Шан шу: Величественный образец: Об использовании сомнений
comment home   zoom-in back next

 

 

ШАН ШУ : ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ: ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОМНЕНИЙ

Эта картина посвящена седьмому разделу - "Об использовании сомнений" - главы "Хун фань" - "Величественный образец" древнекитайской книги "Шан шу" (или "Шу цзин") - "книги истории".

"Шан шу", по традиции, составил и обработал Конфуций, используя, конечно, более древние источники. Эта книга, наряду с "И цзином", "Ши цзином" ("Книга песен"), "Чуньцю" (историческая хроника "Весны и осени") и "Ли цзи" ("книга обрядов"), в 1-ом веке до н.э. вошла в конфуцианское "Пятикнижие" ("У цзин") - собрание самых почитаемых китайской традицией классических книг.

О главе "Хун фань" в ней самой сказано: "Небо ниспослало Юю (легендарному "усмирителю вод", основателю династии Ся 2140-1711 гг. до н.э.) Величественный образец в девяти разделах, которым устанавливался порядок в этических нормах поведения каждого отдельного человека и в правилах отношений между людьми."

Разделы этой главы обозначаются термином "чоу", исходное значение которого - "обработанное поле, пашня". Текст "Величественного образца" представлялся его создателям в виде размеренного и разделенного на девять пашен поля. Интересно, что обозначение девяти разделов "Хун фаня" - "хун фань цзю чоу" - в усеченном виде - "фань чоу" - "образцовые пашни" стало в современном китайском языке наиболее общим классификационным термином - "категория".

В оригинальном расположении девять разделов "Величественного образца" должны заполнять девятиклеточную матрицу древнего магического квадрата Ло шу - "Схема из реки Ло":

раздел 4: о пяти основах времени раздел 9: о пяти видах счастья и шести крайностях раздел 2: о пяти способностях человека
раздел 3: о восьми государственных делах раздел 5: о совершенстве правителя раздел 7: об использовании сомнений
раздел 8: о пяти явлениях природы и предзнаменованиях раздел 1: о пяти началах (элементах) раздел 6: о трех моральных качествах (правителя)

Сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и по обеим диагоналям этого квадрата равна 15.

Седьмой раздел "Об использовании сомнений" посвящен описанию процедуры своеобразного древнего "референдума" для принятия важных государственных решений и способу "подсчета голосов". Он начинается так:

" Необходимо отобрать и назначить гадателей на черепашьих щитах и гадателей на стеблях тысячелистника и приказать им гадать.

Трещины на щите черепахи образуют символы дождя, или проясняющегося после дождя неба, или ясной погоды, или мрачного тумана, или зловещих облаков, бегущих и перекрещивающихся на небе. Стебли тысячелистника укладываются в форму, символизирующую либо "чжэнь" (одна из мантических формул "И цзина") и означающую благоприятную стойкость - счастливое предзнаменование, либо "хуэй" и означающую грядущее раскаяние - плохое предзнаменование. В общем существует семь указаний: пять, получаемых при помощи гадания на черепашьих щитах, и два, получаемых при помощи гадания на стеблях тысячелистника, это позволяет заранее узнать ошибки и избежать их.

Следует назначить этих гадателей, чтобы они гадали на черепашьих щитах и стеблях тысячелистника. Гадать должно трое человек, а следовать необходимо словам двух из них, ответы которых совпадают.

Если у Вас, государь, возникнут большие сомнения (т.е. сомнения в важных государственных делах), то обдумайте их сначала в своем сердце, затем обсудите их со своими сановниками и чиновниками, посоветуйтесь со своим многочисленным народом и спросите ответа у гадателей на черепашьих щитах, и стеблях тысячелистника. Если Ваше решение, и решение, полученное путем гадания на черепашьих щитах, и решение, полученное путем гадания на стеблях тысячелистника, и решение сановников и чиновников, и решение многочисленного народа будут положительными, то это называется великим согласием. Тогда благополучие и могущество будут Вашим уделом, а счастье будет сопутствовать Вашим сыновьям и внукам."

После этого перечисляются еще три случая, обеспечивающих успех предполагаемым начинаниям. Для этого требуется полное одобрение Неба, выраженное в обоих гаданиях, и поддержка хотя бы одного из трех уровней социальной иерархии: государя, сановников и чиновников или многочисленного народа.

Если же Небо противодействует, то даже при полном единодушии всех людей, следует отказаться от активных действий. При бездействии же будет сопутствовать счастье. Интересен пятый случай, когда воля Неба противоречива: гадание на черепашьих щитах поддерживает решение правителя, а гадание на стеблях тысячелистника и решение остальных людей идут ему наперекор. В такой ситуации, оказывается, счастье будет сопутствовать только "внутренним" начинаниям, т.е. делам внутри страны, "внешние" же начинания, т.е. походы против других владений, потерпят неудачу. Можно сделать вывод, что гадание на черепашьих щитах (как более древнее, восходящее к эпохе Шан) отвечало за внутреннее положение в стране и, прежде всего, за обряды жертвоприношения духам предков. Более позднее гадание по "И цзину" контролировало межгосударственные отношения.

Первые четыре варианта "безусловного счастья" изображены на картине в виде четырех концентрических кругов. Пятый и шестой варианты "счастья относительного" - кружки, вынесенные отдельно. Каждый круг разделен на пять секторов: верхний сектор символизирует государя, далее по часовой стрелке гадание на стеблях тысячелистника, многочисленный народ, сановников и чиновников, гадание на черепашьих щитах. Светлый цвет означает положительное решение, темный цвет - отрицательное решение.

Фигурками людей я пытался выразить состояние "сомнения".

Шан шу: Величественный образец: Об использовании сомнений
comment home   zoom-in back next