#49 ГЭ = Огонь\Озеро
Смена | Перевязь | Обновление (Кожа)

Ночей и дней бежит круговорот.
Год умирает – рождается год.
Кружится пламя в глубинах озёр.
Тигра и барса изменчив узор:
светлое – тёмное, нечет и чёт.

Вариант Виктора Яковлева

Ночей и дней минует череда;
Уходят, наступая вновь, года;
Мерцает пламя в глубине озёр;
У тигра и у барса свой узор:
Так инь и ян, так чёт или нечёт
Приходят и уходят в свой черёд.


 

Первые две строки стихотворения выражают общую идею смены времен. В Кун-цзы туань чжуань"Комментарии Конфуция к символам" – сказано:

Небо и Земля взаимосвязаны,
И четыре времени года совершают [свой ход].

В Кун-цзы гуа сян чжуань"Комментарии Конфуция к образам в гексаграммах" – говорится [пер. Яковлева]:

В глубине Озера Пламя. "Перевязь".
Цзюнь-цзы устанавливает (приводит в соответствие)
Числа, дни. сезоны.

Триграмма Ли-Пламя под триграммой Дуй-Озеро. Поэтому "Кружится пламя в глубинах озер".

Последние две строки стихотворения связаны с двумя верхними чертами гексаграммы [пер. Щуцкого]:

Девятка пятая.
Великий человек подвижен, как тигр.
...
Наверху шестерка.
Благородный человек, как барс, подвижен...

В Кун-цзы яо сян чжуань – "Комментарии Конфуция к символам черт" – разъясняется [пер. Яковлева]:

Девятка пятая.
"У великого мужа повадки тигра". -
Узор его ярок.

Верхняя шестерка:
цзюнь-цзы повадки леопарда". -
Узор его в темных тонах.

Согласно комментарию Яковлева, верхняя триграмма Дуй-Озеро символизирует тигра в расположении Позднего Неба, а ее средняя черта символизирует государя. Похоже, что сравниваются выходы государя (пятая черта – тигр) и царевича (шестая черта – барс) во время церемонии. Вероятно, речь идет о торжествах в шанской столице; государь – это У-ван, а цзюнь-цзы, вероятно, Чжоу-гун, составивший гимн У-вану.

Светлый и темный узоры – это светлая, нечетная (ян) пятая и темная, четная (инь) шестая черты гексаграммы.

#49 ГЭ = Огонь\Озеро
Смена | Перевязь