. Визуально это комплекс различных течений искусства: есть элементы реализма, восточного геометризма, абстракционизма, экспрессионизма, поп-арта на почве наивного искусства. Автор идёт по пути честного воспроизведения собственного восприятия мира и ясного изложения своих позиций. Для этого она отдаёт предпочтение чистым цветам, выражающим сильные, яркие эмоции, перед академическим изложением градаций вялых уравновешенных оттенков. Рисунок картин бельше построен на чувственном любовании линией, пятном и формой, чем на бездушном изображении «объема», культивируемого у многих художников из Строгановки и других Вузов. Сюжет картин прост и незамысловат, скорее можно говорить об отсутствии сюжета, что больше похоже на восточное любование предметами, чем на привычное перспективное построение. Автор настаивает на чувственном отношении к композиции, отрицая традиционное академическое решение пространства, это похоже на подход импрессионистов и постимпрессионистов и является продолжением образцов европейской школы живописи. Следует особо отметить, что автор больше заинтересован формой, чем объемом, можно сказать, что он «глашатай формы», именно интерес к форме ведет к истокам восточного искусства, если говорить точнее, то китайского классического искусства. Духовное содержание картин – это радость бытия, радость познания мира и лёгкая лирическая грусть, что очень отличает автора от «русских нытиков» и занудных ремесленников. Цвет в картинах не подчинён ни композиции, ни идее, ни литературной, ни просветительской задаче, а является выражением психоэмоциональной составляющей души автора, что свойственно музыке и поэзии, и является, на мой взгляд, выражением главной составляющей высокого произведения искусства. Александр Белугин |
ОЧАРОВАНИЕ ВЕЩЕЙ На первый взгляд, картины Кадрии Галеевой самые обыкновенные. Они не ошарашивают зрителя, располагая к спокойному счозерцанию. Я вглядываюсь в них и постепенно, ненавязчиво обнаруживаю что-то иное. Пытаюсь дать определение этому, и не нахожу его. И дело не в том, что автор работает в разных жанрах и стилях: одни картины вроде бы реалистические, другие – абстрактные, тут вот – как будто наивное искусство, зато здесь – наоборот, концептуальное, это – что-то почти символическое, а то – будто слепок с натуры. Но всё это «вроде бы», «как будто» и «почти». Живопись художницы ускользает от стандартных определений, не вкладывается в привычные рамки, но и не противопоставляет себя им, как бы говоря: «истина где-то рядом». Во всех картинах Кадрии есть нечто общее. Это особый, пристальный взгляд автора, исследующий окружающий мир и выстраивающий свой космос. Наиболее отчётливо это видно в картине с характерным названием «Устройство мира».
«Окно в Липовку» – всего лишь кусочек русской деревни – будто окно в иной мир. Белые окна, белые мазки берёзовой кроны, белая полоса в небе, белое, лишь намеченное, окно. Картина кажется незавершённой, будто художник на полдороге бросил кисти и ушёл по зелёной траве в белую даль... Иногда космос вырождается до одной идеи, показывающей что-то важное в нём, как в картине «Лабиринт».
Кадрия не даёт ответов, она задаёт вопросы, которые, может быть, важнее ответов. Мир её живописи открыт, как всякий живой мир. Это подчёркивается белым цветом – цветом вопроса – в картинах «Осенний павильон», «На реке Белой», «Около Старицы» и других. Это знак незавершённости – как в картине «Незаконченная гармония ритма». Гармония и не может быть закончена, если она живая, если это гармония живого мира. Нужно лишь увидеть её и окружить пустотой как в картине «Снег за окружной». Но художник не останавливается на идее открытости и незавершённости мира. Она ищет равновесия и устойчивых форм подобных тому покою в движении, которое не становится менее притягательно из-за того, что мгновенно. Это то, что японцы называют «очарованием вещей», и что наиболее эмоционально выражено в картине «Фрезия», давшей название выставке. И здесь будет уместным вспомнить, что фрезия – очень нежный и ароматный цветок, вызывающий ассоциации с изящным Серебряным веком. За кажущейся простотой скрывается скромность, чистота и очарование. Фрезия – символ весны, осенью она придаёт настроение, в дождливый день или зимой напоминает, что прекрасная пора рано или поздно наступит. Символизируя молодость и доверие, яркие, разноцветные фрезии всегда радуют глаз и наполняют сердце теплом. Словно лучи первого теплого солнца их искрящиеся яркими красками лепестки никого не оставят равнодушным. Фрезия на языке цветов означает спокойствие. Игорь Бурдонов
|