назад вперед     содержание вниз

 


Игорь            Бурдонов





БЕЛАЯ     СОБАКА


тетрадь            восьмая






ноябрь 91 - сентябрь 93

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 



СОДЕРЖАНИЕ:

В последних  днях  этого  лета

 1. "Пролетел белый конь мимо щели в ограде."
 2. "Рано выпавший снег зачерствел"
 3. "В омутах смутного времени"
 4. "Можно сделать сына или дочь"
 5. "Многоцветье мелькающих дней"
 6. "Гляжу на девушку - вижу старуху"
 7. Я - ПОЛИТИК
 8. "Ветер злых перемен"
 9. "Будто в старинном сне" хокку свободное
10. "После тягучих скучных зимних снов"
11. "Лед рыхл и темен на прудах"
12. "Как странен мир: в безумной суете"
13. "Что за жалкое зрелище -
     города пыльные травы!"
14. "Чувство свободы сходно с чувством разлуки"
15. "Тускло-белый свет луны. Темная деревня."
16. "В ярком солнечном свете на опушке леса"
17. "Перебирая каменные четки"
18. "Бродит белая собака"
19. "Розовый тысячелистник"
20. "В будущий мир посылаю я сына"
21. "Нет, не взрывы гремят вдали"
22. "Тело природы пронизано ветра дыханьем"
23. "Сегодня я вымою пол"
24. "В это лето стояла сухая жара"
25. "Ночь зажигает звезд ритуальные числа"
26. "Темная, темная ночь новой Луны"
27. "Китайские поэты..."
28. "Если бы я сегодня писал эти древние книги"
29. "Что изменилось за тысячелетия?"
30. "Спрашивает ученик:
    "В чем источник истинный творчества?""
31. ""Что такое тишина?" - спрашивает ученик."
32. "Если мы на Земле этой гости"
33. "В день пророка Ильи листья уже желтеют"
34. "Собака белая сидела и тихо на воду глядела"
35. ИЕРОГЛИФЫ   НА   ФОНАРЕ
36. ДОРОЖНАЯ   СЧИТАЛКА
37. "Не шелохнется рядом с ущербной луной"
38. "И прежде хотел я
     жить в этой Южной деревне"
39. "Поверхность мира"
40. "Подобно падению капли дождя"
41. "Разве у человека одна душа?"
42. "Мне не нравится, когда смеются люди"
43. "Рисую дворы моего детства"
44. "Мало снега. Замороженные травы"
45. "Тишина снегопада. Безмолвие снежных полей"
46. "Человек умирает в Боге"
47. "Только ветра один порыв - и исчез
     дикой вишни белый цветок." хокку свободное
48. "Еще одно лето. Цветок незабудки"
49. "Над лугами цветов ветер кружит"
50. "На пути человека бывают дни"
51. "Синие тучи прошли стороной"
52. "Вечер летнего дня в безветрии тонет"
53. "В тихом зеркале воды небо голубое"
54. "В даль далекую к теплому югу
     что-то манит меня и влечет"
55. "Отчего же нельзя возвратиться к началу"
56. "Дни уплывают, гонимые ветром"
57. "Намек, иносказание..."
58. "Курить сигареты "Ява""

Мы с женой похоронили его  у  края  большого  луга

59. П р о щ а н и е ...

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

В последних днях этого лета в Липовке умерла наша собака Пушок.

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

1
Пролетел белый конь
мимо щели в ограде.
Угасающий день
неподвижен как в пустоте паденье.
Лес без листвы.
Луг без травы.
И в дальней дали
неба с землею соединенье.
В этом замкнутом круге
тесно белому коню.
Москва - ноябрь 91

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

2
                  
Рано выпавший снег зачерствел -
ранит лапы собак.
В ожидании голода
люди скупают хлеб.
Дерево, сбросив листву,
до весны отдалось воле неба.
Все громче и громче музыка
в парке культуры и отдыха.
Москва - ноябрь 91

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

3
                  
В омутах смутного времени
распавшихся судеб кружение.
Падают снежные хлопья слов
в раскрытые руки молящихся.
А кто-то шьет из кошмарных снов
сегодняшнее настоящее.
А кто-то варит в бронзовом чане
отвар из корней бытия,
из черных листьев отчаянья,
из горьких плодов жития.
Напиток бессмертия или смерти? -
кто знает?
кто сумеет предугадать?
Москва - декабрь 91

