#51. ЧЖЭНЬ = Гром\Гром
|
Молния (Возбуждение) | Гром | Гром (Возбуждение)
|
Плывет над озером дымок. |
Вариант Виктора Яковлева Затих и снова слышен гром, |
Гексаграмма состоит из двух одинаковых триграмм Чжэнь-Гром. В 10-й главе Шо гуа чжуань – "Комментарий, поясняющий восемь триграмм" – излагается теория порождения шести младших триграмм из старших триграмм Цянь-Небо и Кунь-Земля. Цянь – это отец, Кунь – это мать, а младшие триграммы – их дети.
Мать-Кунь обретает последовательно трех сыновей – старшего, среднего и младшего – как появление черты ян последовательно в нижней, средней и верхней позиции: триграммы Чжэнь-Гром, Кань-Вода и Гэнь-Гора:
Отец-Цянь обретает последовательно трех дочерей – старшую, среднюю и младшую – как появление черты инь последовательно в нижней, средней и верхней позиции: триграммы Сунь-Дерево, Ли-Свет и Дуй-Озеро:
Первым появляется старший сын – триграмма Чжэнь-Гром. В стихотворении даны образы пяти остальных младших триграмм: Озеро-Дуй, Ручей(Вода)-Кань, Горы-Гэнь, Росток(Дерево)-Сунь, Свет-Ли.
"Чжэнь – это подвижность" (7-ая глава Шо гуа чжуань). "Чжэнь побуждает" (Цза гуа чжуань – "Комментарий к гексаграммам в спутанном порядке"). Поэтому в стихотворении образы даются в движении, появлении.
В 5-ой главе Шо гуа чжуань сказано:
Божество появляется в чжэнь.
...
Все сущее выходит там, где чжэнь.
Чжэнь – восточная сторона света.Поэтому – Рождает свет ночной Восток.
В 11-ой главе Шо гуа чжуань сказано, что Чжэнь:
Из того, что рождает земля,
Представляет то, что вырастает вопреки ожиданиям;
Представляет жизнестойкое.Поэтому Сунь-Дерево представлено в стихотворении как росток.