Титульная страница фотоотчёт   видео1   видео2
главная
страница
о клубе
В  е  ч  е  р  а        н  а        Т  а  г  а  н  к  е 
первый
предыдущий
следующий
последний
30 января 2010  Летаргическая литургия
28 февраля 2010   ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ
Мы ещё не придумали, что бы тут сделать

14 февраля 2010

Несколько слов
от Клуба Интерактивного Творчества (КИТ)

Вступительное слово Игоря Бурдонова
перед началом
"ВЕЧЕРА-ПУТЕШЕСТВИЯ"
(или Как пользоваться
Путеводителем по мирам
)

Миры Игоря Бурдонова (картинки миров)

ШАН ШУ :
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ:
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОМНЕНИЙ

 

 

Игорь Бурдонов  

 

 

 

 ВЕЧЕР-ПУТЕШЕСТВИЕ

 

в рамках

Клуба Интерактивного Творчества (КИТ)

Фильм Живого ТВ (и на моем сайте: 1-ая часть вечера, 2-ая часть вечера)

Несколько слов
от Клуба Интерактивного Творчества (КИТ)

Игоря Бурдонова нельзя назвать человеком многоликим. У него одно устойчивое лицо – лицо доктора физмат наук (см. ссылку на список научных работ). Многолико его творчество - поэзия, миниатюрная и не очень проза, эссе, акварели, сайтостроительство (см. сайт литературного клуба Подвал#1, куратором которого ИБ совместно с А.Белугиным является уже более 10 лет) и ... многое другое. Во "многое другое" входит компьютерная видеографика, хотя как медиа-художника ИБ себя не осознает (слишком много "номинаций" в его творчестве).

На вечере мы показали ИБ как художника синтетического (имеется в виду не «синтетика», а "синтез" – синтез слова, изображения, звука, замысла…). В этом качестве Игорь Бурдонов представил интерактивный медиа-путеводитель по своему творчеству. Так что и сама встреча с ИБ называлась «ВЕЧЕР-ПУТЕШЕСТВИЕ».

Ссылки:
Миры Игоря Бурдонова
Книга стихов «Ритуальные числа»
Все стихи
Вся проза
Галерея акварелей
Список научных трудов
Роман-плач "АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ"

Вечер состоялся в ИСП РАН (Институт Системного Программирования РАН) по адресу: ул. Солженицына, д.25 (бывшая Б. Коммунистическая).
Проезд: м. «Таганская» -кольцевая или м. «Марксистская», далее пешком минут 10-15.

Вступительное слово Игоря Бурдонова
перед началом вечера

(или Как пользоваться Путеводителем по мирам)

За несколько десятков лет у меня накопилось довольно много всяких забавных вещиц: стихов, текстов, картинок, роликов. Не всё это я могу сегодня показать, потому что ещё не всё отцифровано. Не всё, что я могу показать, я хочу сегодня показывать, потому что кое-что было бы неуместно. Не всё, что я хочу показать, вы захотите сегодня смотреть и слушать, потому что на это нам не хватит ни времени, ни сил, ни желания. Придётся выбирать.

Но сначала – о том, из чего выбирать.

Мой сайт в интернете называется «Миры Игоря Бурдонова». Вот мы сегодня и будем путешествовать по этим мирам. Но чтобы не заблудиться, я специально к сегодняшнму дню создал "Путеводитель по мирам".

Для этого всё, что я приготовил, я представил иерархическим образом. Когда мы говорим «мир», мы имеем в виду, что он состоит из вещей. Но не только из вещей, а ещё из других, вложенных миров. Например, в мир Земли вложен биологический мир, в него вложен социальный мир человека, в него – мир какого-нибудь народа, в него – мир отдельной семьи, а внутри человека всё как бы повторяется заново. Так что у меня тут тоже будут миры, вложенные в миры. Ну, а вещь – она, конечно, «в себе». Это что-то такое неделимое, во всяком случае, делимое не так как мир.

Чтобы войти в мир, нужно кликнуть по красному колечку с белым центром , а чтобы увидеть вещь - по красному кружку меньшего размера .