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

4               
  
Можно сделать сына или дочь.
Можно написать книгу или картину.
Можно полюбить лунно-звездную ночь.
Можно выловить рыбу, руками раздвинув
      темно-зеленую тину.
Или, взойдя на скалу,
          спиной прислониться к сосне.
Или в темном страшном углу
               спать и плакать во сне.
Москва - февраль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

5


Многоцветье мелькающих дней
сливается в Белую жизнь.
Но - как чернеет снег -
ожесточились сердца.
Кто еще верит в приход весны?
Москва - февраль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

6

Гляжу на девушку - вижу старуху.
Гляжу на старуху - девушку вижу.
Пугаясь, хватаюсь за то, что поближе.
Во времени странно живущему духу
не верю, не верю, не верю...
Москва - февраль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 



   Я - ПОЛИТИК


Говорят об обыденности, а сами
так и льнут к изначальным вещам -
окно, подоконник, цветок, стакан.
Я же и вправду, как таракан,
из всех щелей повседневности
со всеми вместе кричу о ценности
вечных истин, свободы, нетленности...
Москва - февраль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

8

Ветер злых перемен
выбелил бороды наших мужчин.
Но как прежде к исходу зимы
вьется красно-зеленый дымок
в кронах прибрежных ив.
Москва - февраль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

9
хокку свободное


Будто в старинном сне:
На белый рукав      девушки молодой
опустился рисунок   бабочки голубой.
Москва - март 92

 

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

10

 

После тягучих скучных зимних снов
проснулся рано поутру.
Бегает собака по двору,
предвкушая таянье снегов.
Свет зари малиново-холоден.
Запах ветра свеж и благороден.
Тают звуки - каплями весны
падают в колодец тишины.
Москва - март 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

11


Лед рыхл и темен на прудах.
Лежит на влажных берегах
покров зеленый первых трав.
И мох зеленый на корнях
березы, дуба и осины.
И небо временами синее.
И ветер движется в ветвях.
Москва - апрель 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

12


Как странен мир: в безумной суете
бывает миг бездумного покоя.
Так легкий челн случайною игрою
летучих волн в туманной пустоте
вдруг выбросит на берег под горою,
и ветер шумный сгинет в высоте.
И воды моря омертвеют.
И в сердце холодом повеет.
Москва - апрель 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

13


Что за жалкое зрелище - города пыльные травы!
Их не могут омыть бледно-желтые слабые росы,
И бессильных дождей розоватые капли отравы,
И безжизненный ветер тягучий как дым папиросы.
Москва - апрель 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 



Чувство свободы сходно с чувством разлуки,
с одиночеством путника на рассвете,
с полетом птицы в небе пустом.
Радость приносит лишь возвращение,
подобно природному круговращению.
Но и радость весны окрашена грустью,
чувство времени - грустное чувство.
Душа - это то, чем я чувствую время?
А, может быть, время чувствует меня?
"Свободно! Наконец-то свободно!" -
думает оно, когда я ухожу"
Москва - май 92

 

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

15


Тускло-белый свет луны.
Темная деревня.
За оградою видны
белые деревья.
Липовка - май 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

16


В ярком солнечном свете
                    на опушке леса
Среди корней высокоствольных сосен
Великие Ученья неизвестны,
И сердце слов не произносит...
Москва - май 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 



Перебирая каменные четки,
Ручей в горах творил свою молитву.
И в бликах солнца, острых точно бритва,
Звучали согласованно и четко

И северный холодный звук органа,
И западные струны клавесина,
И южный рокот барабана,
Восточный голос муэдзина.
Москва - май 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

18

Читая Упанишады...

Бродит белая собака
в голубых цветах цикория.
Это Брихадараньяка
навевает аллегории.

Но, действительно, собака,
и зовут ее Пушок.
Но, действительно, цикорий,
голубой такой цветок.

Вкус у Брихадараньяки
как у крепкого вина.
Брюхо бело у собаки,
и белым-бела спина.

