ГЛОССАРИЙ

(вернуться на индексную страницу)

Триграммы:
название (китайское и
перевод на русский),
графика,
образ,
свойство,
семейная символика.

Квадратно-круговое расположение триграмм по Фуси.
Квадратно-круговое расположение триграмм по Вэнь-вану.

Дуй
разрешение

Озеро
радостность
младшая дочь

Цянь
творчество

Небо
крепость
отец

Сунь
утончение

Дерево(Ветер)
проникновенность
старшая дочь

Ли
сцепление

Огонь
ясность
средняя дочь

Кань
погружение

Вода
опасность
средний сын

Чжэнь
возбуждение

Гром
подвижность
старший сын

Кунь
исполнение

Земля
самоотдача
мать

Гэнь
пребывание

Гора
незыблемость
младший сын

Сунь
утончение

Дерево(Ветер)
проникновенность
старшая дочь

Ли
сцепление

Огонь
ясность
средняя дочь

Кунь
исполнение

Земля
самоотдача
мать

Чжэнь
возбуждение

Гром
подвижность
старший сын

Дуй
разрешение

Озеро
радостность
младшая дочь

Гэнь
пребывание

Гора
незыблемость
младший сын

Кань
погружение

Вода
опасность
средний сын

Цянь
творчество

Небо
крепость
отец

 

 

Ба гуа – "восемь образов" – восемь триграмм.

Благородный муж – см. цзюнь-цзы.

Великий Предел – см. Тай Цзи.

Верхняя (внещняя) триграмма – триграмма, образованная 4-ой, 5-ой и 6-ой (верхней) чертами гексаграммы; движущая триграмма.

Верхняя ядерная триграмма – триграмма, образованная 3-ей, 4-ой и 5-ой чертами гексаграммы.

Вэнь – "Письменность/Культура" (культурность, цивилизованность, цивильный, гражданский, гуманитарный, просвещение, образование, литература, изящная словесность, стиль, украшенность) – одна из центральных и наиболее специфичных категорий китайской философской, эстетической и литературной мысли. Этимологическое значение – "татуировка, узор, орнамент". Терминологическую оппозицию вэнь составляют, с одной стороны, чжи – "природная (стихийная, материальная) основа", как состояние, еще не достигшее упорядоченности, с другой стороны – у – "военное начало", "воинственность", как разрушающее существующий порядок. В самом широком смысле вэнь означает всякую выявленную (осмысленную) упорядоченность. По Конфуцию, гармоническое сочетание вэнь и чжи – признак цзюнь цзы. В И чжуань вэнь понимается онтологически как "Вэнь Неба", "Вэнь Земли" и "Вэнь человека"; в Си цы чжуань вэнь определяется как проявляющаяся в сян-символах "взаимосвязь вещей". Вэнь соотносится с Дао (по Чжу Си, 12 в. н.э., вэнь – эманация Дао) и ли – "принципами" всех вещей (по Ван Янмину, конец 15 – начало 16 вв. н.э., вэнь – это "доступное наблюдению проявление ли").

Вэнь-ван (1231-1135 гг. до н.э.) – "Царь Просвещенный" – основатель династии Чжоу. Создал гексаграммы "удвоением" триграмм. С именем Вэнь-вана традиция связывает один из двух главных вариантов последовательности триграмм и последовательность гексаграмм, фиксированную в И цзине.

Вэнь янь чжуань – "Комментарий к изящным речениям" – один из трактатов И чжуань.

Гексаграмма (гуа) – набор шести черт, каждая из которых может быть целой (ян) или прерванной (инь). Гексаграмма разбивается на две триграммы – нижнюю и верхнюю.

Гуа – см. триграмма и гексаграмма.

Дао – "Путь". Также переводы: подход, график, функция, метод, закономерность, принцип, класс, учение, теория, правда, мораль, абсолют, норма. Одна из фундаментальных категорий китайской философии. Позже термином Дао передавались буддийские понятия "марга" и "патха", выражающие идею пути, а также "бодхи" ("просветление", "пробуждение"). Эквивалентами Дао часто признаются Логос и Брахман. С Дао тесно связана категория Дэ – "благодать/добродетель". В современном языке бином даодэ означает мораль, нравственность. В различных философских системах Дао определялось по-разному, что дало повод Хань Юю (8-9 вв. н.э.) назвать его, как и Дэ, "пустой позицией", не имеющей точно фиксированного смысла.

