ГЛОССАРИЙ
Триграммы: |
|||||||||||||||||||
Квадратно-круговое
расположение триграмм по Фуси.
|
Квадратно-круговое
расположение триграмм по Вэнь-вану.
|
||||||||||||||||||
|
|
Ба гуа – "восемь образов" – восемь триграмм.
Благородный муж – см. цзюнь-цзы.
Великий Предел – см. Тай Цзи.
Верхняя (внещняя) триграмма – триграмма, образованная 4-ой, 5-ой и 6-ой (верхней) чертами гексаграммы; движущая триграмма.
Верхняя ядерная триграмма – триграмма, образованная 3-ей, 4-ой и 5-ой чертами гексаграммы.
Вэнь – "Письменность/Культура" (культурность, цивилизованность, цивильный, гражданский, гуманитарный, просвещение, образование, литература, изящная словесность, стиль, украшенность) – одна из центральных и наиболее специфичных категорий китайской философской, эстетической и литературной мысли. Этимологическое значение – "татуировка, узор, орнамент". Терминологическую оппозицию вэнь составляют, с одной стороны, чжи – "природная (стихийная, материальная) основа", как состояние, еще не достигшее упорядоченности, с другой стороны – у – "военное начало", "воинственность", как разрушающее существующий порядок. В самом широком смысле вэнь означает всякую выявленную (осмысленную) упорядоченность. По Конфуцию, гармоническое сочетание вэнь и чжи – признак цзюнь цзы. В И чжуань вэнь понимается онтологически как "Вэнь Неба", "Вэнь Земли" и "Вэнь человека"; в Си цы чжуань вэнь определяется как проявляющаяся в сян-символах "взаимосвязь вещей". Вэнь соотносится с Дао (по Чжу Си, 12 в. н.э., вэнь – эманация Дао) и ли – "принципами" всех вещей (по Ван Янмину, конец 15 – начало 16 вв. н.э., вэнь – это "доступное наблюдению проявление ли").
Вэнь-ван (1231-1135 гг. до н.э.) – "Царь Просвещенный" – основатель династии Чжоу. Создал гексаграммы "удвоением" триграмм. С именем Вэнь-вана традиция связывает один из двух главных вариантов последовательности триграмм и последовательность гексаграмм, фиксированную в И цзине.
Вэнь янь чжуань – "Комментарий к изящным речениям" – один из трактатов И чжуань.
Гексаграмма (гуа) – набор шести черт, каждая из которых может быть целой (ян) или прерванной (инь). Гексаграмма разбивается на две триграммы – нижнюю и верхнюю.
Гуа – см. триграмма и гексаграмма.
Дао – "Путь". Также переводы: подход, график, функция, метод, закономерность, принцип, класс, учение, теория, правда, мораль, абсолют, норма. Одна из фундаментальных категорий китайской философии. Позже термином Дао передавались буддийские понятия "марга" и "патха", выражающие идею пути, а также "бодхи" ("просветление", "пробуждение"). Эквивалентами Дао часто признаются Логос и Брахман. С Дао тесно связана категория Дэ – "благодать/добродетель". В современном языке бином даодэ означает мораль, нравственность. В различных философских системах Дао определялось по-разному, что дало повод Хань Юю (8-9 вв. н.э.) назвать его, как и Дэ, "пустой позицией", не имеющей точно фиксированного смысла.
Дао Дэ цзин – "Книга о Дао и Дэ", созданная основоположником даосизма Лао-цзы (6 в. до н.э.).
Девятка – см. ян.
Дуй – операция инверсии гексаграммы: каждая черта гексаграммы меняется на противоположную: ян-инь и инь-ян.
Дэ – "Добродетель", "благодать". Также: качество, дарование, моральная сила, закономерность. Одна из фундаментальных категорий китайской философии. Манифестация Дао. Иногда отождествляется с кармой, mana и virtus. Использовалась для передачи буддийского понятия "гуна". В самом общем смысле означает основное качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, т.е. индивидуальной "благодати".
Женская триграмма – см. иньская триграмма.