Нос нацелен на восток,
уши - к северу и югу.
Голубой горит цветок,
взяв у неба форму круга.

Бродит белая собака
как по небу облака.
Голос Брихадараньяки
словно гром издалека.
Липовка - июль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

19


Розовый тысячелистник.
И снова стихи о нем.
Но разве не вечен
как тысяче-тысячелетнее время
тысячелистника юный цветок?

Липовка - июль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

20

Читая Упанишады...

В будущий мир посылаю я сына.
В том, что я сделал, останусь как память.
Но смысл, что я понял за целую жизнь,
возвратится со мной в мир богов.
Липовка - июль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

21

Нет, не взрывы гремят вдали -
это гром в облаках гремит.
Нет, не танки шумят вдали -
это ветер в соснах шумит.
Нет, не пули вокруг свистят -
это птицы поют и летят.
Нет, не кровь на твоей руке -
горсть малины ты сжал в кулаке.
Липовка - июль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

22


Тело природы пронизано ветра дыханьем.
Сердце природы объято дыханием чувств.
Зеркалу вод уподоблю природы сознанье.
Чистая речь бессловесная льется из уст.
Липовка - июль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 



Сегодня я вымою пол,
и, значит, пол будет чистым,
А после я сяду за стол
пить чаю с вареньем душистым.

И если вы скажете мне,
мол, нет в этом высшего смысла, -
Бог с ним, здесь - мое Бытие,
Исход мой, Левит мой и Числа.

И если вы скажете снова:
старик, ты глупеешь в деревне, -
В ответ не промолвлю ни слова,
и буду пить чаю с вареньем.

И если вы крикните, сжав виски,
мол, что говорить с дураком! -
В ответ я ботинки сниму и носки,
и молча пройдусь босиком.
Липовка - июль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

24


В это лето стояла сухая жара.
Мох трещал, рассыпаясь, в сосновом лесу.
Философские мысли приходили с утра,
но, не выдержав зноя, превращались в муру.

Ждали ночи, как бога, все земные созданья.
Зажигались два рога на тонкой Луне.
И в каком-то нездешнем, каком-то китайском сияньи
плыли тонкие мысли. Но это, наверно, во сне.
Липовка - июль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

25 
   

Ритуальные числа

礼数
   

Ночь зажигает звёзд ритуальные числа.
Вещи лишаются красок, объёма и смысла.
Всё исчезает бесследно в дыхании чистом.

Тени вещей заполняют земные пределы.
Ждёт неудача сегодня зачатое дело.
Новой Луны поднимается тёмное тело.


Из моей книги «Ритуальные числа» (стр. 46).
Липовка — июль1992

黑夜点燃了祭祀典礼的繁星。
万物失去了色彩、容量与含义。
呼吸清新一切消失得无踪无迹。

万物的阴影填充了大地的边界。
每天开始的事等待失败的结局。
夜空升起一轮新月昏暗的肉体。


诗集《礼数》。46页
1992年7月
2019 谷羽译

   

Ломоносов писал:

Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Эти две строки из оды «Вечернее размышление о Божием
величестве при случае великого северного сияния».
А мне «Вечернее размышление» почему-то напоминает
«Вопросы к Небу» Цюй Юаня.

罗蒙诺索夫写过如下诗句:

星空的无底深渊全部敞开;
深渊无底,夜空繁星无数。

   引自《观北极光夜思神明之伟大》

由罗蒙诺索夫的诗,联想到屈原的《天问》。
摘自伊戈尔·布尔东诺夫书信。

 

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

26


Темная, темная ночь новой Луны.
Спят, спят все люди давно.
Один, один только звук у ночной тишины -
бабочка бьется в мое окно.
Липовка - июль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

27 
   

Китайские поэты

中国诗人
   

Китайские поэты. Что больше всего любили, и
от чего больше всего страдали —
одиночество.

Одиночество. Стремление к нему и
стремление от него, слитые в единое чувство,
освященное авторитетом Лао и Куна.

"Хочу, чтобы Вы остались на осень со мной».
Желание разделить одиночество.
Вечно несбыточное желание.