Дао Дэ цзин – "Книга о Дао и Дэ", созданная основоположником даосизма Лао-цзы (6 в. до н.э.).

Девятка – см. ян.

Дуй – операция инверсии гексаграммы: каждая черта гексаграммы меняется на противоположную: ян-инь и инь-ян.

Дэ – "Добродетель", "благодать". Также: качество, дарование, моральная сила, закономерность. Одна из фундаментальных категорий китайской философии. Манифестация Дао. Иногда отождествляется с кармой, mana и virtus. Использовалась для передачи буддийского понятия "гуна". В самом общем смысле означает основное качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, т.е. индивидуальной "благодати".

Женская триграмма – см. иньская триграмма.

Земля – элемент космической триады Небо-Человек-Земля. Символизируется триграммой Кунь.

Инь – темное, слабое, мягкое, четное, женское начало. В "Книге Перемен" соответствует цифре 6 – шестерке, которая, выпадая при гадании по тысячелистнику, означает черту инь.

Инь (династия) – см. Шан-Инь.

Иньская триграмма – триграмма, в которй нечетное число черт инь (четное число черт ян) : 3(0) черты – Кунь, 1(2) черта – Сунь, Ли, Дуй. Называется также женской триграммой, поскольку в семейной символике И цзина Кунь – это Мать (старшая иньская триграмма), а Сунь, Ли, Дуй – дочери (младшие иньские триграмммы).

И цзин – "Книга (Канон) Перемен" – каноническая часть Чжоу И. Состоит из графических изображений гексаграмм, названий гексаграмм и афоризмов к каждой гексаграмме и каждой черте гексаграммы.

И чжуань – "Комментарий к Переменам" – комментирующая часть Чжоу И. См. Ши И.

Кун-цзы гуа сян чжуань – "Комментарий Конфуция к Образам в гексаграммах" – один из трактатов И чжуань.

Кун-цзы туань чжуань – "Комментарий Конфуция к символам" – один из трактатов И чжуань.

Кун-цзы яо сян чжуань – "Комментарий Конфуция к символам черт" – один из трактатов И чжуань.

Лао-цзы (6-5? вв. до н.э.) – "Престарелый мудрец", "Престарелый младенец" – великий философ, основоположник даосизма, автор Да Дэ цзин. Другие его имена – Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы(?). Жил в царстве Чу, служил хранителем библиотеки царства Чжоу, где встречался с Конфуцием. Разочаровавшись в возможности осуществления своего учения в Китае, предпринял путешествие на запад. На пограничной заставе по просьбе ее начальника Инь Си (Гуань Инь-цзы) Лао-цзы написал книгу в 5 тысяч иероглифов – Дао Дэ цзин, в которой изложил свое учение. Больше о нем никто не слышал.

Ло шу – см. Хэ ту и Ло шу.

Лунь Юй – "Суждения и беседы" – сборник высказываний Конфуция, составленный его учениками.

Мавандуйский текст – текст Чжоу И, обнаруженный в 1973 г. при археологических раскопках в Мавандуе. Датируется 180-170 гг. до н.э. Отличается от стандартного текста названиями 34-х гексаграмм, составом и компоновкой комментариев И чжуань. Последовательность гексаграмм также отличается от стандартной, имеет строгую закономерность и типологически схожа с последовательностью Фуси. Соответствующая часть мавандуйского Чжоу И представляет собой манускрипт на шелковой ткани, разделенный вертикальными линиями на 93 столбца, число иероглифов в которых колеблется от 64 до 81.

Младшая триграмма – все триграммы, кроме Цянь и Кунь. В семейной символике И цзина младшим триграмма соответствуют дети: дочери – Сунь, Ли, Дуй, и сыновья – Чжэнь, Кань, Гэнь.

Муе – город, находившийся на территории современного уезда Цисянь провинции Хэнань. В битве при Муе в первую луну в день цзя цзы У-ван одержал победу над последним императором династии Шан-Инь Чжоу-синем.

Мужская триграмма – см. янская триграмма.

