фотоотчёт видео1 видео2 | ||||||||
|
14 февраля 2010 |
|
|
|
Игорь Бурдонов
ВЕЧЕР-ПУТЕШЕСТВИЕ
в рамках Клуба Интерактивного Творчества (КИТ) |
Фильм Живого ТВ (и на моем сайте: 1-ая часть вечера, 2-ая часть вечера)
Несколько слов Игоря Бурдонова нельзя назвать человеком многоликим. У него одно устойчивое лицо – лицо доктора физмат наук (см. ссылку на список научных работ). Многолико его творчество - поэзия, миниатюрная и не очень проза, эссе, акварели, сайтостроительство (см. сайт литературного клуба Подвал#1, куратором которого ИБ совместно с А.Белугиным является уже более 10 лет) и ... многое другое. Во "многое другое" входит компьютерная видеографика, хотя как медиа-художника ИБ себя не осознает (слишком много "номинаций" в его творчестве). На вечере мы показали ИБ как художника синтетического (имеется в виду не «синтетика», а "синтез" – синтез слова, изображения, звука, замысла…). В этом качестве Игорь Бурдонов представил интерактивный медиа-путеводитель по своему творчеству. Так что и сама встреча с ИБ называлась «ВЕЧЕР-ПУТЕШЕСТВИЕ». Ссылки: Вечер состоялся в ИСП РАН (Институт Системного Программирования РАН) по адресу: ул. Солженицына, д.25 (бывшая Б. Коммунистическая). |
Вступительное слово Игоря Бурдонова (или Как пользоваться Путеводителем по мирам) За несколько десятков лет у меня накопилось довольно много всяких забавных вещиц: стихов, текстов, картинок, роликов. Не всё это я могу сегодня показать, потому что ещё не всё отцифровано. Не всё, что я могу показать, я хочу сегодня показывать, потому что кое-что было бы неуместно. Не всё, что я хочу показать, вы захотите сегодня смотреть и слушать, потому что на это нам не хватит ни времени, ни сил, ни желания. Придётся выбирать. Но сначала – о том, из чего выбирать. Мой сайт в интернете называется «Миры Игоря Бурдонова». Вот мы сегодня и будем путешествовать по этим мирам. Но чтобы не заблудиться, я специально к сегодняшнму дню создал "Путеводитель по мирам". Для этого всё, что я приготовил, я представил иерархическим образом. Когда мы говорим «мир», мы имеем в виду, что он состоит из вещей. Но не только из вещей, а ещё из других, вложенных миров. Например, в мир Земли вложен биологический мир, в него вложен социальный мир человека, в него – мир какого-нибудь народа, в него – мир отдельной семьи, а внутри человека всё как бы повторяется заново. Так что у меня тут тоже будут миры, вложенные в миры. Ну, а вещь – она, конечно, «в себе». Это что-то такое неделимое, во всяком случае, делимое не так как мир. Чтобы войти в мир, нужно кликнуть по красному колечку с белым центром , а чтобы увидеть вещь - по красному кружку меньшего размера . Вот сейчас вы видите на экране мир первого, верхнего уровня. Внутри него изображены девять вложенных миров второго уровня. Я сейчас кратко скажу, что это за миры. Я начну с центрального мира, которая называется КУ. Это значит «кино», ну такое условное кино: Кино Условное, сокращённо КУ. Все вещи там содержат не только тексты и изображения, но также голос, читающий тексты, и музыку, а картинки двигаются. Дальше верхний левый угол – это мир КИТАЯ. В этом мире не все мои вещи, которые так или иначе связаны с Китаем, но наиболее характерные. Кроме того, что уже попало в КУ и здесь не повторяется. Но вообще-то почти все мои вещи так или иначе связаны с Китаем, так что выделение такого специального мира – это условность. Дальше наверху в центре – мир КНИГИ. Это книга «Ритуальные числа», которая у меня вышла в 2008-м году. В ней собраны, хотя и не все, но многие мои стихи и что-то похожее на стихи, которые были написаны в прошлом тысячелетии. К этой книге имеют прямое отношение одно кино из КУ и одна вещь из КИТАЯ, но в мире КНИГИ они не повторяются. В правом верхнем углу – мир ЛИПОВКИ. Липовка – это такая деревня, на восточной границе Рязанской области, 400 км от Москвы, точнее 388 и ещё 12 по бездорожью. Там мы купили дом в 1990-м году, и с тех пор бываем в этой деревне каждый год 3-4 раза. Если не все, то, наверное, половина моих вещей так или иначе связана с Липовкой. Кое-что попало в мир КУ, кое-что – в Китай или КНИГУ и здесь не повторяется. Вообще, почти каждую мою вещь нужно было бы отнести сразу к нескольким независимым мирам. Кстати, я так и задумывал. Но несколько недооценил объём работы, поэтому пришлось как-то упрощать схему. И