Липовка — июль 1992

中国诗人。最喜欢孤独,
而折磨他们的也是孤独。

 

孤独。追求孤独,孤独中探索,
交织成唯一的感情,对老子
和孔子产生了由衷的尊敬。

“但愿两位智慧长者留下来
陪我度过秋天。”分享孤独。
永远难以实现的心愿。


1992年 7月 利波甫卡
2019,1,28 谷羽译

 

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

28


Читая Упанишады...

Если бы я сегодня  писал  эти  древние  книги,
каким бы слогом я писал? На нескошенном лугу в
берегу Черного озера я смотрел на  остролистый
тростник и подумал:  Наверное,  тем же самым -
наивным  и  темным.  Такова  природа.   Такова
природа вещей. Мудрецы древности были поэтами.
Или,  может   быть,   поэты   древности   были
мудрецами.  Глубокая философия наивна и темна.
Как поэзия.  Как сердце глупца.  Ибо  все  они
открыты    миру.   Они   бесстрашно   касаются
оголенного   смысла   вещей.   Нет    у    них
инструментов,   они  беспомощны  и  ничего  не
умеют,  ничего не знают. Смысл бытия не терпит
посредников. Душа мира не носит одежд.
Липовка - июль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

29


Что изменилось за тысячелетия?
Разве изменилась природа?
Разве изменился человек?
Только то, что между ними, - культура.
Но культура - это накопление и вечный возврат.
Прошлое стало сном настоящего.
Будущего, по-видимому, просто нет.
Липовка - июль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

Из цикла "Мой архитектор"

Спрашивает ученик:
"В чем источник истинный творчества?"
Архитектор уходит.
Ученик остается один
познавать горький вкус одиночества.
Липовка - июль 92

 

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

Из цикла "Мой архитектор"

"Что такое тишина?" -
спрашивает ученик.
Архитектор бьет в барабан:
"Бам-ба-бам! Бам-ба-бам!"
Архитектор дует в трубу:
"Ду! Ду-ду! Ду! Ду-ду!"
Архитектор палит из пушки:
"Ба-бах!"
Липовка - июль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

32


Если мы на Земле этой гости,
то где же наш дом?
Если в желтой воде только белые кости,
то где же душа?
Если нету пути - лишь одна трава,
то куда ж нам идти?
Если ветер уносит все наши слова,
то кто их услышит?
Если жизнь это только причудливый сон,
то будет ли утро?
Если слышен в ночи колокольный звон,
то нужно ли спрашивать?
Нужно ли спрашивать?
Липовка - июль 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

33


В день пророка Ильи листья уже желтеют.
Шорохом будущей осени ложатся они на тропу.
С каждым ушедшим днем воды небес бледнеют.
И все ложится ветер в лугах на сухую траву.
Липовка - август 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 




Собака белая сидела
и тихо на воду глядела.

А по воде плыла дорожка.
И солнце падало в луга.
Собака думала немножко.
Немножко думала река.

И, размышляя в тишине,
деревья опустили листья.
Один лишь я, как бы во сне,
стоял без чувства и без мысли.

Огни заката угасали.
Вода струилась почернелая.
Ушла домой собака белая.
И все деревья тихо спали.

Лишь я, задумавшись стоял,
и стих вечерний сочинял.
Липовка - август 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

35 
   

Иероглифы на фонаре

灯笼上的方块字
   

Здесь дуют   ветры восьми направлений              БА ФЭН
Здесь я понял значенье   восьми управлений       БА ЧЖЭН
Сам себя назову   огородов смотритель                ЮЙ ИНЬ
Сам себя я назначу   гаданий правитель                БУ ИНЬ
Пусть друзья   дом отшельника   сыщут                ЧУ ШИ
Угощу их   изысканной пищей                              ЮЙ ШИ
Только   детям   известно подобное счастье        СЯО ТУН
Только здесь я нашел с этим миром   согласье   ДА ТУН

Липовка — август 1992

这里刮的风吹往八个方向   八风
这里我明白语意有八种用法  八征
我把自己叫作菜畦看守人   芋尹
我把自己称呼为算卦的人   卜尹
任朋友们翻腾隐士的房间   处士
用搜寻出来的食品招待他们  玉食
只有孩子们知道这样的福气  小童
只有在此处我得以和谐处世  大同