Земля – элемент космической триады Небо-Человек-Земля. Символизируется триграммой Кунь.
Инь – темное, слабое, мягкое, четное, женское начало. В "Книге Перемен" соответствует цифре 6 – шестерке, которая, выпадая при гадании по тысячелистнику, означает черту инь.
Инь (династия) – см. Шан-Инь.
Иньская триграмма – триграмма, в которй нечетное число черт инь (четное число черт ян) : 3(0) черты – Кунь, 1(2) черта – Сунь, Ли, Дуй. Называется также женской триграммой, поскольку в семейной символике И цзина Кунь – это Мать (старшая иньская триграмма), а Сунь, Ли, Дуй – дочери (младшие иньские триграмммы).
И цзин – "Книга (Канон) Перемен" – каноническая часть Чжоу И. Состоит из графических изображений гексаграмм, названий гексаграмм и афоризмов к каждой гексаграмме и каждой черте гексаграммы.
И чжуань – "Комментарий к Переменам" – комментирующая часть Чжоу И. См. Ши И.
Кун-цзы гуа сян чжуань – "Комментарий Конфуция к Образам в гексаграммах" – один из трактатов И чжуань.
Кун-цзы туань чжуань – "Комментарий Конфуция к символам" – один из трактатов И чжуань.
Кун-цзы яо сян чжуань – "Комментарий Конфуция к символам черт" – один из трактатов И чжуань.
Лао-цзы (6-5? вв. до н.э.) – "Престарелый мудрец", "Престарелый младенец" – великий философ, основоположник даосизма, автор Да Дэ цзин. Другие его имена – Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы(?). Жил в царстве Чу, служил хранителем библиотеки царства Чжоу, где встречался с Конфуцием. Разочаровавшись в возможности осуществления своего учения в Китае, предпринял путешествие на запад. На пограничной заставе по просьбе ее начальника Инь Си (Гуань Инь-цзы) Лао-цзы написал книгу в 5 тысяч иероглифов – Дао Дэ цзин, в которой изложил свое учение. Больше о нем никто не слышал.
Ло шу – см. Хэ ту и Ло шу.
Лунь Юй – "Суждения и беседы" – сборник высказываний Конфуция, составленный его учениками.
Мавандуйский текст – текст Чжоу И, обнаруженный в 1973 г. при археологических раскопках в Мавандуе. Датируется 180-170 гг. до н.э. Отличается от стандартного текста названиями 34-х гексаграмм, составом и компоновкой комментариев И чжуань. Последовательность гексаграмм также отличается от стандартной, имеет строгую закономерность и типологически схожа с последовательностью Фуси. Соответствующая часть мавандуйского Чжоу И представляет собой манускрипт на шелковой ткани, разделенный вертикальными линиями на 93 столбца, число иероглифов в которых колеблется от 64 до 81.
Младшая триграмма – все триграммы, кроме Цянь и Кунь. В семейной символике И цзина младшим триграмма соответствуют дети: дочери – Сунь, Ли, Дуй, и сыновья – Чжэнь, Кань, Гэнь.
Муе – город, находившийся на территории современного уезда Цисянь провинции Хэнань. В битве при Муе в первую луну в день цзя цзы У-ван одержал победу над последним императором династии Шан-Инь Чжоу-синем.
Мужская триграмма – см. янская триграмма.
Небо – элемент космической триады Небо-Человек-Земля. Символизируется триграммой Цянь.
Несимметричная гексаграмма – см. симметричная гексаграмма.
Несимметричная триграмма – см. симметричная триграмма.
Нижняя (внутренняя) триграмма – триграмма, образованная 1-ой (нижней), 2-ой и 3-ей чертами гексаграммы; движимая триграмма.
Нижняя ядерная триграмма – триграмма, образованная 2-ой, 3-ей и 4-ой чертами гексаграммы.
