Титульная страница   фотоотчёт
главная
страница
о клубе
В  е  ч  е  р  а        н  а        Т  а  г  а  н  к  е 
первый
предыдущий
следующий
последний
31 мая 2014. Слова наискосок
25 октября 2014. Комментарий дождя
Мы ещё не придумали, что бы тут сделать

155: 27 сентября 2014

 

 

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

ПОСЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

вечер посвящается памяти
Эдуарда Шульмана

   
 
   
 
 
   
 
   
 
   
   
   
   
   
   
   

new contiue

 

 

 

 

ПОСЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

 

Речь идёт, конечно, о "ПОСЛЕ ЛЕТНЕМ ВЕЧЕРЕ".

Это традиционная клубная тема сентябрьского вечера.

Кто что сделал, увидел, услышал, понял, изобрёл, сочинил...
за лето - поделитесь.

 

Но если вы прочтёте "ПОСЛЕДНИЙ ВЕЧЕР", то,
поскольку "ошибку совершить невозможно"
[Курт Воннегут "Колыбель для кошки"],
это тоже будет правильно.

Вечер посвящён памяти автора клуба Эдуарда Шульмана.

вечер посвящается памяти

Эдуарда Шульмана

ниже приводится текст с сайтов
"Новая литературная карта России"
"ВИКИПЕДИЯ"
"Сноб"

Эдуард Шульман


Эдуард Шульман родился в Минске в 1936 г.
С 1944 г. жил в Москве.
В 1962 г. окончил Литературный институт.

Первая публикация — «Ухтомский рабочий» (Люберцы, 1955, весна).

За тридцать лет (при советской власти) обнародовал три рассказа, писал заказные сценарии. Сочинял сценарии для документальных и научно-популярных фильмов.

С 1989 эпизодически публиковался — главным образом, под псевдонимом Эд. Шухмин — в советской (журналы «Знамя», «Нёман», газета «Московский комсомолец»), а затем и эмигрантской (журналы «Континент», «22») периодике.

Вёл рубрику «Некруглая дата» в «Новой ежедневной Газете».

Активно печатается, под собственным именем (и, изредка, под псевдонимом Израиль Петров) с начала 1990-х гг.: публикации в журналах «Знамя», «Огонёк», «Сельская молодёжь», «Согласие», «Октябрь», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Лехаим» и др., а также в Интернете.

В 1993 году вышли две книги на французском языке (перевод Любы Юргенсон).

Первая книга в России, «Еврей Иваныч», издана в 1998 году (преиздана в 2008 году как «Еврей Иваныч, или Три псевдонима»).

В 2008 году издательством «Арт Хаус медиа» выпущены книги «Новое неожиданное происшествие, или Портрет художника в юности», «Полежаев и Бибиков, или собрание разных бумаг — основательных и неосновательных», «Те, кому повезло», «Скандал, или Откуда что», «На классических полях, или Сын отечества».

Книга «Полежаев и Бибиков, или собрание разных бумаг — основательных и неосновательных» номинировалась на литературную премию «Русский Букер 2008».

Творчество Шульмана включает собственно художественную прозу, значительная часть которой посвящена жизни российского еврейства, Холокосту, Великой Отечественной войне, и эссеистику на литературные темы — в частности, документальные очерки о писателях второго ряда (например, об Анатолии Каменском, Семёне Гехте), подборки цитат и невыдуманных историй из жизни Виктора Шкловского, Владимира Маяковского и многих других.

 


Трудно найти пример более смиренного, нетщеславного служения литературе, чем Эдуард Шульман. При всем его самобытнейшем даре и неиссякаемом трудолюбии, за все советское время он опубликовал всего три рассказа. А в постсоветское, когда самое время было раскрутиться и с его еврейской тематикой, и с повестями из крепостнического развратного быта, - он так и остался тихим, но внятным и мудрым голосом "на полях", вне журнальных и премиальных баталий. 

Он никогда никому не завидовал и ни на что не жаловался. В то же время ему был чужд нарциссизм и самовеличание "непризнанного гения". Он был внимательным собеседником, с наклонностью к юмору, деталям и курьезам, но в таком расширительном контексте, что за ними угадывался формат большого биографического или исторического сюжета. Это был теплый юмор в стиле его ровесника Вуди Аллена, сочувственный к маленьким людям, даже если ими оказывались великие. Его интересовало все, что имело отношение к литературе, и прежде всего ее создатели. Гоголь, Чехов, Бабель, Зощенко, Маяковский, Хармс - примерно таков был центр его интересов, а границ у этой вселенной не было. Он любил анекдотическое в литературе, всякие истории, жанровые сценки, героями которых были сами писатели.

Наследие Шульмана составляет примерно 20-25 томов, из которых издана едва ли треть, и все это нам еще предстоит прочитать и освоить, чтобы понять его место в литературе, место "Еврея Ивановича" (по названию одной из его книг), в том ряду, который начинается Шолом-Алейхемом и Бабелем.

Михаил Эпштейн

 

Эдуард Шульман стал автором клуба "Подвал № 1" 6 с лишним лет назад и за это время выступал 6 раз:

26 апреля 2008 Еврей Иванович на классических полях
31 мая 2008 АПОКРИФЫ (вместе с Михаилом Кагановичем)
25 апреля 2009 Хлеб
26 декабря 2009 КОМЕДИАНТ, ИЛИ РОЖДЕСТВО С ВОЛЬФГАНГОМ БОРХЕРТОМ
11 декабря 2010 "КОРОТЫШКИ" в литературных кругах
25 декабря 2010 Диплом премии "Золотой сверчок" в номинации "Коротышки на классических полях" (№21)

фотографии

 

Фотографии с вечера Алёны Лебедевой