1992年 8月 利波甫卡
2019,1,21 谷羽译初稿
2019,1,22 伊戈尔回信答疑
2019,1,28 谷羽修改

 

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

36


ДОРОЖНАЯ   СЧИТАЛКА


Водку пили, пили, пили -
не допили, пили спирт.
Спирт мы пили, пили, пили -
не допили, пили чай.
Чай мы пили, пили, пили -
не допили, легли спать.
Спали, спали - не доспали,
солнце начало вставать.
Рассветало, рассветало -
побежали загорать.
Загорали, загорали -
не сгорели, пошли есть.
Ели, ели - не доели,
стали водкой запивать.
Липовка - август 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

"Русская танка"

Не шелохнется
рядом с ущербной луной
ветка березы.
Слышен вдали разговор.
Не разобрать тихих слов.
Липовка - август 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

38 
   

Пример Тао Юань-мина

尊陶渊明为师
   

И прежде хотел я
жить в этой Южной деревне,
Себе Тао Цяня
поставив в высокий пример.
Пусть не удалось мне
за годы скопить столько денег,
Чтоб можно в столицу
мне было забыть пути.
Но все же часть года
могу проводить я в доме,
В который вложил я
свое разуменье и труд.
И в раннем тумане
смотреть, как восходит солнце,
И видеть, как ветер
ложится на гладь воды.
Простые заботы
могу отложить на время,
И древние книги
строку за строкой читать,
С другими людьми, что когда-то
любили эти же книги,
Через туман столетий
беззвучный ведя разговор.
Одно только жаль мне:
из ныне живых людей
Мое одиночество
ни с кем не могу разделить.
И чудным твореньем
нам вместе не восторгаться,
Неясные мысли
друг другу толкуя в нем.


Липовка — август 1992

住在南方的乡村
  是我最初的心愿,
我认为诗人陶潜
  是我最高的典范。
即便我在这一年
  难以积攒很多钱,
为的是能去京城
  不至于半途而返。
不过更多的时间
  还得在家里度过,
需要在这里思考,
  需要在这里劳作。
当早晨雾气迷蒙,
  看太阳如何东升,
看那平静的水面
  如何能容纳清风。
日常的繁忙劳碌
  我可以稍加拖延,
而那些古代典籍,
  要逐行细读钻研,
古时候曾经有人
  痴迷于这些经典,
须穿越百年迷雾
  才能够无声交谈。
我只有一点遗憾:
  当代的活人中间,
没有人跟我交流
  我感到特别孤单。
原本奇妙的创作
  无人来分享赞叹,
当思绪混沌纷乱
也无人排解忧烦。


1992年 8月 利波甫卡
2019,1,21 谷羽译

 

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

39


Поверхность мира
прокурена, пропита, проговорена.
Ее дыхание нестойко,
ее цвета бледны,
и звуки нечисты.

Глубины мира -
остывшее спокойное пространство.
Его дыхание бездонно,
его цвета подобны ключевой воде,
и звуки - слоги речи тишины.

Путь - переход.
Вода - граница.
Земля - основа.
Небо - ориентир.

О возвращеньи говорить
я не хочу.
Москва - сентябрь 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

40


Подобно падению капли дождя,
срывающейся с края листа,
той единственной осенью.
Подобно падению белого лепестка,
кружащегося над весенней землей.
Подобно падению утреннего луча
через стекло веранды.
Мгновенна вечность
в безостановочном токе
желтых вод.
И кажется, иногда,
что вечность уже была,
и больше ее не будет.
Мутна желтая вода.
Москва - сентябрь 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 



Разве у человека одна душа?
Их столько, сколько стволов в лесу.
Среди них заблудилось, подобное эху,
в ветхом плаще на тонких плечах
мое "я".
Москва - сентябрь 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

42


Мне не нравится, когда смеются люди.
В большинстве случаев им надо бы плакать.
Или хотя бы не шуметь.
Москва - сентябрь 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

43


Рисую дворы моего детства:
темный угол - светлый угол,
угол залит водой - угол засыпан землей.
Пятый угол всегда в тумане
опустившихся облаков.
Москва - сентябрь 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

44


Мало снега. Замороженные травы.
Солнце низкое в оправе
бледно-дымчатого неба.
В магазине нету хлеба.
В доме нету сигарет.
В парке в ледяной дорожке след
человека и собаки.