Пара гексаграмм – гексаграммы в И-цзине образуют пары: гексаграмма с нечетным номером и следующая за ней гексаграмма с четным номером. Как правило, гексаграммы одной пары получаются одна из другой операцией фань – переворотом, или прочтением черт гексаграммы не как обычно, снизу вверх, а в обратном порядке – сверху вниз. Однако, в том случае, когда операция фань не меняет гексаграмму, применяется другая операция дуй – инверсия всех черт гексаграммы: инь – ян, ян – инь.
Позиция черты (черта) – позиции, которые занимают черты в гексаграмме, нумеруются снизу вверх: 1 (нижняя, начальная), 2, 3, 4, 5, 6 (верхняя, конечная).
Симметричная гексаграмма – гексаграмма симметричная относительно своей середины (линии, разделя.щей третью и четвертую позиции). Не изменяется при фань-перевороте. В симметричной гексаграмме имеется совпадение черт 1=6, 2=5, 3=4. Симметричная гексаграмма, фактически, задается одной своей триграммой (верхней или нижней). Имеется 8 симметричных гексаграмм: #1 Цянь, #2 Кунь, #27 И, #28 Да го, #29 (Си) Кань, #30 Ли, #61 Чжун фу, #62 Сяо го. Остальные 56 гексаграмм – несимметричные.
Симметричная триграмма – триграмма симметричная относительно своей средней черты. Не изменяется при фань-перевороте. В симметричной триграмме нижняя и верхняя черты совпадают. Имеется 4 симметричных триграммы: Цянь, Кунь, Ли, Кань. Остальные 4 триграммы несимметричные: Чжэнь, Гэнь, Дуй, Сунь.
Старшая триграмма – триграммы Цянь и Кунь, которым в семейной символике И цзина соответствуют Отец и Мать.
Сицы чжуань – "Прилагаемые суждения" – один из трактатов И чжуань.
Сыма Цянь, Сыма Цзычжан (145 г. до н.э. – ?) – историк, литератор, мыслитель. Сын Сыма Таня, тайшилина (главного историографа и астролога) при дворе У-ди, императора династии Западная Хань (140-87 гг. до н.э.). В 108 г. до н.э., через три года после смерти отца, унаследовал его пост. В 99 г. до н.э. вступился за военачальника Ли Лина, потерпевшего поражение от сюнну (гуннов) и сдавшегося в плен, навлек на себя гнев императора, заключен в тюрьму и подвергнут оскоплению. Руководил работой по усовершенствованию календаря, результатом которой стал Тай чу ли – "Календарь [в период правления под девизом] Тай чу", обнародованный в 104 г. до н.э. Автор Ши цзи – "Исторических записок", материалы для которых начал собирать еще его отец, и которые были завершены в 92 г. до н.э.
Сюй гуа чжуань – "Комментарий к последовательности гексаграмм" – один из трактатов И чжуань.
Тай цзи – "Великий Предел" – категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия. Антонимичная категория – У цзи – "Отсутствие предела", "Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия". Иероглиф цзи-предел охватывает два смысла: "край" ("оконечность, полюс, конец крыши") и "центр". В Си цы чжуань сказано, что "перемены (И) имеют Тай цзи", из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала "два образца" – инь и ян, а затем все сущее. Трактуется как синоним Тай чу – "Великое начало", Тай и – "Великое единое" и Дао – "Путь". Обозначает исходно-целостное, хаотически-недифференцированное состояние мирообразующей ци – "пневмы", и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину.
Тао Юань-мин, Тао Цянь (365-427 гг. н.э.) – второй по времени (после Цюй Юаня) в ряду великих китайских поэтов. Жил во времена династии Восточная Цзинь. Поступил на службу в 393 г.; служба его тяготила и он не раз порывал с нею. В сорок один год расстался с последней своей должностью начальника уезда Пэнцзэ, на которой пробыл немногим более 80 дней, после чего "возвратился к полям и садам" и умер в крестьянской бедности.
Триграмма (гуа) – набор трех черт (нижней, средней или центральной, и верхней), каждая из которых может быть целой (ян) или прерванной (инь). Всего имеется восемь триграмм – ба гуа. Две триграммы (нижняя и верхняя) образуют гексаграмму. Триграммы делятся на симметричные и несимметричные, старшие и младшие, янские (мужские) и иньские (женские) и т.п.
