Этот вечер проводился в рамках фестиваля "Неофициальная Москва".
|
|
|
|||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
15: 4 сентября 1999 |
|
|
Этот вечер проводился в рамках фестиваля "Неофициальная Москва".
|
|||||||
Так о вечере писали до 4 сентября 1999 года
А так о вечере писали после 4 сентября 1999 года
|
|
Вечер открыл Герман
Лукомников, забежавший на огонёк в промежутке между выступлениями в других клубах и прочитал несколько своих стихотворений и фрагментов из своего последнего эротического романа |
Александр
Белугин, Игорь Бурдонов и Наталья Селиваненко
Липовка - это такая специальная деревня для
отдыха, общения и творчества.
На фотографии Вы можете увидеть один из видов Липовки.
Клубная акция была воспроизведением того оригинального действия, которое впервые было проведено в августе месяце в Липовке в доме (и около дома) Игоря Бурдонова (на фотографии показано стрелкой).
Это была композиция из акварелей, написанных этим летом в Липовке Александром Белугиным, Игорем Бурдоновым, Надеждой Красильниковой и Наталией Селиваненко, |
Вот некоторые из работ |
||
|
|
|
стихов, сочинённых Игорем Бурдоновым к циклу своих пейзажей,
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Я был в пути, но я не знал, во сне иль наяву. Там серп луны прилежно жал молочную траву. В полях лежали облака. Со стоном рос тростник. Взлетала шумная река на черный горный пик. На той горе горел огонь священного костра. И мчался рысью красный конь с полночи до утра. Дымился светлый небосвод. Спускались люди с гор. И был подобен плеску вод их странный разговор. октябрь 87 |
Мне снились два солнца, Три птицы и домик в горах, В котором я спал И видел сны. Я стоял над обрывом. Деревянный старик Со спутанной бородой Говорил о пути. Он дал мне карту, похожую на дерево, похожую на землю, похожую на воду, похожую на небо. По дороге травы через ворота деревьев я уходил в белый рассвет. |
У старого камня, у красной травы, у чёрной воды я спрашивал о пути. Из земли рождалось солнце. Был воздух светом. Были деревья туманом. Дорога спускалась с земли и уходила в небо. Я думал: что там в конце пути? |
Была гроза и деревья говорили с небом. В горах мой взгляд над пропастью летел туда, где домик над обрывом чуть виднелся. Не тот ли, где я спал? Вот две скалы. Деревьев юных стража. И каменные облака. |
Тропа вела всё дальше вглубь страны. И чёрной птицей туча опускалась В селеньи у ручья, летящего в горах, заклеены бумагой белой окна. Оно покинуто давно. Я дальше шёл. С причудливого неба сливался свет с одою пополам и по земле струился. |
В лугах дорога стала белой. А может, белым был туман. Я затерялся там. На закате солнца приходил в деревню, чтоб чай попить и переждать ночные превращенья неба. А на рассвете опять меня вели ступени жёлтые земли. И рощи на пути, казалось, спрашивали: Кто ты? И откуда? |
И спрашивали камни гор: Куда ты? И зачем? На выбор предлагали высь иль пропасть. Порой казалось: двое нас. Слетались облака и птицы. И ветви к нам тянулись. И наклонялись скалы. Порой я исчезал. Вода и свет переливались через край земли и неба. |
Бывали дни, когда мой мир настолько тихим был, что, может быть, и не был. Ещё чуть-чуть - исчезнут небо и земля, останется лишь белая бумага. Я в лодке плыл, не трогая весла. Не шелохнувшись, мгновение стояло. В моём пути я был не одинок: Меня всегда сопровождала весёлая толпа деревьев. |
Дорога грызла землю. Всё ближе, ближе подползали кусты, как звери к водопою. В лугах вода с землёю спорила. А травы их пытались примирить. Белые ветра смывали краски и уносили с собой. Мне казалось: и я унесён. Просыпалось синее небо, и краски земли возвращались. И вновь тропа блуждала меж небом и землёй. И снова чудилось: в высоких травах позади я что-то схоронил. |
Оранжевое солнце неопознанно взлетало над землёй. В тот день был сильный ветер. И сильная тревога: мне казалось, я потерял свой путь. Чудовищный закат сжимал своё кольцо всё туже. Но вдруг я увидал - край деревянной крыши. В дыму зелёного рассвета - не то луч света, не то тропа. И я по ней пошёл. Проснувшись с розовой зарёй, я выглянул в окно: В домике напротив тоже кто-то спал, и тоже видел сны. |
Липовка, 14 августа 1999 |
а также импровизации музыкантов из Германии Susanne Schulz (скрипка) и Jho Kaufmann (аккордеон) на темы демонстрируемых картин. В Москве вместо немецкой музыки звучала
русская аутентичная песня "ВИНОГРАДИЕ"
(закликание плодородия) в исполнении
Действие начиналось на веранде
и продолжалось во дворе дома, куда выносились картины Игоря Бурдонова,
оформленные в виде ширм.
После акции гости могли поближе рассмотреть
понравившиеся им картины
Участники акции занимались "разбором полётов".
А гостей, по Липовскому обычаю, угощали
водкой и свежезасоленными рыжиками.
В Москве свежезасоленные рыжики пришлось заменить солёными белыми грибами (тоже из Липовки).
|
Хозяин вечера Александр Белугин рассказал о своём
посещении Клуба "Ротонда". Это произвело на Александра Белугина сильное впечатление
и он решил ввести в программу "Вечеров на Войковской" эту
замечательную традицию. Что и было немедленно осуществлено. Прежде всего, наш V.I.P получил порцию винограда. В течении вечера Владислав Соколов получил также:
|
Юлия Болотина исполнила под гитару цикл своих песен:
|
Вилли
Мельников фотопоэзиприсутствовал
своими фотографями и текстами на многочисленных и древнейших языках
народов мира, в том числе придуманных самим Вилли Мельниковым.
|
Михаил Морозов
спел романсы собственного сочинения в сопровождении гитары, а также мелодии
фламенко.
|
Сергей Федин и Дмитрий
Авалиани показывали листовертни, палиндромы, анаграммы и прочие
стихи необычных форм и звучаний.