Они ушли далеко-далеко
в теплый край у подножья горы,
где на склонах растут
ярко-красные маки.
Москва - декабрь 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 



Тишина снегопада. Безмолвие снежных полей.
Видишь заячий след, исчезающий в белом лесу?
Слышишь черной воды незвучащую речь подо льдом?
У тебя на запястье растаяли стрелки часов.
И в кармане моем с календарика сыпятся числа.
Из каких мы годов, из каких мы пришли городов?
О, не спрашивай больше - в ответах нет смысла.
Москва - декабрь 92

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 



Человек умирает в Боге.
Бог рождается в человеке.
Безначален и вечен этот круговорот,
этот всплеск пустоты...
Москва - январь 93

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

47
Ритуальные числа
опубликовано в альманахе хайку "ТРИТОН". Вып. 1. 2000




хокку свободное


Только ветра один порыв - и исчез
дикой вишни белый цветок.
Минуя Бога, вглядываюсь в пустоту...
Москва - январь 93

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

48


Еще одно лето. Цветок незабудки
я вспомнил. Но имя цветка,
что в сердце моем раскрывался,
когда рождались стихи, -
не вспоминается...
Москва - июнь 93

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 



Над лугами цветов ветер кружит.
Ты спросишь, что видел я в этой жизни?
- алый туман гвоздик.
Ты спросишь, что слышал я в этой жизни?
- колокольчиков звон голубой.
Ты спросишь, что знаю я в этой жизни?
- белой ромашки судьбу.
Ты спросишь, что я забыл в этой жизни?
- зеленой травы забвенье.
Ты спросишь, что будет после?
- буду ветром кружить над лугами.
Липовка - июль 93

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

50


На пути человека бывают дни,
будто под жарким солнцем
идешь по песчаной дороге.
В безветрии не шелохнутся
нити трав.
Мысль-сознание отлетает
в белое небо,
будто смотришь сам на себя,
бредущего медленно
под стеклом микроскопа.
И кажется, точно таким
будет последний путь.
Липовка - июль 93

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

51 
   

Смысл политики

从政的含义
   

… искупаться в водах реки И,
испытать силу ветра у алтаря дождя
и, распевая песни, возвратиться.

浴乎沂,风乎舞雩,詠而归 — «Лунь Юй» 11:25

曾皙曰:“暮春者,春服既成,冠者五
六人,童子六七人,浴乎沂,风乎舞雩,
咏而归。“夫子喟然叹曰:”吾与点也。”
(《论语·先进》

   

Синие тучи прошли стороной,
Успокоились ветви сосен.
"А все-таки, как управлять страной?" —
Ученик продолжил вопросы.

Где-то вдали грохотала гроза,
А здесь даже ветер стих.
Старый учитель открыл глаза,
И был его голос тих:

"Искупавшись в водах реки,
Ветру подставить грудь,
И с песней в обратный путь
Вместе с друзьями отправиться.

Но если тебе не нравится
Этот короткий ответ,
Впереди у тебя много лет,
Чтобы познать на практике,
В чем истинный смысл политики".


Липовка — июль 1993

朵朵云彩飘向一边,
松树枝归于平静。
“究竟该怎样治国?”
学生继续提问。

远处传来雷雨声,
而此地风都已平息。
老先生睁开了眼睛,
他的声音安逸:

“在河水里沐浴,
清风吹拂着胸脯,
跟几个朋友一道,
唱着歌走回家去。

如果你不喜欢
这简短的回答,
未来岁月还很长久,
实际的历练告诉你,
何为从政的真实含义。”


1993年 7月,利波甫卡
2019,5,9 谷羽译

 

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

52


Вечер летнего дня
в безветрии тонет.
Тихое солнце
к западу клонится.
Неподвижна вода,
успокоились ветви деревьев.
Я бреду не спеша -
просто незачем мне торопиться.
В голубой вышине
безмятежная кружится птица.
И в зеленой траве
черный уж не торопится скрыться.
Все волнения мира,
я знаю, важны.
Только здесь и сейчас
мне они не нужны.
Я, конечно, вернусь
в свой дом.
Я, конечно, займусь
делами.
Это будет потом, потом,
где-то там вдалеке, за лугами.
Вечер летнего дня не мал,
но и он кончается.
Солнца круг, остывая, ал,
на ладонях воды качается.
Липовка - июль 93

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

53


В тихом зеркале воды
небо голубое,
ветви длинные деревьев,
и прибрежные кусты,
нити водяной травы.