У-ван (1169-1116 гг. до н.э.) – "Царь воинственный" – сын Вэнь-вана, император династии Чжоу. Одержал победу над последним императором династии Шан-Инь Чжоу-синем в битве при Муе в первую луну в день цзя цзы.
У син – "Пять элементов" ("пять стихий", правильнее – "пять действий", "пять фаз" или "пять рядов"). Одна из основополагающих категорий китайской философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания – пространственно-временные и двигательно-эволюционные – имеют пятичленную структуру. "Пять элементов" – не первосубстанции космоса, а символы, или первые и главные члены пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, которые связаны с "элементами" не субстанциально, как "первоэлементы" древнегреческой философии, а функционально. В генетическом смысле У син также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа – Хунь Дунь – изначального "Хаоса" или Тай Цзи – "Великого Предела" и дуализированности космоса силами инь ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств (пять сторон света, пять времен года, пять чисел, пять благодатей, пять пневм, пять цветов, пять вкусов и т.п.), У син образуют сложную мироописательную систему. На рисунке внизу обозначены важнейшие порядки "пяти элементов" – "взаимопорождение" (синии сплошные стрелки) и "взаимопреодоление" (красные прерывистые стрелки):
Фань – операция "переворота" гексаграммы. Соответствие черт фань-гексаграммы и исходной гексаграммы: 1-6, 2-5, 3-4, 4-3, 5-2, 6-1.
Фуси – Паоси, Баоси – родоначальник китайской цивилизации. Возможно, первопредок восточнокитайских племен. Почитался как основоположник искусства охоты, рыболовства, кулинарии, создатель триграмм, первых гуслей, орудий лова, института брака; по некоторым версиям, изобрел иероглифическую письменность взамен узелкового письма. По традиции правил в 2852-2737 гг. до н.э. С именем Фуси традиция связывает один из двух главных вариантов последовательности триграмм и гексаграмм.
Хуан-ди – "Желтый император", "Желтый предок" – один из родоначальников китайской нации. Изобретатель топора, ступы, лука и стрел, одежды и обуви, литейного дела, колесницы и лодки, музыкальных инструментов (его сподвижники изобрели письмо и календарь); основоположник даосизма наряду с Лао-цзы. По традиции правил в 2698-2598 гг. до н.э.
Ху гуа – операция преобразования исходной гексаграммы в ее ядерную гексаграмму.
Хэ ту и Ло шу – "План (чертеж) из реки Хэ", "План (чертеж) [из Желтой] реки" и "Письмена из реки Ло". Графические выражения математических структур: магического креста (Хэ ту) и магического квадрата (Ло шу). Считались базовым источником графических структур Чжоу И – ба гуа – "восьми триграмм". Соотносятся также с У син – "пятью элементами". В Си цы чжуани Хэ ту и Ло шу определяются как "образцы для совершенномудрых (шэн) людей". Существует легенда о том, как Фуси увидел Хэ ту на боках "дракона-лошади", появившегося из реки Хуанхэ, а Ло шу – на панцире чудесной черепахи из реки Лошуй и вдохновился этими знаками на создание восьми триграмм. По другой версии, Фуси создал восемь триграмм на основе Хэ ту, а основатель первой китайской династии Ся великий Юй (23 в. до н.э.) использовал письмена на панцире черепахи из реки Ло, сформулировав цзю чоу – "девять разделов", изложенных в главе Хун фань – "Великий план" ("Великий закон", "Величественный образец") "Книги Истории" (Шу цзин).
Хэ ту
|
Ло шу
|
||||||||||||||||||||
древнее
изображение
|
современное
изображение
|
древнее
изображение
|
современное
изображение
|
||||||||||||||||||
|
|
Цза гуа чжуань – "Комментарий к гексаграммам в спутанном порядке" – один из трактатов И чжуань.