Вот сейчас вы видите на экране мир первого, верхнего уровня. Внутри него изображены девять вложенных миров второго уровня. Я сейчас кратко скажу, что это за миры.

Я начну с центрального мира, которая называется КУ. Это значит «кино», ну такое условное кино: Кино Условное, сокращённо КУ. Все вещи там содержат не только тексты и изображения, но также голос, читающий тексты, и музыку, а картинки двигаются.

Дальше верхний левый угол – это мир КИТАЯ. В этом мире не все мои вещи, которые так или иначе связаны с Китаем, но наиболее характерные. Кроме того, что уже попало в КУ и здесь не повторяется. Но вообще-то почти все мои вещи так или иначе связаны с Китаем, так что выделение такого специального мира – это условность.

Дальше наверху в центре – мир КНИГИ. Это книга «Ритуальные числа», которая у меня вышла в 2008-м году. В ней собраны, хотя и не все, но многие мои стихи и что-то похожее на стихи, которые были написаны в прошлом тысячелетии. К этой книге имеют прямое отношение одно кино из КУ и одна вещь из КИТАЯ, но в мире КНИГИ они не повторяются.

В правом верхнем углу – мир ЛИПОВКИ. Липовка – это такая деревня, на восточной границе Рязанской области, 400 км от Москвы, точнее 388 и ещё 12 по бездорожью. Там мы купили дом в 1990-м году, и с тех пор бываем в этой деревне каждый год 3-4 раза. Если не все, то, наверное, половина моих вещей так или иначе связана с Липовкой. Кое-что попало в мир КУ, кое-что – в Китай или КНИГУ и здесь не повторяется.

Вообще, почти каждую мою вещь нужно было бы отнести сразу к нескольким независимым мирам. Кстати, я так и задумывал. Но несколько недооценил объём работы, поэтому пришлось как-то упрощать схему. И я каждую вещь поместил только в какой-нибудь один мир. В результате разбиение на миры стало совсем уже условным. Ну, вы это заметите, когда мы дойдём до дела.

Итак, я продолжу. Слева в среднем ряду мир СТРОККУ. Это я немножко аббревиатирую: СТРОККУ означает «строки и хокку», то есть что-то совсем-совсем коротенькое и напоминающее стихи.

А справа в среднем ряду мир тоже совсем-совсем коротеньких, но прозаических вещиц. Называется ТЮРЫ, что означает миниатюры, микроатюры и квадратюры. Ну, микро – это понятно, это то, что ещё меньше, чем мини. А квадратюра означает совсем короткую микроатюру: она должна состоять ровно из четырёх предложений, или, лучше сказать, строк, хотя это и не стихи, потому что бывают ведь и романы в одно предложение, как, например, «Сто лет одиночества» Маркеса. Слово квадратюра я придумал в 2007-м году к вечеру микропрозы клуба «Подвал#1». И тогда же написал несколько квадратюр.

В левом нижнем углу находятся ПОЭТОНИКИ. Это значит «поэтические хроники», то есть все стихи, без разбору и порядка, кроме хронологического, собранные в тетрадки.

Внизу в середине АКВАСТЕНА, то есть акварельная стена. Это малая часть моих акварелей – только те, что я успел отцифровать. Они собраны в циклы. Но здесь только те, с которыми не связаны какие-либо тексты, кроме названий. Остальные, где к картинкам привязан текст или ещё что-то, как вы уже догадываетесь, вошли в предыдущие миры.

Наконец, в правом нижнем углу мир, который называется ПРОЭСС – проза и эссе. Кроме мини-микро-квадра-прозы, оставшейся в ТЮРАХ. Хотя здесь тоже есть несколько коротких вещей, которые можно считать миниатюрами. Но в основном всё же здесь вещи более крупные.

Итак этот верхний мир содержит только вложенные миры, девять штук. В каждом из этих девяти миров содержатся уже какие-то вещи, но могут быть и вложенные миры. Тогда будем сдвигаться на третий уровень. И так далее. Правда, пока я, кажется, ничего «так далее» не сделал.