|
Дмитрий Широков прочитал В подтверждение прочитанного были продемонстрированы разнообразные вещи, привезённые из путешествия:
|
Калмыкия
Археологи раскапывают в Калмыкии курганы. Это делается благодаря американцем. Американцы собрались строить нефтепровод Тенгиз /Сев.Казахстан/ - Новороссийск, их заставляют оплачивать раскопки. Трасса проходит через Калмыкию, а в Калмыкии почти не осталось археологов, кто уехал, кто спился. Археологов приглашают из Москвы, из Саратова, снабжают их местными водителями, поваром, и эти отряды работают. По внешнему виду кургана нельзя с уверенностью сказать, какие там захоронения, сколько их, их там может вообще не быть. Я не археолог, поэтому мне доверяли лопату, нивелир, рисование, вернее "перебеливание" чертежей. Обычно поднимались в 6 утра, завтракали. В 7 забирались в экзотический автобус "Шкода", которому 30 лет и до того, как он стал "археологической лабораторией" /как написано у него на боку/ он перевозил элистинских мотоболистов, а еще раньше кажется был передвижной рентгеновской установкой. Ехать больше часа, кто спит, кто играет в карты. Дороги з степи - степные, если лежишь - главное не слететь с полки, в любом случае - старайся не дышать пылью. На курганах автобус отдыхает, а действует "скрепер" - трактор о приспособлением, снимающим грунт слой за слоем. Тут же ходит археолог - ищет "пятно", где "пятно", там захоронение. Остальные лопатами "чистят курганную бровку" для ее фотографирования и зарисовки. Все это продолжается до полудня, потом перерыв на "перекус". Пьют чай, едят бутерброды. После этого работа продолжается, хотя многие уже думают о маныче - поселке, где магазин во дворе жилого дома, там делает ежедневно остановку автобус по пути назад, в лагерь. В магазине продаются предметы первой необходимости - пиво, сигареты, мороженое, водка, вино. По приезду в лагерь все купаются в водохранилище. Виден другой берег - Ставропольский край, Азия , хотя и на западе, мы - на востоке, но - Европа, Калмыкия единственное место в Европе, где есть пустыни и буддизм. Кроме нас в лагере живут дети из детского дома, они то просят сигареты, спички, то приносят змей и черепах. Повар Толик приготовил обед, мы едим, непременно подтрунивая над Толиком. Он отличился тем, что полез в пьяном виде к цепной собаке. Утром все увидели Толика с заклееным ртом - пес укусил его за губу. После обеда - отдых до ужина, а там всегда находится повод использовать купленные и Маныче, или заказаные в Ики-Буруле /райцентре/ или Элисте, или привезенные еще из Москвы напитки: У кого-то День рождения, кто-то уезжает - значит "отвальная", кто-то приехал - "знакомство", просто хорошо закончился трудовой день. Причем начальница Наташа зачастую произносит первый тост, уходит спать, а в 2 часа ночи поднимается, пытаясь разогнать загулявшую компанию. Утром все встают, завтракают, садятся в автобус... Из этого графика выбивается Санал, единственный археолог-калмык. Вот он молчалив и спокоен, значит трезвый. Но вот он все разговорчивей и общительней, дальше - больше - он уже оскорбляет начальника лагеря, занимает деньги, самовольно влезает в оставленную машину - ехать за водкой на ферму. Но машина застревает в воротах /у нее кончился бензин/, как назло в этот момент в лагерь пытается въехать автобус, возвращающийся с курганов. Наташа дает указание вывозить Санала в Элисту, но местный завхоз-водитель Саша дипломатично игнорирует это распоряжение. И через некоторое время Санал молча клеит битую керамику, рисует ржавые стремена и так - до следующего раза. Употребляют здесь самые разнообразные водки - пустыми бутылками усеяна степь вблизи лагеря. Подозрительные безакцизные "Столичные", "Московские" и "Русские", сделанные в Осетии, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Есть "На троих" и "Ха-ХА-ХА", сделанные там же, на совсем экзотичных "Стопке" /с допотопным автомобилем и знаком "Стоп" на этикетке/ и "Калашникове" /с портретом конструктора/ напечатано только "произведено и розлито в России". Самый главный археолог Цуцкин /борода, пропыленный уазик, приезжает ночью, уезжает до подъема/ запрещает употребление спиртных напитков, поэтому при нем открыто не пьют, - разрешает только пить кумыс /раза 3 мы его пили/. Цуцкин все знает, всем занимался: писал пособие "Топографические работы в археологии", был пионером калмыцкого дельтапланеризма, лепил из глины как и все археологи. Когда я начал здесь лепить из глины и обжигать вещи в примитивном горне, выяснилось, что все археологи через это прошли и поэтому давали мне советы. Но сами не лепили, лепили только молодые рабочие-студенты, в самом начале экспедиции они побрились наголо, пили меньше, но хуже работали. Зато все лысые пробовали моих жареных сверчков и лагушек, сами угощали меня мидиями. Слепленая нами посуда трескалась, но игрушки получались. Приезжали и уезжали мы из столицы Элисты - небольшого города со смесью восточной провинциальности, старых советских памятников, новых буддистских строений, вкраплений культа личности Кирсана Илюмжинова. Вот большой рекламный щит : Илюмжинов с Алексием П, надпись "единая Калмыкия в единой России", через квартал тот же Илюмжинов, только с Далай-ламой, надпись на санскрите. Жарко, оживление только в районе рынка. Вечером жара спадает, все выходят на улицу, по выходным идут т.