В тихом зеркале сердца
не движется время,
и пустые скорлупки вещей,
и неясные тени событий,
и люди тумана.
Липовка - август 93

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

54


Шутка...


В даль далекую к теплому югу
что-то манит меня и влечет
без дорог по росистому лугу
с юной девушкой через плечо.

Все рвалась и просилась на волю.
Мне пришлось ее шлепнуть, шутя.
То как зверь она дикий завоет,
то заплачет она как дитя.

Песне жалобной вторя, ликует
птиц лесных соблазнительный хор,
когда я, луг росистый минуя,
словно в спальню вхожу в темный бор.

И подумалось, ну его к богу,
этот юг - мне и здесь хорошо.
Я кладу ее вдоль на дорогу,
там, где стадо коровье прошло.

А кругом сосны кружат, играя.
Небо катится синей рекой.
Я на ухо шепчу "дорогая..."
Она шепчет в ответ "дорогой..."

А когда все свершилось приятно,
разошлись мы с подругой моей.
Вся в слезах она - лугом обратно.
С с усмешкой - дорогой своей.

Я придумал историю эту
в назидание юных девиц:
Не гуляйте в лугах на рассвете,
сторонитесь сомнительных лиц.
Липовка - август 93

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

55


Отчего же нельзя возвратиться к началу
и попробовать жизни иные пути?
Неудачу терпели все те многие люди,
кто пробовал это.
Им казалось - вернулись, обманув свое время.
Слишком поздно они замечали,
что попросту сбились с пути.

Отчего же нельзя возвратиться к началу?
Жизнь человека - не в его ли руках?
Если сердце умеет, и руки еще не забыли,
и музыке звезд как и прежде внимает душа.
Тот, кто пробует в реку
войти второй раз,
не находит прежней воды.
И судьбу человека
невозможно в кольцо свернуть.
Остается лишь радость,
что хранится на дне стакана.
А потом просыпаешься рано -
ждет тебя твой прерванный путь.
Липовка - август 93

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

56


Дни уплывают, гонимые ветром,
подобно теням облаков,
что плывут через луг.
Тени одна за другой уплывают вдаль.
В небе большом исчезают белые облака.
А на земле остаются зеленые травы.
Ветер тревожит и клонит, и клонит цветы.
Дорога прямая суха и пустынна.
К вечеру солнце уйдет и мир остынет.
Лишь в сновиденьях ночных возвращаются дни,
подобные звездам далеким и холодным.

Липовка - август 93

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

57


Намек, иносказание - и прямая,  открытая речь.

                  Инь и ян.

И то  и  другое  выходит из нечленораздельного
звериного голоса.

Намек -  это  значит:  я  не  могу высказаться
ясно, я и сам ясно не понимаю, но, надеюсь, ты
поймешь  мое  состояние,  воспроизведешь его в
своем сознании.

               Это подобно эху.

Прямая речь - это значит:  я понимаю,  я знаю,
что хочу сказать,  и  говорю  это,  и  мне  не
важно, слушаешь  ты  меня  или нет,  понимание
твое моей речи  для  меня  необязательно.

         Это подобно стуку метронома.

Открытая речь    выделилась    из     сознания
человечества в  науку.  И  тем  самым показала
свою мощь и свою недостаточность.

Иносказание вылилось    в   форму   искусства,
изощрившись и став намеком на намек.

Но и то и другое остается в жизни,  потому что
жизнь двойственна в сути  своей:  это  монолог
моего "я" и это мой диалог с тобой.

        Ян - это монолог, прямая речь.
           Инь - это диалог, намек.

С помощью ян мы понимаем сами себя.
С помощью  инь  мы  пытаемся  понять другого и
передать ему понимание себя.

Но в монологе одинокого "я" чувствуется  тоска
по другой душе. В ян зреет инь.