Да, вот ещё что. Некоторые вещи довольно большие, но зато они делятся на относительно независимые части, то есть они с самого начала организованы как циклы. Поэтому иногда можно будет выбирать, что читать или показывать внутри этих циклов, какие уже неделимые единицы. Но формально я не стал считать эти циклы мирами – это чтобы облегчить себе задачу – ведь для каждого мира полагалось бы делать вот такую картинку, которая сейчас на экране.

К сожалению, вынужден признать, что работа моя не доведена до совершенства. Например, я не сделал отдельный мир МЕТРО, а задумка такая была. В это мир вошли бы два цикла: цикл стихов с акварелями и листовертнями Авалиани, который называется «Кольцевая линия» и цикл микроатюр «Сказки московского метро», а также отдельная микроатюра «Я уснул в метро» и, кажется, ещё пара стихов. Но времени не хватило. Ещё можно было создать мир ГОРОД – в противовес ЛИПОВКЕ. Точнее эти миры виртуально существуют. Но путеводителя по ним ещё нет.

Подробнее про каждый мир второго и третьего уровней я буду рассказывать, когда мы этот мир выберем. А теперь – как выбирать.


Выбор – дело серьёзное и важное. Здесь просто необходима апелляция к древним авторитетам. Вот тут Алла Биндер уже говорила про Шан Шу, вам дали листочки с текстом. Для тех, кто ещё не прочитал, я скажу пару слов. В древнекитайской классической книге «Шан шу» (“Древнейшее писание”) или «Шу цзин» («Канон истории») есть глава «Хун фань» – «Величественный образец», а в ней есть седьмой раздел, который называется «Об использовании сомнений». Этот раздел посвящен описанию процедуры своеобразного древнекитайского «референдума» для принятия важных государственных решений и способу «подсчета голосов». (Смотри ниже)

Процедура довольно сложная, с особыми случаями, но нам из неё нужна будет только идея о том, что существует пять источников принятия решения. Какие это источники? Это многочисленный народ, сановники и чиновники, правитель и небо. Многочисленный народ – это все сидящие в этом зале. Я призываю вас не бояться правителя и прямо говорить всё, что хотите, а особенно – что вы хотите увидеть-услышать. Для удобства взаимодействия с народом назначены три сановника.

Вот у нас в левом от меня ряду, у окна будет народ Востока – я проверял – восток там. В правом ряду, у двери – народ Запада. В среднем ряду – народ Срединных земель. Сановников мы будем называть на древнеяпонский манер: с народом Востока общается Левый министр – госпожа Алла Биндер, с народом Запада – Правый министр – госпожа Лиза Храмова, народ срединных Земель воглавляет Средний министр – господин Александр Томилин.

Третий источник – это правитель, которым сегодня, с вашего позволения, буду я. В идеале я должен сидеть, почтительно повернувшись к югу, то есть к вам лицом, и ничего не делать. А всё само собой должно крутиться и вертеться наилучшим образом. Но, к сожалению, в полной мере этого не удавалось достичь даже лучшим царям и императорам Китая в эпохи его расцвета. Так что мне придётся иногда вставать, что-то говорить и даже что-то делать – на кнопки нажимать.

Четвертый и пятый источники – это Небо. Почему два Неба? Потому что воля Неба определялась с помощью двух гаданий: по черепашьим щитам – это гадание восходит к эпохе Шан, и по стеблям тысячелистника, то есть по Книге Перемен, – гадание эпохи Чжоу.

Вместо гадания мы будем использовать компьютер: у него своих мыслей нет, так что всё, что компьютер говорит – это воля Неба.

Наша упрощённая процедура будет такая. Сначала Небо – это будет первое Небо – назначает того, кто будет принимать решение. Это может быть многочисленный народ, сановники и чиновники, правитель, или опять Небо. Если Небо назначило само себя, то волю этого второго Неба опять объявляет компьютер. Если назначен правитель, то я сам выбираю, что мне вам показывать. Если выбраны сановники и чиновники, то я прошу их не задерживать процесс и быстренько объявлять своё решение. Наконец, если выбран многочисленный народ, то могут высказываться все желающие.