н. "массовые" - большая толпа у президентского дворца слушает двух местных ди-джеев, кто-то танцует, все покупают мороженое и газированную воду в киосках. Я заходил на стадион "Уралан", там играет местная команда -предмет гордости Илюмжинова и всей Калмыкии. Стадион имеет две трибуны, вместо других - высокий забор, что б никто не смотрел футбол бесплатно. Рабочий стадиона предлагает шапочку "уралана" за 100 р. Я отказываюсь. В конце июля в Элисте открылась Ступа Просветления. Ступа - это буддистская часовня - башенка из силикатного кирпича. Внутри - большой вертящийся барабан. Держась за его ручки босые Буддисты идут по часовой стрелке и читают мантры. Вокруг ступы - народ, не то, что у хурула, элистинского буддистского монастыря, там кроме служителей в бордовых одеждах и нас никого не было, потом подъехали молодожены на илюмжиновском черном лимузине - "сдается на мероприятия за 200 р. в час, а белый такой же расстреляли в Москве" - поясняет Саша. А у Ступы молодежь, собственно она ее и строила - виден вагончик, на нем какой-то небуддистский лозунг - кого-то поздравляют с днем Рождения, будка туалета в отдалении. Вокруг Ступы дорожка - кольцом, по ней также надо ходить по часовой стрелке, местные парни развязно кричат буддистам: "Ну, че, мужики, помогает?". Те спокойно отвечают:"Хочешь - пойдем вместе". Кто-то еще доделывает дорожку - вбивает плиточки особой формы. Кто-то давно уже сидит в позе лотоса. Наташу раздражают слишком пляжные наряды этих буддистов. За забором виден пресловутый Ситичесс- пустующий квартал современных домиков. После шахматной Олимпиады квартиры там продают , но элистинцы не покупают - слишком дорого. Мы садимся в машину и едем мимо памятника Остапу Бендеру с шахматной фигуркой в руке, Саша говорит, что иногда ее отпиливают любители сувениров. Мы подъезжаем к памятнику репрессированным калмыкам, работы Эрнста неизвестного. |
Тбилиси
Большинство едет в Тбилиси через Владикавказ. Так, вроде дешевле. Но если ты приехал среди ночи на какой-то пятачек у Беслана, где только дикие такси до Тбилиси, да микроавтобус до Цхинвала, то денег придется, истратить немало. Шоферы долго переговариваются /на грузинском?, на осетинском?/, решают, кто с кем поедет, пассажиров пересаживают из машины в машину. Бодрствующий милиционер проверяет документы и кому-то не отдает. Заинтересованный водитель уже торгуется с милицией за паспорт своего пассажира. И дальше он выполняет функции таможенного и пограничного посредника - у всех собирает паспорта и справки, опытным взглядом оценивает, насколько документы безупречны, диктует "сколько надо дать", через него, конечно. В общем, с таким водителем, ты из машины можешь и не выходить. Некоторые шоферы предпочитают ездить через Цхинвали - это на 100 км дальше, однако там могут быть более благосклонны к его машине на всяких постах. После середины пути водители высматривают встречного коллегу. И вот машины сигналят, останавливаются, ведутся громкие переговоры, пассажиры переходят из одной машины в другую, машины разворачиваются и каждая возвращается к себе - с российскими номерами - в Беслан, с грузинскими -в Тбилиси . Шофер - грузин - ругает Горбачева и Шеварднадзе за то, что они развалили Союз и теперь дороги не такие , как при коммунистах, жалуется на дороговизну бензина и берет еще 100 рублей за то, что довез меня до дома. В Тбилиси на каждое шагу магазины. Есть фешенебельные, есть обычные, даже со старыми русскими вывесками, есть киоски, но торгуют и просто из окон домов, из подвальных бойниц, куда, кажется, могут только кошки проникнуть. Но если оттуда торчит палка, а на ней обертки от сигаретных блоков, а рядом пустые бутылки из-под пива "Казбеги" - значит в этом отверстии их можно купить. Сигареты /папиросы в Грузии не признают/, пиво, жвачка - стандартный набор. Продавцы мороженого или мацони иногда ходят по улицам и кричат: "морожно", "накени", "морожно,накени" или "мацони, мацони" /почему-то мацони на русский не переводят/. Документы местные полицейские у меня ни разу не спрашивали, видно кеды, шорты, дети, собака, говорят сами за себя, без документов. В Тбилиси собак гораздо меньше, чем в Москве. Но грузины ценят крупных собак. Прохожие постоянно спрашивают, какой породы наша собака /по грузински собака "дзагли"/. Надо отвечать "прангули мастифи" /французский мастиф/ - это более понятно, чем "бордосский дог", а то один переспросил: как, как? "Барбоский дог?".Несмотря на жару мужчины в шортах почти не ходят - только брюки и ботинки идеального состояния. Женщины носят бюстгалтеры. Так жарко, что у питьевых фонтанчиков всегда несколько человек. Однажды напившись воды - будешь подходить к каждому следующему по пути фонтанчику. Вечером я смотрю как грузины играют в футбол на специальном стадиончике с синтетическим ковром и пластиковыми креслами. Один забил гол, как ему и его команде кажется, соперник этого не признает /хотя голы забиваются каждые две минуты и без эмоций/, но тут спор разгорается, наконец один снимает с себя жилетку, бросает ее под ноги, идет к свему "мерседесу" и резко уезжает. Игра прекращается, через три минуты играют другие составы. Ежедневно мы с детьми и четырьмя собаками ходим на "Черепашку" -официально:"0зеро черепашье". Поднимаемся, сначала 345 ступенек до большой черной женщины с поднятыми руками /в Тбилиси любят памятники и мемориальные доски/, в одной руке - веточка, в другой -платок. По грузинскому обычаю, если женщина бросила платок, то мужчины должны прекратить драку. От женщины вниз спускается каскад больших ступеней, по ним должна литься вода, но воды сейчас нет, нет ее и в фонтане с датами 1941 - 1945. Рядом с фонтаном лежит поверженный боец, раньше его принимали в свои ряды воины средневековья, но потом их увезли - остались одни постаменты. Это называется "Парк победы". За женщиной тропинки, собак спускают с поводков. У озера их привязывают, они всегда лают, когда мы идем в воду - им кажется, что люди не вернутся. Каждое утро мы встречаем на озере компанию стариков, один из них всегда переплывает озеро батерфляем туда и обратно. Потом они переодеваются, обвязавшись полотенцами. Один раз все озеро было в переговаривающихся охранниках. Вдоль озера бегал какой-то важный иностранец. Таня сказала, что это немецкий посол. Проходя мимо китайского посольства, мы подобрали газету "Свободная Грузия", в ней указавалось время солнечного затмения для Тбилиси и сообщалось, что конца света не будет. Первое детей воодушевило, второе - разочаровало. II августа мы пошли на Мтацминду /727м над у.