Гексаграмма Куй-Разлад
comment home   zoom-in back next

 

 

ГЕКСАГРАММА КУЙ-РАЗЛАД

Для пояснения этой картины лучше всего прочитать текст самой "Книги Перемен" в интерпретирующем переводе Ю.К.Щуцкого. Мне хочется привести этот текст полностью, чтобы вы могли почувствовать "аромат" афоризмов и логику комментариев. Интересен также сам взгляд китайцев на семью и разлад в ней.

" Если семья устроена неправильно, т.е. если прежде всего глава ее не развивает в себе необходимых для этого моральных качеств, если семья предоставлена самой себе, то в ней с необходимостью возникает разлад. Данная гексаграмма комментируется еще со следующей стороны. Триграммы, ее составляющие, по семейной символике "Книги Перемен", обозначают среднюю дочь и младшую дочь, т.е. двух женщин. Как говорят китайские комментаторы, в одном доме две женщины не могут жить в мире, между ними с необходимостью возникает разлад. Само собой, и в такой обстановке кое-что может быть сделано, но это только незначительные мелкие дела. Поэтому и текст говорит здесь о мелких делах, которые могут быть благоприятны. С другой стороны, этот образ, независимо от символики семьи, рассматривается еще комментаторами и так: верхняя триграмма здесь огонь, могущий подняться, двигаться вверх; нижняя триграмма здесь водоем, для него характерно движение в глубину, т.е. вниз. Таким образом, между верхней и нижней триграммой происходит разрыв, разлад. Поэтому в тексте мы читаем:

"Разлад.
В незначительных делах счастье."

1

Во время разлада самое лучшее не принимать в нем никакого участия, предоставив событиям течь самим по себе и не вмешиваясь в них, ждать, когда данная ситуация минет и можно будет что-нибудь сделать. Достаточно увидеть этот разлад, и самое созерцание его и понимание его качества дадут возможность направить свою деятельность так, что она не приведет к дурному результату. Так, достаточно увидеть злого человека как именно злого, для того чтобы понять, как следует себя вести по отношению к нему и тем самым обезопасить себя от его действий. В этом смысле текст говорит:

"В начале сильная черта.
Раскаяние исчезнет.
Когда потеряешь коня, не гонись за ним.
Он и сам вернется.
Увидишь злого человека, - хулы не будет."

2

Пассивная выжидательная позиция, которая должна быть занята здесь, не исключает возможности встречи с высшим, ибо оно может оказаться и в таком захолустье, которое представляет собою атмосфера разлада. То, что здесь эта встреча возможна, объясняется комментаторами через образ соответствия второй позиции и пятой, которой свойственно качество мягкости и податливости в контексте данной гексаграммы, т.е. качество милостивой снисходительности. В этом смысле приходится понимать афоризм текста:

"Сильная черта на втором месте.
Встретишь господина в закоулке.
Хулы не будет."

3

Третья позиция, расположенная между второй и четвертой, склоняет человека к тому, что он обращает на них больше внимания, чем это следует. Здесь именно не следует обращать внимания на действия окружения, т.е. вторую и четвертую позиции, которые, конкурируя друг с другом, представляют собой этот разлад. Наоборот, если бы человек обратил внимание на воздействие извне, на спорящие стороны, то это значило бы, что он остановился на данной позиции, тогда как именно с нее нужно сойти. Это значило бы, что он лишился возможности движения вперед, или, иными словами, он сам подверг себя казни. Для того чтобы преодолеть это, надо думать, что в данной ситуации сам человек не виновен, не в его власти начало этой ситуации, и только правильным поведением своим он может достигнуть того, что конец этой ситуации будет сделан таким, как это необходимо для него. Текст это облекает в следующие образы:

"Слабая черта на третьем месте.
Увидишь, что воз оттягивает вспять и его вола за держивают. У человека в нем обрезаны волосы и нос.
Не твоей власти начало, но в твоей власти конец."

