Титульная страница фотоотчет
главная
страница
о клубе
В  е  ч  е  р  а        н  а        Т  а  г  а  н  к  е 
первый
предыдущий
следующий
последний
26 мая 2007 100 слов о поэзии
29 сентября 2007  Красное и Прекрасное
Мы ещё не придумали, что бы тут сделать

88: 30 июня 2007

КВАДРАТНЫЕ МИКРОАТЮРЫ
или КВАДРАТЮРНАЯ ПРОЗА
Игорь Бурдонов
Александр Бубнов
Борис Режабек
 

КВАДРАТНЫЕ МИКРОАТЮРЫ
или КВАДРАТЮРНАЯ ПРОЗА


Поэзия незаслуженно обидела прозу, отобрав у неё пространство малого текста.

Если миниатюра (10-15-20-30-40) строк ещё держится прозой, то там, где строк меньше 5, безраздельно господствует поэзия. Любые три строки называются хокку, любые четыре строки - четверостишием, пять строк - танка. Отчасти это связано с нашествием японской поэзией, в которой нет ни рифмы, ни метра. Но нужно же и совесть иметь!

Данный вечер призван стать одним из первых в кампании по отвоёвыванию незаконно захваченных текстовых земель.

Мы должны вернуть в лоно прозы микроатюру - прозаический текст длиной не более 5 строк.
Начнём с квадратюры = квадратной микроатюры = четыре строки.
Поскольку речь идет все же о прозе, как заметила Алла Биндер, следовало бы говорить не "строка", а "предложение". Но если не ограничить длину предложения, мы рискуем вторгнуться на территорию мегапрозы. Например, отнюдь не миниатюрный роман Габриэля Гарсия Маркеса "100 лет одиночества" был вообще написан как одно предложение.
С другой стороны, можно было оставить слово "строка", имея в виду стандартную строку машинописного текста: не более 60 знаков (включая пробелы). Итого 4х60=240 знаков.

В то же время для разнообразия нашей игры можно использовать еще и кубатюру = микроатюрную прозу в 4 предложения по (не более, чем) 4 строки в каждом. Итого 4х4=16 стандартных строк или 4х4х60=960 знаков.
И вообще можно было использовать различные формы прямоугольных параллелепипедов. Например, 4 предложения по 2 строки в каждом. В этом смысле роман Маркеса - это параллелепипед 1 на... очень много, а квадратюра - параллелепипед 4х1.
Некоторые авторы могли бы пойти еще дальше и рассмотреть другие правильные и неправильные многогранники: пирамиды, икосаэдры, ромбоэдры и т.п. Особо продвинутые могли бы взяться за 4-ое измерение и поупражняться на тессеракте (4-мерном кубе), если бы они придумали, что бы сие значило.
В общем, простор для творчества большой!

Но пока что давайте все же постараемся держаться в рамках микроатюрной прозы в 4 предложения. Обязательные требования: никакой рифмы, никакого метра, никакой звукописи, никаких палиндромов и прочих поэтических штучек! Это должна быть честная, прочно стоящая на земле Проза с большой буквы.

И еще следует сделать важное предупреждение. Боюсь, многие догадаются, что с незапямятных времен существует простая и всем известная форма прозаической микроатюры. Форма, которая иногда даже микроатюрнее квадратюры. Это - анекдот::) Конечно, пара-другая анекдотов на вечере не помешают, но, дамы и господа, знайте меру! Анекдот, конечно, важнейшее их искусств, к тому же любимо народом, но все-таки давайте что-нибудь пооригинальнее.

Авторам, которым не удастся разыскать в своих архивах и сочинить достаточное количество квадратюр, кубатюр и прочих ...атюр разрешается (в виде исключения) прочесть дополнительно что-нибудь ещё - но ОЧЕНЬ короткое.
Поэзия допускается лишь в уничижительном смысле (что бы это значило?) как антипод прозы.
Музыкантам предлагается подумать о музыке для прозы, а то всё для стихов, да для стихов!
Художникам рекомендуется поразмыслить о прозаических, а вовсе не поэтических, художественных полотнах.

Игорь Бурдонов

Игорь Бурдонов

 

 

АЛЕКСАНДР И АНДРЕЙ

июнь 2007

Это цикл квадратюр. Квадратюра - это квадратная микроатюра. Микроатюра - это еще меньше, чем миниатюра. Квадратная, потому что 4 предложения самое большее по 4 строки.

Александр сказал: - Я расскажу Вам деревенскую историю.

Человек, у которого есть жена

Пока по огородам и улицам деревни плывёт белый утренний туман, человек, у которого есть жена, сидит за печкой и не выходит во двор.
Но стоит только солнышку выглянуть из-за берёзовой рощи и своими лучами рассеять пары воды, человек появляется на крыльце, а потом и у калитки, и начинает ждать, когда вернётся его жена.
Но она никогда не возвращается.
И вот наверху зажигаются звёзды, в низинах зреет серый ночной туман, а человек, у которого есть жена, уходит в избу и ложится в кровать спать.

Андрей ответил: - Это что! А вот...

Юрист N

Вы, конечно, слышали о юристе N, который шариковой ручкой рисует маленькие кружочки у себя на лбу.
Как-то раз в процессе одного особенно сложного и запутанного дела он нарисовал целую дюжину таких кружочков.
Но знаете ли Вы о том, что вот уже три года, как юрист N не нарисовал ни одного кружочка.
А всё потому, что у него отобрали ручку в тюрьме общего режима, где юрист N отбывает наказание за убийство другого известного юриста N-штрих, который не рисовал у себя на лбу кружочки, а рисовал квадратики.

- Давайте лучше поговорим о любви, - миролюбиво предложил Александр.

Прикосновение

Даже во сне её мучили воспоминания: нет, не столько о самом мужчине, сколько о прикосновении к её левому предплечью холодного и влажного кусочка его кожи.
Даже когда она с головой погружалась в переделку рекламных проспектов, пытаясь закончить работу в срок, её левое предплечье нет-нет, да подрагивало.
Она пыталась найти противоядие в прикосновении к своей правой щиколотке горячего и сухого кусочка кожи другого мужчины, старого друга, всегда готового придти на помощь.
Но всё тщетно, и её подсознание уже понимало это, а она ещё не понимала и только тихо скулила, сжимая в руках холодную и влажную ручку душа.

Андрей осторожно возразил: - Это точка зрения женщины. Мужчина рассуждает иначе.

Белые трусики

У неё были трусики, белые как свежевыпавший снег.
Другой бы подумал <Эх, хорошо бы:>, но я не подумал.
Потом я долго думал, почему я не подумал, хотя, казалось бы, мог подумать, ведь я же знаю, что надо думать.
В конце концов, я надумал, что снег в середине лета просто не в моём вкусе.

- Ну, и глупо, - сказал Александр: - Вот настоящая космическая история.