м./, вернее мы поднялись на Фуникулере /30 тетри/. фуникулер вроде самый длинный и крутой в мире. Оно и понятно, его делали бельгийцы в начале века, а сейчас везде для подъема строят подвесные дороги. У нижней станции старая надпись "Парк культуры и отдыха", потом сбитые буквы "имени Сталина". Верхняя станция полуразрушена, дети смотрят на солнце через стекла от масок сварщиков, видно как Луна наползает на Солнце. Народу совсем мало, человек 20, половина из них - иностранцы, но полного затмения нет, только на 89,9%. 10% Солнца вполне хватило для освещения Грузии, так, чуть пасмурно стало, ненадолго. Мы спускаемся по разрушенной пешеходной пороге к церкви Давида - там же пантеон грузинских Писателей и общественных деятелей, могилы Грибоедова, матери Сталина, Мураба Коставы /со свечками и флажками/. До этого мы были в музеях /цена билета 50 тетри/. Кроме нас по пустым залам ходило несколько иностранцев. В музее Истории Грузии, в одном из оставшихся залов - 4 из 6 закрыты, следы пуль, сказалась близость дома Правительства. Новые надписи - только на грузинском. Последний зал Музея искусств - Пиросманашвили. А где же знаменитый "Жираф" и "Кабан" и остальные... Оказывается, в фондах 200 картин и экспозиция в зале время от времени меняется. Шофер сказал: "Все, Грузия кончилась." Машина въехала в Южную Осетию. Пейзаж за окном не изменился, но вдруг стали появляться надписи на русском языке, зачастую с любопытной орфографией: "Хадавик" /видно ремонтирующий машины/, "легковоспламеняющий газ" /это на цистерне/, "ювельр" /вместо "и" - "ь"/. На каждом шагу продают бензин, цены - рублевые. Южная Осетия не подчиняется Грузии, но и Россия не признает ее самовольного присоединения к Северной Осетии. Тут на машинах старые советские номера с буквами "ЮО". Снова надписи на грузинском - это несколько грузинских деревень, подчиняющихся Тбилиси. А вот и Красно-желтый осетинский флаг на горе и лозунг "Осетия - наша великая Родина". Встречаются сохранившиеся /в отличии от Грузии/ памятники Ленину и, кажется, Сталину. А вот и он сам: мы останавливаемся у источника, тут же всякие придорожные вагончики-киоски, и видим: похожий на Сталина человек /может двойник?/ в генеральском /а может генералиссимуском/ кителе спускается в досчатый и грязный туалет. На груди звезда Героя Советского Союза, на ногах - домашние тапочки, явно не к месту, в этот туалет надо ходить в сапогах. "Сталин" садится на переднее сиденье "Волги", уезжает. Мы тоже едим. Снова памятники погибшим на дороге, тоннель - в лужах и очень редких фонарях, таможни. Во Владикавказском аэропорту толстая тетка в форме говорит, что ее тошнит от вопросов, когда отправляется самолет на Москву. |
Лев Матвеев
показывал свои "ИЗОСТИШЬЯ" и дарил
их гостям вечера на память.
|
4.09.99 Лев Матвеев. Изостишья.Изостишье по форме представляет собой большой квадрат размером с квадратную часть стандартного формата А4, на котором правильными рядами три по три расположены девять малых квадратов размером 2 на 2 дюйма (5х5 сантиметров) каждый. Малые квадраты, называемые изословами, как правило содержат в себе некоторое количество рамок, вложенных друг в друга. Эти рамки различного цвета и размера соотносятся друг с другом образуя сходные цветовые сочетания, которые можно интерпретировать как своеобразный аналог рифмы. Расположение рифмованных изослов по сторонам большого квадрата образует различные структуры, которые могут интерпретироваться как различные ритмы изостиший. Как правило, это крестообразные структуры по углам или серединам рядов изостишья. Таким образом, изостишье симметрично относительно центра или же вертикальной и\или горизонтальной оси. Цветовые соотношения большого квадрата (фона) и рамок малых квадратов задают эмоциональный строй изостишья, его, если здесь уместно использовать музыкальную терминологию, тональность (мажор, минор и их соотношения). Внутрь малых квадратов помещаются разнообразные объекты, которые образуют смысловую основу изослов. Таким образом, объект, помещенный внутрь малого квадрата, будем называть корневой основой изослова, фон, на котором он находится, -суффиксом, а совокупность рамок - окончанием изослова. Так мы имеем простой и наглядный аналог оконечной рифмы. Общее количество разных цветов в изослове будем интерпретировать как количество звуков, а суммарное число, складывающееся из цвета корня, фона и цветов окончания, как количество букв. Обычно максимальное число букв в изослове равно семи-восьми, что обусловлено размерами малого квадрата - изослова (5х5 см). Большой квадрат также может содержать некоторое количество рамок различного цвета и ширины. Таким образом, изостишье представляет собой некоторый аналог четверостишья -четыре рифмы по углам. Структуру изостишья можно интерпретировать как некоторое высказывание - фразу, предложение, содержащее стандартные члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение т.п. Можно предложить следующую аналогию: центральный квадрат композиции будем называть подлежащим (то главное, о чем идет речь), вертикальную ось из верхнего и нижнего квадратов будем называть сказуемым , остальные изослова будут определять и/или дополнять основные (группа подлежащего или группа сказуемого). Разумеется все эти аналогии весьма условны, их задача лишь подчеркнуть структурную четкость изостишия, аналогичную структурной определенности простой стихотворной формы. И, разумеется, не это задает поэтическую составляющую изопоэзии, а та лирическая поэтизация, окружающего нас мира, быта, обыденности, которая и определяет изостишье, как жанр быт -арта. Рассмотрим основные оси пространства быт-арта.1.