я каждую вещь поместил только в какой-нибудь один мир. В результате разбиение на миры стало совсем уже условным. Ну, вы это заметите, когда мы дойдём до дела. Итак, я продолжу. Слева в среднем ряду мир СТРОККУ. Это я немножко аббревиатирую: СТРОККУ означает «строки и хокку», то есть что-то совсем-совсем коротенькое и напоминающее стихи. А справа в среднем ряду мир тоже совсем-совсем коротеньких, но прозаических вещиц. Называется ТЮРЫ, что означает миниатюры, микроатюры и квадратюры. Ну, микро – это понятно, это то, что ещё меньше, чем мини. А квадратюра означает совсем короткую микроатюру: она должна состоять ровно из четырёх предложений, или, лучше сказать, строк, хотя это и не стихи, потому что бывают ведь и романы в одно предложение, как, например, «Сто лет одиночества» Маркеса. Слово квадратюра я придумал в 2007-м году к вечеру микропрозы клуба «Подвал#1». И тогда же написал несколько квадратюр. В левом нижнем углу находятся ПОЭТОНИКИ. Это значит «поэтические хроники», то есть все стихи, без разбору и порядка, кроме хронологического, собранные в тетрадки. Внизу в середине АКВАСТЕНА, то есть акварельная стена. Это малая часть моих акварелей – только те, что я успел отцифровать. Они собраны в циклы. Но здесь только те, с которыми не связаны какие-либо тексты, кроме названий. Остальные, где к картинкам привязан текст или ещё что-то, как вы уже догадываетесь, вошли в предыдущие миры. Наконец, в правом нижнем углу мир, который называется ПРОЭСС – проза и эссе. Кроме мини-микро-квадра-прозы, оставшейся в ТЮРАХ. Хотя здесь тоже есть несколько коротких вещей, которые можно считать миниатюрами. Но в основном всё же здесь вещи более крупные. Итак этот верхний мир содержит только вложенные миры, девять штук. В каждом из этих девяти миров содержатся уже какие-то вещи, но могут быть и вложенные миры. Тогда будем сдвигаться на третий уровень. И так далее. Правда, пока я, кажется, ничего «так далее» не сделал. Да, вот ещё что. Некоторые вещи довольно большие, но зато они делятся на относительно независимые части, то есть они с самого начала организованы как циклы. Поэтому иногда можно будет выбирать, что читать или показывать внутри этих циклов, какие уже неделимые единицы. Но формально я не стал считать эти циклы мирами – это чтобы облегчить себе задачу – ведь для каждого мира полагалось бы делать вот такую картинку, которая сейчас на экране. К сожалению, вынужден признать, что работа моя не доведена до совершенства. Например, я не сделал отдельный мир МЕТРО, а задумка такая была. В это мир вошли бы два цикла: цикл стихов с акварелями и листовертнями Авалиани, который называется «Кольцевая линия» и цикл микроатюр «Сказки московского метро», а также отдельная микроатюра «Я уснул в метро» и, кажется, ещё пара стихов. Но времени не хватило. Ещё можно было создать мир ГОРОД – в противовес ЛИПОВКЕ. Точнее эти миры виртуально существуют. Но путеводителя по ним ещё нет. Подробнее про каждый мир второго и третьего уровней я буду рассказывать, когда мы этот мир выберем. А теперь – как выбирать. Выбор – дело серьёзное и важное. Здесь просто необходима апелляция к древним авторитетам. Вот тут Алла Биндер уже говорила про Шан Шу, вам дали листочки с текстом. Для тех, кто ещё не прочитал, я скажу пару слов. В древнекитайской классической книге «Шан шу» (“Древнейшее писание”) или «Шу цзин» («Канон истории») есть глава «Хун фань» – «Величественный образец», а в ней есть седьмой раздел, который называется «Об использовании сомнений». Этот раздел посвящен описанию процедуры своеобразного древнекитайского «референдума» для принятия важных государственных решений и способу «подсчета голосов». (Смотри ниже) Процедура довольно сложная, с особыми случаями, но нам из неё нужна будет только идея о том, что существует пять источников принятия решения. Какие это источники? Это многочисленный народ, сановники и чиновники, правитель и небо. Многочисленный народ – это все сидящие в этом зале. Я призываю вас не бояться правителя и прямо говорить всё, что хотите, а особенно – что вы хотите увидеть-услышать. Для удобства взаимодействия с народом назначены три сановника. Вот у нас в левом от меня ряду, у окна будет народ Востока – я проверял – восток там. В правом ряду, у двери – народ Запада. В среднем ряду – народ Срединных земель. Сановников мы будем называть