Песня древних

Космический зонд не вернулся, и старый пилот почесал своё нижнее ухо.
Вся команда знала, что это может вызвать серьёзные осложнения во время скачка.
Но что поделаешь: ухо так чесалось, что у китайского манипулятора отломились все белые пальчики.
Галактика погружалась в сумерки, и только древние, как всегда, летели нигде и пели песню о планете с непроизносимым именем.

- Я предпочитаю мистику, - безапелляционно заявил Андрей.

Саагун уходящий

- Лучше быть драным мёртвым котом с остекленевшими зрачками и вытянутыми лапами.
- Лучше валяться на мусорной куче вместе с консервными банками и полиэтиленовыми пакетами.
- Лучше быть утопленным незрячим котёнком, чем выносить эту безумную комедию прощания, лёжа под грудой цветов в деревянном гробу.
Так решил Саагун и последний раз ушёл в себя.

- Дурацкая история! - воскликнул Александр: - Вот настоящий космический триллер.

Паракратическая республика Бугуния

Паракратическая республика Бугуния была уничтожена в результате нашествия инопланетян.
Поскольку внешне они ничем не отличались от людей, никто этого не заметил, а потом не стало и людей.
Когда умирал последний человек, ему сообщили, смеха ради, об истинном положении дел.
Он принял это за шутку и отбыл в мир иной с блаженной улыбкой на устах в окружении многочисленных детей и внуков. 

Андрей нахмурился: - Сами Вы дурак! Лучше послушайте...

Как устроен этот мир

На западе мира, к северу, и к югу от Железной Дороги Лес стоит на песке.
Тот, кто бродит по Лесу, часто видит старые, полузасыпанные воронки от бомб и снарядов и длинные канавы, в которые превратились окопы давней войны.
Здесь можно найти много стреляных гильз разных калибров, даже гильзу от артиллерийского снаряда, стабилизатор авиационной бомбы, пустые пулемётные ленты.
Всё это стало ржавым и лежит в песке, а ржавчина смешивается с песком, потому что ржавчина - это прах металла, песок - это прах земли, а воспоминания - это прах жизни.

Александр не выдержал: - Слюни и сопли! Куда лучше настоящая художественная история.

Картина

Когда гости проснулись, они стали рассматривать картину.
Те, кто сидел справа, увидели маленькую девочку в белом платье, которая разговаривала с большой мохнатой гусеницей.
Те, кто сидел слева, увидели голую беременную бабу без головы, которая держала в приподнятой руке какую-то грязную тряпку.
Художник сидел на балконе в плетёном кресле и смотрел в безоблачное небо синими мёртвыми глазами.

- Да что Вы понимаете в искусстве! - заорал Андрей: - Лучше послушайте...

Яблоки и груши

За Кремлёвской стеной на холме растут старые яблони и груши.
Они большие, старые и корявые.
Неизвестно, бывают ли на них яблоки и груши.
И если бывают, то кто их собирает и кушает. 

- Плевать я хотел на Ваши фрукты! - Александр презрительно рассмеялся: - Вот, что я Вам скажу...

День непонятного предназначения

Он затушил сигарету и засунул Своё Дело под диван.
Потом вышел в Деревню, которая ревела, завывала, всхлипывала и хохотала, противопоставляя себя ему.
Из окна дома слева на него выплеснули ведро помоев, с крыши дома справа на него свалилось бревно.
Тогда он ПОНЯЛ.

Андрей взвыл: - Полное дерьмо! Не можете говорить, так слушайте...

Человек в форменной одежде

Человек в форменной одежде остановил меня и попросил прикурить.
Я потом долго думал, почему он меня остановил?
Наверное, что-то в моей жизни было неправильно, и где-то я совершил ошибку.
Человек в форменной одежде, если ты слышишь меня, отзовись!

- Однако, странно Вы рассуждаете, - едва слышно произнес Александр и взвел курок.
- Отчего же? По-моему, вполне логично, - прошептал Андрей и тоже взвел курок.

 

 

КВАДРАТЮРНЫЕ ИСТОРИИ

Июнь 2007 и кое-что из старого

Это цикл квадратюр. Квадратюра - это квадратная микроатюра. Микроатюра - это еще меньше, чем миниатюра. Квадратная, потому что 4 предложения самое большее по 4 строки.

 

 

Чжуан Чжоу и Учитель Мэн (из старого)

Чжуан Чжоу был на три года младше Учителя Мэна, однако, будучи от рождения человеком необузданного нрава, он часто пренебрегал правилами поведения и относился к Учителю Мюну без должного почтения.
Учитель Мэн очень огорчался этим, но, как человек по натуре добрый, не наказывал Чжуан Чжоу, а пытался воспитывать его, проводя длительные беседы о гуманности-жэнь, сыновней почтительности-сяо и правилах-ли.
Чжуан Чжоу так это надоело, что когда Учитель Мэн умер, Чжуан Чжоу, хотя и был уже больным 80-летним старцем, поклялся всеми правдами и неправдами прожить ещё хотя бы три года, чтобы сравняться с Учителем Мэном.
Оказавшись на небесах в одном возрасте, Чжуан Чжоу и Учитель Мэн перестали ссориться и даже подружились.

 

Мэн-цзы и Сюнь-цзы (из старого)

Мэн-цзы был по натуре человек добрый, а Сюнь-цзы - злой.
При этом Мэн-цзы был на 59 лет старше Сюнь-цзы, так что, когда они встретились, Мэн-цзы уже утратил желания своего сердца, а Сюнь-цзы ещё даже не обрёл самостоятельности.
Поэтому говорить им было совершенно не о чем.
Так молча и разошлись.

 

Сэр Джон (из старого)

Бывший президент какой-то страны, старый дипломат, философ и развратник, человек неопределённых занятий, всегда при деньгах, холостяк, сэр Джон курил трубку, только трубку и ничего, кроме трубки.
Клубы заморского дыма тяжело опускались на грубый ковер необъятной величины, устилавший пол кабинета, на стол, заваленный в несколько слоев бумагами, книгами (преимущественно раскрытыми) и фотографиями, на гигантское кожаное потёртое вертящееся кресло, в котором восседал экс-президент, на его халат и тапочки, на горящий камин, бросавший кровавые огненные блики на книжные полки, которые в этом доме заменяли собою стены. 
Сэр Джон поперхнулся дымом и отбросил копыта.
 "Операция закончилась", - прошептал мужчина в широкополой шляпе и приказал долго жить.

 

Выход (из старого)

Будни, тяжёлыми серыми кирпичами ложившиеся на здание его жизни, в конце концов погребли его под собой.
Будучи в сильном хмелю, он перепутал смерть с просветлением и громким голосом - так, чтобы слышала вся пивная, - объявил о выходе из эмбрионального состояния.
И отдал Богу душу.
Но тот, зажав нос, чтобы не чувствовать перегара, душу не принял.

