#43 ГУАЙ = Небо\Озеро
|
Выход | Решимость | Решимость
|
Что есть истина? Что есть ложь? |
Вариант Виктора Яковлева «Так, где будет правда, и где будет ложь?» — |
Стихотворение построено на двух образах: Небо и Слово (речь, говорение). Небо – это нижняя триграмма Цянь, Слово – это одно из значений верхней триграммы Дуй-Озеро. Согласно Ю.Щуцкому, знак Дуй-Озеро первоначально изображал человека с раскрытым ртом. Поэтому этот знак в некоторых контекстах имеет значение "говорить", "возглашать". И действительно, весь текст к гексаграмме #43 Гуай пронизан идеей речи, слова, говорения. В нём три раза встречается иероглиф "возглашать" [пер. Щуцкого] или "имя" [пер. Яковлева]:
в афоризме к гексаграмме в целом – "правдиво возглашай" или "верность имени";
в афоризме ко второй черте гексаграммы – "опасливо возглашай" или "береги имя";
в афоризме к последней черте гексаграммы – "не возглашай" или "нет доброго имени".
Кроме того, в афоризме к четвёртой черте гекаграммы встречается слово "речь" ("разговор"). Оно записано отдельной графемой янь, которая входит детерминативом во многие китайские иероглифы. В частности, в иероглиф юй – "речи", "слова", "язык".
Первые две строки стихотворения могут напомнить поэму Цюй Юаня "Вопросы к Небу". Третья и пятая строки – парафраз эпизода из "Лунь юя" Конфуция [17.19]:
Учитель сказал: "Я не хочу больше говорить".
Цзы-гун сказал: "Если учитель не будет больше говорить, то что мы будем передавать?"
Учитель сказал: "Разве Небо говорит? А четыре времени года идут, и вещи рождаются. Разве Небо говорит?"В четвертой строке использован афоризм И-цзина к третьей черте:
Он одиноко идет и встречает дождь
Может быть, дождь – это ответ Неба на вопросы к нему? Может быть, дождь – это вода из "Озера в Небесной Вышине" (Кун-цзы гуа сян чжуань – "Комментарий Конфуция к образам в гексаграмме")?