4

Первая позиция характеризовалась стремлением предоставить событиям течь, как они протекают. Поэтому силы первой позиции не оказывают никакого влияния на остальные события. И четвертая позиция, которая по закону соответствий могла бы быть поддержана только первой, указывается символом того, кто оставлен в полном одиночестве. Кроме того, это - одиночество во время разлада. Здесь следует не столько рассчитывать на поддержку со стороны первой позиции, сколько на связь с тем, кто символизирован на следующей позиции. Само собой, это положение может быть названо ужасным, но если связь с вышестоящим будет правдивой, то даже в одиночестве будут найдены необходимые силы для преодоления разлада. Текст говорит здесь:

"Сильная черта на четвертом месте.
Разлад и одиночество.
Если встретишь великого мужа и если
связь с ним будет правдивой, то хотя
это и ужасное положение, хулы не будет."

5

Пятая позиция, наконец, приводит к тому, что намечается выход из ситуации разлада. Поэтому при правильном действии на ней не в чем будет раскаиваться. Кроме того, пятая позиция здесь может найти поддержку в том человеке, который представлен второй чертой. Если она отстоит от данного человека на некотором расстоянии и две черты их разделяет точно перегородка "кожа", о которой говорит текст, то все же в силу соответствия это препятствие может быть устранено. И самое лучшее здесь при полном развитии сил, нужных для преодоления разлада, выступить из данной ситуации. В этом случае приходится понимать текст:

"Слабая черта на пятом месте.
Раскаяние исчезнет.
Этот сообщник прокусит кожу.
Если выступишь, то какая же может быть хула?

6

На шестой позиции, т.е. в апогее разлада, перед человеком предстает разлад во всей своей силе, во всей своей грязи и безобразии. Если человек здесь и предпринимает какие-нибудь действия против него, то вскоре может убедиться, что действия эти тщетны, ибо разлад, как ложное отношение между людьми, лишен субстанциональности. Такой человек увидит, что это не подлинные, а потому и не постоянные отношения между людьми. Поэтому, если он предпринимает против разлада какие-нибудь действия, то вскоре поймет, что эти действия излишни, ибо ситуация сама собой должна миновать. Здесь могло бы быть полное воссоединение враждующих сторон. Но все же сам разлад, олицетворенный в образе разбойника, здесь еще продолжает действовать. Но действие его таково, что в силу окончания данной ситуации напряженная атмосфера должна разрядиться, точно грозовая туча должна пролить дождь. В этом смысле в "Книге Перемен" сказано:

"Наверху сильная черта.
Разлад и одиночество.
Увидишь свинью, покрытую грязью.
Увидишь, что бесы наполняют всю колесницу.
Сперва натянешь лук против этого, а потом отложишь
его в сторону.
Если бы не разбойник, был бы брак.
Если выступая, встретишь дождь, то будет счастье. "

В контексте расположения Вэнь-вана ситуация Разлад оказывается в следующем ряду ближайших гексаграмм: Поражение света - Домашние - Разлад - Препятствие - Разрешение. Логика здесь такова.

После "Поражения света", т.е. некоторого отступления человека высоких духовных качеств (вполне закономерного после предыдущей ситуации "Восход") человек вынужден временно отказаться от реализации своих планов, т.е. от внешних действий. Он уединяется в узком кругу близких, в семье - "Домашние". В семье же, как полагали комментаторы "Книги Перемен", значительную роль играет женщина. Рано или поздно и здесь накапливаются отрицательные явления, что и приводит к "Разладу". Нужно учесть, что для китайцев порядок в обществе и государстве, более того - во всей Вселенной, начинался и определялся порядком в семье. Поэтому так просто ситуация Разлада разрешиться не может и еще на следующей ступени она выступает как "Препятствие" плодотворной деятельности. Только преодолев это препятствие, можно достигнуть освобождения - "Разрешение".

Учтите, однако, что если вы будете гадать на тысячелистнике и вам выпадет гексаграмма "Разлад", то вовсе необязательно она перейдет в гексаграмму "Препятствие". В вашем конкретном случае возможны и другие варианты.

Гексаграмма Куй-Разлад
comment home   zoom-in back next