 

Что бы значило это? (из старого)

Когда умерли даже воспоминания, я спросил у змеи: что бы значило это?
Но она не могла говорить, потому что брюхо её неимоверно раздулось из-за проглоченного на прошлой неделе буйвола.
Она лишь посмотрела на меня грустными глазами и лизнула руку.
Скрючившись, я отошёл к ближайшим кустам.

 

Терроризм (из старого)

Террорист, подложивший бомбу под Управление, оказался его бывшим Директором.
Управление, не дрогнувшее от мощного взрыва, оказалось иллюзией.
Добровольные собрания людей оказались принудительными собраниями нелюдей.
Деревня оказалась Городом.

 

Обнимающий (июнь 2007)

И вот в одной руке он держал леденящий огонь, а в другой - обжигающий лёд.
Ещё никогда мечта всей его жизни не была так близка: стоит только хлопнуть в ладоши.
Но сил уже не осталось: он так и умер со скрюченными руками, будто в попытке обнять весь мир.
Но мир не хотел, чтобы его обнимали.

 

Пишущий (июнь 2007)  

Было трудно: лёд не трогался, ветер не двигался, солнце мерцало, а жизнь заканчивалась.
Хотелось выйти, войти, переставить мебель, продолжить дневник, заварить чай.
Потом вдруг стало легко и спокойно: лёд не трогался, ветер не двигался, солнце мерцало.
Тогда он вышел, вошёл, переставил мебель, открыл дневник и, отхлебнув глоток свежезаваренного чая, написал: <Было трудно:>

 

Дворик (июнь 2007)  

В московском дворике была чёрная котельная, три могучих дерева и красная груда битого кирпича.
Дождь падал с крыш на потрескавшийся асфальт, змеился в трещинах, причмокивая  травой и мхом, и растекался блестящими лужами между корней трёх деревьев.
Дома тяжело дышали влажными, распахнутыми провалами чёрных ходов и страшно глядели высокими, тёмными, без белков занавесок, окнами на что-то в центре двора.
Не на что-то, а на кого-то, и этим кто-то был он сам, и он думал <Вот вырасту!>, и он вырос и глядел в ответ, но глядеть было не на что: вокруг удивительно маленькой забетонированной площадки мчались тупые автомобили туда-сюда, туда-сюда, ни на кого не глядя.

 

У белой стены (июнь 2007)

Он иногда думал: как бы всё сложилось, если не здесь, у закруглённого внутреннего угла белой стены, а в каком-нибудь другом месте он предложил ей руку и сердце..
И хотя церковь не действовала, в ней расположилось какое-то казённое учреждение, старинная стена сияла свежей побелкой архитектурного памятника, и в солнечный день сама себя косо перечёркивала своей же тенью.
Годы наваливались на них тяжёлыми кольцами, кольцо за кольцом, как на деревья, окружавшие угол стены, обвивали липкой сетью, виток за витком, как паутина под стрехой крыши.
Но ему казалось, что это лишь оболочка, что стоит только разломать, разорвать, и внутри окажется то же самое, что было тогда, неизменное, как белая стена, и его охватывало то же самое щемящее чувство, но только тогда оно было направлено в будущее, а теперь - в прошлое.

 

 

А У НАС В ДЕРЕВНЕ...

Июнь 2007

Это цикл квадратюр. Квадратюра - это квадратная микроатюра. Микроатюра - это еще меньше, чем миниатюра. Квадратная, потому что 4 предложения самое большее по 4 строки.

 

 

Дядя Петя

Дядя Петя поправил ушанку, прищурился на припекающее солнце и, переложив топор в другую руку, сказал-спросил: - Ну, как там в Москве, что они решили, будет жизнь лучше, или как, а то ведь совсем плохая стала.
Я пробормотал что-то невнятное, ковыряя носком ботинка крепко вцепившийся в землю сорняк.
Дяде Пете был безразличен мой ответ и, поудобнее ухвативши тяжёлый топор, он прошуршал дальше, глубокомысленно заметив, что живые не помирают, а мёртвые не живут.
А я потащился с наполненными вёдрами к своему крыльцу, думая - не думая, что вот ведь так всегда: намаешься в городе, приедешь на пару дней, а тут сорняки, забор покосился, печка дымит, ну какой отдых.

 

На погосте

Приезжие деревенский погост часто путают с берёзовой рощей, да чего же путают: там и есть берёзовая роща.
Хорошо здесь: на пригорке деревья стоят высоко и легко, а свет и ветер проплывают насквозь свободно, не задевая ни тени, ни тишины.
Поставить бы маленький дом с хорошей печкой, да беседку и широкий крепкий стол, на котором прочно установилась бы кружка с горячим чаем, ну и пара графинчиков: с водкой и квасом.
Не так уж и сложно подгадать время, чтобы умереть в деревне, тогда похоронят на погосте, и, хотя не один ты тут, но можно и в очередь: пару недель поработал покойником, а в законные выходные - за стол в беседку:

 

Дождь

С утра шёл дождь и за грибами не пошли, водку тоже не стали пить - надоело.
Он вышел на крыльцо, поставил кружку с чаем на стол и медленно, оттягивая удовольствие, закурил.
Крыша прохудилась, и  сверху с расстановкой, на три удара сердца, капли падали в середину влажного свежего пятна на широкой половице.
- Придётся чинить, - подумал он и, скользя взглядом по мокрым ступеням, тощим ручейкам на тропинке, отяжелевшей и потемневшей от воды траве, ещё свежим берёзовым кольям нового плетня, раздавшимся и разукрашенным дождевыми брильянтами берёзам у соседского дома, невнятному в дымке лугу, тёмно-сизой полоске леса и разбегающимся, бестолково толкающимся облакам, ещё подумал: - Счастье, - и почему-то запечалился.

 

Верхние Чулки

Женщины деревни Верхние Чулки никогда не носят чулок, а в холода обматывают ноги бинтом.
Этот обычай зародился в незапамятные времена, когда мимо деревни, возвращаясь в Поднебесную, проезжали посланники китайского императора, а дочь генерала Ван Чу, уснувши, вывалилась из колесницы в придорожную канаву.
Сердобольные жители девушку подобрали, обогрели, накормили и выдали замуж, а она в благодарность научила их бинтовать ноги.
Со временем иноземное имя Ван Чу превратилось в более привычное русскому слуху название Верхние Чулки, но обычай сохранился и дожил до наших дней.

 

Макар

В деревне Макарово живёт Макар и гоняет телят.
Люди говорят: - Макар, не гоняй телят, иди вон лучше груши околачивать.
А Макар отвечает: - Что ж вы такое говорите, ведь я девушка, - и краснеет.
Вот ведь какие странные имена встречаются в старинных русских деревнях.