Цзюнь-цзы – "благородный муж", "совершенный муж"; исходное значение – "дитя правителя". Синонимы – да жэнь – "великий человек", жэнь жэнь – "гуманный человек". Норматив конфуцианской личности, впервые представленный в Лунь юе, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется сяо жэнь – "ничтожному человеку", "маленькому человеку". В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже шэн – "совершенномудрого", но также своим Дэ – "благодатью/добродетелью" – способен воздействовать на "маленьких людей", как ветер – на траву. Его важнейшее качество – бу ци – "неорудийность", т.е., с одной стороны, духовно-нравственная и поведенческая автономия, с другой – приверженность Дао-пути, а не ци – предметным реалиям. Наделенный знанием мин – "предопределения", цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве Дао в Поднебесной, и "сокрытость", удаление от дел – при отсутствии Дао.
Цзя цзы – полный 60-летний или 60-дневный цикл; первый год или день этого цикла. Цзя – 1-ый циклический знак десятеричного цикла гань "небесных стволов" (янское Дерево). Цзы – 1-ый циклический знак 12-ричного цикла чжи "земных ветвей" (животное – мышь; время от 23 ч. до 1 ч. ночи). В первую луну в день цзя цзы состоялась битва при Муе, во время которой У-ван одержал победу над последним императором династии Шан-Инь Чжоу-синем.
Цюй Юань, Цюй Пин (340-278 гг. до н.э.) – первый известный нам по имени великий китайский поэт. Родом из царства Чу, Цюй Юань жил в эпоху Чжаньго – "Сражающихся царств". Ему суждено было пережить печальный период падения династии и господства бездарности на престоле Чуского государства. Сыма Цянь (145-? гг. до н.э.,историк, литератор, мыслитель) писал в Ши цзин – "Исторических записках": "Цюй Юань писал стихи, с помощью которых надеялся исправить зло." До нас дошли его произведения "Скорбь изнанника", "Вопросы к Небу", "Призывание души" и др. Поэт пережил одиночество, непонимание и изгнание. Жизнь Цюй Юаня закончилась трагически. Согласно Сыма Цяню, его последнее произведение – ода "С камнем в объятиях". Написав это стихотворение, Цюй Юань обнял камень и бросился в воды реки Сяншуй (Мило).
Черта – черта гексаграммы или триграммы. Есть два вида черт: сплошная черта ян и прерванная посередине черта инь. См. позиция черты.
Чжоу (династия) – китайская династия 1122-246 гг. до н.э.
Чжоу Гун (XI в. до н.э.) – Цзи Дань – сын Вэнь-вана, младший брат У-вана. Государственный деятель, мыслитель. На следующий год после падения династии Шань-Инь и воцарения династии Чжоу стал в результате кончины У-вана регентом при малолетнем племяннике Чэн-ване. Сочинил гимн У-вану. В итоге похода на восток подавил мятеж трех своих братьев – Гуаня, Цая и Хо. Ему приписывается составление Да гао – "Великого воззвания" – обращения к бывшим подданным династии Шан-Инь, вошедшего в текст Шу цзина – "Книги Истории"; введение системы феодальных уделов во главе с наместниками-чжухоу из членов правящей фамилии и основание восточной столицы – Лои (совр. Лоян провинции Хэнань). Традиция также ставит ему в заслугу реформу Иньского ритуала – "установление правил благопристойности и введение [ритуальной] музыки (отсутствовавшие у чдоусцев, уступавших иньцам в культурном развитии), создание основ регулярной администрации и совершенствование законодательства, учреждение единого культа Неба-Тянь, формулирование принципов цзин дэ бао минь – "почитания добродетели и защиты народа", мин дэ шань фа – "уяснения добродетели и осторожного отношения к наказаниям". Причисляется уонфуцианской традицией к шэн – "совершенномудрым" правителям древности. Не случайно, Конфуций настолько высоко ценил Чжоу-гуна, что однажды воскликнул: "О как я ослабел: я уже давно не вижу во сне Чжоу-гуна!" (Лунь юй, 7.5).