Небо – элемент космической триады Небо-Человек-Земля. Символизируется триграммой Цянь.

Несимметричная гексаграмма – см. симметричная гексаграмма.

Несимметричная триграмма – см. симметричная триграмма.

Нижняя (внутренняя) триграмма – триграмма, образованная 1-ой (нижней), 2-ой и 3-ей чертами гексаграммы; движимая триграмма.

Нижняя ядерная триграмма – триграмма, образованная 2-ой, 3-ей и 4-ой чертами гексаграммы.

Пара гексаграмм – гексаграммы в И-цзине образуют пары: гексаграмма с нечетным номером и следующая за ней гексаграмма с четным номером. Как правило, гексаграммы одной пары получаются одна из другой операцией фань – переворотом, или прочтением черт гексаграммы не как обычно, снизу вверх, а в обратном порядке – сверху вниз. Однако, в том случае, когда операция фань не меняет гексаграмму, применяется другая операция дуй – инверсия всех черт гексаграммы: иньян, янинь.

Позиция черты (черта) – позиции, которые занимают черты в гексаграмме, нумеруются снизу вверх: 1 (нижняя, начальная), 2, 3, 4, 5, 6 (верхняя, конечная).

Симметричная гексаграмма – гексаграмма симметричная относительно своей середины (линии, разделя.щей третью и четвертую позиции). Не изменяется при фань-перевороте. В симметричной гексаграмме имеется совпадение черт 1=6, 2=5, 3=4. Симметричная гексаграмма, фактически, задается одной своей триграммой (верхней или нижней). Имеется 8 симметричных гексаграмм: #1 Цянь, #2 Кунь, #27 И, #28 Да го, #29 (Си) Кань, #30 Ли, #61 Чжун фу, #62 Сяо го. Остальные 56 гексаграмм – несимметричные.

Симметричная триграмма – триграмма симметричная относительно своей средней черты. Не изменяется при фань-перевороте. В симметричной триграмме нижняя и верхняя черты совпадают. Имеется 4 симметричных триграммы: Цянь, Кунь, Ли, Кань. Остальные 4 триграммы несимметричные: Чжэнь, Гэнь, Дуй, Сунь.

Старшая триграмма – триграммы Цянь и Кунь, которым в семейной символике И цзина соответствуют Отец и Мать.

Сицы чжуань – "Прилагаемые суждения" – один из трактатов И чжуань.

Сыма Цянь, Сыма Цзычжан (145 г. до н.э. – ?) – историк, литератор, мыслитель. Сын Сыма Таня, тайшилина (главного историографа и астролога) при дворе У-ди, императора династии Западная Хань (140-87 гг. до н.э.). В 108 г. до н.э., через три года после смерти отца, унаследовал его пост. В 99 г. до н.э. вступился за военачальника Ли Лина, потерпевшего поражение от сюнну (гуннов) и сдавшегося в плен, навлек на себя гнев императора, заключен в тюрьму и подвергнут оскоплению. Руководил работой по усовершенствованию календаря, результатом которой стал Тай чу ли – "Календарь [в период правления под девизом] Тай чу", обнародованный в 104 г. до н.э. Автор Ши цзи – "Исторических записок", материалы для которых начал собирать еще его отец, и которые были завершены в 92 г. до н.э.

Сюй гуа чжуань – "Комментарий к последовательности гексаграмм" – один из трактатов И чжуань.

Тай цзи – "Великий Предел" – категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия. Антонимичная категория – У цзи – "Отсутствие предела", "Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия". Иероглиф цзи-предел охватывает два смысла: "край" ("оконечность, полюс, конец крыши") и "центр". В Си цы чжуань сказано, что "перемены (И) имеют Тай цзи", из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала "два образца" – инь и ян, а затем все сущее. Трактуется как синоним Тай чу – "Великое начало", Тай и – "Великое единое" и Дао – "Путь". Обозначает исходно-целостное, хаотически-недифференцированное состояние мирообразующей ци – "пневмы", и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину.