ДО. Бытарт -народное искусство 21 века.Простота и понятность техники, гарантированность результата, доступность и подручность материала, повседневных объектов, декоративность и законченность изостиший делает бьгг-арт исключительно пригодным для массового использования, украшения быта, взаимных подарков, связи и коммуникации между людьми и даже связи поколений. Выпуск соответствующих наборов: картона, клея, рамок, размеченных композиций и разнообразных полуфабрикатов позволит каждому создать оригинальный и достаточно декоративный обьект изопоэзии. 2. РЕ. Творческая самореализация, развитие креативности, трейнинг композиционного начала.Особенность техники коллажа состоит в возможности перебора и в том, что мы всегда видим, то, что у нас получается в итоге. Многократно комбинируя элементы композиции мы получаем фактически последовательность, ряд произведений, асимптотически сходящихся к наилучшему требуемому и искомому результату. Мы можем перебрать сотню вариантов и всегда вернуться назад к наиболее интересному, и каждый вариант - это готовое законченное произведение. На наших глазах реализуется многообразие миров, множественность вариантов красоты и точности отражения наших замыслов и эмоций. Эта уникальная возможность открывает перед нами неограниченное поле самосовершенствования, как в эстетике, композиции, цветовому дизайну, так и в технике самовыражения, самореализации. Регулярная практика быт-арта формирует глазомер, вкус, является полигоном эстетических решений, выработки эстетических предпочтений. Заметим, что гармонизируя и эстетизируя композицию мы по индукции гармонизируем и эстетизируем наше душевное и эмоциональное состояние, наше видение окружающего мира .оцениваем наши возможности и потребности управления эмоциями и т.п. Здесь быт- арт тесно смыкается с психотехникой. З.МИ. Поэтико - эстетическая функция быт- арта.Совершенно очевидно влияние японской эстетики на концепцию быт-арта, и, в частности, на изостишья. Само название изостишья восходит к известным японским трехстишиям - хокку. Сама форма 3х3 говорит о присутствии идеи трехстиший в сердце концепции. Но за этой чисто внешней аналогий стоит глубинная сущностная основа. Изостишье чрезвычайно близко к японским трехстишиям по своей недосказанности, образности и символическому языку, а также строгой, минимизированной форме. Интерпретация изостишия как произведения изопоэзии восходит к интерпретации и пониманию трехстиший, сама минимальная форма которых требует мощного включения эстетического потенциала созерцателя. Старый пруд Это, ставшее уже классическим, трехстишье великого Басе лучше всего проинтерпретировал один молодой японский поэт на конференции посвященной творчеству Басе: Старый пруд Прыгнул Басе ...всплеск! Как будто само бытие приоткрывается нам через узкую щель этих строк, сама сущность поэта, бытийная основа созерцания. Кстати, термин быт-арт интерпретируется некоторыми исследователями не только и не столько как искусство быта, но, прежде всего, как искусство Бытия. "Иметь или быть".-так называется одна из интереснейших работ американского психолога и философа Эрика Фрома. Интерпретация изостишия, как бы подчеркивает идею о том, что эстетическая сущность искусства перемещается от художника к зрителю, от поэта к читателю, интерпретирующему предлагаемый ему набор образов как своеобразный бытийный поэтический конструктор. Другой аспект изопоэзии и быт-арта, подлинный феномен японской эстетической традиции, икебана - способен обогатить концепцию изостиший прозрачными творческими аналогиями. Изостишья можно было бы назвать плоской икебаной "в квадрате". Действительно, икебана - это композиция из цветов, построенная по определенным законам, в частности, по законам трех ветвей композиции: Син, Сое, Хикае, -Небо, Земля, Человек. Рассмотрим, как преломляются эти аспекты в теории изостиший. Начнем с того, что этикетки, обертки и наклейки - это подлинные цветы Второй природы - нашей рыночной бизнессферы. Не только внешне, своей яркостью и пестротой, но и по сути выполняемой ими функции цветы своим цветом и ароматом должны привлекать насекомых, обеспечивать опыление и тем самым служить средством продолжения рода. Этикетки, своей яркостью должны привлекать покупателей, способствовать уплате денег и тем самым служить средством продолжения бизнеса. Три ветви икебаны как эстетико философская концепция конструктивно приложимы к эстетике изостишия: наиболее интересные композиции содержат элементы высокого, возвышенного ("Небо"),- это как правило отсылки к высоким духовным, философским и социальным идеям, выраженным в произведениях искусства, картинах, архитектурных шедеврах и т.п. Элементы приземленного ("Земля"), самые "низменные" бытовые предметы- монеты, гвозди,осколки,и т.п. -то, что характеризует самый упрощенный пласт жизненных ценностей . И наконец, где- то между ними, как между пределами, границами пролегает линия человека, автора или зрителя, выражаемая как правило некоторой индивидуализированной, личностной символической фигурой. В заключение заметим, что икебана зародилась как часть буддистского поминального обряда, выполняемого только монахами- мужчинами, и никогда не рассматривалась лишь только как изготовление композиций для демонстрации. Это прежде всего медитация,обряд, ритуал, "вещная" молитва. 4. ФА .Быт- арт - это психотехника.Начнем с того, что создание произведения изопоэзии - это медитация, и вовсе не своеобразная ее форма, а самая естественная, органичная,и доступная. Быт-арт, как средство самовыражения, чрезвычайно эффективная и доступная техника. Все наши протесты, неосознанные желания, подсознательные страхи и ненависть могут быть выражены в этой простой, доступной и эстетизированной форме. Можно рвать и плющить, разбивать и гнуть все, что нам доступно. Можно выплескивать свои эмоции, визуализировать их и выводя на осознаваемый уровень, работать с ними. Эмоциональные состояния как бы зацепляются за комбинируемую последовательность знаков и сиволов и ..