28 - 1994
home  back     next

письмо третье 10.8.-3.9.94

Здравствуй Jeanette!

Ты по-прежнему "дорогая", но я уже в Москве, и, чтобы отметить эту перемену места, изменяю начальное приветствие в письме. Вчера отправил первые два письма, написанные в Липовке. Вот не знаю, как ты их получишь: сначала первое - потом второе, или сначала второе - потому первое, или оба одновременно.

Московская жизнь сразу несёт, ведёт, кружит и уносит, уводит, закруживает в суету, стремительность и раздробленность, столь отличающиеся от покоя, неспешности и цельности Липовской жизни. Вообще-то, такого слова "закруживает" в русском языке нет. Есть "кружит", "закружит", "окружит"; есть "окружает", но нет "закружает"; есть даже "закручивает", но нет "закруживает". Хотя все эти слова происходят от слова "круг". Но мне нравится это "закруживает": уводит на круг, ведёт по кругу, заставляет двигаться по кругу, - и ты уже кружишься, и кружится голова, и путаются мысли, и туманится сознание.

Боюсь только, Jeanette, что мои "этимологические" разъяснения только ещё больше тебя запутывают ("закруживают"). Наверное, трудно читать мой текст? Но писать "адаптированно" мне не хочется - тогда и смысл получается "адаптированный", исчезает точность, утрачиваются нюансы. То, что хочешь сказать, требует своих особенных, а не приблизительных слов. В строгом смысле никаких "синонимов" не существует: каждое слово языка имеет уникальное значение, которое может быть лишь похоже на значение другого слова, но не совпадает с ним. Язык сам ведёт пишущего, порой уводит в сторону, порой так "закруживает", что уже и не знаешь: ты сам это пишешь с помощью языка, или это язык пишет, двигая твоей рукой.

Я привёз в Москву маленький текст, который с самого начала предполагал для тебя в третьем письме. Вот этот текст - как воспоминание о Липовке:

"В зное летнего дня, когда воздух сух и упруг на ощупь, все души человека прячутся в тени его тела. И только солнечная душа смотрит его глазами и становится его лицом. Солнечные души людей бредут по песчаным дорогам и при встрече сияют друг другу подобно кусочкам зеркал.

И только когда человек подходит к берегу воды, пробуждается его прохладная душа. Когда вода обнимает тело, прохладная душа плывёт в нём, шевеля плавниками чувств.

И только когда человек входит в высокий лес, в сухой тени деревьев изнутри его тела вырастает его древесная душа и прорастает корнями в пятках и пальцах ног, и прорастает листьями в зрачках и кончиках пальцев рук.

И только когда человек на цветочном лугу ложится на тёплую землю, его травяная душа проходит сквозь тело тысячью тонких игл, дрожа и клонясь под ветром.

И когда человек выходит ночью под звёздное небо, все его души уже спят и только звёздная душа просыпается и тянется к высокой бездне. Звёздные души людей поднимаются по тонким лучам, чтобы встретиться где-то высоко вдали за пределами Земли."

Как тебе, Jeanette, показалась моя шуточная песенка? Как ты, наверное, догадываешься, она была написана ещё в Москве, поскольку я дал тебе текст, выданный из компьютера. Эта песенка - как бы предвкушение наших с тобой двух дней в Липовке. Правда, тогда я не знал, что ты совсем не пьёшь "до дна".

Когда я давал тебе текст этой песенки, Наташа забрала себе второй экземпляр. В прощальный вечер Наташи (она уехала из Липовки 22 августа, когда ты уехала из России) она спела нам эту песенку на придуманную ею музыку. Получилось интересно, и потом мы (Наташа, Кадрия, я) ещё долго обсуждали и пели различные варианты.

В первые дни по приезде в Москву разбирал акварели, нарисованные в Липовке. Что-то доделал, что-то подправил, немного оформил (рамка, дата, подпись). Вдруг пришло в голову все эти картины считать за единое целое, расположить их в определённом порядке и написать параллельный текст - по фрагменту на каждую акварель. Так и сделал. Получился как бы альбом под названием "Два дня в Липовке".

[ Далее идет текст подписей к картинкам - И.Б. ]

Письмо получилось длинным и всё ещё "липовским", а не "московским".

До свидания, Jeanette!

До будущих встреч - в письмах, а потом, надеюсь, и наяву.

Игорь.