Тао Юань-мин, Тао Цянь (365-427 гг. н.э.) – второй по времени (после Цюй Юаня) в ряду великих китайских поэтов. Жил во времена династии Восточная Цзинь. Поступил на службу в 393 г.; служба его тяготила и он не раз порывал с нею. В сорок один год расстался с последней своей должностью начальника уезда Пэнцзэ, на которой пробыл немногим более 80 дней, после чего "возвратился к полям и садам" и умер в крестьянской бедности.

Триграмма (гуа) – набор трех черт (нижней, средней или центральной, и верхней), каждая из которых может быть целой (ян) или прерванной (инь). Всего имеется восемь триграмм – ба гуа. Две триграммы (нижняя и верхняя) образуют гексаграмму. Триграммы делятся на симметричные и несимметричные, старшие и младшие, янские (мужские) и иньские (женские) и т.п.

У-ван (1169-1116 гг. до н.э.) – "Царь воинственный" – сын Вэнь-вана, император династии Чжоу. Одержал победу над последним императором династии Шан-Инь Чжоу-синем в битве при Муе в первую луну в день цзя цзы.

У син – "Пять элементов" ("пять стихий", правильнее – "пять действий", "пять фаз" или "пять рядов"). Одна из основополагающих категорий китайской философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания – пространственно-временные и двигательно-эволюционные – имеют пятичленную структуру. "Пять элементов" – не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, которые связаны с "элементами" не субстанциально, как "первоэлементы" древнегреческой философии, а функционально. В генетическом смысле У син также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа – Хунь Дунь – изначального "Хаоса" или Тай Цзи – "Великого Предела" и дуализированности космоса силами инь ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств (пять сторон света, пять времен года, пять чисел, пять благодатей, пять пневм, пять цветов, пять вкусов и т.п.), У син образуют сложную мироописательную систему. На рисунке внизу обозначены важнейшие порядки "пяти элементов" – "взаимопорождение" (синии сплошные стрелки) и "взаимопреодоление" (красные прерывистые стрелки):

Фань – операция "переворота" гексаграммы. Соответствие черт фань-гексаграммы и исходной гексаграммы: 1-6, 2-5, 3-4, 4-3, 5-2, 6-1.

ФусиПаоси, Баоси – родоначальник китайской цивилизации. Возможно, первопредок восточнокитайских племен. Почитался как основоположник искусства охоты, рыболовства, кулинарии, создатель триграмм, первых гуслей, орудий лова, института брака; по некоторым версиям, изобрел иероглифическую письменность взамен узелкового письма. По традиции правил в 2852-2737 гг. до н.э. С именем Фуси традиция связывает один из двух главных вариантов последовательности триграмм и гексаграмм.

Хуан-ди – "Желтый император", "Желтый предок" – один из родоначальников китайской нации. Изобретатель топора, ступы, лука и стрел, одежды и обуви, литейного дела, колесницы и лодки, музыкальных инструментов (его сподвижники изобрели письмо и календарь); основоположник даосизма наряду с Лао-цзы. По традиции правил в 2698-2598 гг. до н.э.

Ху гуа – операция преобразования исходной гексаграммы в ее ядерную гексаграмму.

Хэ ту и Ло шу – "План (чертеж) из реки Хэ", "План (чертеж) [из Желтой] реки" и "Письмена из реки Ло". Графические выражения математических структур: магического креста (Хэ ту) и магического квадрата (Ло шу). Считались базовым источником графических структур Чжоу Иба гуа – "восьми триграмм". Соотносятся также с У син – "пятью элементами". В Си цы чжуани Хэ ту и Ло шу определяются как "образцы для совершенномудрых (шэн) людей". Существует легенда о том, как Фуси увидел Хэ ту на боках "дракона-лошади", появившегося из реки Хуанхэ, а Ло шу – на панцире чудесной черепахи из реки Лошуй и вдохновился этими знаками на создание восьми триграмм. По другой версии, Фуси создал восемь триграмм на основе Хэ ту, а основатель первой китайской династии Ся великий Юй (23 в. до н.э.) использовал письмена на панцире черепахи из реки Ло, сформулировав цзю чоу – "девять разделов", изложенных в главе Хун фань – "Великий план" ("Великий закон", "Величественный образец") "Книги Истории" (Шу цзин).