Чжоу И – "Книга Перемен", состоящая из канонической части – И цзин, и комментирующей части – И чжуань. Каждый из двух иероглифов, образующих название Чжоу И, может быть двояко. Тем самым возможны четыре перевода названия:
- "[Канон] перемен [эпохи] Чжоу"
- "Легкий [канон эпохи] Чжоу"
- "Всеохватно-круговые перемены"
- "Всеохватно-круговой легкий [канон]"
Современная наука относит создание "Книги Перемен" к трем временам:
конец 2 – начало 1 тысячелетия до н.э. – 64 гексаграммы (гуа); VIII-VII вв. до. н.э.- И цзин (афоризмы при гексаграммах); VI-IV ии. до н.э. – И чжуань, комментирующая часть.
Традиционная "наука об И цзине" – и сюэ – считает, что дошедший до нас текст – Чжоу И – является третьим в ряду аналогичных текстов (или систем гаданий):
Лянь шань – "Смыкающиеся горы" – создан мифическим правителем древности Фуси (правил в 2852-2737 гг. до н.э.); Гуй цзан – "Возвращение в сокровищницу" – создан "желтым императором", "основателем" китайской цивилизации Хуан-ди (правил в 2698-2598 гг. до н.э.);- Чжоу И – "Чжоуские Перемены" или "Всеохватно-круговые Перемены"- создан основателем династии Чжоу Вэнь-ваном (1231-1135 гг. до н.э.).
Происхождение канонической части Чжоу И, т.е. И цзина, связано с двумя важнейшими видами гадательной практики – на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота – бу (образовывание геометрических символов) и на стеблях тысячелистника – ши (различные числовые комбинации). Древнейшие мантические приемы преобразованы в Чжоу И в нумерологическую систему математикоподобных операций с числами и геометрическими фигурами, задача которой – "разделять по родам свойства всей тьмы вещей" (Си цы чжуань).
В приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, видимо, в 5-4 вв. до н.э. комментирующей части Чжоу И, т.е. И чжуани, эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил Чжоу И обрести общеметодологический статус, функционально аналогичный тому, который в Европе принадлежал "Органону" Аристотеля.
В эпоху Хань потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами – у син – "пятью элементами", циклическими и зодиакальными знаками (см. цзя цзы), магическими числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу.
На рубеже нашей эры в сочинениях И линь – "Лес перемен" Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1-2 вв.) и Тай сюань цзин – "Канон Великого сокровенного" Ян Сюна (1в. до н.э. – 1 в. н.э.) были предприняты попытки усложнить нумерологию Чжоу И или заменить ее альтернативной системой. Однако они не получили общего признания, и Чжоу И сохранил свое центральное методологическое и мировоззренческое значение как для конфуцианства, так и для даосизма, окончательно утвердившееся в период правления династии Сун (10-13 вв.), когда сформировалось неоконфуцианство.
Чжоу-синь (-1066 гг. до н.э.) – последний император династии Шан-Инь, тиран. Потерпел поражение от У-вана в битве при Муе и был убит в первыую луну в день цзя цзы на террасе Лутай в Иньской столице.
Чжуан-цзы, Чжуан Чжоу (4-3 вв. до н.э.) – великий китайский философ, один из основоположников даосизма, автор книги "Чжуан-цзы". Родом из царства Сун.
Шань хай цзин – "Книга [Каталог, Канон] гор и морей" – анонимный древнекитайский памятник. Современная наука считает, что в законченном виде он был создан в конце III – начале II-го в. до н.э., хотя отдельные разделы, по мнению, в частности, Юань Кэ, были написаны уже в VIII-VII вв. до н.э. По традиции, Шань хай цзин был выгравирован на священных сосудах Бои – помощником "совершенномудрого" полумифического правителя древности Юя (XXIII-XXII в. до н.э.). Состоит из 18 цзюаней – "свитков", объединенных в два раздела: Шань цзин – "Канон гор" или У цзан цзин – "Канон Пяти сокровенных [гор]" (5 цзюаней) и Хай цзин – "Канон морей" (13 цзюаней). Содержит сведения по описательной географии, ландшафтоведению, зоогеографии, ботанической географии, минералогии, этнографической географии, космологии, медицине, а также мифологии и верованиям. Для "Канона морей" характерны многочисленные генеалогии, отражающие тенденцию к созданию общекитайского пантеона богов и предков. Существует мнение, что в Шань хай цзине зашифрована карта звездного неба и система календарного счисления. Высказываются также предположения, что географические описания Шань хай цзина относятся не только к Китаю, но и к другим районам мира (например, Южной Америке).