на древнеяпонский манер: с народом Востока общается Левый министр – госпожа Алла Биндер, с народом Запада – Правый министр – госпожа Лиза Храмова, народ срединных Земель воглавляет Средний министр – господин Александр Томилин. Третий источник – это правитель, которым сегодня, с вашего позволения, буду я. В идеале я должен сидеть, почтительно повернувшись к югу, то есть к вам лицом, и ничего не делать. А всё само собой должно крутиться и вертеться наилучшим образом. Но, к сожалению, в полной мере этого не удавалось достичь даже лучшим царям и императорам Китая в эпохи его расцвета. Так что мне придётся иногда вставать, что-то говорить и даже что-то делать – на кнопки нажимать. Четвертый и пятый источники – это Небо. Почему два Неба? Потому что воля Неба определялась с помощью двух гаданий: по черепашьим щитам – это гадание восходит к эпохе Шан, и по стеблям тысячелистника, то есть по Книге Перемен, – гадание эпохи Чжоу. Вместо гадания мы будем использовать компьютер: у него своих мыслей нет, так что всё, что компьютер говорит – это воля Неба. Наша упрощённая процедура будет такая. Сначала Небо – это будет первое Небо – назначает того, кто будет принимать решение. Это может быть многочисленный народ, сановники и чиновники, правитель, или опять Небо. Если Небо назначило само себя, то волю этого второго Неба опять объявляет компьютер. Если назначен правитель, то я сам выбираю, что мне вам показывать. Если выбраны сановники и чиновники, то я прошу их не задерживать процесс и быстренько объявлять своё решение. Наконец, если выбран многочисленный народ, то могут высказываться все желающие. Само решение заключается в том, что называется один из девяти миров, которые сейчас показаны на экране. После этого мы входим в названный вложенный мир и называется находящаяся в нём вещь или вложенный мир третьего уровня. И так далее. Это всё делает один человек – до тех пор, пока выбор окончательно не будет сделан, и я пойму, что мне вам демонстрировать. По окончании демонстрации мы вновь оказывается в мире верхнего, первого уровня, и ритуал повторяется. Ну, я думаю, мы освоим эту процедуру по ходу дела. Кроме того, у нас назначен один чиновник – сегодня им будет Александр Белугин. В некотором смысле он главнее всех. Потому что это чиновник по надзору за соблюдением правил. Его задача – разрешать все конфликты по справделивости. Например, решать, кто принимает решение – народ Востока или народ Запада, если желают высказаться и те и другие. Или следить за очерёдностью или внеочерёдностью выступлений сановников. Но основная задача чиновника по надзору за соблюдением правил – эти правила нарушать. Хорошие правила всегда должны регламентировать исключения из них. По Конфуцию государством нужно управлять не с помощью законов, а по традиции. Вот эту традицию и будет воплощать Александр Белугин – в меру своего понимания. Он может даже мне рот заткнуть, это входит в его обязанности. Правитель только потому выше чиновника, что правитель может чиновника сместить и назначить другого, а чиновник правителя сместить не может. Ну, кроме особых случаев, которые к нам сегодня отношения не имеют. Чиновник может даже Небо игнорировать. Например, объявить временную демократию: народ хочет говорить и пусть говорит, и нечего нам спрашивать у Неба, чья очередь говорить. Итак, начнём. Пока по правилам. Перед окончанием первой части вечера на экране обнаружилась еще одна "секретная" кнопка . У нее в центре кнопочка аудио-проигрывателя , нажав которую мы услышали веселую музыку. Тут-то и начали раздавать вино. Кликнули по кнопке , и она быстренько так закрутилась. Кликнули по ней второй раз и увидели еще одно "Кино Условное" под названием "СТИХИ ЗА ВИНОМ". А в конце вечера меня спросили: А что означает "ПРЯМАЯ ДОРОГА" на картинке мира верхнего уровня? И я ответил: Это прямой вход на сайт "Миры Игоря Бурдонова", где можно найти все то, что есть в "Путеводителе по мирам"и много еще чего. А называется так по фразе Лао-цзы из "Дао Дэ цзина": "Если бы я владел знанием, то шёл бы по большой дороге. Единственная вещь, которой я боюсь, – это узкие тропинки. Большая дорога совершенно ровна, но народ любит тропинки". |
(Миры могут изменяться, изменяются и будут изменяться после вечера 14 февраля 2010 года) |
ШАН ШУ : ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ:
|