Хэ ту
Ло шу
древнее изображение
современное изображение
древнее изображение
современное изображение
7
2
8 3
5
10
4 9
1
6
4
9
2
3
5
7
8
1
6

 

Цза гуа чжуань – "Комментарий к гексаграммам в спутанном порядке" – один из трактатов И чжуань.

Цзюнь-цзы – "благородный муж", "совершенный муж"; исходное значение – "дитя правителя". Синонимы – да жэнь – "великий человек", жэнь жэнь – "гуманный человек". Норматив конфуцианской личности, впервые представленный в Лунь юе, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется сяо жэнь – "ничтожному человеку", "маленькому человеку". В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже шэн – "совершенномудрого", но также своим Дэ – "благодатью/добродетелью" – способен воздействовать на "маленьких людей", как ветер – на траву. Его важнейшее качество – бу ци – "неорудийность", т.е., с одной стороны, духовно-нравственная и поведенческая автономия, с другой – приверженность Дао-пути, а не ци – предметным реалиям. Наделенный знанием мин – "предопределения", цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве Дао в Поднебесной, и "сокрытость", удаление от дел – при отсутствии Дао.

Цзя цзы – полный 60-летний или 60-дневный цикл; первый год или день этого цикла. Цзя – 1-ый циклический знак десятеричного цикла гань "небесных стволов" (янское Дерево). Цзы – 1-ый циклический знак 12-ричного цикла чжи "земных ветвей" (животное – мышь; время от 23 ч. до 1 ч. ночи). В первую луну в день цзя цзы состоялась битва при Муе, во время которой У-ван одержал победу над последним императором династии Шан-Инь Чжоу-синем.

Цюй Юань, Цюй Пин (340-278 гг. до н.э.) – первый известный нам по имени великий китайский поэт. Родом из царства Чу, Цюй Юань жил в эпоху Чжаньго – "Сражающихся царств". Ему суждено было пережить печальный период падения династии и господства бездарности на престоле Чуского государства. Сыма Цянь (145-? гг. до н.э.,историк, литератор, мыслитель) писал в Ши цзин – "Исторических записках": "Цюй Юань писал стихи, с помощью которых надеялся исправить зло." До нас дошли его произведения "Скорбь изнанника", "Вопросы к Небу", "Призывание души" и др. Поэт пережил одиночество, непонимание и изгнание. Жизнь Цюй Юаня закончилась трагически. Согласно Сыма Цяню, его последнее произведение – ода "С камнем в объятиях". Написав это стихотворение, Цюй Юань обнял камень и бросился в воды реки Сяншуй (Мило).

Черта – черта гексаграммы или триграммы. Есть два вида черт: сплошная черта ян и прерванная посередине черта инь. См. позиция черты.

Чжоу (династия) – китайская династия 1122-246 гг. до н.э.

Чжоу Гун (XI в. до н.э.) – Цзи Дань – сын Вэнь-вана, младший брат У-вана. Государственный деятель, мыслитель. На следующий год после падения династии Шань-Инь и воцарения династии Чжоу стал в результате кончины У-вана регентом при малолетнем племяннике Чэн-ване. Сочинил гимн У-вану. В итоге похода на восток подавил мятеж трех своих братьев – Гуаня, Цая и Хо. Ему приписывается составление Да гао – "Великого воззвания" – обращения к бывшим подданным династии Шан-Инь, вошедшего в текст Шу цзина – "Книги Истории"; введение системы феодальных уделов во главе с наместниками-чжухоу из членов правящей фамилии и основание восточной столицы – Лои (совр. Лоян провинции Хэнань). Традиция также ставит ему в заслугу реформу Иньского ритуала – "установление правил благопристойности и введение [ритуальной] музыки (отсутствовавшие у чдоусцев, уступавших иньцам в культурном развитии), создание основ регулярной администрации и совершенствование законодательства, учреждение единого культа Неба-Тянь, формулирование принципов цзин дэ бао минь – "почитания добродетели и защиты народа", мин дэ шань фа – "уяснения добродетели и осторожного отношения к наказаниям". Причисляется уонфуцианской традицией к шэн – "совершенномудрым" правителям древности. Не случайно, Конфуций настолько высоко ценил Чжоу-гуна, что однажды воскликнул: "О как я ослабел: я уже давно не вижу во сне Чжоу-гуна!" (Лунь юй, 7.5).