 

 

ТАБОЛОВСКИЕ МИКРОЭТЮДЫ

Июль-Август 1971 года, Таболово

 

 

Муки творчества

У писателя наступил творческий кризис. Он покачивался на стуле, закрыв глаза и мучительно напрягал свой ум, пытаясь отыскать какую-нибудь идею для написания рассказа или этюда. Потом он встал и пошёл на кухню, где же-на писателя мыла посуду.
- Оленька, я тебя прошу, скажи какую-нибудь фразу.
- Какую фразу?
- Всё равно какую. Представь себе, что тебе дали выбор: либо скажи фразу, либо тебя расстреляют. Что бы ты сказала?
- Стреляйте, - я бы сказала. - отвечала жена, протирая вымытые тарелки кухонным полотенцем.
- Н-да... - сказал писатель, повернулся и пошёл обратно в свой кабинет. Там он открыл ящик стола и долго-долго смотрел пристальным взглядом на воображаемый пистолет крупного калибра. Резкий сухой щелчок выстрела жена писателя слышать не могла, потому что он был: тоже воображаемым.

 

Соавторы

- Это ты здорово написал. - сказал один соавтор другому.
- Это? Да, действительно хорошо. Только, по-моему, это ты написал.
- Нет, это не я.
- Гм... Я тоже этого не писал.
- Что ты хочешь этим сказать?
Они внимательно осмотрелись по сторонам. В комнате никого не было и на душе у соавторов стало тоскливо и тревожно...

 

Фраза  

Я ходил по избе, почёсывал живот и медленно мучительно балдел. На столе стояла пишущая машинка со вставленным в неё чистым листом бумаги и графин с водкой. Полупустой.
Дверь бесшумно открылась и с грохотом захлопнулась. В комнату, постукивая модными каблуками, смеясь, подмигивая, подрагивая талией, вошёл Щучкин.
- Ну шо? Написал что-нибудь? А? Хе-хе. Я вот тут принёс пять страниц. Гениально по-моему. А? Ты как?
Я молча повернулся к нему и почесал живот. Он радостно помахивал своими страницами перед моим носом и был доволен весьма. Минуту я смотрел. Потом сказал хриплым голосом:
- Эта... Я тут... в голове всё... держу... Сядь бы... я эта... продиктую... фразу... ик... Руки у меня... того...
дрожат...
Щучкин сунул руку в карман своих заграничных джинсов и вытащил жвачку. Он сел на стул перед машинкой и, быстро-быстро двигая челюстью, посмотрел на меня нагло:
- Так что писать?
- Пиши: многоточие...
- Написал.
- Теперь такую... фразу. "И тогда я его убил".
- Готово. Это что - всё?
- Да... Это конец. - я с размаху опустил графин на его голову. Пробка выскочила и водка вылилась ему на джинсы и на пол. Я посмотрел на всё это с минуту и почесал живот.

 

Столб

Когда ко мне подошёл пьяный, я стоял на остановке автобуса и курил сигарету.
- Врачи говорят, болезнь у меня хроническая. - начал он. - Какая ж это жизнь, а? Ни тебе радости, ни тебе... - он замолчал.
- Это, конечно. - мягко заметил я.
- Столб видишь?
- Ну... - не понял я.
- Вот подойти и головой об столб - раз! И никакая женщи-на тебе не нужна.
- Правильно. - поддержал я разговор.
- Какой хрен правильно! Сам бейся головой. Идиот! - он посмотрел на меня зло, сплюнул на сторону и пошёл дальше. Я поглядел на столб и пожал плечами.

 

День 

Проснулся я - день солнечный.
- Что ты мне принесёшь, солнечный день? - сказал я вслух.
А он отвечает:
- Ничего.
- Как ничего?
- А так. - он повернулся и медленно начал уходить.
Я ему кричу вслед:
- Подожди! Надо же что-то сделать. Нельзя просто так уходить.
Не слышит. Я поглядел вокруг - вечер уже. Темно. Я снова лёг спать.

 

Натуралистический этюд

- Возможно... - сказал я и стал смотреть в пол. По полу проползла муха. Я мысленно представил себе, как хлопаю по ней журналом "Здоровье", свёрнутом в трубку, и она замирает навеки посередине широкой половицы. И по лицу у меня ползла бессмысленная блуждающая улыбка. На кровати лежал
Щучкин, положив руку себе на лоб. Вероятно, он размышлял.
- Гляжу на тебя. - сказал Щучкин и замолчал.
Я откинулся на спинку стула и посмотрел в окно. Сквозь мелкие дырочки в тюлевой занавеске просвечивало что-то чёрное. Ночь, подумал я. А вслух спросил:
- Что?
- Стрелять в тебя удобно. - проговорил Щучкин медленно и спустил руку на бедро.
Я закурил сигарету и выдохнул облако дыма по направлению к потолку. Порыв ветра всколыхнул за-навеску, в животе у меня булькнул выпитый чай с молоком. Я отхлебнул еще глоток чаю и провёл пальцем по клеёнке - раздался характерный скрип. Тогда мы зажгли свечи, выключили электрической освещение и завели музыку.
- Коля, у тебя есть мысль? - спросил я.
- Нет. - ответил он и стал что-то долго и красиво говорить. Очень искренне.
А я выпрямился на стуле и начал медленно переводить взгляд с одной свечи на другую, со второй - на третью, а оттуда - снова на первую свечу. Свечи были воткну-ты в длинные пустые бутылки из-под "Алиготэ". Сидя в окружении трёх свечей, я почему-то вспомнил о смерти. Она представилась мне тихой и спокойной, пахнущей воском, тихо жужжащей наподобие комара, что кружил вокруг моего носа, и немного сонной или умиротворённой. Тикали часы с гирей, тренькала музыка в магнитофоне, Щучкин внимательно разглядывал настенный календарь за прошлый год. На столе стоял чайник с цветочками, банка с сахарным песком и пепельница в форме чашки с синим ободочком. Вдалеке, километров за сто, большой город жил своей обычной жизнью, шумел и светился неоном. Где-то протявкала собака. По Гринвичу сейчас утро, почему-то подумал я и прижался щекой к прохладной поверхности стола.
- Спать ложишься? - спросил Щучкин и почесал нос.
Я глубоко вдохнул пропахший запахами летней ночи воздух и медленно выдохнул, сложив губы трубочкой. Тихий блюз поплыл под потолком, растёкся по стене, спустился...

 

Столовое серебро

- Мать. - сказал глава дома и засунул в рот палец, выковыривая из зуба кусок мяса:
- А где наше столовое серебро?
Я уткнулся носом в тарелку с супом.
Располневшая женщи-на, лет пятидесяти, моя мать пропела:
- Ты же знаешь: в комоде, в правом ящике, в коробке из-под твоих прошлогодних ботинок, что с рубцами на подошве.
- Нету там. - брякнул отец.
- Каа-к? - пропела моя мать.
- А так. - голос отца посуровел. - Стащил кто-то.
Я шмыгнул носом и признался во всём.
- Сынок. Разве ты пьёшь водку? - снова пропела располневшая женщина. До неё ещё не дошёл смысл сказанного мной. Отец мой всегда был сообразительнее. Удар пришёлся мне точ-но в левое ухо. Я упал с табуретки и прижался горящей щекой к влажному полу. Подбежал Шарик, наша собака, и лизнул меня в нос.
- Умереть бы. - подумал я с тоской и икнул.