Само решение заключается в том, что называется один из девяти миров, которые сейчас показаны на экране. После этого мы входим в названный вложенный мир и называется находящаяся в нём вещь или вложенный мир третьего уровня. И так далее. Это всё делает один человек – до тех пор, пока выбор окончательно не будет сделан, и я пойму, что мне вам демонстрировать. По окончании демонстрации мы вновь оказывается в мире верхнего, первого уровня, и ритуал повторяется.

Ну, я думаю, мы освоим эту процедуру по ходу дела.

Кроме того, у нас назначен один чиновник – сегодня им будет Александр Белугин. В некотором смысле он главнее всех. Потому что это чиновник по надзору за соблюдением правил. Его задача – разрешать все конфликты по справделивости. Например, решать, кто принимает решение – народ Востока или народ Запада, если желают высказаться и те и другие. Или следить за очерёдностью или внеочерёдностью выступлений сановников. Но основная задача чиновника по надзору за соблюдением правил – эти правила нарушать. Хорошие правила всегда должны регламентировать исключения из них. По Конфуцию государством нужно управлять не с помощью законов, а по традиции. Вот эту традицию и будет воплощать Александр Белугин – в меру своего понимания. Он может даже мне рот заткнуть, это входит в его обязанности. Правитель только потому выше чиновника, что правитель может чиновника сместить и назначить другого, а чиновник правителя сместить не может. Ну, кроме особых случаев, которые к нам сегодня отношения не имеют. Чиновник может даже Небо игнорировать. Например, объявить временную демократию: народ хочет говорить и пусть говорит, и нечего нам спрашивать у Неба, чья очередь говорить.

Итак, начнём. Пока по правилам.


Перед окончанием первой части вечера на экране обнаружилась еще одна "секретная" кнопка . У нее в центре кнопочка аудио-проигрывателя , нажав которую мы услышали веселую музыку. Тут-то и начали раздавать вино. Кликнули по кнопке , и она быстренько так закрутилась. Кликнули по ней второй раз и увидели еще одно "Кино Условное" под названием "СТИХИ ЗА ВИНОМ".


А в конце вечера меня спросили: А что означает "ПРЯМАЯ ДОРОГА" на картинке мира верхнего уровня? И я ответил: Это прямой вход на сайт "Миры Игоря Бурдонова", где можно найти все то, что есть в "Путеводителе по мирам"и много еще чего. А называется так по фразе Лао-цзы из "Дао Дэ цзина": "Если бы я владел знанием, то шёл бы по большой дороге. Единственная вещь, которой я боюсь, – это узкие тропинки. Большая дорога совершенно ровна, но народ любит тропинки".

МИРЫ   ИГОРЯ   БУРДОНОВА

(Миры могут изменяться, изменяются и будут изменяться после вечера 14 февраля 2010 года)

 

ШАН ШУ : ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ:
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОМНЕНИЙ


Эта картина посвящена седьмому разделу – «Об использовании сомнений» – главы «Хун фань» – «Величественный образец» древнекитайской книги «Шан шу» (“Древнейшее писание”) или «Шу цзин» («Канон истории»).

«Шан шу», по традиции, составил и обработал Конфуций, используя, конечно, более древние источники. Эта книга, наряду с «И цзином» («Канон перемен»), «Ши цзином» («Канон песен»), «Чуньцю» (историческая хроника «Весны и осени») и «Ли цзи» («Канон обрядов»), в 1-ом веке до н.э. вошла в конфуцианское «Пятикнижие» («У цзин») – собрание самых почитаемых китайской традицией классических книг.

О главе «Хун фань» в ней самой сказано: «Небо ниспослало Юю (легендарному «усмирителю вод», основателю династии Ся 2140-1711 гг. до н.э.) Величественный образец в девяти разделах, которым устанавливался порядок в этических нормах поведения каждого отдельного человека и в правилах отношений между людьми».

Разделы этой главы обозначаются термином «чоу», исходное значение которого – «обработанное поле, пашня». Текст «Величественного образца» представлялся его создателям в виде размеренного и разделенного на девять пашен поля. Интересно, что обозначение девяти разделов «Хун фаня» – «хун фань цзю чоу», в усеченном виде – «фань чоу» – «образцовые пашни», стало в современном китайском языке наиболее общим классификационным термином – «категория».