Чжоу И – "Книга Перемен", состоящая из канонической части – И цзин, и комментирующей части – И чжуань. Каждый из двух иероглифов, образующих название Чжоу И, может быть двояко. Тем самым возможны четыре перевода названия:

    1. "[Канон] перемен [эпохи] Чжоу"
    2. "Легкий [канон эпохи] Чжоу"
    3. "Всеохватно-круговые перемены"
    4. "Всеохватно-круговой легкий [канон]"
Современная наука относит создание "Книги Перемен" к трем временам:
    1. конец 2 – начало 1 тысячелетия до н.э. – 64 гексаграммы (гуа);
    2. VIII-VII вв. до. н.э.- И цзин (афоризмы при гексаграммах);
    3. VI-IV ии. до н.э. – И чжуань, комментирующая часть.
Традиционная "наука об И цзине" – и сюэ – считает, что дошедший до нас текст – Чжоу И – является третьим в ряду аналогичных текстов (или систем гаданий):
    1. Лянь шань – "Смыкающиеся горы" – создан мифическим правителем древности Фуси (правил в 2852-2737 гг. до н.э.);
    2. Гуй цзан – "Возвращение в сокровищницу" – создан "желтым императором", "основателем" китайской цивилизации Хуан-ди (правил в 2698-2598 гг. до н.э.);
    3. Чжоу И – "Чжоуские Перемены" или "Всеохватно-круговые Перемены"- создан основателем династии Чжоу Вэнь-ваном (1231-1135 гг. до н.э.).

Происхождение канонической части Чжоу И, т.е. И цзина, связано с двумя важнейшими видами гадательной практики – на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота – бу (образовывание геометрических символов) и на стеблях тысячелистника – ши (различные числовые комбинации). Древнейшие мантические приемы преобразованы в Чжоу И в нумерологическую систему математикоподобных операций с числами и геометрическими фигурами, задача которой – "разделять по родам свойства всей тьмы вещей" (Си цы чжуань).

В приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, видимо, в 5-4 вв. до н.э. комментирующей части Чжоу И, т.е. И чжуани, эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил Чжоу И обрести общеметодологический статус, функционально аналогичный тому, который в Европе принадлежал "Органону" Аристотеля.

В эпоху Хань потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами – у син – "пятью элементами", циклическими и зодиакальными знаками (см. цзя цзы), магическими числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу.

На рубеже нашей эры в сочинениях И линь – "Лес перемен" Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1-2 вв.) и Тай сюань цзин – "Канон Великого сокровенного" Ян Сюна (1в. до н.э. – 1 в. н.э.) были предприняты попытки усложнить нумерологию Чжоу И или заменить ее альтернативной системой. Однако они не получили общего признания, и Чжоу И сохранил свое центральное методологическое и мировоззренческое значение как для конфуцианства, так и для даосизма, окончательно утвердившееся в период правления династии Сун (10-13 вв.), когда сформировалось неоконфуцианство.

Чжоу-синь (-1066 гг. до н.э.) – последний император династии Шан-Инь, тиран. Потерпел поражение от У-вана в битве при Муе и был убит в первыую луну в день цзя цзы на террасе Лутай в Иньской столице.

Чжуан-цзы, Чжуан Чжоу (4-3 вв. до н.э.) – великий китайский философ, один из основоположников даосизма, автор книги "Чжуан-цзы". Родом из царства Сун.

Шань хай цзин – "Книга [Каталог, Канон] гор и морей" – анонимный древнекитайский памятник. Современная наука считает, что в законченном виде он был создан в конце III – начале II-го в. до н.э., хотя отдельные разделы, по мнению, в частности, Юань Кэ, были написаны уже в VIII-VII вв. до н.э. По традиции, Шань хай цзин был выгравирован на священных сосудах Бои – помощником "совершенномудрого" полумифического правителя древности Юя (XXIII-XXII в. до н.э.). Состоит из 18 цзюаней – "свитков", объединенных в два раздела: Шань цзин – "Канон гор" или У цзан цзин – "Канон Пяти сокровенных [гор]" (5 цзюаней) и Хай цзин – "Канон морей" (13 цзюаней). Содержит сведения по описательной географии, ландшафтоведению, зоогеографии, ботанической географии, минералогии, этнографической географии, космологии, медицине, а также мифологии и верованиям. Для "Канона морей" характерны многочисленные генеалогии, отражающие тенденцию к созданию общекитайского пантеона богов и предков. Существует мнение, что в Шань хай цзине зашифрована карта звездного неба и система календарного счисления. Высказываются также предположения, что географические описания Шань хай цзина относятся не только к Китаю, но и к другим районам мира (например, Южной Америке).