Но в    диалоге    двух    сердец    вызревает
самоосознание себя. В инь зреет ян.

Инь первичнее,  глубиннее,   зверинее.   Даже,
когда ясно  осознаешь,  что  хочешь  сказать и
есть прямые слова  для  этого,  эти  слова  не
хотят произноситься,   вместо  них  появляются
другие слова,  жесты,  взгляды,   молчание   -
намек. Может    быть,    потому,    что   ясно
осознаваемое - это не все, что хочешь сказать,
а только верхняя часть айсберга?  Мы не всегда
отдаем себе  отчет,   насколько   в   обычной,
повседневной жизни мы пользуемся иносказанием,
намеком вместо прямой и открытой  речи.  Может
быть, и  сама наша жизнь в своих проявлениях -
лишь намек     на     нашу      непроявленную,
непроявляемую жизнь, скрытую и истинную.

И все же в инь вызревает ян.  И нужно мужество
для открытой речи о том,  что намеком  уже  не
столько скрывается,  сколько портится. Если не
стремиться к проявлению  истинной  жизни,  она
перестает быть  истинной.  Она  задыхается без
свежего воздуха  бытия.

  И человек начинает говорить, делать, жить.
        "Прямая дорога совершенно ровна."

Но в  своем  высшем проявлении,  в бесконечной
открытости, в мужестве прямой дороги,  в слове
и деле  подобным  полету  стрелы,  когда  свет
солнца становится предельно  ярким,  возникает
инь.

               И солнце черное.
        Высшее ян превращается в инь.

Прямая речь  оказывается  намеком  -  на  речь
другую,  более глубинную, более истинную и еще
не осознанную.  Вообще прямая речь - это намек
на свое    происхождение,   на   путь   жизни,
приведший к этой  речи.  Но  важнее,  что  это
становится намеком на последующий путь, первым
шагом на пути в десять тысяч ли.
    Круговорот инь и ян составляет жизнь.
       В Великом Пределе они сливаются.
                  В смерти?
                 В рождении?
     Любое прямое слово об этом - намек.
Любой намек на это - прям как удар метронома.
Липовка - август 93

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 



Курить сигареты "Ява",
"Столичную" водку пить
в деревне, где нет переправы
и некому почту возить.

Раскрывши старые письма,
в молчаньи сидеть за столом.
Смотреть как желтеют листья
у старых берез за окном.

Умом понимая сущность
больших перемен в стране,
почувствовать сердцем скучность,
остаться душой в стороне.

А чтобы не было грустно,
а чтобы не было скушно,
соседка придет тетя Дуся,
старую вспомнит частушку:

"Сидит Ленин на престоле -
 два нагана по бокам:
 нынче землю разделили
 по живущим едокам."
Липовка - август 93

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 


Мы с женой похоронили его  у  края  большого  луга
недалеко от Черного озера в тени дубовых деревьев.

Там, где  в начале лета он лег на траву и долго не
хотел подниматься и мне  пришлось  сесть  рядом  и
ждать  его.  Тогда  было очень жарко,  он устал на
прогулке и не захотел идти с нами дальше.  Я  один
провожал  его обратно домой.  Так мы сидели в тени
деревьев, глядели на синее небо и белые облака, на
алые цветы гвоздик и голубые цветы колокольчиков и
белые цветы ромашек.  В то время было очень  много
цветов на лугах. Потом мы пошли медленно, и именно
тогда стали возникать строки

        Над лугами цветов  ветер  кружит...

и дальше про  гвоздики,  колокольчики,  ромашку  и
                  зеленую траву

           Ты спросишь, что будет после?
         - буду ветром кружить над лугами.

Тогда я не мог знать, что эти слова не про меня, а
про нашу белую собаку. Он прожил с нами тринадцать
лет.

Эта осень   выдалась   на   редкость  дождливая  и
холодная.
Москва 7 сентября 93

назад индекс вперед   вверх содержание вниз

 

59

П р о щ а н и е ...

Мокрых лугов раскинулись крылья
Уходит ветер в ткань  дождя
Струится вода по лицу
вымокли рукава  одежд

Тринадцатое лето проводив
не остался со мною на осень
тот кого называли
белая  собака

назад индекс вперед   вверх содержание