#17 СУЙ
= Гром\Озеро
|
Последование | Следование | Следование
|
Как пройти между прошлым и будущим,
не порвав сокровенную связь? В зеркале ясном и чистом басовая дрожь струны. Подобно эху в горах. |
Вариант Виктора Яковлева Как пройти меж минувшим и будущим, |
В тексте И-цзина говорится:
Шестерка вторая. Сблизишься с малыми детьми – потеряешь возмужалых людей (у Яковлева: опытных старцев и мужей).
Шестерка третья. Сблизишься с возмужалыми людьми (у Яковлева: опытными старцами и мужами) – потеряешь малых детей.
Опытные старцы и мужи – это прошлое; малые дети – будущее. Речь идет о трудности соединения в настоящем прошлого и будущего. О том, что трудно найти меру, нужную "пропорцию" между ними. О том, как трудно сохранить связь, по Конфуцию (в Кун-цзы яо сян чжуань – "Комментарии к символам черт"), взаимодействие между прошлым и будущим. Будущее, видимо, должно следовать за прошлым. Но все же будущее не может полностью повторять, копировать прошлое. В этом следовании в сложных противоречивых отношениях находятся старое и новое, преемственность и движение вперед. Видимо, такова сложная сущность самого времени. В Кун-цзы туань чжуань – "Комментарии Конфуция к символам" – сказано:
И Поднебесная следует велению времени.
Поэтому в стихотворении – Как пройти между прошлым и будущим, не порвав сокровенную связь?
В зеркале ясном и чистом басовая дрожь струны. – "В глубине Озера Гром" (Кун-цзы гуа сян чжуань – "Комментарий Конфуция к образам в гексаграммах"). Триграмма Дуй-Озеро – наверху, триграмма Чжэнь-Гром – внизу.
Подобно эху в горах. – ядерные триграммы Сунь-Ветер вверху и Гэнь-Гора внизу образуют гексаграмму Цзянь-Течение(Приплытие), по поводу которой Конфуций в Кун-цзы гуа сян чжуань – "Комментариям к образам в гексаграммах" – говорит:
Цзюнь цзы, набираясь мудрости и духовной силы, улучшает нравы.
Таков, видимо, результат правильного следования.