 

Понимание 

-Я-то тебя понимаю. А вот поймут ли нас люди?
- Какие такие люди?
- Те самые, что стоят за твоей спиной.
Я обернулся:
- Нет там никого.
- Будут. - убеждённо произнёс он и начал крутить телефонный диск.

 

Молчание 

Он промолчал.
- Что ты молчишь? - спросил я.
Он вздрогнул и посмотрел на меня тусклым взглядом.
- Так какое твое мнение по этому вопросу?
Он закрыл глаза и опустил голову.
- Ты что, отвечать не хочешь? Да? - заорал я.
Он побледнел и повалился на пол. Его стошнило.

 

Грань

Я осторожно провёл рукой - острая, как бритва.
- Ты что! - Щучкин тупо уставился на меня. - Чего ты рукой по воздуху водишь?
- Грань это.
- Чего-о?
- Грань, говорю. Между Добром и Злом.
Он подошёл и махнул пальцем в воздухе:
- А, чёрт!
- Порезался?
- Предупредить не мог? - он встал по другую сторону, засунув палец в рот, и спросил:
- Здесь что: Добро или Зло?
- Сам никак не пойму, где что.
- Дурак потому что. - Щучкин смачно сплюнул на пол.
Я внимательно посмотрел на него.
- Давай поменяемся местами.
- Во! - он показал мне кулак.
- Чего ты злишься? Поменяемся местами и узнаем где Добро, а где Зло.
- Будешь тут пищать еще! - и он с размаху заехал мне ногой живот.
Падая я успел заметить его расплывшуюся в ухмылке рожу.

 

Этюд просто так

Ночь была тёплая. Светила луна. Стрекотали кузнечики.
Бог мой! - подумал я.
- Мечтаешь? - подсел ко мне Малознакомый Гражданин.
- Может быть нам пройтись перед сном? - предложил я и встал с кровати.
Мы вышли за околицу в ночную свежесть, оба подтянутые, интеллигентно одетые, выбритые и задумчивые. Дорога плавно скользила меж распластнанным по холмам полей и лугов, спускалась в овраги, взлетала на подъёме, едва не отрываясь от земли, и снова плыла, слегка покачиваясь по горизонтали.
Разговор не клеился, я сел на обочину и махнул рукой: ступай, мол, с богом! Он постоял, поковырял землю носком ботинка, засмущался и исчез в темноте.
Я сидел на краю дороги, смотрел в придорожную пыль и на душе у меня мурлыкали кошки, спрятав коготки и свернувшись клубком. Я дождался, пока они совсем успокоятся, и быстрым движением выбросил их вон, в канаву. Они замяукали протяжно и сиротливо и утонули в луже. Я вздохнул облегчённо, свесил руки с колен до самой земли, опустил голову на. грудь и задремал. Ноги и руки мои начали неметь, и ясидел в неподвижности, медленно срастаясь с глинистой почвой, пропылённой травой, разными щепками и соломинками. Я почувствовал себя придорожной корягой, причудливой, заросшей мохом, вросшей в землю. Подо мной муравьи сложили свой дом и отложили крупные белые яички. По рукам ползла гусеница, извиваясь медленно и перебирая ножками.
... Утром меня выкорчевали:

 

Английская замочная скважина

- Я пошёл пить свой чай. - сказал я громко и хлопнул дверью.
Пошагав в прихожей некоторое время, я на цыпочках подкрался к замочной скважине и стал слушать.
- Тупой же он, - сказала миссис Вентконд и я представил себе, как она вся изогнулась в кресле при этих словах.
- Тупой и, кажется, немного сумасшедший. Как вы считаете мистер Уайтвик?

 

Мальчик

- Мальчик, - говорю я ему: - повернись боком.
Он доверчиво повернулся.
Я ему раз! - по затылку.
У него кепка слетела, и он едва не упал.
Потом отбежал шагов на пять и кричит:
- Дяденька, а дяденька!
Я уж было уходить хотел, не поворачиваясь, но повернулся всё же.
А он мне булыжником по лбу как заедет!
В глазах у меня чёртики забегали, серебряные точки зскользили по-броуновски. Всё так стало нереально и чудно:
- Что же ты, мальчик, - прошептал я, погружаясь в темноту, - Как то ты так:
И я без чувств скатился в канаву.

 

 

БЕЗ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

1997

 

ХИРУРГИЧЕСКИЙ СНЕГ


Зима Снег лежит хирургически чист Крик вороны как скрежет синего металла из которого сделано небо Дерево похожее на посох странника исчезнувшего Лес Тысячи великанов-странников покинувших землю Нахлобучив шапку закрутившись в пальто иду постепенно сходя на нет Все мы смертны Какое забавное будет время После того как на меня набросают землю И жизнь продолжится Происходят события обуревают страсти Захочется ли мне крикнуть с той стороны Это всё не важно Или я буду молчать Дерево вырастет надо мной похожее на посох странника На его ветке ворона кричит в синее небо Хирургически ляжет снег Зима

 

КТО ГЛЯДИТ С ВЫСОТЫ


Зелёная трава Жёлтые цветы Синеглазое небо глядит с высоты Ты тоже глядишь с высоты Вы оба глядите с высоты Как мои волосы запутались в траве Как мои руки испачкались в пыльце Да я лежу на земле Человек в своей жизни так мало лежит на земле Закрою глаза и вижу Ты и небо Кладёшь букетик цветов и уходишь Небо остаётся Надо мной Зелёная трава и жёлтые цветы Да я лежу в земле Человек после жизни так долго лежит в земле Кто глядит на него с высоты

 

КИТАЙСКИЕ ШАРИКИ


В ладони два китайских шарика Они тяжёлые Они перекатываются под пальцами Они тихонько звенят Мои глаза закрыты Мои ноги усталые вытянулись и лежат Великий Будда в моей темноте беззвучно шевелит толстыми губами Проплывает всё что плывёт Пролетает всё что летит Проходит всё что идёт Соседи орут за стеной За окном завывает машина Голос диктора читает плохие новости Ты заходишь в комнату и кладёшь ладонь на мой лоб В тишине бесконечной позвякивают китайские шарики Даже Великий Будда улыбающийся как Мона Лиза отходит и растворяется и последней в моей темноте тает кошачья улыбка Даже после жизни наши сердца на ладони кружатся и тихонько переговариваются Доброе утро дорогая Доброе утро дорогой

 