поразительно уходит вместе с ним в ткань изостишия. Переворачивая лист, мы как бы закрываем эту страницу жизни, реализуя своебразный механизм исповеди, покаяния и.. прощения. Есть такое глубокое высказывание: "Мы властны над прошлым пока мы живем". Смысл его в том, что все то, случилось с нами мы можем переосмыслить и переплавить в нечто лучшее. Эстетизируя наши состояния мы как бы способны взглянуть на них иначе, с другой, эстетической точки, таким образом, упорядочить, изменить их психологический статус. Да, это было дурно, грустно, плохо, но сейчас-то все переосмыслено, сложилось прекрасно. Не так ли... Опыт и мастерство в этой оси пространства быт-арта состоит как раз в умении находить адекватные средства и приемы самовыражения, добиваясь эмоционального созвучия, разотождествления: вот я, а вот то, что мучило меня все это время. Я вижу, я принимаю, я, наконец, понимаю, что это было. Это реализуется за счет введения своих эмоций в структуру, "в рамки", в строгую форму. 5. СОЛЬ. Информационно-мемориальная функция быт-арта.Мемориальная функция быт -арта очевидна и в то же время поразительна по своей эффективности. Объект, связанный с определенной ситуацией, действием или событием даже по прошествии многих месяцев вызывает стойкие конкретные ассоциации и удивительным образом возвращает нас к переживаемым эмоциям. Он тем самым запечетлевает то, что никаким способом невозможно запечатлеть, ведь словами выразить эти тонкие ощущения просто нереально. Известно, что все, что видит человек на протяжении всей своей жизни, запечатлевается в мозгу с удивительной силой и яркостью, вспомним метафору о том, как "перед глазами проходит вся жизнь" за какие то мгновения. Дневниковая функция быт- арта и вытекает из ассоциативной память. В конце дня мы выгребаем из карманов завалявшиеся там объекты: этот билетик я мял и складывал пока ехал на выступление, эту скрепку я гнул и ломал во время разговора, эта пуговица оторвалась у меня когда я бежал по эскалатору, чтобы не опоздать на встречу и т.п. Каждый сам припомнит и приведет десятки интересных примеров. Все это эстетически осмысленное, творчески переработанное, предстает в "странице" дневника - вечернем изостишии быт- арта. Дневниковая функций быт арта органично перетекает в летописную, как об этом поется в песне Булата Окуждавы : "...без вымысла почти впустую он запечатлевает мир". Однако, по сути, летописная функция быт-арта гораздо глубже и богаче . Через каких нибудь десяток лет многие объекты, плотно окружающие нас сегодня, исчезнут из нашего обихода или трансформируются настолько, что потомки вряд ли смогут правильно назвать их значение и назначение. Даже сегодня можно представить себе игру по называнию и указанию функции объектов изостиший. Так можно проводить своеобразное тестирование на знание обиходного, бытового пласта жизни определенной страны или культуры. Например, можно проверить действительно ли человек долго жил в определенном месте. Архив и коллекция. Многие хранят в ящиках столов или трюмо милые старые вещички, которые уже ни на что не годны, но выбросить их нельзя - жалко,потому что они вызывают воспоминания или связаны с давними событиями. Это мой вещный архив. Почему бы не превратить это в эстетизированные композиции быт- арта. Может быть им тогда будет суждена новая долгая жизнь. Вообще же изостишье более всего походит на некую коллекцию, оформленную для показа, коллекцию правда весьма своеобразную. Коллекцию, казалось бы, настолько разнородных предметов, что порой хочется найти этому объяснение в области психопаталогии или даже... уфологии. Действительно, кажется, что какие то пришельцы тщательно собирают мельчайшие элементы быта и жизни землян, пока не понимая их связи и смысла, а просто тщательно фиксируя близость, так сказать, фактическую (просто эти вещи оказались вместе). Этакие маленькие срезы осей бытия, мозаика огромной жизни,собираемая по стандартным квадратикам сетки, чтобы затем разложить все снова и пытаться понять, чем жили эти длиннорукие, длинноногие существа. Безусловно, элемент загадки, тайны, нерасшифрованности скрыт в концепции быт-арта, почему так? зачем рядом? отчего вместе? Задача архива, задача фиксации пластов жизни, быта, времени, эпохи, реализуемая быт-артом, вовсе не так тривиальна, как может показаться. Все эти этикетки, все символы, рожицы и рожи, являясь обиходной аурой бытия, определяют наше подсознание, задавая мотивацию, формируя предпочтения. Мы живем в этой среде, порой не осознавая в какой среде мы живем. Наши дети впитывают подсознательно эту эстетику, становясь подобными ей, подражая и воспитываясь. Архивная функция быт- арта выводит все это на сознательный план, позволяя осознавать и работать с этим. Итак, коллекция - и есть своеобразная летопись, этакая повседневная журналистика, бесстрастная и всеобъемлющая, косвенная и объективная. Один мой друг детства специально заливал смолою насекомых и закапывал эти слитки в землю предполагая, что через тысячу лет из них получится янтарь и потомки смогут изучать мир наших насекомых. 6.ЛЯ. Коммуникативная функция быт- арта.Быт-арт и изопоэзия, в частности, является мощным средством коммуникации во времени и пространстве, причем коммуникации, не требующей перевода, являющейся невербальной и, потому, интерлингвистической. Начнем с того, что показ, демонстрация, выставка очевидно являются такой коммуникацией, правда несколько односторонней: зритель, образно говоря, не может ответить художнику "тем же", не может сказать что- то в ответ на том же языке. Представим себе обратное, полный обмен изостишьями или изословами в рамках некоторого вернисажа, клуба или даже частного общения. Раз в неделю члены клуба приходят на встречу принося с обой отдельные слова, рифмованные пары или четверки, незавершенные изостишья и т.