Григорий  Одинцов 

              «Прогулка вокруг подвала»

                                                                                                                                                   Алексеевская слобода                                                                                                                        

 

Дом, в котором размещается сегодня  наш «ПОДВАЛ №1», находится в  великолепном  уголке города, сохранившем  очарование и колорит старой Москвы и буквально наполненном Памятниками архитектуры и просто  интересными зданиями.

Историческое название этого района – Алексеевская слобода

Дорога от Таганской площади к Андроникову монастырю сложилась к концу 16 века и называлась Большой Алексеевской улицей, а вся окружающая территория  Алексеевской слободой - по церкви Алексея Митрополита. Слобода сформировала и свою внутреннюю улицу, Малую Алексеевскую и возвела в  центре новый храм на стрелке двух улиц – церковь Мартина Исповедника.  План города конца 18 века показывает уже сложившуюся систему улиц.

      

Основным занятием населения становится торговля, и в дальнейшем даже формально слобода стала называться купеческой. На рубеже 18 -19 веков богатый купеческий район пережил настоящий расцвет каменного строительства. Главная вертикальной доминантой района стала церковь Мартина Исповедника, построенная по проекту Родиона Казакова (однофамильца знаменитого зодчего)  в 1806 г. На плане Москвы 1813 года показаны сгоревшие районы города, в числе которых и вся Алексеевская слобода. После пожаров 1812 года на улице был построен ряд ампирных усадеб с четким ритмом застройки по красной линии и целые ансамбли. Это в основном двухэтажные дома самые разные по архитектурному решению и фасадам, но выполненные в определенный исторический период и создавшие общий ансамбль. Именно единый масштаб застройки улицы и является сегодня главной ценностью этого района Москвы,-

     

    

     

    

Церковь Мартина Исповедника – один из лучших и наиболее цельных по замыслу памятников  московского классицизма. Монументальность ее образа, сохранившаяся без значительных утрат, связана и с крупными размерами здания, и великолепным архитектурным решением. Для единства объемной композиции автор отказался от традиционного церковного троечасия: отсутствует трапезная, между церковью и колокольней помещен только узкий переход с боковыми крыльцами. В архитектуре храма огромную роль играет ордерная система. Просто обилие колонн: восьмиколонные портики на северном и южном фасадах, колонны окружают весь первый ярус, колонны окружают ротонду храма и второй ярус колокольни, уникальны и ряды колонн третьего яруса колокольни. Мне хочется сравнить храм с органом Большого зала консерватории – только там органные трубы, а здесь симфония колонн! А количество колонн в этом сооружении очень большое – здание храма украшают 88 колонн!

    

    

Церковь Алексея Митрополита построена в середине 18 века на месте старой первоначальной церкви, давшей название всей территории. Автором этого храма  принято считать Д. Ухтомского. Храм построен на стрелке двух улиц – Малой Алексеевской и Николоямской. В настоящее время фасады церкви реставрируются.

 И конечно нельзя не сказать о еще одном  сооружении, которое завершает ансамбль Большой и Малой Алексеевских улиц - церкви Сергия в Рогожской, расположенной на Андроньевской площади. Но это уже тема рассказа о другом районе старой Москвы, известной под именем Рогожской ямской слободы.

    

Улицы Алексеевской слободы переименовывались многократно! Большая Алексеевская - в Большую Коммунистическую, Малая Алексеевская - в Малую Коммунистическую, а недавно она стала улицей Станиславского. К.С. Станиславский  родился в семье богатого купца и промышленника Алексеева, владевшего целой городской усадьбой – дом № 29, здесь началось его увлечение театром, ставились любительские спектакли, и сформировался  театральный кружок, названный «Алексеевским».

Дом №25, в котором проходят наши встречи, является характерным для  Алексеевской слободы особняком: простой, двухэтажный жилой дом, стены первого этажа частично отделаны рустом, окна второго этажа оформлены великолепными наличниками, завершается здание изящным карнизом. За двести лет уровень земли значительно поднялся, дом как бы осел в землю и окна первого этажа оказались низко над землей. Это конечно несколько исказило первоначальный вид здания, но для нас с вами это даже кстати, так как оправдывает термин ПОДВАЛа.

    

.

.             Литература:

1.          Архитектурные ансамбли Москвы ХV – начала  ХХ веков.    Москва Стройиздат 1997 г

2.          Памятники архитектуры Москвы. Том  VI.     Москва «Искусство» 2000г

3.             Сорок Сороков. Том  III.    YMCA-PRESS 1989г. Paris.

4.             К.Станиславский. Биография (в Интернете).

Фотографии выполнены автором 14 февраля 2008 г – в первый солнечный день месяца - портативной камерой «Canon».

исходники фотографий

word-file