ГОЛЫЙ ЧЕЛОВЕК


Молоко зимы заполнило чаши полей или попросту выпал снег Если человека голого оставить посреди снежных полей он умрёт Если человека оставить среди облаков где летают самолёты он умрёт Если человека оставить в середине моря где плавают корабли он умрёт На человеке так много одёжек что он стал похож на маленького монстра затаившегося внутри пустой головы огромного робота и нажимающего на кнопки Когда человек умирает его место занимает другой маленький монстр и жизнь продолжается Я гляжу из окна деревенского дома поверх скрученных веток яблонь на молоко зимы Из дальнего леса темнеющего за полем на меня смотрит волк Он не сумел стать маленьким монстром Он опускает голову поворачивается и уходит в лес Я отворачиваюсь от окна и нажимаю кнопку дистанционного управления За окном падает снег поднимается ветер и начинается метель Но я не слышу её По телевизору показывают жару в Калифорнии В лесу протяжно воет волк

 

МНЕ ПРИСНИЛАСЬ МОЯ ЖИЗНЬ


Мне приснилась моя жизнь От начала и до конца со всеми событиями красками и звуками Я проснулся и подумал Вот мне приснилась моя жизнь От начала и до конца со всеми событиями красками и звуками И я стал жить дальше Так ли уж важно что снится мне по ночам От этого ничего не меняется

 

МНЕ ПРИСНИЛАСЬ МОЯ БАБУШКА


Мне приснилась моя бабушка Она сидела на крыльце и чистила грибы Проснувшись я вышел на крыльцо Там сидела моя бабушка и чистила грибы Бабушка удивился я Ты же давно умерла Конечно внучек Я сейчас Она вытерла нож тряпочкой медленно поднялась держа руку на пояснице взяла свою палку и пошла по тропинке У калитки она обернулась и поднесла руку ко лбу загораживаясь от солнца До свидания внучек До свидания бабушка Потом она исчезла Я промыл грибы в холодной воде и стал их жарить Поев я прилёг отдохнуть Мне приснилась моя бабушка Она сидела на крыльце и перебирала землянику Проснувшись я поспешил на крыльцо Но там никого не было Я взял лукошко и пошёл в лес И только уже подходя к сосновой опушке я сообразил что сейчас конец августа и земляника давно сошла

 

МНЕ ПРИСНИЛСЯ МЁРТВЫЙ ХУДОЖНИК


Мне приснился мёртвый художник Он пришёл ко мне чтобы дописать недописанную картину которая висит на стене моей комнаты Мы пили чай и я спросил его Ну как тебе там Такого места которое ты называешь там не существует Мы помолчали Потом я снова спросил его А как тебе тут Такого места которое ты называешь тут не существует Разговор не клеился Художник смотрел на свою картину Я смотрел в окно и видел что небо всё ещё на месте Наконец он сказал Пожалуй не нужно её дописывать Пусть остаётся как есть Я проснулся и смотрел на картину висевшую на стене моей комнаты На ней был изображён дом в глубине сада По тропинке шёл человек Его фигура была только намечена и пустым белым пятном выделялась на фоне сложной палитры осеннего сада Художник хотел написать самого себя но не успел Или не захотел

 

БУЙВОЛЫ ПЕРЕМЕН

1987-8

 

 

БУЙВОЛЫ ПЕРЕМЕН


Может быть, Время - это дорога на водопой.
Буйволы событий и вещей уходят в прошлое - к истокам мира.
Слышу далекий гул и легкую дрожь земли. Буйволы будущих перемен приближаются в нашим дням.
И будет день. И будет ночь.
Останутся только следы копыт, много следов на земле, и еще не осевшая пыль.
Назовут это памятью.
Только в конце времен иссякнет Великое Стадо. Пройдут больные и слабые, пройдет последним Старый Вожак, несущий на своей спине последнего мудрейшего, сидящего лицом назад. И на пустынной земле долго-долго ветра зализывать будут следы, пока не исчезнет и сама дорога.
Когда же наступит весна, и степь покроется красными маками, буйволы двинут в обратный путь.

 

УМЕЮЩИЙ ГОВОРИТЬ


Я любил тебя, Умеющий говорить.
Я верил твоим словам. О, как глубоки были твои слова! Как звенели струны твоих речей! Как быстро неслись стрелы! Как точно попадали в цель!
Я шел за тобой, Умеющий говорить.
Ты мог показать дорогу, и мне казалось, я тоже вижу ее. Но теперь наши пути разошлись. Может быть, потому, что я споткнулся и вдруг увидел: впереди пропасть. Ты пошел дальше.
Ты шел над пропастью, Умеющий говорить!
И я понял, что тебя нет. Я навсегда распрощался с тобой и ухожу по узкой тропе. Высокие стебли трав скрыли от меня все слова твои.

 

БЕРЕГИСЬ, УЧИТЕЛЬ!


Почему ты молчишь, Учитель?
Мне нужно посоветоваться с тобой.
Ты ничему не учил меня, спасибо тебе. У тебя я научился самому главному. Вот только я не знаю, что это - самое главное? Если бы я хоть знал, какой вопрос я хочу задать тебе!
Теперь ты понимаешь, как мне нужно поговорить с тобой?
Ты молчишь уже пять лет. За это время многое изменилось в моей судьбе, а в сущности - ничего не изменилось!
Ну, хорошо, отложим разговор еще на пять лет. Но хотя бы один раз мне нужно поговорить с тобой. Ведь время идет.
Берегись, Учитель! Пройдут годы и я стану старше тебя!

 

ПРОСТАЯ МЫСЛЬ


Собственно, любой миг жизни можно наполнить удивительным счастьем, если в голову придет простая мысль: "Это - жизнь". И если эту мысль удастся облечь в нужные образы, именно соответствующие этому мигу.
Например, почки на весеннем дереве.
Или вдруг обнаружить, что в лесу все деревья вперемежку - живые и мертвые - все вместе, в красивом согласии.
Или на стройке, у края котлована, на дне которого копошится бульдозер, спокойно сказать: "Вот - котлован. Разрытая земля. Вот - бульдозер. Железная машина".
Или - лицом к стене - лежать и думать: "А ведь эта стена не белая, хотя ее называют белой. Вот - пятнышко, вот - трещинка, вот - след воды". И в этой картине на больничной стене увидеть Великую Связь с миром по ту сторону стены. Великую Связь и Великое Отражение.
И даже в шуршании подземных вод, омывающих стенку гроба, можно было бы услышать Великую Музыку и разобрать Великие Слова, если бы после смерти какое-то время оставаться еще чуть-чуть живым.

 

МАГНИТОФОН


У Творца жизни есть магнитофон, на который он записывает мысли и чувства, радость и горе живых существ.
Это делается, пока мы спим. Все живые существа периодически погружаются в сон, загораются тысячи звезд и все, что накоплено за день, по тонким лучам устремляется в Небо. Шуршит, перематываясь, магнитная лента. Сновидения - это тонкий эффект интерференции электромагнитных волн. Наступает рассвет, Творец нажимает кнопку "стоп" и кладет кассету на полку.
Поэтому смерть - не очень страшна. Ведь все сохранено. У Творца жизни большая фонотека и прекрасная аппаратура. Каждый может надеяться на воспроизведение записи.