п. .Обмениваясь словами, они подбирают интересные по цвету, или нужные по смыслу изослова, из которых составляют свои композиции. Можно представить себе и полный набор - все девять слов, которые предлагается расположить в собственном, ином порядке. Например, я не приклеиваю композицию,а просто раскладываю ее, фотографирую или сканирую, и создаю свой вариант, свое послание, свой вопрос. Отвечающие на мое послание делают свою раскладку (видя мое послание или не видя его), произвольно или осознанно отвечая мне так сказать "теми же словами" (помещая в центр другой символ, делая сказуемым другую пару и т.п.). Это ответ в рамках тех же изослов. Разумеется можно ответить и другими словами , так сказать, "своими словами", изменив часть словаря или полностью заменив все слова. Такой диалог в изостишьях может продолжаться как угодно долго (переписка двух друзей). Специфическая форма ответа - перевод,- суть которого в замене каждого знака на аналог из другого быта, культуры, времени : монета-монета, средство письма, -аналог, фантик конфеты - другая конфета, ключ-ключ, пробка - пробка и т.п. Здесь интересен перевод нечетко определенных символов, которые должны быть интерпретированы, поняты, переосознаны и затем символизированы по-своему. Очень интересным элементов клубной деятельности является проведение этакого праздника, хэппенинга - составление композиции по кругу, когда сообща мы формируем некоторое количество общих высказываний - изостиший, унося затем домой свой собственный сводный синтетический вариант. Это может быть размышление на определенную тему или поздравление определенному человеку, или же свободная веселая импровизация, этакий "джэм сэшн" в традициях джаза. Вершиной и итогом развития коммуникативной функции быт-арта является международная система невербальной коммуникации - "Интернешнл быт-арт коммуникейшн", функционирующая в рамках всемирной почты, либо уютно разместившаяся в Интернете, которая связывает всех членов теперь уже всемирного клуба. Но это уже следующий компьютерный аспект быт-арта. 7.СИ. Компьютерный аспект быт-арта и изостиший.Современные информационные технологии меняют лицо многих видов деятельности, специальностей, жанров искусства. Компьютеризация создания изостиший .особенно в рамках международной системы невербальной коммуникации, может кардинально преобразить и эту сферу деятельности. Заметим сразу, что компьютерные технологии в каком- то смысле противоречат вещному духу изостиший. Но это уже спицифика технологии. Вообще же компьютеризация этой сферы может дать мощные и неожиданные результаты, начиная от своеобразного рабочего места создателя изостиший, работающего с огромным объемом словаря (упорядоченного, канонизированного, конвенциализированного), и кончая реальным сближением людей в рамках повседневной эстетизированной изопоэтической деятельности. Начнем с того,что для создания изостиший может использоваться вся мощь компьютеризированного дизайна. При это мы можем гораздо тщательнее подбирать цветовую палитру для более точного выражения наших эмоциональных состояний. Затем мы можем использовать элементы сканирования и компьютерного цифрового фото- видео для сбора любого визуального материала для изослов и изостиший. Наконец мы можем воспользоваться базой данных с мощными гипертекстовыми системами поиска, ассоциирования, аналогий, синонимов, перевода и т.п. Можно представить себе огромный словарь символов, образов для конвенционального выражения понятий, идей и настроений, этакую современную интерлингвистическую "геральдическую систему", изоэсперанто бытия. Аналогичная система, но ориентированная на культурное пространство: визуальные и музыкальные искусства, дала бы своеобразное изоэсперанто культуры. Все это способствовало бы коммуникации, сближению людей, и, в конечном итоге, изменило бы лицо нашей цивилизации.
Автор концепции быт-арта и изостиший - Лев Матвеев (Владимир Бусленко) |
Валентин Загорянский не смог приехать на вечер, но прислал акростихи, посвящённые участникам предыдущего "Вечера на Войковской". |
Валентин Загорянский. Тетрадь N765. Участникам вечера на "Войковской" 11 июня 1999 года АКРОМУЗЫКА ТОНКИХ ИЗЛУЧЕНИЙ Мастерской Александра Белугина и всем художественным подвалам Акростих посвящается Подвалишь - и не лишний: лишних нет! Отсутсвующих нет! Все на поверку! Да здравствует здесь наш автопортрет Всеобщий! Не снимали даже мерку!.. Ах, войковские эти вечера! Лиловая и хвойная прохлада!.. Акростихов заветная черта, Муз мускулы - и музыки не надо!.. Всевластье чая и всевластье чар, С начала до конца, с конца к началу!.. Едва ударили из двух гитар - Меня как завлекло, как закачало!.. 