В оригинальном расположении девять разделов «Величественного образца» должны заполнять девятиклеточную матрицу древнего магического квадрата Ло шу – «Схема из реки Ло»:

раздел 4: о пяти основах времени

раздел 9: о пяти видах счастья и шести крайностях

раздел 2: о пяти способностях человека

раздел 3: о восьми государственных делах

раздел 5: о совершенстве правителя

раздел 7: об использовании сомнений

раздел 8: о пяти явлениях природы и предзнаменованиях

раздел 1: о пяти началах (элементах)

раздел 6: о трех моральных качествах (правителя)

Сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и по обеим диагоналям этого квадрата равна 15.

Седьмой раздел «Об использовании сомнений» посвящен описанию процедуры своеобразного древнего «референдума» для принятия важных государственных решений и способу «подсчета голосов». Он начинается так:

«Необходимо отобрать и назначить гадателей на черепашьих щитах и гадателей на стеблях тысячелистника и приказать им гадать.

Трещины на щите черепахи образуют символы дождя, или проясняющегося после дождя неба, или ясной погоды, или мрачного тумана, или зловещих облаков, бегущих и перекрещивающихся на небе. Стебли тысячелистника укладываются в форму, символизирующую либо «чжэнь» (одна из мантических формул «И цзина») и означающую благоприятную стойкость – счастливое предзнаменование, либо «хуэй» и означающую грядущее раскаяние – плохое предзнаменование. В общем существует семь указаний: пять, получаемых при помощи гадания на черепашьих щитах, и два, получаемых при помощи гадания на стеблях тысячелистника, это позволяет заранее узнать ошибки и избежать их.

Следует назначить этих гадателей, чтобы они гадали на черепашьих щитах и стеблях тысячелистника. Гадать должно трое человек, а следовать необходимо словам двух из них, ответы которых совпадают.

Если у Вас, государь, возникнут большие сомнения (т.е. сомнения в важных государственных делах), то обдумайте их сначала в своем сердце, затем обсудите их со своими сановниками и чиновниками, посоветуйтесь со своим многочисленным народом и спросите ответа у гадателей на черепашьих щитах, и стеблях тысячелистника. Если Ваше решение, и решение, полученное путем гадания на черепашьих щитах, и решение, полученное путем гадания на стеблях тысячелистника, и решение сановников и чиновников, и решение многочисленного народа будут положительными, то это называется великим согласием. Тогда благополучие и могущество будут Вашим уделом, а счастье будет сопутствовать Вашим сыновьям и внукам».

После этого перечисляются еще три случая, обеспечивающие успех предполагаемым начинаниям. Для этого требуется полное одобрение Неба, выраженное в обоих гаданиях, и поддержка хотя бы одного из трех уровней социальной иерархии: государя, сановников и чиновников или многочисленного народа.

Если же Небо противодействует, то даже при полном единодушии всех людей, следует отказаться от активных действий. При бездействии же будет сопутствовать счастье. Интересен пятый случай, когда воля Неба противоречива: гадание на черепашьих щитах поддерживает решение правителя, а гадание на стеблях тысячелистника и решение остальных людей идут ему наперекор. В такой ситуации, оказывается, счастье будет сопутствовать только «внутренним» начинаниям, т.е. делам внутри страны, «внешние» же начинания, т.е. походы против других владений, потерпят неудачу. Можно сделать вывод, что гадание на черепашьих щитах (как более древнее, восходящее к эпохе Шан) отвечало за внутреннее положение в стране и, прежде всего, за обряды жертвоприношения духам предков. Более позднее гадание по «И цзину» (для чего использовались стебли тысячелистника) контролировало межгосударственные отношения.

Первые четыре варианта «безусловного счастья» изображены на картине в виде четырех концентрических кругов . Пятый  и шестой варианты «счастья относительного» – кружки, вынесенные отдельно. Каждый круг разделен на пять секторов: верхний сектор символизирует государя, далее по часовой стрелке – гадание на стеблях тысячелистника , многочисленный народ , сановников и чиновников , гадание на черепашьих щитах . Светлый цвет означает положительное решение, темный цвет – отрицательное решение.

Фигурками людей я пытался выразить состояние «сомнения».