 

БУЛЬДОЗЕР


Когда бульдозер остановился, я, проходя мимо, заглянул в кабину.
На меня смотрели глаза китайского бессмертного - шэнь-сяня.
С какой целью Вы спустились с Небес? спросил я мысленно.
Да вот, видишь, нужно засыпать землей канаву, - ответил он.
Бульдозер снова зашумел. Солнечные лучи, отражаясь от снега и стекол кабины, слепили глаза. Наверху, в небе спокойно плавало пятицветное облако. Ветер никак не мог сдвинуть его с места.

 

 

МЕЛОЧИ ЖИЗНИ

1989

 

 

ВЕЛИЧИЕ ХУДОЖНИКА

Один великий художник пришёл на берег великой и могучей реки, сел на камень и стал рисовать. Но тут в небе птичка пролетала - да и нагадила на картину. Другой бы разозлился, руками замахал, но это был великий художник - поэтому он только задумался.
Но тут вдоль берега лошадь проскакала - да и мазнула хвостом по картине. Другой бы с досады кисти сломал, выматерился по-нехорошему, но это был великий художник - он только ещё глубже задумался.
Но тут из-под камня мышка выскочила - да и отгрызла угол картины. Другой бы с этой мышкой не знаю что сделал, но это был великий художник - мысли его стали совсем уже глубокими.
Но тут из реки рыба выскочила и плюхнулась прямо на середину картины - да и стухла тут же. А художник не выдержал вонючего запаха и прикрыл нос платочком.
Значит, не такой уж он великий. А может, и вовсе не великий. Скорее, крупный. А если по правде, то так себе - совсем незначительный. Да какой он художник - пачкун несчастный! И река какая-то паршивая - так, канава заржавленная. Смотреть не на что! Пойдём отсюда.

 

ЛЮБИМЫЙ ПЕНЁК

И я пошёл в лес. В этом лесу я ещё с детства помнил каждую полянку и каждый пенёк. Вдруг вижу: на моей полянке, на моём любимом пеньке сидит девушка. Такая красивая, о какой я только в детстве мечтал. Обидно мне стало, что она на моём пеньке сидит. Подошёл и столкнул её. Девушка поднялась с земли, отряхнула мусор с платья и убежала в слезах.
А я сел на пенёк и закурил папиросу, чтобы успокоиться. Тут солнышко выглянуло, муравьи через тропинку поползли, птица прилетела и села на сломанную ветку. Эту ветку я ещё в детстве сломал. Обидно мне стало очень и я заплакал.
И поехал на работу.

 

СТРАШНАЯ СМЕРТЬ

А на работе наш начальник собрал своих подчинённых и давай их бить. Бил, бил, а потом устал, сел на стул и заснул.
А подчинённые видят такое дело, взяли чернильницу и трахнули начальника по голове. Начальник умер.
И вот снится ему, что он умер, и так страшно, что он от страха проснулся. Глядит - а он и вправду умер. И это уж такой ужас, что, если бы он ещё не был умершим, то тут же непременно бы и умер. А так как он уже был умершим, то всё обошлось.
Вот только подчинённые так испугались содеянного, что все как один от страха поумирали. Кроме меня и Андрея Ивановича, потому что мы в буфет выходили.
Поэтому заведение, в котором наш начальник был начальником, а подчинённые - подчинёнными, пришлось закрыть.
Андрей Иванович и я поехали по домам.

 

О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ

Приехал Андрей Иванович домой и чувствует, что накурился за целый день на работе, голова заболела и в животе стало нехорошо. Расстроился Андрей Иванович и закурил сигарету, чтобы успокоиться. Тут ему стало совсем нехорошо и он упал на пол. Лежит Андрей Иванович и так ему стало тоскливо и одиноко, что он достал сигарету и закурил, чтобы хоть как-то рассеяться. Тут Андрей Иванович и умер.
А жена его, Полина Николаевна, очень огорчилась этому и первый раз в жизни закурила сигарету, чтобы успокоиться. И от этого умерла.
А дети Андрея Ивановича и Полины Николаевны никогда не курили, не курят и курить не будут. Поэтому они всегда весёлые и жизнерадостные.

 

ЛЮБОВЬ И ЧЕСТНОСТЬ

Приехал я домой, а ко мне пришла моя знакомая и влюбилась в меня без памяти, но я этим случаем не воспользовался, и она ушла ни с чем. Потому что я честный и благородный человек.
А я поехал ко второй моей знакомой и влюбился в нее без памяти, но она этим случаем не воспользовалась, и я ушёл ни с чем. Потому что она тоже честный и благородный человек.
А эта моя вторая знакомая поехала к моему приятелю и влюбилась в него без памяти, но он этим случаем не воспользовался, и она ушла ни с чем.
Тогда мой приятель поехал к моей первой знакомой и влюбился в неё без памяти, но она этим случаем не воспользовалась, и он ушёл ни с чем.
Вот и получается, что мы все четверо - очень честные и благородные люди. А тех, кто поступает иначе, мы гневно осуждаем и требуем немедленно прекратить!  

 

 

Александр Бубнов

 

(из миним-серии "Миним")

 

(1)
ВОПРОСЫ ЧИСТОТЫ

Чистый лист бумаги? И вы верите, что он чистый? А перед кем или перед чем он чист? Он что - очистился? Ах, он изначально чист? Где его начало? Или когда его начало? На фабрике дымной? В весеннем лесу?

В любом случае, когда первая молекула красителя - от пишущей ручки или принтера - едва появляется на шершавчине листа, не ведая ещё, в какой она будет букве или линии, разве лист ещё чист, хотя выглядит чистым? Разве он не погряз уже в нечистотах - в маленькой нечистОте первой молекулы красителя или в нечистотах всего человека пишущего, окутанного тряпочками мыслей?..

Переполняемый, съедаемый вопросами человек уже не в силах держать лист бумаги и отмахивается от него. Лист летит в грязную придорожную лужу...

Летом солнце выпарило лужу, другой человек пОднял высохший лист и огрызком карандаша... легко... проделал в листке бумаги дырку. Человек этот был чист.

"Сейчас же перестань возиться в пыли! Грязнуля!", - прикрикнула мама.

 

(2)
ПИАР В МИНИАТЮРЕ
(блог)

Утром 18 января 2007 года, в четверг, выходя из подъезда, я испачкался, но при этом обрадовался, замечая, что в кои-то веки подъезд белят. В середине дня я выгнал студентку с экзамена, а в коридоре неожиданно встретился с ректором (превратилась она в него, что ли) и по случаю подарил ему свою книжечку в спичечном коробке. И, как выяснилось позднее, именно в этот день "Экслибрис НГ" напечатал рецензию на мою книжонку в коробчонке, ту самую в той самой.

...Надо же, как всё странно сходится! ...Да и расходится, бывает, очень странно. Как разойдётся! Как разойдётся!.. Не остановишь. Но здесь случай не тот - миним.

 

(3)
ОДНИМ СЛОВОМ...