Шан-Инь (династия) – китайская династия 1766-1122 гг. до н.э.: первоначально называлась Шан, а в 1401 г. до н.э. переменила свое название на Инь.
Шестерка – см. инь.
Ши И – "Десять крыльев" – комментирующая часть Чжоу И. Состоит из 7 трактатов, три из которых имеют по два раздела. См. И чжуань.
Ши цзи – "Исторические записки", "Записки историографа", "Записки историка". Сочинение историографа Сыма Цяня, первое в китае историко-биографическое произведение. Памятник включает 130 глав и состоит из 526500 иероглифов. Ши цзи охватывает период от полуреальной, полумифической древности – эпохи правления легендарного Хуан-ди (3-е тысячелетие до н.э.) до ханьского У-ди (140-87 гг. до н.э.) и представляет собой описание исторических событий и реалий в области политики, экономики и культуры.
Ши цзин – "Книга песен", "Канон стихов". Самое раннее поэтическое собрание китайской древности. Состоит из 305 произведений, разделенных на три части:
- Го фэн – "Нравы царств" – 165 народных песен 15 царств эпохи Чжоу;
- Я – "Оды" – 105 "песен", сложенных при дворе государей Чжоу; подразделяется на:
- Да я – "Большие Оды" – 31 "песня",
- Сяо я – "Малые Оды" – 74 "песен" (и еще 6 "мелодий для шэна" – губного музыкального инструмента, т.е. песен без слов, имеющих только название);
- Сун – "Гимны" – 40 произведений, подразделяется на:
- Чжоу сун – "Гимны [дома] Чжоу",
- Лу сун – "Гимны [князей] Лу,
- Шан сун – "Гимны [дома] Шан".
"Песни" Ши цзин собирались специальными чиновниками двора чжоуского вана – синжэнь – "путники", или цюжэнь – "глашатаи", а также представлялись ко двору сановниками разных рангов. Они служили своего рода информацией с мест "о нравах народа" для принятия политических решений, совершенствования церемониальных установлений и ритуальной музыки. Самые ранние произведения относятся, во-видимому, еще ко времени династии Шан-Инь. В основном корпус Ши цзина сформировался в 10-6 вв. до н.э. По версии Сыма Цяня, Ши цзин составлен Конфуцием. Однако, по некоторым данным, раздел Го фэн почти полностью совпадал с известным ныне уже в 544 г. до н.э. (когда Конфуцию было 8 лет). Конфуций, вероятно, был редактором памятника, перестроившим его структуру, выправившим его музыкальную часть и использовавшим его в качестве учебного пособия для своих учеников.
Шо гуа чжуань – "Комментарий, поясняющий Восемь Триграмм" – один из трактатов И чжуань.
Ядерная гексаграмма – гексаграмма, составленная из нижней и верхней ядерной триграммы исходной гексаграммы. Соответствие черт ядерной – исходной гексаграмм:
1-2, 2-3, 3-4, 4-3, 5-4, 6-5.Ян – светлое, сильное, твердое, нечетное, мужское начало. В "Книге Перемен" соответствует цифре 9 – девятке, которая, выпадая при гадании по тысячелистнику, означает черту ян.
Янская триграмма – триграмма, в которй нечетное число черт ян (четное число черт инь) : 3(0) черты – Цянь, 1(2) черта – Чжэнь, Кань, Гэнь. Называется также мужской триграммой, поскольку в семейной символике И цзина Цянь – это Отец (старшая янская триграмма), а Чжэнь, Кань, Гэнь – сыновья (младшие янские триграмммы)..
(вернуться на индексную страницу)