18 июня 1999 года. Александру Белугину 18 акрострок Апрель, ты знаешь, что уже весна? Любовь уже - и женщины ужасны! Едва уронишь взгляд - и ты без дна!.. Как эти сновиденья куртуазны! Скорее - под крыло, мой шар земной! А то найдут, а то закатят к чёрту┘ Небось на небо - страшно, милый мой, Дыхание так давит на аорту!.. Разит рисунком рощ из-за угла, Устраиваются рассветы на ночь┘ Бери кусок вселенной! Берегла Его страница!.. Опрокинься навзничь!.. Лепечет Бог о будущей листве┘ Узнаешь ли себя в его узорах!.. Глядись в грозу и льни травой к траве, И потеряйся в солнечных просторах!.. Нет, это не рисунок, не чертёж┘ Утраченное чьё-то Невтерпёж┘ 16 апреля 1999 года, пятница, 16 часов около старой синагоги. Глебу Седельникову Самосонет Глобальный бал, глобальная болтанка! Лишь только бы до Бога, до божка!.. Ей-богу, ты, летучая голландка! Бросаюсь вслед - одышка да башка┘ С одышкой тяжкой да с башкою фляжкой - Ещё и твой браслет, и мой брасс лет!.. Деревенею лбом, слабею ляжкой - Есть образ твой, им до краёв - твой след!.. ЛЬну словом, льну молчаньем, льну волненьем┘ Напрасно, праздность! Праздник не пронзишь!.. Исходит холст мой холостым хотеньем - Кинь камень, коли камнем мне грозишь! Отвечу трещиной, отвечу щелью┘ Вот я и настежь - вещ, по наущенью┘ 18 июня 1999 года. Валентину Загорянскому Акроавтограф Валандайся тут с вами, со словами! А мне без слов бы, мне бы без границ!.. Лучами бы, полями бы, лесами Елозить бы по звёздам, небом ниц!.. Начну с того, что выйду на дорогу; Туман не страшен: вечный путь блестит┘ И внемлет немота и мне, и Богу, Ни мне, ни Богу слова не простит!.. Уста от слов устали, обветшали, Завяли запоздалые уста┘ Ах, если бы им прежде не мешали! Горели бы, как ягоды куста, Обогревали б утра, освещали Разинутую розу на росу, Являли б радость в грусти и в печали, Настраивали б прозу на красу!.. Сегодня же - ни слова, ни полслова! Кто слово скажет - скатертью кати!.. Обетами вселенского посола Морить моря эмоций погоди!.. Уморишься!.. Умора, а не соло!.. 18 июня 1999 года. Игорю Бурдонову Акросонет Играй, играй, рассказывай, тальянка, Гарцующему утру на крыльце! Откуда, черноглазка-итальянка, Роса России на твоём лице!.. Юна роса, и ты юна, Россия, - Бросаешься в забеги, в кутерьму!.. Успели - нас с тобой изобразили┘ Расстались мы: ты в Таракань, я в Тьму┘ До вечера, мой друг, до танцплощадки Отпустим пустоту гулять в словах!.. Не оставляй на пальцах отпечатки Ожогов нежности - любовных плах!.. Вернись душой! А сердце уж на месте, Уже и тает от летальной лести┘ 12 июня 1999 года, метро "Киевская". Григорию Гутнеру Акросонет философический Гора была в гостях у Магомета. Устала - и не движется гора┘ Так тихо - точно оперы либретто┘ Начало - где же ты? Тебе пора!.. Есть музыка, есть ритм её, хрустяще Рассчитанный, - и сердце бьётся в ритм Гости в горсти, дыханье, да обрящи Расти в кости, касанье, да не ври!.. Исчезли звуки, суета исчезла - Где авторов оркестр, где залов дно! Отсутствуют, отсутствует и бездна┘ Раз нет их - и тебя нет за одно┘ Исходит тишина сама собою, Йог с йогом сходится, гора с горою┘ 17 июня 1999 года. Андрею Шестакову - акрописцу из Зеленограда Акросонет Шестая часть с названьем кратким "Рвусь", Естественного равенства равнина. Стой так, простор! Не то я разорвусь!.. Топорщилась дыханья котловина┘ Акростихом - до звёзд, до немоты, Куда Макар телят, где, рак, не свистнешь!.. Откроешь тайну - глух, и нем┘ А ты: Возьмёшь - и словом, словно солнцем, брызнешь! Акростихом - до сердца, до души!.. Не лестница, не башня, не верёвка┘ Добейся, дотянись, дотормоши, Распространись - и пусть другим не ловко!.. Ещё не вечер, но уже не ночь - Йодоподобна речи нашей мощь┘ 17 июня 1999 года. Александру Чаловскому Акроофорд Алмазом по стеклянным небесам! Латая латы талого таланта┘ Единственная дикость: не пей сам! Кому коммуна, а кому-то мантра┘ Состав известен: сера, водород, А прочие забыты элементы┘ Народ, не разувай напрасно рот! До комплементов ли!.. Что комплементы!.. Раздвинешь ткань - и так автопортрет! Узнай у сна: ты устный или бред?.. Чем мечен, чьим помечен ты мечом? Ах, эти в золотых сачках девицы! Лечу - как челюсть, целюсь кирпичом!.. О, фортели!.. Офорту б подавиться!.. Возникнешь здесь, И вдруг - возникнешь там, Седой, как лунь, и, как луна, зелёный - Какой эстамп истошный, сточный штамп! От пресной донны до Кармен солёной┘ Мужайся, муза, голубей, плебей - У блюдца вьются тучи голубей!.. 18 июня 1999 года. Дмитрию Авалиани 15 акрострок Димедрол демисезонный, Метроболи недрострой┘ И триумфы, и трезвоны!.. Треугольник уст пустой┘ Рио - да ещё - Жанейро! И июня знойный гной!.. Ювелиры, польшенели┘ Авва Отче, Хавва Ной!.. Вал повалит Земляной!.. А Лиане┘ Что Лиане┘ Лишь бы ствол ей с двор длинной И не меньшей вышиной!.. А не будет - не беда: Не оставят христиане, Им что вьюн, что лебеда┘ 18 июня 1999 года. Александру Бубнову Курскому соловьюноше 15 малых акропалендромов Ах, упечь - чепуха! Лавр оборвал┘ Ежи, ниже! Кто от "К"? Саван на вас! А кусала, сука!.. На вид - диван┘ Дальше тешь лад┘ Радуг удар┘ Буги губ┘ Утаи "ату"!.. Будь, дуб! Нил, блин!.. Он ссал классно!.. Веди дев!.. 18 июня 1999 года. Льву Митряеву - Зеленоградцу Глоссалалический Акродекастих Лаодини диани куэко! Еукори! Кумару, кунару!.. Вио аго дуагу, дуэго! Матинаи, бунаи бунару┘ Икотэ, икоту, икотади┘ Тиниам, тиниам! Паранаи!.. Рашуида рашу - рапу ради! Яэра, яэра! Патинаэ!.. Еримо? Кинама, патиго! Валионо панои┘ Тико┘ 5 июля 1999 года. Ольге Пы (из публики) - Акрододекастих правый! И тогда началось "Далеко"┘ И жёг сердце, жёг сердце глагол! И училась быть счастьем печаль, И учился быть страстью очаг┘ А потом наступило Вчера. Дездемоной задушен арап. Полоумно след юной стопы Пил опальный полуденный пыл!.. Только глаз твоих плазменных стая, До моей немоты нарастанье┘ И строка умерла, простонав, О струну обстрекалась стена┘ 5 июля 1999 года. Сергею Федину Земляку Валентина Загорянского Акрододекастих Садись! Сказал я солнцу - солнце село. Ещё одно волнение позади. Растёт в душе моё земное тело - Где это я? У Господа в груди! Есть руки, есть глаза┘ А вот и звёзды! Юпитер больше, чем бильярдный шар!.. Фонарь погас┘ Так гаснут только слёзы┘ Едва успел, едва не оплошал, Дотронуться до слова, до изнанки, Исправить миф - как раз удобный миг - Начав с конца той бесконечной планки!.. Ударь же, "Так"! Уже ударил "Тик". 27 февраля 1999 года Под сонату Альфреда Шнитке Для виолончели и фортепиано. |
После официальной программы, согласно традициям Клуба, началось чаепитие
и выступления всех желающих. Этот вечер побил все рекорды по продолжительности - Гости разошлись усталые, но довольные. |