"Миним!", - так однословно ответили звёзды Первого подвала на вопрос мальчишки "А что это вы тут делаете?", лишь бы тот отвязался. С тех пор мальчишки действительно не видно. Да и зачем ему это?

 

(4)
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ

"Миним - это АНГЛИЙСКАЯ мера объёма...", - объяснял ученикам пожилой учитель. Ученики не понимали учителя, не слушали и не слышали его,  потому что  минили  по-русски.

 

(5)
МИНА

"Папа, а как это можно 'скорчить мину'?.. Это что - взорвать?"

"Мина, сынок, - это не только бомба, но и лицо, - недовольное лицо."

"А! Это когда мина взрывается?"

"Да, сынок: Мина порождает мину." Миним.

 

(6)
ОБОСТРЕНИЕ НА ОКТЯБРЬСКОМ ПОЛЕ
(быль)

Шестого декабря 2006 года я вошёл в автобус в районе метро "Октябрьское поле", вошёл по чужому проездному, через передний турникет. Вошёл не в час пик, а среди бела дня.

Болела голова, и я решил выпить пару таблеток цитрамона... Одну уже разжёвывал, чуть морщась от горечи, начал вскрывать вторую таблетку и нащупывать в сумке бутылку с кипячёной водой. И вдруг заходит Ко!.. А кому охота расставаться с чужим проездным да в начале месяца?

"Ваш билетик!" Начало фразы прозвучало уверенно, однако в районе последнего слога - "...тик" - уверенности поубавилось. Эту тонкость я попутно отметил про себя, поскольку не чураюсь изучения языка и речи.

Ко, видя, как какой-то очкарик что-то жуёт, мыча в ответ, а в руках у него пачка таблеток, из которой он судорожно пытается извлечь очередную, - как-то бочком протиснулся дальше и продолжил спрашивать билетики у других. Наверное, подумал: "Инвалид, что с него спрашивать?! К тому же - в период обострения...".

Тот случай, когда головная боль пошла на пользу.

 

(7)
МЕРА ОБЪЁМА

Степенный профессор втолковывал новые термины студентам-медикам:

<Пишем... Миним - это мера объёма, равная:>, - профессор повернулся к доске и, написав , сказал: <:равная одной шес:> - <:одной шестой части сУши!>, - услышал он с "галёрки".

Последующая секунда тишины показалась вечностью всем:

крикуну, испугавшемуся самого себя и окончательно проснувшемуся после вчерашней посиделки в суши-баре,

другим студентам, ждущим дальнейшего развития событий,

профессору, запустившему в голове программу по избранию варианта реагирования и, успев внутренне прослезиться, остановившемуся на таком:

"Перебивать, конечно, нехорошо, однако очень приятно, что шестая часть суши по-прежнему живёт в ваших умах: в ваших сердцах... Теперь, правда, это уже седьмая часть... И всё-таки позвольте уточнить: миним - это мера объёма, равная не одной шестой части, а одной шестидесятой части... и не ТВЁРДОЙ суши, а ЖИДКОЙ... драхмы!.. Ну что же вы? За-пи-сы-ва-ем в конспект!.."

...Лекцией профессор остался вполне доволен: как удачно он воспользовался тишиной и обострением внимания аудитории! Теперь студенты запомнят этот "миним" до экзамена уж точно.

И не знал профессор, что оставались проблемы с "жидкой драхмой": едва ли не каждый студент понимал её по-своему.

 

(8)
В РЕСТОРАНЕ

Изысканный джентльмен зашёл утром в ресторан, сел за столик и заказал... минимфитюру! А надо сразу пояснить, что продукт этот разрешено было употреблять только за специально оборудованным столиком, который, как назло, был... нет, не занят. Он был в срочном ремонте после вчерашнего вечернего аналогичного заказа. И что теперь было делать всполошившимся официантам? Кто мог предположить, что - страшно сказать! - с утра! - закажут минимфитюру? Такого не было уже лет восемь, с тех пор, как все газеты города обошло интервью одной экстравагантной особы, которую упоминать мы тут не будем, потому что это уже другой сюжет, да и пересказывать то происшествие давно стало дурным тоном.

Вы спрОсите, чем же всё-таки всё закончилось, в смысле джентльмена и утреннего заказа? Да ничем особенным не закончилось. Даже писать об этом дальше не стоило, если бы вы не спросили... Не спросили?

Ну раз спросили, значит, писать стоит.

 

© Александр В. Бубнов


AL-DrBubnov@yandex.ru
www.palindrom-bub.narod.ru

 

 

 

Борис Режабек

 

КВАДРАТЮРЫ - 2007

 


Химическая квадратюра

Однажды ( дело было в 1865 году) великий химик   Фридрих Август Кекуле фон
Страдониц заснул,   и   ему  приснилось, что он - Дмитрий Иванович Менделеев,
и только что с блеском защитил докторскую диссертацию на тему "О соединении
спирта с водой".
После банкета в его голове стали  кружиться то ли змеи, то ли обезьяны, очень
напоминающие какую-то химическую формулу.
Проснувшись, он понял, что открыл формулу бензола.
Дмитрий же Иванович в это время всё ещё не спал, поскольку банкет ему отнюдь
не приснился, а был на самом деле.

 

Мексиканская кубатюра

Иван Семёныч и Президент шли по пустыне, солнце пекло, было очень жарко. "Солнце печёт, и ужасно жарко!" - сказал Президент. Иван Семёныч молчал. Солнце пекло и было, действительно, очень жарко.
"Очень жарко, и ужасно хочется пить!" - сказал Президент.
Иван Семёныч молчал, хотя было жарко и, действительно, хотелось пить. "Ужасно хочется пить, и я не понимаю, куда это мы идём!" - сказал Президент .
Иван Семёныч молчал, хотя тоже не очень ясно понимал, куда.
"Солнце печёт, очень жарко, и ужасно хочется пить!" - сказал Президент.
Иван Семёныч молчал.
"У меня песок в ботинках!" - сказал Президент. И тогда Иван Семёныч посадил Президента на кактус.

 

Философическая квадратюра.

В голосе мыслителя  вертелись  ультрафундаментальные  вопросы: Может ли живой труп стать бессмертным? Что  имеют в виду, когда  говорят  "День  побеждает  ночь"? Будет ли конец в конце концов?

 

Чешская квадратюра

В  пивной "У Швейка" Чапек спорил с Гашеком - кто  чеховитее.
Под стойкой чешские коты дрались с чеширскими.
Бармен орал бомжу, укравшему пиво: "За  козла ответишь!"
А  в  еврейских  кварталах  каббалисты  гонялись  за    Големом   с   выводком
роботов.

 

Персидская квадратюра.

Омар Хайям лежал на ковре и думал.
Он  думал - нет  достойного человека.
А выпить  хотелось  бы именно  с достойным.
Вот если бы у Аллаха был Сын - но, увы,  нет сына у Аллаха!