Шан-Инь (династия) – китайская династия 1766-1122 гг. до н.э.: первоначально называлась Шан, а в 1401 г. до н.э. переменила свое название на Инь.

Шестерка – см. инь.

Ши И – "Десять крыльев" – комментирующая часть Чжоу И. Состоит из 7 трактатов, три из которых имеют по два раздела. См. И чжуань.

Ши цзи – "Исторические записки", "Записки историографа", "Записки историка". Сочинение историографа Сыма Цяня, первое в китае историко-биографическое произведение. Памятник включает 130 глав и состоит из 526500 иероглифов. Ши цзи охватывает период от полуреальной, полумифической древности – эпохи правления легендарного Хуан-ди (3-е тысячелетие до н.э.) до ханьского У-ди (140-87 гг. до н.э.) и представляет собой описание исторических событий и реалий в области политики, экономики и культуры.

Ши цзин – "Книга песен", "Канон стихов". Самое раннее поэтическое собрание китайской древности. Состоит из 305 произведений, разделенных на три части:

    1. Го фэн – "Нравы царств" – 165 народных песен 15 царств эпохи Чжоу;
    2. Я – "Оды" – 105 "песен", сложенных при дворе государей Чжоу; подразделяется на:
      1. Да я – "Большие Оды" – 31 "песня",
      2. Сяо я – "Малые Оды" – 74 "песен" (и еще 6 "мелодий для шэна" – губного музыкального инструмента, т.е. песен без слов, имеющих только название);
    3. Сун – "Гимны" – 40 произведений, подразделяется на:
      1. Чжоу сун – "Гимны [дома] Чжоу",
      2. Лу сун – "Гимны [князей] Лу,
      3. Шан сун – "Гимны [дома] Шан".

"Песни" Ши цзин собирались специальными чиновниками двора чжоуского вана – синжэнь – "путники", или цюжэнь – "глашатаи", а также представлялись ко двору сановниками разных рангов. Они служили своего рода информацией с мест "о нравах народа" для принятия политических решений, совершенствования церемониальных установлений и ритуальной музыки. Самые ранние произведения относятся, во-видимому, еще ко времени династии Шан-Инь. В основном корпус Ши цзина сформировался в 10-6 вв. до н.э. По версии Сыма Цяня, Ши цзин составлен Конфуцием. Однако, по некоторым данным, раздел Го фэн почти полностью совпадал с известным ныне уже в 544 г. до н.э. (когда Конфуцию было 8 лет). Конфуций, вероятно, был редактором памятника, перестроившим его структуру, выправившим его музыкальную часть и использовавшим его в качестве учебного пособия для своих учеников.

Шо гуа чжуань – "Комментарий, поясняющий Восемь Триграмм" – один из трактатов И чжуань.

Ядерная гексаграмма – гексаграмма, составленная из нижней и верхней ядерной триграммы исходной гексаграммы. Соответствие черт ядерной – исходной гексаграмм:
1-2, 2-3, 3-4, 4-3, 5-4, 6-5.

Ян – светлое, сильное, твердое, нечетное, мужское начало. В "Книге Перемен" соответствует цифре 9 – девятке, которая, выпадая при гадании по тысячелистнику, означает черту ян.

Янская триграмма – триграмма, в которй нечетное число черт ян (четное число черт инь) : 3(0) черты – Цянь, 1(2) черта – Чжэнь, Кань, Гэнь. Называется также мужской триграммой, поскольку в семейной символике И цзина Цянь – это Отец (старшая янская триграмма), а Чжэнь, Кань, Гэнь – сыновья (младшие янские триграмммы)..

 

(вернуться на индексную страницу)